Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание

Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………….…..4
1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..8
1.1.Сущность и содержание дефицита государственного бюджета...8
1.2.Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……….10
2.Управление бюджетным дефицитом……………….……………….15
2.1.Сущность понятия управления бюджетным дефицитом………..15
2.2.Управление бюджетным дефицитом в учреждениях
высшего образования………………………………………………17
3.Государственный долг……………………………………………….21
3.1.Причины образования государственного долга…………….…..21
3.2.Виды государственного долга…………………………………….25
3.3. Государственный долг Республики Беларусь…………………..27
3.4. Проблемы государственного долга….…………………………..30
Заключение………………………………….…………………………..36
Библиографический список……………….………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 89.77 Кб (Скачать документ)

В  экономической  литературе  этого  периода бюджетный  дефицит  рассматривается  как явление, не  свойственное  социалистической  системе  хозяйства,   но  в  доказательство  этому бюджет  планировался  с профицитом.

Это  было возможно  благодаря  тому, что в 60-70-х  и  начале 80-х  гг. относительно стабильное  положение  государственного  бюджета обеспечивалось неоправданным  изъятием  части  прибыли хозяйственных органов  в  виде свободного  остатка  прибыли; поступлениями от  реализации  вино-водочной  продукции,  увеличением  доходов  от  внешней  торговли  при  одновременном  снижении  удельного  веса расходов  на   социально-культурную  сферу: к 1985 г.  доля  расходов на  здравоохранение и  просвещение упала  ниже уровня 1940 года.

Проблема  дефицита бюджета  стала  обсуждаться  только  в  середине 80-х гг.,   но   к  концу 80-х гг.  дефицит  стал  утверждаться  Законом  "О  государственном  бюджете".

Сокращение  накоплений  в  отраслях экономики, вызвавшее  резкое  уменьшение  поступлений  в  бюджет,  было  вызвано  рядом  причин и, в  частности,  разбалансированностью  экономики, падением эффективности  производства. Рентабельность  в  отраслях  материального производства  снизилась  с 35,5%  в  1970г.  до 16,0%  в  1986г.

Одновременно  нарастали  диспропорции  в  развитии  экономики,  ориентированной  преимущественно  на  производство  средств  производства  при  отставании  легкой  промышленности  и  агропромышленного  комплекса.  Ускоренно  развивалась  тяжелая  промышленность  при замедленном  росте  отраслей,  производящих  товары  народного  потребления.  Производство  ради  производства  привело  к  дисбалансам  в  экономике.  Этот  процесс  подкреплялся,  как отмечалось  выше,  растущим объемом  дотаций  в  народное  хозяйство  из  государственного  бюджета,  которые  опережали  темпы  роста  бюджета.

В  середине  80-х гг.  создалась  ситуация, когда  большая  часть доходов,  поступивших  от  отраслей  экономики, направлялась  обратно  в  виде  финансирования  расходов  в  народное  хозяйство. Так, в 1985 г. из общей  суммы  поступлений  бюджет  БССР  налога  с  оборота,  платежей  из  прибыли  государственных  предприятий  и  организаций  и  подоходного  налога  с  кооперативных  и  общественных  предприятий  и  организаций  90%  направлялось  на  развитие  народного хозяйства,   но  в 1989 г. –99,5%  от  указанных  поступлений.

Это   означало, что  практически все  бюджетные  ресурсы,  поступившие  в  виде  основных налогов от предприятий отраслей  экономики,  направлялись  на  финансирование народного хозяйства.

В 1988 г. величина отчислений  от прибыли  по  государственным  предприятиям уменьшилась  по  сравнению  с  1987 г. и  оказалась на  уровне 1985 г., что явилось  следствием перестройки  хозяйственного механизма,  когда  предприятиям  было  разрешено  оставлять  для  собственных  целей  большую  часть прибыли. предприятия  в 1987 г. выплачивали  в  бюджет 46% своей  прибыли по  сравнению с 56% в  1985 г.  Теоретически  это  должно бы   было повлечь  за  собой  сокращение  расходов  государственного  бюджета. Однако  на  практике  этого  не  произошло.

В  Республике  Беларусь  бюджетный  дефицит стал  планироваться  с  1991 г., когда  его  размер  был  определен в 3,7 млрд. р., что  составило 11,6%  ко  всем  расходам. Однако фактически  бюджет  был  исполнен  с  профицитом в  сумме 1,5 млрд. р.  В  основном это  объясняется  тем,  что в 1991 г. Беларусь была   объявлена  суверенной республикой  и  большинство  доходов  осталось  в  ее распоряжении,   но   государственный бюджет  на  1991 г.  все еще  предусматривал  выделение  дотаций республике.  С  течением времени абсолютное  значение бюджетного  дефицита  возросло.

В 2000 году  дефицит бюджета  составил 55,4 млрд. руб., к расходам и  доходам государственного бюджета  он составил 1,7%, к ВВП 0,6%.   Уровень  финансовых средств в бюджетной  системе Беларуси в 2001 г. не претерпел  значительных изменений. Удельный вес  доходов бюджета в объеме валового внутреннего продукта составил 34,5% против 33,4% в 2000г.

Расходы консолидированного бюджета (консолидированный бюджет-свод бюджетов РБ или ее соответствующей административно-территориальной единицы(бюджет района, области, республики)) 2008 года прогнозируются в сумме 52,4 трлн. рублей (что видно из таблицы 1), исходя из запланированных расходов и дефицита бюджета. Объемы средств, выделяемых на финансирование приоритетных бюджетных отраслей и мероприятий, значительны и запланированы с ростом. [9].

 

Таблица 1- Доходы, расходы, дефицит  консолидированного бюджета, трлн.рублей

 

2005

2006

2007

2008(план)

Доходы

30,8

38,4

48,0

50,2

Расходы

30,5

37,3

47,4

52,4

Сальдо

+0,3

+1,1

+0,6

-2,2

в т.ч.

финансирование:

-0,3

-1,1

-0,6

+2,2

внутреннее

-0,5

-1,2

-3,7

1,6

внешнее

0,2

0,1

3,1

0,6


 

Примечание -  источник [9].

Однако конкретно по годам  для бюджетного дефицита присуща  значительная амплитуда колебаний  в пределах 0,2-2,9% ВВП.

Предельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей и города Минска устанавливаются  законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год. Законопроект, составленный Министерством  финансов, представляется в парламент.

Предельный размер дефицита республиканского бюджета устанавливается  в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах к валовому внутреннему продукту.

Так, в 2008 году утвержден  республиканский бюджет по расходам в сумме 40342173851,0 тыс. руб. исходя из прогнозируемого  объема доходов в сумме 38152173851,0 тыс. руб.На основании Закона РБ "О  бюджете Республики Беларусь на 2008 год" от 26 декабря 2007 г. №303-3, предельный размер  дефицита республиканского бюджета  на 2008 год был установлен  в сумме 2190000000,0 тыс. руб.(по сравнению  с 2007 годом предельный размер дефицита республиканского бюджета был установлен в сумме 1400000000,0 тыс. руб.). В приложении А отражены источники финансирования дефицита бюджета на 2008год. [3].

При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям  относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

Если в процессе исполнения бюджета  происходит превышение предельного  размера дефицита бюджета или  снижение поступлений по доходам  бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета  или блокирование по отдельным статьям  его расходов. В таких случаях  секвестр или блокирование применяются  для республиканского бюджета в  порядке, установленном законом  о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

В перспективе, как уже отмечалось, целесообразно отказаться от составления дефицитных бюджетов и осуществить поэтапный переход от дефицитных бюджетов к бюджетному равновесию, а затем к бюджетам с положительным сальдо и его накоплению.

В перечень конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

2. УПРАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫМ  ДЕФИЦИТОМ

2.1. Сущность понятия  управления бюджетным дефицитом

Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного  бюджетного дефицита настоятельно требуют  осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование  общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При  этом следует учитывать, что способы  решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или  иного) и каким темпами нужно  стремиться к сбалансированному  бюджету расходов и доходов. При выработке стратегии борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

  • Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.
  • Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы то не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить  в жизнь такие меры, которые, с  одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:

  1. Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой  отдачи от каждого бюджетного рубля.
  2. Стремление к уменьшению некоторых статей расхода на содержание административно–управленческого аппарата.
  3. Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и увеличение  собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства.
  4. Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста.
  5. Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий промышленности и сельского хозяйства.
  6. Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важнейших задач – добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта.
  7. Нужно добиться уменьшения спада промышленного и сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима разработка плана восстановления народного хозяйства.
  8. Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.
  9. С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику. Таким образом, управление бюджетным дефицитом- совокупность мероприятий государства по его преодолению, проведению активной финансовой политики.

2.2.Управление  бюджетным дефицитом в учреждениях  высшего образования

Рассмотрим более подробно управление бюджетным дефицитом  на уровне высших учебных заведений.

Возрастание финансовых проблем  вузами объясняется ростом социального  запроса на образование, не подкрепленного соразмерным количеством финансовых ресурсов. Вузы продолжают использовать ресурсы тем самым стандартным  образом, хотя очевидно, что увеличение приема студентов требует решительных  корректировок в расходах и устоявшихся  методах управления.

Управление бюджетным  дефицитом должно быть направлено на минимизацию урона определяющим элементам образовательного процесса. В случаях, когда размеры бюджетного дефицита значительны, администраторы вузов не имеют большого выбора и  должны обращаться к антикризисному управлению. В других случаях, когда  свобода маневра более широкая, их ситуация может быть улучшена стратегическим планированием.

Обычная задача финансового  администратора в университете состоит  в регулярном в течение года сопоставлении  фактических доходов и расходов по различным статьям бюджета. В  случае возникновения несоответствия между ними необходимо осуществлять регулирование финансовых потоков  и совершенствовать финансовый контроль над руководителями факультетов  и подразделений вуза с тем, чтобы  оптимизировать расходную часть  бюджета и привести ее в соответствие с доходами.

Внутри университета ключевой проблемой финансового управления является проблема распределения средств  между подразделениями университета. По этой проблеме существуют противоположные  взгляды. Один из них заключается  в том, что распределение ресурсов должно осуществляться администрацией университета. Другой взгляд состоит  в том, что для стимулирования инициативы ресурсами должны распоряжаться  подразделения.

Основные элементы управления представляют из себя обычно набор  процедур, определяющих совместное использование  бюджетных средств подразделениями  университета. Эти процедуры формируются  нередко в результате длительных консультаций и переговоров и  носят коллегиальный характер. Однако, когда доход получен из многих источников и принимает форму  оплаты за предоставленные услуги, то финансовое управление становится все более сложным и комплексным. Данное управление должно быть достаточно гибким, чтобы реагировать на возникающие  возможности.

Имеющаяся тенденция эволюции управления от административного распределения  и регулирования к более современным  моделям финансового управления, базирующаяся на стратегическом планировании, совершенствовании стимулирования, налоговом планировании, систематическом  анализе финансовой информации, в  значительной степени зависит от размера, профиля, традиций и среды  образовательного учреждения. В небольших, обычно технических колледжах это  привело к централизованным структурам, в которых администрация может  быстро и эффективно распорядиться  имеющимися ресурсами.

Информация о работе Государственный долг