Организационная структура
управления – это система управления,
которая определяет состав, взаимодействие
и подчиненность ее элементов. Между
элементами системы управления существуют
связи, которые можно подразделить
на:
- Линейные связи, возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому;
- Функциональные связи, характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения;
- Межфункциональные связи, имеют место между подразделениями одного уровня управления.
Основными факторами, определяющими
тип, сложность и иерархичность организационной
структуры предприятия, являются:
- масштаб производства и объем продаж;
- номенклатура выпускаемой продукции;
- сложность и уровень унификации продукции;
- уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;
- степень развития инфраструктуры региона;
- международная интегрированность предприятия.
Принцип формирования
структуры управления – организация
и закрепление тех или иных
функций управления, за подразделениями
аппарата управления. Организационная
структура аппарата управления
характеризуется различным числом
звеньев уровней иерархии, чаще всего
используется трех звеньевая структура:
- Руководители высшего звена управления;
В самых крупных организациях
руководителей высшего звена всего несколько
человек. Они отвечают за принятие важнейших
решений для организации в целом или для
основной части организации. Деятельность руководителя
высшего звена связана с напряженным темпом
и огромным объемом работы, что во много
объясняется тем фактом, что работа руководителя
высшего звена не имеет четкого завершения.
- Руководители среднего звена управления;
Руководители среднего звена
координируют и контролируют работу
руководителей низшего звена. Характеристики
работы руководителя среднего звена
значительно варьируют от организации
к организации и даже внутри одной
и той же организации. Некоторые
организации предоставляют своим
руководителям среднего звена большую
ответственность, делая их работу в
определенной степени похожей на
работу руководителей высшего звена
управления. Характер работы руководителя
среднего звена во многом определяется содержанием работы
подразделения, чем организации в целом.
В основном руководители среднего
звена являются буфером между
высшим и низшим уровнями управления.
Они готовят информацию для решений, принимаемых
руководителями высшего звена, и передают
эти решения в виде конкретных заданий
низовым руководителям.
- Руководители низового звена управления.
Это организационный уровень,
находящийся непосредственно над рабочими
и другими, не управляющими работниками.
Младшие начальники в основном осуществляют
контроль за выполнением производственных
заданий для непрерывного обеспечения
непосредственной информацией о правильности
выполнения этих заданий. Руководители
этого звена часто отвечают за непосредственное
использование выделенных им ресурсов,
таких как сырье и оборудование. Типичным
названием должности на данном уровне
является мастер, мастер смены, сержант,
заведующий отделом, старшая медсестра,
заведующий кафедрой управления в школе
бизнеса.
Известны следующие организационные
структуры управления предприятиями:
Особенность этой структуры
заключается в том, что планирование
работ и контроль их выполнения осуществляется
по вертикали от руководителя к производственным
подразделениям, выполняющим управленческие
функции.
Особенность такой структуры
заключается в том, что планирование работ
и контроль их выполнения осуществляется
функциональными подразделениями, а работы
выполняются производственными подразделениями
по каждой функции.
В данной структуре планирование
работ осуществляют функциональные подразделения,
работы выполняют производственные подразделения.
Все подразделения подчиняются руководителю.
Особенность заключается в
том, что к линейно-функциональной структуре
добавляются генеральные конструкторы
или менеджеры по проектам, которые отвечают
за конкурентоспособность объектов.
Ее особенностью является то,
что на предприятии формируются комплексные
бригады из 10-15 человек, куда входят конструкторы,
технологи, экономисты, рабочие и др., для
выполнения отдельных видов работ и изготовления
составных частей продукции.
Этот тип структуры приемлем
для диверсифицированных концернов, подразделяющихся
на производства (дивизионы) по типам
продукции. Функциональные подразделения
имеются как у производств, так и у концерна
в целом.
Каждый из перечисленных
типов структур имеет свои недостатки
и преимущества. Для выбора организационной
структуры конкретного предприятия необходимо
выполнить анализ основных факторов, влияющих
на формирование структуры.
К факторам развития структуры
предприятия относятся следующие:
- развитие специализации и кооперирования производства;
- автоматизация управления;
- применение совокупности научных подходов к проектированию структуры и функционированию системы менеджмента;
- соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов;
- перевод существующих структур управления на дивизиональную структуру.
На предприятии ОАО
«Самотлорнефтегаз» действует линейно-функциональная
структура управления (Приложение А).
Преимуществами этой структуры
являются:
- Высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции;
- Быстрое осуществление действий по распоряжениям и указаниям, отдающимся вышестоящими руководителями нижестоящим;
- Рациональное сочетание линейных и функциональных взаимосвязей;
- Стабильность полномочий и ответственности за персоналом;
- Единство и четкость распорядительства;
- Личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности.
К недостаткам данной структуры
можно отнести:
- Повышение степени обособленности работников различных функциональных подразделений и служб;
- Вынесение всех вопросов их взаимодействия на уровень руководителя организации;
- Длительная процедура принятия решений.
Во главе предприятия
стоит Генеральный директор, которому
подчиняются руководители функциональных
подразделений: главный инженер, главный
геолог, заместитель генерального директора
по планированию, управления эффективностью
деятельности и контроля, заместитель
генерального директора по сервисной
поддержке, заместитель генерального
директора по производственному планированию
и технологии, заместитель генерального
директора по сбору и компримированию
газа.
Главный инженер стоит во главе
производственного департамента; департамента
капитального строительства; отдела главного
механика; отдела главного энергетика;
отдела автоматизации, метрологии и связи;
отдела охраны окружающей среды; отдела
охраны труда и промышленной безопасности.
К числу функции главного
инженера можно отнести:
- Определяет техническую политику и направления технического развития предприятия в условиях рыночной экономики, пути реконструкции и технического перевооружения действующего производства;
- Обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производств и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда;
- В соответствии с утвержденными бизнес-планами предприятия на долгосрочную и среднесрочную перспективу руководит разработкой мероприятий по реконструкции и модернизации предприятия, предотвращению вредного воздействия производства на окружающую среду, бережному использованию природных ресурсов, созданию безопасных условий труда и повышению технической культуры производства;
- Организует разработку и реализацию планов внедрения новой техники и технологии, проведения организационно-технических мероприятий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- Обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства, техническую эксплуатацию, ремонт и модернизацию оборудования, достижение высокого качества продукции в процессе ее разработки и производства;
- Осуществляет контроль над соблюдением технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих технический надзор;
- Обеспечивает своевременную подготовку технической документации;
- Принимает меры по совершенствованию организации производства, труда и управления на основе внедрения новейших технических и телекоммуникационных средств выполнения инженерных и управленческих работ;
- Руководит деятельностью технических служб предприятия, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях.
Главному геологу подчиняются
департамент маркшейдерии, департамент
по геологии и недропользованию, департамент
планирования и реализации геолого-технических
мероприятий, департамент моделирования
и мониторинга проекта разработки
месторождения, отдел разработки месторождения.
Главный геолог обязан:
- Осуществлять контроль состояния разработки месторождений, динамики основных показателей, соответствие их с проектными показателями и нормам отбор;
- Разрабатывать нормы отбора нефти и закачки воды на планируемый период, внесение необходимых изменений в нормы в соответствии с фактической динамикой добычи;
- Разрабатывать текущие и перспективные планы по добыче нефти и газа с учетом ввода новых месторождений;
- Осуществлять контроль выполнения программы геолого-технических мероприятий, а также заданий по новым методам повышения нефтеотдачи пластов;
- Участвовать в разработке и сопровождении программного обеспечения по проведению анализа состояния разработки месторождений;
- Контролировать состояние фонда скважин, проверять материалы на консервацию и ликвидацию скважин, участвовать в оформлении горных отводов, лицензионных соглашений;
- Вести учет планируемых и фактических показателей разработки по месторождениям.
Заместителю генерального директора
по планированию, управлению эффективностью
деятельности и контролю подчиняется
планово-экономический департамент
и финансовый департамент.
Заместитель главного директора по
планированию, управлению эффективности
деятельности и контролю выполняет
следующие функции:
- Управляет финансовыми средствами предприятия с целью получения прибыли;
- Разрабатывает проекты перспективных и текущих финансовых планов, прогнозных балансов и бюджетов денежных средств;
- Разрабатывает нормативы оборотных средств и проводит мероприятия по ускорению их оборачиваемости;
- Анализирует финансово-экономическое состояние предприятия и результаты его деятельности;
- Проводит мероприятия, направленные на обеспечение платежеспособности предприятия, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых материально-технических ресурсов, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции (товаров), укрепление финансовой дисциплины;
- Осуществляет инвестиционную политику предприятия, управляет портфелем ценных бумаг, проводит анализ и оценку эффективности финансовых вложений;
- Проводит работу по: расчетам налогов на прибыль и иных налогов; планированию и управлению минимизацией налогов; перечислению налогов и сборов в государственные и местные бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды;
- Выполняет функцию координатора и советника руководителя предприятия по финансовым вопросам.