Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:56, курсовая работа
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов. Первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получает название бюджет а, была сделана в конце XVII века в Англии. В конце XVIII начале XIX века практически все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы казны на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Введение…………………………………………………………………………4
Глава 1 Государственный бюджет и его роль в национальной экономике.
Функции государственного бюджета. Формы и методы бюджетного регулирования
1.1Государственный бюджет и его роль в национальной экономике……...6
1.2Функции государственного бюджета…………………………………….....12
1.3Формы и методы бюджетного регулирования…………………………….14
Глава 2 Основные направления бюджетной политики Республики
Беларусь………………………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………
Рисунок 2. Структура расходов консолидированного бюджета
16,4
7,6
33,3
7,0
27,5
8,2
19,2
8,5
23,4
8,3
31,2
9,4
0,0
10,0
20,0
30,0
40,0
50,0
60,0
70,0
80,0
90,0
100,0
%
2010 г.
2011 г.
Социальная политика
Здравоохранение,
образование, культура, спорт
Охрана окружающей среды,
ЖКУ
Национальная экономика
Правоохр. деят. и
обеспечение безопасности,
нац. оборона
Общегосударственные
расходы (включая расходы
на госинвестпрограмму)
В расходах консолидированного бюджета
в 2010 году в разрезе экономической
классификации преобладали
За счет средств консолидированного бюджета в 2011 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
К концу 2011 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2010 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2010 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2010 году.
Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2010 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2011 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.
В 2011 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2010 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.
В 2011 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.
В 2011 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом[19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Государственный бюджет представляет
собой основной финансовый план государства,
совокупность финансовых смет всех ведомств,
государственных служб, правительственных
программ, в которой определяются
потребности, подлежащие удовлетворению
за счёт государственной казны, равно
как указываются источники и
размеры ожидаемых поступлений
в государственную казну. Государственный
бюджет играет важную роль в финансовой
системе страны. За счет бюджетных
средств удовлетворяются
В Республике Беларусь бюджетная
политика, ориентированная на функционирование
в рыночных условиях, проходит этап
становления. Она характеризуется
высоким уровнем
Основными направлениями бюджетной политики Республики Беларусь являются следующие:
- Прозрачность бюджетов
всех уровней и процедур
- Создание эффективной
системы управления
- Реформа межбюджетных
отношений на основе более
четкого разграничения
Список использованной литературы
2009. – 415 с.
Приложение 1
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей.
2010 год |
2011 год | |
1. ДОХОДЫ- всего |
46 740,8 |
48 772,8 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
41 304,7 |
44 874,7 |
Подоходный налог |
4 305,3 |
5 380,8 |
Налог на прибыль |
4 607,7 |
5 580,4 |
Налоги на собственность |
1 626,7 |
1 850,1 |
НДС |
12 083,1 |
16 226,4 |
Акцизы |
3 637,4 |
4 350,2 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7 969,5 |
5 776,2 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
5 322,0 |
3 788,3 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
114,1 |
109,7 |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
49 200,8 |
52 980,8 |
Общегосударственные расходы |
8 053,5 |
10 188,6 |
из них государственная инвестиционная программа |
4 994,3 |
6 033,7 |
Национальная оборона |
1 323,7 |
1 543,1 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
2 433,9 |
2 941,4 |
Национальная экономика |
16 359,9 |
12 411,7 |
Охрана окружающей среды |
396,9 |
495,9 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
3 042,6 |
3 896,1 |
Здравоохранение |
5 354,0 |
6 462,4 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
1 414,2 |
1 730,8 |
Образование |
6 767,1 |
8 341,9 |
Социальная политика |
4 055,0 |
4 968,9 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
49 200,8 |
52 980,8 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
33 059,8 |
39 429,0 |
Заработная плата |
9 257,9 |
11 531,7 |
Начисления на заработную плату |
2 470,8 |
3 078,9 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
1 069,3 |
1 111,0 |
Текущие бюджетные трансферты |
11 584,7 |
13 709,7 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
11 161,5 |
13 633,0 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ,
ССУД, ЗАЙМОВ |
4 979,5 |
-81,2 |
Дефицит (профицит) |
-2 459,9 |
-4 208,0 |
Финансирование |
2 459,9 |
4 208,0 |
Внутреннее финансирование |
-9 023,2 |
-427,4 |
Приложение 2
Бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН), млрд. рублей.
2010 год |
2011 год | |
1. ДОХОДЫ- всего |
30 637,8 |
30 288,2 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
26 470,9 |
27 822,5 |
Налог на прибыль |
2 712,8 |
3 535,3 |
НДС |
8 198,3 |
11 784,9 |
Акцизы |
3 475,3 |
4 348,9 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7 969,5 |
5 776,2 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
4 167,0 |
2 451,9 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
13,8 | |
2. РАСХОДЫ (функциональная классификация) |
31 646,9 |
34 282,1 |
Общегосударственные расходы |
8 731,5 |
14 286,9 |
из них |
||
государственная инвестиционная программа |
1 828,8 |
1 822,0 |
трансферты бюджетам других уровней |
5 690,2 |
9 478,2 |
Национальная оборона |
1 305,5 |
1 540,0 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
2 071,7 |
2 760,2 |
Национальная экономика |
13 528,4 |
8 749,9 |
Охрана окружающей среды |
402,8 |
242,8 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
24,2 |
31,8 |
Здравоохранение |
1 164,1 |
1 344,0 |
Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации |
522,3 |
578,4 |
Образование |
1 272,7 |
1 503,1 |
Социальная политика |
2 623,7 |
3 245,1 |
РАСХОДЫ (экономическая классификация) |
31 646,9 |
34 282,1 |
ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них: |
21 138,2 |
27 021,9 |
Заработная плата |
3 577,6 |
4 675,6 |
Начисления на заработную плату |
653,9 |
827,3 |
Обслуживание государственного долга Республики Беларусь |
1 002,7 |
907,1 |
Текущие бюджетные трансферты |
11 928,2 |
16 733,6 |
КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ |
6 217,6 |
7 038,9 |
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ,
ССУД, ЗАЙМОВ |
4 291,1 |
221,4 |
Дефицит (профицит) |
-1 009,1 |
-3 993,9 |
Финансирование |
1 009,1 |
3 993,9 |
Внутреннее финансирование |
-10 474,0 |
-641,4 |
Внешнее финансирование |
11 483,1 |
4 635,4 |