Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 10:41, контрольная работа

Описание

Подход М. Фридмена выглядел непривычно и был понят не всеми. Во всех научных трудах Фридмен следовал двум постулатам позитивизма: доказуемость и верифицируемость. Для теории перманентного дохода это выражалось, «во-первых, в возможности предсказывать в количественных величинах изменение характеристики потребительского поведения из-за изменения дохода, во-вторых, в согласуемости концепции и эмпирических данных»

Содержание

Модель перманентного дохода Фридмена……………………………………..3
Государственный бюджет……………………………………………………….9
Сущность государственного бюджета………………………………………….9
Бюджет: понятие и функции……………………………………………………11
Принципы бюджетной системы РФ……………………………………………16
Бюджетный дефицит……………………………………………………………18
Дефицит государственного бюджета и его виды……………………………..21
Список литературы………………………………………………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

прекладная экономика контр работа.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

     Увеличение  государственного долга имеет ряд  отрицательных последствий. Этот долг составляет возрастающую часть ВНП. что уменьшает долю дохода, идущую на потребление и накопление. В бюджете выделяется все увеличивающаяся часть расходов для погашения процентов по внутреннему долгу (10-20% всех бюджетный затрат).

     Широкая продажа государственных ценных бумаг предприятиям и населению неизбежно ведет к повышению процентных ставок и к увеличению удельного веса государства на рынке ссудных капиталов. В итоге возникает так называемый "эффект вытеснения". С рынка ценных бумаг уходят иные продавцы, которые не могут дать покупателям ценных бумаг более надежные инвестиции.

     Большие особенности имела бюджетная  политика в нашей стране.

     Дефицит государственного бюджета  и его виды

     Различают структурный,  циклический и фактический бюджетный дефицит.

     Структурный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами бюджета, которые поступили бы в него в условиях полной занятости ресурсов при существующей системе налогообложения:

     dS = G – tY*

     где d S – структурный дефицит бюджета, G – государственные закупки,  t – налоговая ставка, Y* - потенциальный ВВП.

     Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:

     dС = d - d = (G – tY) – (G – tY*) =  t (Y* - Y)

     где dС – циклический бюджетный дефицит, - фактический бюджетный дефицит, dS – структурный бюджетный дефицит, G – государственные закупки,  t – налоговая ставка, Y –фактический ВВП, Y* - потенциальный ВВП.

     Во  время спада фактический дефицит  больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y < Y*. В период подъема фактический дефицит меньше структурного на абсолютную величину циклического дефицита, поскольку  при  буме Y > Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.

     Выделяют  также текущий дефицит бюджета  и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

     Бюджетный дефицит - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

     За  последние семь лет произошел  резкий скачок бюджетного дефицита. Он привел к быстрому росту государственного долга как внутреннего,  так и внешнего.  Если учесть,  что положение  считается  контролируемым  при  государственном долге, не превышающем половины валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2-3%, то нынешнее финансовое положение страны можно оценить как тяжелейший кризис, ибо и по дефициту бюджета,  и по государственному долгу превышены предельно допустимые нормы.

     Основными причинами резкого скачка бюджетного дефицита в конце 80-х начале 90-х  годов явились:

     - низкая эффективность общественного  производства, усугубляемая малой результативностью внешнеэкономических связей;

     - нерациональная структура бюджетных  расходов, усиленная стремлением жить не по средствам, осуществляя крупные государственные инвестиции и огромные военные расходы, оказывая помощь  ( нередко безвозмездную )  развивающимся странам и т. п. ;

     - неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать  его в качестве стимула развития  экономики и социальной сферы.

     Резкое  увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Нарастание инфляционных процессов выразилось в росте цен на товары и услуги (так называемая видимая инфляция) и резком повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса  (подавленная, т.е. скрытая инфляция).  Нарастание  инфляционных  процессов  существенно снижает жизненный уровень населения,  ведет к обострению социальной напряженности.

     Крайне отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведения  активной  финансовой  политики,  использования общепринятых в мировой практике методов борьбы с   дефицитом. Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем  сбалансированности  государственного  бюджета  -  это сегодня одна из главных задач. Только решая ее, можно проводить целенаправленную финансовую политику.

     Итак, дефицит государственного бюджета - финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможная величина всех его доходов.

     Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета?  Мировая практика  знает четыре основных способа решения этой проблемы:

     1.  Сокращение  бюджетных расходов.  Этот путь преодоления бюджетного дефицита самый простой и самый болезненный, т.к. государство обычно финансирует те нужды общества, которые не могут быть охвачены рынком в силу их неприбыльности. Поэтому сокращение бюджетных расходов неизбежно резко ударяет по самым незащищенным слоям общества.

     2.  Изыскание источников дополнительных доходов.  С ростом инфляции быстро растут абсолютные  суммы доходов фирм и граждан, а значит, и налоги с этих доходов. Но вследствие инфляции растут и расходы бюджета. Как показывает мировой опыт, расходы бюджета возрастают быстрее, чем суммы налоговых поступлений, и дефицит не сокращается, а даже возрастает. Причина простая: расходы надо осуществлять сегодня и по нынешним ценам, а налоги всегда берутся с доходов вчерашних, сложившихся при старом уровне цен.

     3. Выпуск (эмиссия) необеспеченных денег, используемых для финансирования  государственных  расходов.  Самый  легкий  и самый опасный способ затыкания дыр в бюджете  - эмиссия наличных и безналичных денег сверх реальных потребностей экономики. Такая эмиссия подобна финансовому наркотику - она на время снимает боль и тревогу, но затем порождает еще худшую экономическую ситуацию. Конечно, государству напечатать дополнительные деньги нетрудно и выплатить ими повышенную  зарплату.  Но общенациональный рынок сразу определит истинную цену этим деньгам,  отреагировав на их появление скачком цен или исчезновением товаров с прилавков. Поэтому избыточная эмиссия денег - мотор инфляции, а бюджет всегда проигрывает "гонку" с инфляцией.

     4. Одалживание денег у граждан,  банков, хозяйственных организаций,  других государств и иностранных  финансовых организаций.  Подобно  гражданину  или  хозяйственной  организации государство при нехватке денег может их одолжить, прежде всего, у собственного государственного банка  (этот путь сегодня и использует Россия), но возможности кредитования государства национальным банком обычно довольно ограничены. Кроме того, изымая деньги из Центрального Банка, государство теряет те доходы, которые оно как владелец этого банка могло бы получить от кредитования частных фирм и банков. Поэтому оказывается выгоднее одолжить деньги у граждан и хозяйственных организаций страны.

     Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5% ВНП страны, то он допустим. Ежегодные бюджетные дефициты, складываясь, образуют государственный долг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф., «Макроэкономика» Москва изд. «Дело и Сервис» 2001г
  2. Лэйард Р. Макроэкономика. М., 1994.
  3. А.П. Казаков, Н.В. Минаева «Экономика (микро-, макро- и прикладная экономика)» Москва 1999г
  4. Самуэльсон П. А., НордхаусВ.Д. Экономика. М., 1997.
  5. Гальперин В.М., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С.

    «Макроэкономика» /под редакцией Тарасевича Л.С. - Санкт-Петербург: изд-во «Экономическая школа», 1994.

Информация о работе Государственный бюджет, бюджетный дефицит и его виды