Структура государственного бюджета и особенности ее формирования в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 17:48, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение структуры государственного бюджета и особенностей его формирования, основных направлений и методов. Задача – совершенствование бюджетной политики, которое позволит эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и структура государственного бюджета
1.2 Особенности формирования государственного бюджета
2. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Оценка доходной части бюджета Республики Беларусь
2.2 Анализ расходов бюджета Республики Беларусь
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Структура государственного бюджета и особенности его формирования в Республике Беларусь.docx

— 1.17 Мб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

          ВВЕДЕНИЕ

  1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

          1.1 Сущность и структура государственного  бюджета

          1.2 Особенности формирования государственного  бюджета

  1. ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

          2.1 Оценка доходной части бюджета  Республики Беларусь

          2.2 Анализ расходов бюджета Республики  Беларусь

  1. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

         ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным  средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Объект исследования - государственный  бюджет, его формирование и статьи расходов, поскольку являются важным разделом в экономической науке, требующим большого внимания со стороны  не только занимающих высокие посты  экономистов и политиков, но и  рядовых граждан.

Целью данной работы является рассмотрение структуры государственного бюджета и особенностей его формирования, основных направлений и методов. Задача – совершенствование бюджетной политики, которое позволит эффективно воздействовать на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы.

Учитывая вышесказанное, а также  то, что бюджетная политика государства включает в себя выработку и реализацию подходов по формированию основных доходных источников, определение приоритетов в финансировании государственных расходов и регулирование дефицита бюджета, моя курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе раскрывается понятие и сущность государственного бюджета, его сущность, анализируется бюджетное устройство Республики  Беларусь. В Главе 2 проводится анализ доходной и расходной части бюджета, бюджетной политики в этих направлениях. Наряду с теоретическим анализом даются статистические материалы. В Главе 3 рассматриваются направления совершенствования государственного бюджета, мероприятия и новации, которые будут способствовать повышению эффективности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь.

 

 

 

  1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА, ЕГО СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

          1.1 Сущность и структура государственного  бюджета

В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который  используется правительством для перераспределения  национального дохода, а также  регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет  – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов  и расходов государства, области, района, города, отдельной организации или  домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в государственный бюджет организационных структур образует бюджетную систему [3,                с. 111].

Содержание и структура бюджетной  системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государственное устройство.

В странах, имеющих унитарное устройство (Франция, Великобритания, Беларусь), бюджетная  система имеет двухъярусное построение – республиканский и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, кантонов, субъектов федерации и т.п. Такое бюджетное устройство достигается вследствие разделения источников формирования доходов всех видов бюджетов, в том числе распределения налоговых поступлений среди субъектов по различным направлениям: между центром и территориями, между органами власти. Это явление получило название бюджетного федерализма, который предполагает взаимодействие органов власти различных уровней с целью формирования, присвоения, распространения и использования денежных ресурсов общества.

Через бюджетную систему реализуются  функции бюджета: распределительная и контрольная [4, с. 59].

Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в  государстве через различные  каналы поступления и их использование  для выполнения государственных  целей и функций. В некоторых  странах эту функцию выполняет  государственное казначейство через  свои региональные органы.

Контрольная функция проявляется  в проведении контролирующих мер  за процессом формирования и использования  денежных средств в различных  структурных звеньях экономики. Осуществляют её налоговые инспекции  и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный (Национальный) банк и другие органы.

Бюджетная система Республики Беларусь строится на основе следующих принципов  [14]:

единство, означающее, что государство  должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использование единой бюджетной классификации, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной систем;

полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;

реальность, означающая, что в доходах  отражены источники поступлений  в размерах, соответствующих прогнозу развития экономики, а в расходах – направления финансирования, которые обоснованы прогнозными показателями;

гласность, предполагающая, что проекты  бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.

Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который  образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по её стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путём финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

Бюджет современного государства  – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственником и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.

С помощью бюджета государство  осуществляет сочетание республиканских и местных интересов регионов через распределение каналов, бюджетных дотаций, трансфертов. Через него в зависимости от специфики государства перераспределяется от 20% до 60% национального дохода. Как экономический документ, бюджет отражает политическую и социальную динамику общества [6, с.222].

Местные бюджеты – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации, областей, районов. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объёмы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Всё это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40% до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

Бюджет республиканского правительства  и местные бюджеты тесно взаимосвязаны  как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. Они  совместно решают политические, экономические  и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д.

Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т.д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Таким образом, государственный консолидированный  бюджет представляет собой не только бюджет республиканского (центрального, федерального) правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов федерации, земель, областей, районов) [ПРИЛОЖЕНИЕ А, ПРИЛОЖЕНИЕ Б].

Но вместе с тем, к бюджету  можно отнести также различные  внебюджетные фонды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении республиканских и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные, внебюджетные и другие фонды, которые создаются за счет специальных налогов, отчислений предприятий, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике Республики Беларусь численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии отдельных отраслей, регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и районах.

Большинство государственных фондов формируется для содержания и  финансирования производственной и  социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных  посадок, водоохраны и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д. [9, с. 142].

Таким образом, внебюджетные фонды  расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль.

В любом государственном образовании  выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что, в зависимости от используемых критериев, выделяют несколько бюджетных  классификаций расходов и доходов.

Среди классических группировок расходов выделяют: ведомственную, где расходы  распределены в зависимости от министерств  и ведомств; предметную – в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств – по предметам.

В целевой группировке расходы  разбиваются в соответствии с  общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами.

По функциональным признакам расходы  распределены на социальные, обеспечения  занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они  в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы  и пр.

Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные).

По форме, методам изъятия и  содержания все доходы делятся на: налоговые, взносы на государственное социальное страхование, неналоговые, безвозмездные поступления [14].

Следует отметить, что структура  государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не только национальными  традициями, организацией здравоохранения  и образования, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Расходная часть бюджета характеризует  направление цели бюджетных ассигнований для развития и регулирования  экономических процессов. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное  предоставление государственных средств  из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое, как правило, предполагает возвратный характер кредита. Однако безвозвратность предоставления финансовых ресурсов из бюджета не означает произвольность в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения [10, с. 222].

Информация о работе Структура государственного бюджета и особенности ее формирования в Республике Беларусь