Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:56, курсовая работа
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы консолидированного бюджета, % в том числе: |
100 |
100 |
100 |
республиканского бюджета, %. |
66,8 |
67,7 |
68 |
местных бюджетов, % |
33,2 |
32,3 |
32 |
- получаемых на территории г. Минска, в доход республиканского бюджета - в размере не менее 70%, в доход бюджета г. Минска – 30%.
2) налога на добавленную
стоимость, получаемого на
3) экологического налога в части платежей:
- за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух,
за сброс сточных вод или
загрязняющих веществ в
- за производство или импорт стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, а также за импорт товаров, упакованных в стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона, за перемещение по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом - в размере 100 процентов в доход республиканского бюджета;
- за переработку нефти
и нефтепродуктов
4) сбора при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств - в размере 100% в доход республиканского бюджета;
5) налога за добычу (изъятие) природных ресурсов:
- лимиты добычи (изъятия)
которых устанавливаются
- лимиты добычи (изъятия)
которых определяются местными
Советами депутатов в
6) доходов от продажи
земельных участков в
Республиканский бюджет на 2010 год по доходам был утвержден в сумме 35522,4 млрд. руб., или 120,7% к ожидаемому исполнению 2009 года. Доходы консолидированного бюджета на 2010 год прогнозируются в объеме 53 трлн. рублей, или 30,4% к ВВП. Республиканский бюджет рассчитан исходя из планируемого реального роста валового внутреннего продукта в будущем году в размере 111-113% по отношению к уровню 2010 года и показателя инфляции 9% за год.
Однако это
все прогнозные показатели. В целом
же для исполнения республиканских
бюджетов ряда последних лет характерна
практика корректировки его доходной
и расходной частей. Заметим, что,
хотя процесс уточнения показателей
бюджета осуществлялся в
В объеме доходов консолидированного бюджета доходы республиканского бюджета составляют около 66%, доходы местного бюджета – около 34%. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего анализируемого периода, что говорит о стабильности в принципах распределения всех государственных доходов.
Темпы роста отдельных доходных источников были различными, что вызвало реструктуризацию доходной части бюджета. Прежде всего, изменилось соотношение налоговых и неналоговых доходов в бюджете (таблица 2).
Таблица 2 – Структура доходов бюджета Республики Беларусь
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Доходы, в том числе |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
-налоговые доходы |
92,48 |
93,1 |
91,53 |
89 |
91,3 |
-неналоговые доходы |
7,52 |
6,92 |
8,47 |
10,8 |
8,5 |
В Республике Беларусь, как
и в странах с развитой рыночной
экономикой основной доходной статьей
бюджета являются налоговые поступления
(около 90). Значительная часть налоговых
доходов поступает за счет косвенных
налогов: налога на добавленную стоимость
и акцизов. Эти поступления дают
гарантированный доход в
Таблица 3. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2010-2011 гг., %
Показатели |
2010 год |
9 месяцев 2011 года |
1. Налоговые доходы – всего |
88,4 |
92 |
в том числе: |
||
|
20,6 |
24,2 |
в т.ч. - подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
|
3,5 |
3,8 |
|
42,6 |
47,1 |
в т.ч. – НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
|
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Неналоговые поступления также являются неотъемлемой частью бюджетных доходов. Доля их за период 2009-2011 год несколько возросла (с 7,52% до 8,5%), как и некоторое снижение доли налоговых поступлений.
Более детальный анализ структуры
поступлений в
На долю неналоговых доходов приходится незначительная часть в структуре доходов бюджета, однако стоит отметить, что за анализируемый период поступления по этой статье доходов постепенно увеличиваются.
В течение 2011 года объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2010 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 ноября 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 ноября 2011 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).
Экспорт товаров и услуг в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2011 года возросла по сравнению с 2010 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.
Индекс потребительских цен за 2011 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В 2011 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2010 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2010 году до 29,9% в 2011 году. Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2010 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении (приложение 1).
Рисунок 1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета
2 500,0
3 000,0
3 500,0
4 000,0
4 500,0
5 000,0
5 500,0
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
млрд. руб.
2010 г.
2011 г.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (табл. 3).
Задолженность по платежам в бюджет
и государственные целевые
Расходы консолидированного бюджета в 2011 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2010 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы консолидированного бюджета
в разрезе функциональной классификации
увеличились по всем разделам, кроме
«Национальной экономики» и «Охраны
окружающей среды». Наиболее значительно
(в реальном выражении) возросли расходы
по разделам «Социальная политика»
– на 13,7%, «Общегосударственные расходы»
- на 17,4% (в том числе расходы
на Государственную инвестиционную
программу – на 12,1%), «Образование»
- на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование
по разделу «Национальная
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2011 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2010 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2011 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2010 годом на 1,2 процентных пункта (рис. 2).