Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:56, курсовая работа

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект1.docx

— 180.76 Кб (Скачать документ)

Показатель

2008

2009

2010

Доходы консолидированного бюджета, %

 в том числе:

100

100

100

республиканского бюджета, %.

66,8

67,7

68

местных бюджетов, %

33,2

32,3

32


 

- получаемых на территории г. Минска, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70%, в доход бюджета г. Минска – 30%.

2) налога на добавленную  стоимость, получаемого на территории  Республики Беларусь, в доход  республиканского бюджета - в  размере не менее 70 %, в доходы консолидированных бюджетов областей и бюджет г. Минска - 30 %, в том числе в консолидированный бюджет Брестской области - 4,44%, Витебской - 3,93%, Гомельской - 4,56%, Гродненской - 3,42 %, Минской - 4,5%, Могилевской области - 3,48%, бюджет г. Минска - 5,67%.

3) экологического налога  в части платежей:

- за выбросы загрязняющих  веществ в атмосферный воздух, за сброс сточных вод или  загрязняющих веществ в окружающую  среду, за хранение, захоронение  отходов производства, за производство  и (или) импорт товаров, содержащих  в своем составе 50 и более  процентов летучих органических  соединений, за производство и  (или) импорт пластмассовой тары  и иных товаров, после утраты  потребительских свойств которых образуются отходы, оказывающие вредное воздействие на окружающую среду и требующие организации систем их сбора, обезвреживания и использования, а также за импорт товаров, упакованных в пластмассовую тару - получаемого на территории соответствующей области и г. Минска, в размере 20% в доход республиканского бюджета, не более 30% в доход областных бюджетов, не менее 50% в доход бюджетов базового уровня, 80% в доход бюджета г. Минска;

 - за производство или импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;

- за переработку нефти  и нефтепродуктов организациями,  осуществляющими переработку нефти, - в размере 100 процентов в доход  областных бюджетов и бюджета  г. Минска;

4) сбора при ввозе на  территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств - в размере 100% в доход республиканского бюджета;

5) налога за добычу (изъятие)  природных ресурсов:

- лимиты добычи (изъятия)  которых устанавливаются Советом  Министров Республики Беларусь, в размере 100% в доход областных бюджетов;

- лимиты добычи (изъятия)  которых определяются местными  Советами депутатов в установленном  порядке, а также за изъятие  объектов животного мира, лимиты на изъятие которых устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, - в размере 100% в доход бюджетов базового уровня;

6) доходов от продажи  земельных участков в собственность  иностранным государствам и международным  организациям, от реализации конфискованных  или иным образом обращенных  в доход государства орудий  охоты и добычи рыбы и других  водных животных, а также от  продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета.

Республиканский бюджет на 2010 год по доходам был утвержден  в сумме 35522,4 млрд. руб., или 120,7% к  ожидаемому исполнению 2009 года. Доходы консолидированного бюджета на 2010 год  прогнозируются в объеме 53 трлн. рублей, или 30,4% к ВВП. Республиканский бюджет рассчитан исходя из планируемого реального  роста валового внутреннего продукта в будущем году в размере 111-113% по отношению к уровню 2010 года и показателя инфляции 9% за год.

Однако это  все прогнозные показатели. В целом  же для исполнения республиканских  бюджетов ряда последних лет характерна практика корректировки его доходной и расходной частей. Заметим, что, хотя процесс уточнения показателей  бюджета осуществлялся в соответствии с действующим законодательством, в то же время это указывает  на отдельные просчеты разработчиков  и парламентариев.

    В объеме доходов консолидированного бюджета доходы республиканского бюджета составляют около 66%, доходы местного бюджета – около 34%. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о стабильности в принципах распределения всех государственных доходов.

    Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (таблица 2).

 

Таблица 2 – Структура  доходов бюджета Республики Беларусь

 

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы, в том числе

100

100

100

100

100

-налоговые доходы

92,48

93,1

91,53

89

91,3

-неналоговые доходы

7,52

6,92

8,47

10,8

8,5


 

 

В Республике Беларусь, как  и в странах с развитой рыночной экономикой основной доходной статьей  бюджета являются налоговые поступления (около 90). Значительная часть налоговых  доходов поступает за счет косвенных  налогов: налога на добавленную стоимость  и акцизов. Эти поступления дают гарантированный доход в государственную  казну в условиях нестабильной экономической  ситуации и инфляции. Также значительная часть поступлений приходится на налоги на прибыль и доходы (таблица 3).

Таблица 3.  Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2010-2011 гг., %

Показатели

2010 год

9 месяцев

2011 года

     1. Налоговые  доходы – всего

88,4

92

в том числе:

   
  • Налоги на доходы и прибыль

20,6

24,2

             в т.ч.  -  подоходный налог

9,2

11,0

  • Налоги на собственность

3,5

3,8

  • Налоги на товары и услуги

42,6

47,1

             в т.ч.  – НДС

25,6

33,3

                       - акцизы

7,8

8,9

  • Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

17,1

11,8

      2. Неналоговые  доходы 

11,4

7,8

      3. Безвозмездные  поступления

0,2

0,2

               Итого доходов  

100,0

100,0


 

 

Неналоговые поступления  также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. Доля их за период 2009-2011 год несколько возросла (с 7,52% до 8,5%), как и некоторое снижение доли налоговых поступлений.

Более детальный анализ структуры  поступлений в консолидированный бюджет за 2010-2011 гг. (приложение 1), показал, что доходная часть бюджета Республики Беларусь характеризуется высокой долей косвенных налогов, среди которых налог на добавленную стоимость и акцизы, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны. Их доля в структуре доходов составляет около 35%. Доля налога на прибыль составляет в анализируемом периоде около 9%. Так же значительные поступления происходят за счет налогов от осуществления внешнеэкономической деятельности. Их доля с 2010 года возросла с 7,6% до 15,6 % в 2011 году.

На долю неналоговых доходов  приходится незначительная часть в  структуре доходов бюджета, однако стоит отметить, что за анализируемый  период поступления по этой статье доходов постепенно увеличиваются.

          В течение 2011 года объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2010 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 ноября 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 ноября 2011 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).

Экспорт товаров и услуг  в 2011  году  увеличился по  сравнению с 2010 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.

Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов  малого предпринимательства) за 2011 года  возросла по сравнению с 2010 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.

Индекс потребительских  цен за 2011 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.

С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.

В 2011 году доходы консолидированного  бюджета составили 48,8  трлн.  рублей,  что на 4,3% больше, чем в 2010 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2010 году до 29,9% в 2011 году. Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2010 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении (приложение 1).

 

Рисунок 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

 

2 500,0

3 000,0

3 500,0

4 000,0

4 500,0

5 000,0

5 500,0

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

млрд. руб.

2010 г.

2011 г.

 

Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (табл. 3).

Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные  фонды по состоянию на 1 ноября 2011 года составила 32 млрд. рублей  и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13%  на 1.01.2010 г.  до  0,07%  на 1.10.2011 г.

Расходы консолидированного бюджета  в 2011 году профинансированы  в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2010 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета  в разрезе функциональной классификации  увеличились по всем разделам, кроме  «Национальной экономики» и «Охраны  окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы  по разделам «Социальная политика»  – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы  на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%. 

Рост расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении  граждан жильем. В 2011 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2010 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2011 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2010 годом на 1,2 процентных пункта (рис. 2).

Информация о работе Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь