Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:56, курсовая работа

Описание

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект1.docx

— 180.76 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 2. Структура расходов консолидированного бюджета

 

16,4

7,6

33,3

7,0

27,5

8,2

19,2

8,5

23,4

8,3

31,2

9,4

0,0

10,0

20,0

30,0

40,0

50,0

60,0

70,0

80,0

90,0

100,0

%

2010 г.

2011 г.

Социальная политика

Здравоохранение,

образование, культура, спорт

Охрана окружающей среды,

ЖКУ

Национальная экономика

Правоохр. деят. и

обеспечение безопасности,

нац. оборона

Общегосударственные

расходы (включая расходы

на госинвестпрограмму)

В расходах консолидированного бюджета  в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в  бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные  трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных  вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2011 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

К концу 2011 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2010 году  дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8%  к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из  расходов республиканского бюджета  и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета  в доходах консолидированного бюджета  составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2010 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2010 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений  в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную  стоимость. По сравнению с 2010 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2011 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

 

В 2011 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2010 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2011 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом[19].

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие  выводы.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных  программ, в которой определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно  как указываются источники и  размеры ожидаемых поступлений  в государственную казну. Государственный  бюджет играет важную роль в финансовой системе страны. За счет бюджетных  средств удовлетворяются общегосударственные  потребности, финансируются отдельные  сферы деятельности - оборона, управление, охрана общественного порядка и  безопасности государства, фундаментальная  науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение  культуру и искусство. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста. Государственный бюджет исполняет следующие функции: контрольную, информационную, регулирующую, способствует институционализации общественных предпочтений. Бюджетное регулирование, выражая взаимодействие различных видов бюджетов, входящих в состав бюджетной системы, охватывает следующие явления: а) структуру доходов и расходов бюджетов различных звеньев; б) принципы и порядок распределения доходов и расходов между отдельными бюджетами; в) порядок сбалансирования (уравнивания) доходных и расходных частей каждого бюджета. Бюджетное регулирование реализуется через: а) распределение расходов между отдельными видами бюджетов, входящих в бюджетную систему; б) установление собственных (постоянно закрепленных) доходов для каждого звена бюджетной системы; в) установление налогов, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие в целях сбалансирования последних и др.

В Республике Беларусь бюджетная  политика, ориентированная на функционирование в рыночных условиях, проходит этап становления. Она характеризуется  высоким уровнем централизованности при распределении налоговых поступлений. Следует отметить отрицательные стороны такого порядка. Так, местные органы власти не имеют серьезных стимулов к зарабатыванию средств; высокая дотационность местных бюджетов предопределена стремлением довести бюджетную обеспеченность на одного жителя до среднереспубликанского уровня; нагрузка на финансовые органы возрастает. Следует отметить, что в структуре налоговых инструментов бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе важнейшую роль играет НДС. Важным инструментом бюджетной политики Республики Беларусь на современном этапе являются государственные расходы, которые характеризуются высоким уровнем социальной направленности, большим удельным весом расходов на социальную политику. Анализ показал, что показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений: отличительной особенностью бюджетной политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне — в пределах 2—3 % ВВП; выплаты по внешнему долгу до сих пор не являлись обременительными для государства. По оценкам автора основная сумма выплат по внешнему долгу Республики Беларусь придется на 2012-2014 гг.

Основными направлениями  бюджетной политики Республики Беларусь являются следующие:

- Прозрачность бюджетов  всех уровней и процедур принятия  бюджетных решений, максимальная  консолидация внебюджетных и  целевых бюджетных фондов;

- Создание эффективной  системы управления государственными  финансами на всех стадиях  бюджетного процесса;

- Реформа межбюджетных  отношений на основе более  четкого разграничения расходных  и налоговых полномочий между  республиканским и местными бюджетами и формирования новых систем финансовой поддержки регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ,

2009. – 415 с.

  1. Воловик, Е. Налоговое обозрение// Финансовая газета. Региональный выпуск. - №48. – 2010. – С. 5.
  2. Воловик, Е. Налоговое обозрение// Финансовая газета. Региональный выпуск. - №4. – 2010. – С. 5.
  3. Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12// Журнал «Экономика. Финансы. Управление». – №11. – 2005. – С. 129.
  4. Ивашевский, С.Н. Макроэкономика: Учеб. пособие. – 4-е изд., испр., доп. – М.: Дело, 2008. – 472 с.
  5. Информационный отдел. Международные финансовые и экономические новости// Журнал «Директор». – №7. – 2007. – С. 54.
  6. История экономических учений: Учеб.-практ. пособие/ Г.А. Шмарловская. – Мн.: БГЭУ, 2008. – 130 с.
  7. Киреева, Е. Налоговая система РБ на современном этапе// Журнал «Директор». – №3. – 2008. – С. 24-25.
  8. Киреева, Е. Страны СНГ «оттачивают» налоги// Журнал «Директор». - №6. – 2007. – С. 44
  9. Колесников, А. Финансовый рынок Беларуси в январе-сентябре 2009 года// Журнал «Экономика. Финансы. Управление». - №11. – 2009. –С. 61-62.
  10. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-ого англ. Изд. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 972 с.
  11. Макроэкономика: Учеб. пособие/ под ред. Л.П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002. – 244 с.
  12. Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 512 с.
  13. Миров, В. Сценарии экономического «блокбастера»// Журнал «Директор». - №7. – 2004. – С. 24-25.
  14. Современная экономика: Учеб. пособие. – Изд. 8-е/ под ред. О.Ю. Мамедова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
  15. Экономическая теория: Учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 608 с.
  16. Астанов, К.Л. Новые тенденции в бюджетной и налоговой политики / К.Л. Астапов. // Финансы. – 2002. - №10.
  17. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. - МН.: ООО “ФУАинформ” 2006-576с

 

  1. http://pravo.kulichki.com/vip/budget/00000002.htm (07.12.2011. 0.29).

 

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей.

 

 

2010 год

2011 год

1. ДОХОДЫ- всего

46 740,8

48 772,8

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

41 304,7

44 874,7

   Подоходный налог

4 305,3

5 380,8

   Налог на прибыль

4 607,7

5 580,4

   Налоги на собственность 

1 626,7

1 850,1

   НДС

12 083,1

16 226,4

   Акцизы

3 637,4

4 350,2

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

7 969,5

5 776,2

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

5 322,0

3 788,3

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

114,1

109,7

2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация)

49 200,8

52 980,8

Общегосударственные расходы

8 053,5

10 188,6

из них государственная  инвестиционная программа

4 994,3

6 033,7

Национальная оборона

1 323,7

1 543,1

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2 433,9

2 941,4

Национальная экономика

16 359,9

12 411,7

Охрана окружающей среды

396,9

495,9

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3 042,6

3 896,1

Здравоохранение

5 354,0

6 462,4

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1 414,2

1 730,8

Образование

6 767,1

8 341,9

Социальная политика

4 055,0

4 968,9

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

49 200,8

52 980,8

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

33 059,8

39 429,0

   Заработная плата

9 257,9

11 531,7

   Начисления на  заработную плату

2 470,8

3 078,9

   Обслуживание государственного  долга Республики Беларусь

1 069,3

1 111,0

   Текущие бюджетные  трансферты

11 584,7

13 709,7

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

11 161,5

13 633,0

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 979,5

-81,2

Дефицит (профицит)

-2 459,9

-4 208,0

Финансирование

2 459,9

4 208,0

    Внутреннее финансирование

-9 023,2

-427,4


Приложение 2

Бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей.

 

 

2010 год

2011 год

1. ДОХОДЫ- всего

30 637,8

30 288,2

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

26 470,9

27 822,5

   Налог на прибыль

2 712,8

3 535,3

   НДС

8 198,3

11 784,9

   Акцизы

3 475,3

4 348,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

7 969,5

5 776,2

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

4 167,0

2 451,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

 

13,8

2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация)

31 646,9

34 282,1

Общегосударственные расходы

8 731,5

14 286,9

из них 

   

государственная инвестиционная программа

1 828,8

1 822,0

трансферты бюджетам других уровней

5 690,2

9 478,2

Национальная оборона

1 305,5

1 540,0

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2 071,7

2 760,2

Национальная экономика

13 528,4

8 749,9

Охрана окружающей среды

402,8

242,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

24,2

31,8

Здравоохранение

1 164,1

1 344,0

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

522,3

578,4

Образование

1 272,7

1 503,1

Социальная политика

2 623,7

3 245,1

РАСХОДЫ (экономическая классификация)

31 646,9

34 282,1

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

21 138,2

27 021,9

   Заработная плата

3 577,6

4 675,6

   Начисления на  заработную плату

653,9

827,3

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

1 002,7

907,1

   Текущие бюджетные  трансферты

11 928,2

16 733,6

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

6 217,6

7 038,9

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 291,1

221,4

Дефицит (профицит)

-1 009,1

-3 993,9

Финансирование

1 009,1

3 993,9

    Внутреннее финансирование

-10 474,0

-641,4

    Внешнее финансирование

11 483,1

4 635,4

Информация о работе Государственный бюджет. Основные направления бюджетной политики Республики Беларусь