Характеристика кафе ресторанного типа “Командор”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание

Тип предприятия - кафе ресторанного типа. Это предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд. Назначение - обслуживание потребителей.
ООО "Командор" - общество с ограниченной ответственностью.
Кафе ресторанного типа "Командор" было открыто в 1996 году в г. Томске. Месторасположение ресторана - в центре города Томска. Кафе "Командор" размещается в отдельно стоящем здании.

Содержание

§1.Экономическая сущность цены
§2.Формирование цены в общественном питании
§3. Торговые надбавки, наценки, издержки на предприятии общественного питания
§4.Объективная необходимость государственного регулирования цен в рыночной экономике
Заключение
Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 55.62 Кб (Скачать документ)

В современном понятии  определение цены как сложной  экономической категории включает в себя совокупность таких понятий, как ценность, затраты труда, а  также полезность товара для потребителя.

Зачем нужно использовать такую сложную, неоднозначную категорию  цены? Нельзя ли обойтись без нее? Неоднократные  попытки это сделать с треском  провалились. И теория, и практический опыт многих поколений субъектов рынка доказывают, что без цены не обойтись. Связано это с теми основными функциями, которые выполняет в рыночной экономике цена и которые никакая иная категория выполнить не может или, по крайней мере, не сможет выполнить столь успешно.

Сущность цены проявляется  через ее функции.

Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря  цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег  покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых  продавцом и приобретаемых покупателем  единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и  услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.

Наряду с учетом цена как  измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из перечисленных функций  цен вытекает возможность их использования  в качестве инструмента регулирования  экономических процессов. Так, в  рыночной экономике цены – это  основной инструмент уравновешивания  спроса и предложения, увязывающий  денежный запрос производителя или  продавца товаров на их оплату с  ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования  и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о  функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует  выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие  функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые  государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане – регулирования экономики.

Цена может выполнять  распределительную функцию, заключающуюся  в возможности за счет перераспределения  спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение  товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. В итоге инвестиции направляются преимущественно в  малоразвитые отрасли и области  производства за счет оттока средств  из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая  функция использовалась государством для воздействия на структуру  производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые  или розничные цены, государство  тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных  людей. Благодаря этому советская  номенклатура приобрела блага для  себя и своих семей по «своим», льготным ценам в специальных  закрытых «распределителях». Да и вообще лучший способ искусственной государственной  поддержки людей, предприятий, отраслей, территорий состоит в том, что  для них как для продавцов  действуют завышенные цены, а как  для покупателей – заниженные. Тем самым создаются перекосы, искажаются экономические отношения  между хозяйствующими субъектами, возникают  конфликты и на экономической, и  на социальной почве.

Цена выполняет очень  важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура  и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный  минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень  цен и его изменение чувствительна  и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские  товары и услуги люди считают, что  рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые  факторы, такие, как доходы, наличие  товаров на рынке, структура потребления.

Наряду с внутренними  функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические  функции, выступая в роли инструмента  торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Как в рыночной, так и  в нерыночной экономике цены выполняют  стимулирующую функцию, влияя на заинтересованность производителей в  повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого  влияния пролегает через желание  производителя увеличивать доход  и прибыль, которые непосредственно  связаны с ценами на продукцию, товары и услуги. Существенная разница между  проявлением этой функции в рыночной конкурентной и неконкурентной дефицитной экономике в том, что в первом случае производитель стремится  повысить и выпуск товара, и качество, и цену, а во втором – только цену.

Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и  в то же время довольно мощный рычаг  управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику  вообще и на уровень жизни в  частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены и на ценовой  механизм людьми.

Великое многообразие функций  цены, которая явно перегружена обязанностями  в своей государственной форме, а также противоречивость целей  и задач осуществления отдельных  функций приводят к тому, что успешно  реализовать все функции не представляется возможным.

В современной экономике  цена является активным инструментом экономической политики, она является индикатором развития современного общества и производства товаров  и услуг. Всплеск цены означает для  особо чувствительных к цене потребителей, что придется отказаться от привычных  товаров, на которые поднялась цена, в пользу других, более дешевых. Для  инвесторов всплеск цены означает перелив  капитала в более выгодные отрасли  и производства.

Поэтому можно сказать, что  цена не просто третий элемент рынка, но и важнейший регулятор баланса  рыночного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.Формирование цены в общественном питании

В рыночной экономике применяются  десятки миллионов цен, что под  единым понятием «цена» понимается множество  разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные, лимитные, мировые и ряд других. Рыночная экономика подразумевает независимость  всех субъектов рынка, а, следовательно, и свободу ценообразования, при  которой все покупатели сами назначают  цену, удовлетворяющую их издержки, а покупатели самостоятельно выбирают продавца с приемлемой для них  ценой.

В зависимости от  порядка  установления цены на потребительские  товары делятся на свободные (рыночные) и регулируемые. Свободные цены формируются  на основе соотношения спроса и предложения  и выполняют функцию обратной связи, сигнализируя производителю  о состоянии рынка, расширении или  сокращении платежеспособности спроса.

Свободные цены подразделяются на свободные оптовые цены, свободные  отпускные и свободные розничные  цены. Свободные оптовые цены устанавливаются  на продукцию производственно-технического значения, а свободные отпускные  цены – на потребительские товары. Свободные отпускные цены на потребительские  товары включают в себя себестоимость, прибыть, налог на добавленную стоимость, а по некоторым товарам и акциз.

Структура свободной отпускной цены:

Свободная отпускная цена

Себестоимость 

Прибыль 

Акциз 

НДС

Свободная розничная цена включает в себя: свободную отпускную  цену, торговую надбавку и НДС торговли, если товар реализуется производителем непосредственно в розничную  торговлю.

Структура свободной розничной цены:

Свободная розничная цена

Свободная отпускная цена 

Торговая надбавка 

НДС торговли

Свободная розничная цена товара, реализуемого с учетом посредника (оптового торгового предприятия  или снабженческо-сбытовой организации), включает свободную отпускную цену без НДС, надбавки посредника (оптовые  надбавки) и НДС посредника( цену закупки), а также торговую надбавки.

Структура цены закупки:

Цена закупки

Свободная отпускная цена за вычетом НДС 

Надбавка посредника или  оптовая надбавка 

НДС посредника

структура свободной розничной цены с участием посредника, являющегося собственников товара:

Свободная розничная цена

Цена закупки без НДС  посредника 

Торговая надбавка 

НДС торговли

Торговые надбавки (наценки) являются составной частью розничных  цен потребительских товаров. В  тоже время они выступают как  цены услуг, оказываемых торговыми  предприятиями и организациями  по реализации потребительских товаров.

Включение торговых надбавок (и оптово-сбытовых) в розничные  цены отражает относительную самостоятельность  процессов производства товаров, их обращения, созданной товарной стоимости  и ее реализации.

В сфере услуг и обращения  имеет место частичное продолжение  процесса производства. Причем некоторые  производственные функции, осуществляемые торговлей в сфере обращения, служат необходимым условием реализации товаров и их стоимости.

Торговая надбавка включает издержки обращения и прибыль, а  до 2000 г. в ее состав включался и  НДС. С 1 января 2000 г. НДС рассчитывается в процентах от суммы цены поставщика товара (за вычетом его НДС) и торговой надбавки.

Торговая (и оптово-сбытовые) надбавки устанавливаются самими торговыми  предприятиями и организациями  с учетом конъюнктуры рынка, за исключением  небольшой их части, которая регулируется местными органами власти.

Торговые надбавки дифференцируются по отдельным товарам и товарными  группам, также в зависимости  от местонахождения торговых предприятий  исходя из конъюнктуры рынка ( спроса и предложения).

Издержки обращения составляют около ¾ общей суммы торговых надбавок. Они включают расходы, связанные  с перевозкой товаров автотранспортом; расходы по аренде и содержанию зданий, помещений, сооружений, инвентаря, текущему ремонту и амортизации основных средств; расходы по хранению, подработке, сортировке и упаковке товаров, а также содержанию холодильных установок; расходы по торговой рекламе; уплату процентов по банковскому кредиту, расходы на тару, естественную убыль товаров; заработную плату работников торговли; единый социальный и транспортный налоги.

Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой хозяйственной  деятельности предприятия. В отличие  от предприятий розничной торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую надбавку в розничные цены, предприятия  общественного питания несут  также затраты на производство и  организацию потребления кулинарной продукции. Поэтому для возмещения производственных затрат и затрат по обслуживанию потребителей в розничную  цену на продукцию предприятия общественного  питания включается наценка к  розничной цене. Конечная розничная  цена блюд кулинарных и других изделий, приготовляемых и реализуемых на предприятии питания называют продажной  ценой.

Таким образом, специфика  ценообразования в общественном питании заключается в том, что  для возмещения затрат по производству, реализации и организации потребления  кулинарной продукции, а также получения  прибыли, в продажные цены включается наценка.

При формировании цен на основе наценок в качестве источников доходов предприятий питания  выступает наценка. Именно она образует валовой доход предприятий питания, который предназначен для покрытия издержек обращения и производства, уплаты всех видов косвенных налогов  и платежей и формирования прибыли.

 Организации общественного  питания, которые не ограничены  в размере наценки, продажную  цену на готовую продукцию  устанавливают самостоятельно исходя  из конкретных условий деятельности: наличие конкурентов, покупательской  способности предполагаемого потребителя  данной продукции и так далее.

Предприятия общественного  питания одновременно осуществляют производство, реализацию и организацию  потребления продукции собственного производства, занимаются продажей продукции, готовой непосредственно к потреблению  без какой-либо дополнительной обработки (хлебобулочные и кондитерские изделия, фрукты, алкогольные напитки, табачные изделия и др.). Совокупные затраты  таких предприятий представляют собой сумму издержек производства и обращения. Издержки производства в общественном питании в отличие  от других отраслей определяются без  стоимости сырья, используемого  для изготовления продукции. В их состав включаются собственные затраты, связанные с производством продукции, заработная плата работников производства, затраты на транспортировку и  хранение сырья и полуфабрикатов, расходы на топливо и электроэнергию, амортизацию основных производственных фондов и др. Особенностью ценообразования  в общественном питании также  является  применение разных цен  на одни и те же продукты, поступающие  на предприятия из различных источников. Продукты могут быть закуплены непосредственно  у предприятий-изготовителей, в розничной  торговой сети, на рынках, у населения, у подсобных хозяйств. В этой связи предприятия общественного питания включают их в калькуляции по отпускным ценам с добавлением наценок либо по ценам приобретения.

Информация о работе Характеристика кафе ресторанного типа “Командор”