Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание

Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………….…..4
1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..8
1.1.Сущность и содержание дефицита государственного бюджета...8
1.2.Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……….10
2.Управление бюджетным дефицитом……………….……………….15
2.1.Сущность понятия управления бюджетным дефицитом………..15
2.2.Управление бюджетным дефицитом в учреждениях
высшего образования………………………………………………17
3.Государственный долг……………………………………………….21
3.1.Причины образования государственного долга…………….…..21
3.2.Виды государственного долга…………………………………….25
3.3. Государственный долг Республики Беларусь…………………..27
3.4. Проблемы государственного долга….…………………………..30
Заключение………………………………….…………………………..36
Библиографический список……………….………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 89.77 Кб (Скачать документ)

Может ли внутренний долг каким-то образом привести к банкротству  правительства, лишив его возможности  выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно  отметить, нет никаких причин, которые  заставляли бы сокращать внутренний долг, не говоря уже о необходимости  его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный  срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство  всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации  и использует выручку для выплаты  держателем погашаемых облигаций. Кроме  этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение  и эмиссия денег.

Внешний государственный  долг  –  это  долг  иностранным  государствам, организациям,  отдельным  лицам.  Он  ложится  на  страну   тяжелой   ношей, поскольку ей приходится рассчитываться за  него  ценными  товарами,  сырьем, предоставлять  определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить  долг.

Внешний долг - задолженность  государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов  и суммы основного долга требует  в данном случае передачи части реального  выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство  может перенести реальное экономическое  бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так называемым «эффектом вытеснения» частных  инвестиций. “Эффект вытеснения”  связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и  выпуск государственных займов. Что  касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в  сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных  займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного  процесса. Каким образом? Выпуск государственных  ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок  отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности  частных лиц, вытесняя часть потенциальных  инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие  поколения унаследуют экономику  с уменьшенным производственным потенциалом.

Однако надо отметить, что  «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости  и ограниченности ресурсов. А вот  в экономике с недоиспользованными  ресурсами подобная политика в сочетании  с соответствующей денежной политикой  скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Последствия внешнего долга  более тяжелы для страны, чем внутреннего. При внешнем долге нация вынуждена  отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный  уровень населения данной страны. Кроме того, при предоставлении займа  страна-кредитор может потребовать  выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика.

Большой внешний долг снижает  международный авторитет страны и может осложнить получение  новых иностранных займов. Поэтому  правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний  долг, если он превышает приемлемый уровень.

3.3. Государственный  долг Республики Беларусь

К началу XXI века мировая  финансовая система приобрела долговой характер. В мире не осталось государств, за исключением некоторых стран-экспортеров  нефти, не имеющих внешней задолженности. Привлечение внешних ресурсов является возможностью дополнительного финансирования национальной экономики.

Благодаря внешним займам создается так называемый долговой навес -- будущие затраты государства, связанные с погашением и обслуживанием  внешнего долга. Накопление иностранной  задолженности может привести к  трудностям с ее обслуживанием, перерастающим  в долговые кризисы и дефолты. В ряде случаев внешний долг является инструментом политического влияния  на страну-должника и создает угрозу национальной безопасности. По международным  стандартам Республика Беларусь имеет  скромный внешний долг.

В настоящее время кредиторами  республики являются 12 стран. Наибольшую долю в кредитном портфеле страны имеют займы России (37,2%), Германии (17,9%), США (11,4%),МБРР (160,75). На протяжении всего периода существования  внешнего долга Беларусь сохраняла  свои позиции в группе стран с  низким уровнем задолженности. Так, отношение внешнего госдолга к ВВП  при нормативе 50% начиная с 1996 года не превышало 10%; в 2006 году оно составило  не более 3 %. Внутренний и внешний  долг в стране также находится  на относительно постоянном уровне (таблица 3.1).

Таблица 3.1 – Государственный внешний и внутренний долг РБ, % к ВВП

Дата

Внутренний долг

Внешний долг

01.01.2002

5,5

5,2

01.01.2003

5,4

5,5

01.01.2004

6,0

4,2

01.01.2005

5,8

3,3

01.01.2006

5,9

2,8

01.01.2007

6,4

2,4


 Примечание – источник [6.с.121].

На основании последних  данных величина государственного долга  Беларуси вплотную приблизилась к 4 трлн. рублей. В структуре государственного долга видны тенденции сокращения внешнего госдолга при постепенном  возрастании долга внутреннего, за счет которого и обеспечивается прирост совокупной задолженности. Интересно, что государство не стесняется осуществлять дополнительные заимствования  сверх потребностей рефинансирования существующего долга при профиците  бюджета, который по итогам января-сентября 2004 года с составил 176 млрд. рублей, или 0,5% к ВВП. Если в первом полугодии  прирост внутреннего долга обеспечивался  за счет размещения государственных  краткосрочных обязательств, то в  третьем квартале недоразмещение ценных бумаг было компенсировано выдачей  гарантий правительства по кредитам, привлекаемым сельскохозяйственным сектором страны. Так, если на 01.07.2004 в структуре  внутреннего долга задолженность, гарантированная правительством, составляла 13% (323,7 млрд. руб.), то к 01.10.2004 ее доля увеличилась  до 22% (583,3 млрд. руб.).

По итогам проведенной  работы за 2007 год правительством был  заключен целый ряд соглашений по привлечению внешних ресурсов. Так, в декабре 2007 года получен кредит РФ в размере 1,5 млрд. долларов сроком на 15 лет. Подписаны рамочное соглашение между Экспортно- импортным банком Китая и правительством Беларуси по кредиту в сумме 500 млн. долларов на строительство трех линий по производству цемента.[9. 24-29].

Основным внешним источником финансирования государственных нужд являются связанные кредиты, предоставляемые  по схемам экспортного финансирования белорусским предприятиям под гарантии Правительства. Показатели кредитной безопасности РБ имеют значительный запас прочности и далеки от критических, что свидетельствует о потенциальных возможностях выполнения ранее принятых долговых обязательств и получения новых кредитов. Это обстоятельство признается международными экспертами.

3.4.Проблемы государственного  долга

Для того, чтобы разобраться  в проблеме государственного долга, необходимо сперва рассмотреть (вкратце) тему государственной фискальной политики; т.е. решений государственного сектора  о расходах, налогах и займах.

Самым важным источником государственных  доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории: налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование; налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на собственность, включая самые  разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли  под постройки, а также на наследство.

Развитые и развивающиеся  страны имеют различные налоговые  структуры: развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов  в государственных поступлениях. Другим источником поступлений общественного  сектора являются прибыли государственных  предприятий и фирм, продающих  товары и услуги.

Может ли крупный государственный  долг привести государство к банкротству, лишив его возможности выполнять  свои финансовые обязательства? Ни в  коем случае, и тому есть три причины:

1. Рефинансирование - когда  подходит ежемесячный срок выплаты  части долга, правительство обычно  не сокращает расходы и не  повышает налоги, чтобы погасить  облигации, срок которых истек.  На самом деле правительство  рефинансирует свой долг; оно  продает новые облигации и  использует выручку для выплат  держателям погашаемых облигаций.

2. Налогообложение - правительство  имеет конституционное право  облагать население налогами  и собирать их. Повышение налогов  для правительства - один из  способов получить достаточные  доходы для выплаты процентов  и общей суммы государственного  долга.

3. Создание денег - банкротство  государства очень сложно себе  представить еще и потому, что  государство вправе печатать  деньги, которыми можно выплатить  и основную сумму долга, и  проценты по нему. Создание новых  денег для выплаты процентов  или погашения основной суммы  долга может иметь инфляционный  эффект.

Станет ли государственный  долг бременем для будущих поколений? Сначала нужно спросить: кто является держателем государственного долга, кому мы должны? Ответ таков: в основном мы должны самим себе. Около 86% правительственных  облигаций размещены внутри страны, то есть находятся в руках граждан  и организаций (данные по США). Таким  образом, государственный долг является одновременно и общественным кредитом. Следовательно, погашение государственного долга породило бы гигантские потоки трансфертных платежей, т.к. гражданам  пришлось бы выплачивать более высокие  налоги, а правительству выплачивать  бóльшую часть этих налоговых  сборов тем же самым налогоплательщикам для погашения ценных бумаг, находящихся  в их распоряжении. Хотя в результате такого гигантского финансового  трансферта произошло бы значительное перераспределение дохода, оно не обязательно должно вызвать немедленное  снижение совокупного богатства  в экономике или уровня жизни  населения. Новорожденным, каждый из которых  в среднем наследовал в 1994 г. 17816 долговых обязательств по государственному долгу, одновременно достаются государственные бумаги на такую же сумму.

Крупный долг действительно  может породить вполне реальные проблемы. Внешний долг - то есть долговые обязательства  государства перед иностранными гражданами и институтами - действительно  представляет собой экономическое  бремя для страны. Эта часть  государственного долга не является "задолженностью самим себе", и  фактически выплата процентов и  основной суммы такого долга требует  передачи части реального продукта страны другим государствам.

Обратимся теперь к потенциально более серьезной проблеме. Государственный  долг все же может послужить источником реального экономического бремени  для грядущих поколений, в частности  потому, что под воздействием долга  будущие поколения наследуют  меньший запас инвестиционных товаров (средств производства), то есть меньшую "национальную фабрику". Такое  событие связано с эффектом вытеснения, который заключается в том, что  дефицитное финансирование приводит к  росту процентных ставок и сокращению частных инвестиционных расходов. Если это происходит, то будущим поколениям достается экономика, обладающая меньшим  производственным потенциалом, и, при  прочих равных условиях, их уровень  жизни окажется ниже, чем в ином случае.

Предположим, что экономика  функционирует на уровне производства при полной занятости и что  бюджет изначально сбалансирован. Теперь по тем или иным причинам правительство  увеличило объем своих расходов. Прирост государственных расходов скажется в первую очередь на тех, кто живет в это время. Вспомним кривую производственных возможностей, но только с товарами госсектора на одной оси и товарами частного сектора - на другой. В экономике, достигшей  полной занятости, увеличение государственных  расходов смещает экономику вдоль  кривой по направлению к оси товаров  госсектора, что означает сокращение частного производства.

Но в частном секторе  производятся как потребительские, так и инвестиционные (капитальные) товары. Если увеличение производства в государственном секторе происходит за счет потребительских товаров, то все бремя этого в форме  более низкого уровня жизни ляжет  на плечи нынешнего поколения, поскольку  не затронет ни текущий уровень инвестиций, ни, следовательно, размер "национальной фабрики", которую унаследуют грядущие поколения. Если же увеличение производства в госсекторе ведет к сокращению производства инвестиционных товаров, то это никак не отразится на уровне потребления (уровне жизни) нынешнего  поколения. Но детям и внукам этого поколения в будущем достанутся меньший запас основных фондов (накопленного капитала) и более низкий доход.

Информация о работе Государственный долг