Государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:31, курсовая работа

Описание

Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада.

Содержание

Реферат……………………………………………………………….2
Введение………………………………………………………….…..4
1.Бюджетный дефицит…………………………………………………..8
1.1.Сущность и содержание дефицита государственного бюджета...8
1.2.Развитие бюджетного дефицита в Республике Беларусь……….10
2.Управление бюджетным дефицитом……………….……………….15
2.1.Сущность понятия управления бюджетным дефицитом………..15
2.2.Управление бюджетным дефицитом в учреждениях
высшего образования………………………………………………17
3.Государственный долг……………………………………………….21
3.1.Причины образования государственного долга…………….…..21
3.2.Виды государственного долга…………………………………….25
3.3. Государственный долг Республики Беларусь…………………..27
3.4. Проблемы государственного долга….…………………………..30
Заключение………………………………….…………………………..36
Библиографический список……………….………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 89.77 Кб (Скачать документ)

Различают 4 основных подхода  к управлению бюджетным дефицитом  в сфере образования:

1. Увеличение и развитие  источников финансирования.

2. Совершенствование структуры  текущих расходов.

3. Инвестирование ресурсов  в проекты, обеспечивающие при  скромном объеме капиталовложений  высокую доходность, одновременно  с сокращением финансирования  в других областях.

4. Уменьшение издержек  вуза посредством сокращения.

Фактически вузами часто  принимается пакет мер, представляющий из себя комбинацию этих всех подходов.

Мероприятия по управлению бюджетным дефицитом могут быть структурированы по времени их реализации, а также по прямым или косвенным  финансовым эффектам.

Очевидно, что при кризисном  управлении университет должен опереться  прежде всего на краткосрочные меры, имеющие прямой эффект для сокращения расходов: сокращение заработной платы, отсрочка платежных обязательств, прекращение  некоторых видов деятельности и  т. д. Другие меры, такие как реорганизация  управления, повышение эффективности  и т.д., имеют среднесрочный и  долгосрочный характер и косвенный  эффект для бюджета вуза.

Привлечение дополнительных средств в образование через его коммерциализацию и вопросы, которые возникают в ходе этого процесса, является весьма непростым в социальном плане и требует определенных политических решений.

Доходная сторона бюджетов вузов в значительной степени  зависит от прямой или косвенной  поддержки правительства.

Обращение к многоканальному  финансированию образования не всегда является внутренней проблемой и  сферой компетенции вуза. Вместе с  тем, безусловно, что комбинация различных  источников финансирования всегда предпочтительнее единственного источника.

Стратегия взимания платы  за обучение эффективна тогда, когда  социальный заказ на образование  превышает имеющиеся места.

Существует ряд ограничений  по росту доходов вузов за счет взносов студентов. Речь идет прежде всего о финансовых ресурсах семей.

Вместе с тем, многие университеты рассматривают увеличение платы  за обучение в качестве главного инструмента  повышения своих доходов. Нередко  университеты стремятся пополнить  свой бюджет за счет увеличения численности  студентов, что во многих случаях  имеет негативные результаты: падение  качества образования, переполнение студенческих аудиторий и городков, ускорение  износа имущества и оборудования. В конечном счете, это все ведет  к образованию новых брешей в  бюджете вуза.

Ряд стран проводят эксперименты по выдаче ссуд для получения образования. Некоторые правительства рассматривают  студенческие ссуды как способ финансирования образования и облегчения бремени государственного бюджета. Серьезной проблемой выдачи ссуд является стоимость издержек за пользование ссудой и их сопоставимость с другими источниками привлечения средств..

Причины бюджетных дефицитов  в высших учебных заведениях почти  всегда связаны с неэффективностью управления и сокращением объемов  финансирования. Во многих странах  мира усиливается представление  о том, что выбор механизмов финансирования является определяющим для жизнедеятельности  вузов. Механизмы финансирования - это  не просто устройство распределения  ресурсов, это также и система  управления и важный канал двусторонней связи. Условия, на которых предоставляется  финансирование, показывает приоритеты тех, кто дает средства, их предпочтения и потребности. Бюджетные дефициты ясно указывают также и на необходимость  в существенных изменениях в системе  финансовых отношений, в поведении  университетов и образе их действий:

- Быть способным к восприятию  внешних сигналов, прогнозировать  спрос и финансовое обеспечение,  адекватно реагировать на их  изменение.

- Вести регулярную оценку  состояния внешней среды и  с учетом изменений в ней  менять профили подразделений  и персонала.

- Использовать стратегию  долговременного планирования вместо  антикризисного управления.

- Сотрудничать с другими  учреждениями образования, чтобы  путем интеграции и взаимной  поддержки обеспечить наиболее  эффективное использование ресурсов.

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ДОЛГ

3.1. Причины образования  государственного долга

Долг- это состояние (запас), а не движение (поток), т.к. он оценивается  на определенную дату, а ее изменение  в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

Под государственным долгом РБ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без  условий обеспечивается всем находящимся  в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным  долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без  условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну.

Почему государственный  долг увеличивается на протяжении  всей  истории страны? Что заставляет общество мириться с крупным  и  устойчивым  дефицитом бюджета? На эти вопросы есть  четыре  ответа:  войны,  экономические  спады, снижение налогов и недостаток политической воли.

Современная  фискальная  политика  признает  использование   бюджетных дефицитов  для  целей  стабилизации  экономики.  А  это  может  привести   к образованию  и росту государственного долга.

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например,  во  время  войны  надо переориентировать  большую часть ресурсов на производство военной  продукции, что  требует  значительных  государственных  расходов,  как  требует  их   и содержание армии.

Имеется три варианта финансирования:

1. Увеличение налогов;

2. Выпуск денег;

3. Дефицитное финансирование.

Рост налогообложения  приводит  к  подрыву  трудовых  стимулов,  выпуск денег создает  изоляционное давление, следовательно,  большая  часть  военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению.

Другой источник государственного долга – это спады.  В  период,  когда

национальный  доход  сокращается  или  не  может  увеличиваться,   налоговые поступления сокращаются  и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник  государственного  долга  –  политические  интересы, приводящие  к  увеличению   правительственных   расходов   и   следовательно увеличению бюджетного дефицита.

В определении размеров государственного  долга  существуют  различные  подходы. Наиболее реалистичным считается  определение  доли  государственного долга  к  ВНП  (валовой  национальный  продукт)  или   к   экспорту.   Голая констатация  абсолютных  размеров  долга   игнорирует   объем   ВНП.   Можно утверждать,  что  богатые  нации  имеют  большую   возможность   выдерживать  государственный долг значительных размеров, чем бедные нации.

Следует также отметить, что бюджетный дефицит и  государственный  долг тесно  связанны,  ведь  государственный  займ  является  важным   источником покрытия  бюджетного  дефицита.  Кроме  того,  выяснить  насколько   опасным является тот или  иной  объем  дефицита,  невозможно  без  анализа  величины государственного долга. В тоже  время  для  оценки  его  размера  необходимо определить факторы роста бюджетного дефицита.

Рассмотрим, как все-таки бюджетные дефициты связаны с  государственным долгом.[6,с.105-106].

Правительство, как правило, имеет дело не с первичным, а с  общим дефицитом(BDT), который можно рассчитать по формуле

 

BDT = (G-T) + rD,                                                                                (3.1)

где G – государственные расходы, T -  налоги и прочие сборы, D – государственный долг, r – средняя реальная ставка процента, выплачиваемая по государственному долгу.

В данном случае рассматривают  реальные величины, так как в условиях высокой инфляции номинальные значения бюджетного дефицита и долга завышены и  их динамика может даже не совпадать  с изменением реальных величин. Например, номинальный дефицит будет возрастать, а реальный падать, если темп инфляции станет обгонять темп роста номинального дефицита.

Уравнение (3.1) показывает, на какую сумму увеличивается государственный  долг в текущем году. Его можно  переписать следующим образом:

 

DD=(G – T) + rD                                                                                  (3.2)

 

Примечание- источник [6, с. 106].        

Именно сумму денег  DD должно изыскать в данном году государство, чтобы не увеличился долг. Если в текущем году имелся излишек бюджета          (Т > G), то государственный долг уменьшится.

Уравнение (3.2) также показывает, что даже если в текущем году бюджет будет сбалансированным (G = Т), то государственный долг все равно будет возрастать в связи с необходимостью выплаты процентов. Этого можно избежать только в случае, когда излишек бюджета будет больше или равен процентам по государственному долгу:

 

Т -  G ≥ rD

 

Существование  государственного   долга   в   принципе   не   является исключительным и очень негативным фактором.  Большинство  стран  с  развитой экономикой  имеют  государственный  долг,  однако,  это  не  стало  причиной дестабилизации их экономики,  так  как  происходит  серьезный  контроль  над размерами государственных займов и четко определяются  методы  их  покрытия.

Острые  нынешние  финансовые   проблемы   во   многом   объясняются   именно неконтролируемым увеличением государственного долга  без  поиска  источников его погашения.

Бюджетный  дефицит  -  это  та  сумма,  на которую  в  данный  год  расходы  правительства  превосходят   его   доходы.

Национальный  или  государственный  долг  -  это  общая  сумма   накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших  место  в  стране.

В  общеупотребительном  смысле  термин   "государственный   долг"   означает совокупность  обязательств  государства  перед  иностранными  и  внутренними  кредиторами.

Обслуживание государственного долга (имеется в виду оплата процентов  заимодателям) является тяжелой ношей  для любого государства, так как  постоянно оттягивает на себя определенную долю оборотных средств и приводит к увеличению дефицита бюджета государства. В свою очередь рост последнего обременяет экономику необходимостью постоянного  изыскания средств для его  погашения и как следствие  приводит к новому витку роста  как внутреннего, так и внешнего долга государства. Круг замыкается, и для того, чтобы его разорвать  необходимо видоизменение экономической  политики страны и, прежде всего законодательной  базы, пересмотр системы льготирования, оптимизация налоговой политики.

Задолженность правительственных  органов накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные  займы - это завтрашние налоги. Некоторые  налогоплательщики являются владельцами  государственных ценных бумаг. Они  получают проценты по этим бумагам  и одновременно платят налоги, которые  частично идут на выплату государственных  займов и кредитов. Как правило, из текущих бюджетных доходов не удается выплачивать полностью проценты и в срок погашать государственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают ко все новым займам; покрывая старые долги, они делают еще больше новые.

Государственный долг растет в разных странах разными темпами. Превышение государственного долга  над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности экономики.

3.2. Виды государственного  долга

Государственный долг  –  это  сумма  накопленных  в  стране  бюджетных дефицитов за исключением позитивных сальдо бюджетов, которые имели место  за это  время. По условиям привлечения средств  различают внутренний и внешний  долг.

Внутренний  долг  –  это  долг   государства   своему   населению.   В соответствии с  законодательством  государственным  внутренним  долгом  есть долговое   обязательство   правительства,   выраженное   в   валюте,   перед юридическими и физическими лицами. Такие обязательства  могут  иметь  форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов,  осуществленных путем  выпуска  ценных  бумаг  от  имени  правительства;   других   долговых обязательств, гарантированных правительством.

Увеличение внутреннего  долга менее опасно для  национальной  экономики по сравнению с увеличением  внешнего долга. При погашении  внутреннего  долга не  происходит  уменьшения  ценных  товаров  и  ресурсов,  однако  возникают определенные    изменения    в    экономической    жизни,    в     частности  перераспределяются доходы внутри страны.

Внутренний долг - долг государства  населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный  долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных  облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой  утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Информация о работе Государственный долг