Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание

Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………….…..4
1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..8
1.1.Сущность и содержание дефицита государственного бюджета...8
1.2.Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……….10
2.Управление бюджетным дефицитом……………….……………….15
2.1.Сущность понятия управления бюджетным дефицитом………..15
2.2.Управление бюджетным дефицитом в учреждениях
высшего образования………………………………………………17
3.Государственный долг……………………………………………….21
3.1.Причины образования государственного долга…………….…..21
3.2.Виды государственного долга…………………………………….25
3.3. Государственный долг Республики Беларусь…………………..27
3.4. Проблемы государственного долга….…………………………..30
Заключение………………………………….…………………………..36
Библиографический список……………….………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 89.77 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Реферат……………………………………………………………….2

Введение………………………………………………………….…..4

1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..8

1.1.Сущность и содержание дефицита государственного бюджета...8

1.2.Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……….10

2.Управление бюджетным  дефицитом……………….……………….15

2.1.Сущность понятия управления  бюджетным дефицитом………..15

2.2.Управление бюджетным  дефицитом в учреждениях

     высшего образования………………………………………………17

3.Государственный долг……………………………………………….21

3.1.Причины образования  государственного долга…………….…..21

3.2.Виды государственного  долга…………………………………….25

3.3. Государственный долг  Республики Беларусь…………………..27

3.4. Проблемы государственного  долга….…………………………..30

Заключение………………………………….…………………………..36

Библиографический список……………….…………………………...38

Приложение А………………………………………..…………………39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 39 страниц, 2 таблицы, 2 уравнения, 1 рисунок, 1 приложение.

Ключевые слова: БЮДЖЕТ, ДЕФИЦИТ  БЮДЖЕТА, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ, ВНЕШНИЙ ДОЛГ, УПРАВЛЕНИЕ ДЕФИЦИТОМ  БЮДЖЕТА, ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА.

В курсовой работе кратко рассмотрены  понятия  дефицит бюджета, и государственный  долг, а также отражены основные причины возникновения дефицита и долга бюджета. Выделены виды долга  и определено воздействие как  внутреннего, так и внешнего долгов на экономику. В работе указано, что  последствия внешнего долга более  тяжелы для государства, чем внутреннего.

Все данные рассмотрены на примере Республики Беларусь, а также  приведены некоторые примеры  и по другим странам.

Для написания работы использовался  материал из различных источников, в том числе и данные из журнала  «Экономика Беларуси», в котором  была опубликована статья «Бюджетная политика: преемственность сохраняется  » о выполнении бюджета 2007 года и  планах на 2008 год.

Большое внимание уделено  проблеме государственного долга и  управлению бюджетным дефицитом. Отражены реальные проблемы государственного долга. Управление бюджетным дефицитом  рассмотрено на уровне учреждений высшего  образования.

 

 

 

Подпись__________

 

 

 

SYNOPSIS

A project: 39pages, 2tables, 2equations, 1drawing, 1 supplement.

Key words: BUDGET, DEFICIT OF BUDGET, NATIONAL DEBT, DOMESTIC DEBT, FOREIGN DEBT, ADMINISTRATION  DEFICIT OF  BUDGET, PROBLEM OF NATIONAL DEBT.

In the project shortly looked through ideas deficit of budget and national debt, and also reflected basis causes of emergence deficit and debt of budget. Kinds of debt are allotted and the influence as domestic so foreign debt are defined on economy. In the project are showing that consequences of  foreign debt more seriously for government than domestic.

All information are scrutinize on  Republic of Belarus’s  an example and also are gave several other countries’  examples.

The material from different springs are used for writing the project, include information from magazine “The Belarusian economy” in which was published article “Budget’ politics: continuity  preserves” about fulfill of budget 2007 year and about plans on 2008 year.

A large attention devoted to the problem of national debt and to the administration  deficit of  budget. The real problems of national debt are reflected. The  administration  deficit of  budget are looked through on the level of higher education establishment.

 

 

  

                   

 

Signature__________   

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших экономических  показателей любой страны является состояние государственных финансов. Как только государство стало  планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их балансирования. Бюджетный дефицит, - превышение расходов над доходами государственного фонда, - стал характерен сегодня для большинства  развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное  равновесие. Страны развитого рынка  признали объективность бюджетного дефицита, и уже долгое время существует так называемая политика бюджетного дефицита.

Признание объективности бюджетного дефицита в условиях рыночных отношений  требует рассмотрения его как  объективной экономической категории  и изучения законов его развития.

Долговое финансирование бюджетных  дефицитов порождает государственный  долг.

Полностью сбалансированный государственный  бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Практически невозможно представить  себе государство, в котором безупречно работают все финансово – экономические  рычаги, стимулирующие приток средств  в бюджет, а государственные расходы  не превышают доходов. Как свидетельствует  мировой опыт, примеров стран, в которых  оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного – разве что  Германия, Япония и Швейцария. Даже Соединённые Штаты Америки на протяжении длительного периода  ежегодно имели ощутимый дефицит  государственного бюджета, который  в отдельные годы достигал 200 млрд. долларов в год, что составляло 15 – 20 % всех расходов или 3 – 6 % валового внутреннего продукта. Больше того, проблема дефицита (увеличения внутреннего долга и расходов на его обслуживание) долгое время является одной из основных проблем внутренней политики США.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов  заимодателям) является тяжелой ношей  для любого государства, так как  постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного  изыскания средств для его  погашения и как следствие  приводит к новому витку роста  как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать  необходимо видоизменение экономической  политики страны и, прежде всего законодательной  базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Как ни печально, идеального решения трилеммы «поступления –  расходы – дефицит» не существует нигде в мире. Даже в наиболее развитых странах – это перманентный диалектический политико-экономический  процесс. Все это делает проблему бюджетного дефицита одной из самых  актуальных проблем экономики.

Естественно решать проблему, зная о ней все, или почти все, намного легче. Для ее решения  необходимо отметить более детальный  подход к изучению бюджетного дефицита. Выявление дефицита, анализ причин его возникновения, а также рассмотрение зависимостей, связанных с проявлениями дефицита бюджета по структуре (структурный  дефицит) и в цикличности (циклический  дефицит), позволяет выявить первопричины и детализировать дефицит бюджета  как явление, определить способы  его регулирования.

Современное отношение к  бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга  не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к  ускорению инфляции, то есть выступают  сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных  дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают  использование бюджетных дефицитов  и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга. . Поэтому целью моей  работы является раскрытие понятия бюджетного дефицита и государственного долга, их анализ и возможные способы управления этими показателями, характеризующими финансовое положение РБ на современном этапе экономического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Бюджетный  дефицит

1.1.Сущность и содержание дефицита государственного бюджета

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный  денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, непроизводственная сфера, аппарат  государственного управления, значительная часть здравоохранения, и, что самое  главное, с его помощью государство  оказывает воздействие на экономические  процессы.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для  финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Каждое правительство в своей  деятельности стремится к тому, чтобы  доходная часть бюджета равнялась  расходной. Соответствие их называется “балансом дохода”.

В процессе составления, утверждения  и исполнения бюджетов могут иметь  место сбалансированность доходов  и расходов, превышение расходов над  доходами – дефицит бюджета, превышение доходов над расходами – профицит бюджета.

В реальной действительности расходная  часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется “бюджетным дефицитом”.

Дефицит (от лат. Deficit - недостает) – 1) убыток, превышение расхода над доходом; 2)  недостаток, нехватка чего-либо.

Являясь финансовой категорией, бюджетный  дефицит выступает производным  от государственного бюджета и выражает такое его состояние, при котором  доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета.

Если обозначить государственные  расходы буквой G, налоги и прочие сборы – буквой T (Tax), то бюджетный дефицит в абсолютных цифрах это разница: G - T.

Определение бюджетного дефицита  может быть также следующим: бюджетный  дефицит представляет собой систему  экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов  сверх имеющихся у государства, и их использование на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Бюджетный дефицит отражает также  определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат  этих изменений.  В соответствии с этим можно также встретить  следующее определение дефицита бюджета – категория денежного  хозяйства, которая выражает объективные  экономические отношения, возникающие  между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся  бюджетных доходов.[7. с.203].

Из этого следует, что одна из причин возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста  бюджетных доходов по сравнению  с увеличением бюджетных расходов.

Для понимания сущности дефицита важно  уяснить, что речь не идет об арифметическом превышении расходов над доходами. Дефицит бюджета – это сложная  финансовая категория, выражающая совокупность денежных отношений, возникающих в  процессе перераспределения вновь  созданной стоимости через бюджетную  систему страны. Одновременно дефицит  бюджета – это инструмент финансовой политики, с помощью которого регулируется совокупный спрос, потребность государственного сектора экономики в заимствованиях на рынке капитала, величина государственного долга. Дефицит бюджета служит объектом управления в целях достижения устойчивого  экономического роста.

Не  всегда наличие дефицита бюджета  свидетельствует  об отрицательных  ситуациях в экономике. Он не страшен  в количественно допустимых границах. Положение считается контролируемым при бюджетном дефиците не более 2-3%. Однако количество не должно переходить в отрицательные качества и ложиться тяжким грузом на экономику страны и население, сопровождаться сокращением  средств на выполнение социально  значимых программ. Хочется также  отметить, что в современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории  не сталкивалось с бюджетным дефицитом.

 1.2. Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь

 Республика Беларусь  в  начале 90-х  гг.  столкнулась   с  огромным  дефицитом  государственного  дефицита. Он не  был  связан  с  приобретением суверенитета  государства,   но  явился  лишь  выражением  общего  состояния   экономики и  Государственного  бюджета СССР,  в  состав  которого включался и  бюджет   БССР.

Отсутствие  глубоких  научных  разработок в  отечественной  экономической науке о  возникновении, развитии и  социально-экономических  последствиях  бюджетного  дефицита явилось  причиной  того,  что  прежние экономические  ведомства  страны  оказались  неподготовленными  к  управлением  бюджетным  дефицитом.

Информация о работе Государственный долг