Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:35, курсовая работа
Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Введение.
Основная часть.
Основные понятия, виды и формы миграции.
Регулирование численности мигрантов
Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.
Миграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов на примере Западной Европы.
Миграционная политика Российской Федерации.
Российский интерес к миграции.
Проблемы миграции и их решения.
Заключение.
Список используемой литературы.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИДО
ГОУ МГИУ
Курсовая работа
По дисциплине: «Мировая экономика»
На тему:
«Иммиграционная политика стран -импортеров рабочей силы»
Группа: №Эл08М21
Руководитель:
Бордунова С.А.
Москва 2011
Оглавление.
Введение.
Основная часть.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Под миграцией населения
(от лат. migratio — переселение) принято понимать
территориальную подвижность (механическое
движение) населения, связанную с его перемещением
по территории страны (или между государствами),
обусловленную, как правило, влиянием
разнообразных факторов — социально-экономических,
военно-политических, религиозных, природных,
экологических; особенностями исторического
и хозяйственного развития отдельных
регионов и стран.
Согласно определению, данному видным
ученым-географом В.В. Покшишевским (1978),
под миграциями населения «следует понимать
любые его перемещения, связанные с переменой
места проживания (изменение государства,
области или населенного пункта, в котором
живет то или иное лицо, семья или другая
более обширная общность людей)». Таким
образом, в качестве главного признака
миграционной подвижности населения выступает
территориальный, а следствием миграций
является изменение географии расселения.
Однако, по мнению ряда специалистов, к
миграциям правомерно относить и широко
распространенные в крупных городских
агломерациях так называемые «маятниковые
миграции», связанные с ежедневными поездками
на работу и домой из пригородов в города
и обратно. Эти поездки носят локальный
характер и не сказываются на географическом
рисунке расселения, но оказывают существенное
влияние на формирование местных систем
расселения.
К другим признакам миграции относят
функциональный, по которому ее можно
подразделить на трудовую,
культурно-бытовую,
рекреационную (то есть связанную с
туризмом и отдыхом), служебные
командировки.
По временному признаку выделяются
временная, или возвратная (маятниковая,
сезонная), и постоянная, или безвозвратная
(переселение), миграции. По направлению
миграционных потоков их делят
на внешние (межконтинентальные и
межгосударственные) и внутренние
(межрайонные, внутрирайонные). К внешней
миграции относятся эмиграция (выезд из
страны проживания) и иммиграция (въезд
в страну), а также реэмиграция, или репатриация
(возвращение выехавших на родину).
Примерами внутренних миграций могут
служить переезды жителей из одного города
в другой, из села в город (и обратно), из
одного региона (субъекта Российской Федерации)
в другой. Внутренние сезонные миграции,
как правило, усиливаются в период активизации
сельскохозяйственных работ (весна, лето,
осень), когда повышается спрос на рабочую
силу в сельской местности, или во время
летних отпусков. В последние годы заметно
возросло также число российских граждан,
выезжающих на отдых за рубеж.
По форме организации миграция
населения делится на организованную,
то есть осуществляемую при участии и
с помощью государства, и неорганизованную
(самодеятельную). Организованная миграция
широко использовалась в практике хозяйственного
строительства в СССР. Так, в 50—60-е годы
ХХ в. значительные трудовые ресурсы (свыше
1,5 млн человек) были направлены на освоение
целинных и залежных земель в регионах
Северного Казахстана и Южной Сибири.
В плановом порядке осуществлялась мобилизация
рабочей силы для крупнейших строек страны
— сибирских ГЭС, Западно-Сибирского нефтегазового
комплекса, Тимано-Печорского ТПК, БАМа,
других промышленных объектов, возводимых
в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Одновременно формировались миграционные
потоки из РСФСР в республики Средней
Азии и в Казахстан, где не хватало квалифицированных
кадров для работы на действующих промышленных
предприятиях. Такая миграционная политика
наряду с положительными имела и отрицательные
последствия, поскольку из-за недостаточной
приживаемости мигрантов увеличивался
отток части населения из районов нового
освоения.
Особое место в истории нашей страны занимают
принудительные миграции, связанные
с насильственным переселением людей
в период сталинских репрессий 30—50-х годов
и c депортацией целых народов из мест
их постоянного проживания главным образом
в регионы Сибири, Дальнего Востока, Средней
Азии и Казахстана. Так, в 30-е годы высылке
подверглись сотни тысяч раскулаченных
крестьян, в период Великой Отечественной
войны с родных мест было переселено более
1 млн немцев, а в конце войны насильственному
выселению подверглись калмыки, народы
Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, балкарцы,
карачаевцы), крымские татары, турки-месхетинцы,
другие народы. В последующем многие из
них были возвращены на свою историческую
родину, однако полностью восстановить
ситуацию 40-х годов не удалось, что спровоцировало
ряд межнациональных конфликтов.
По причинам
переезда на новое место жительства миграции
условно можно подразделить на экономические,
или трудовые, связанные с поиском
мест с более высокооплачиваемой работой
и более высоким уровнем жизни, политические,
вызванные изменением государственных
границ, дискриминацией отдельных групп
населения, религиозные,
семейно-бытовые (рис. 1). Примером массового
выезда населения из страны по политическим
мотивам является эмиграция в годы Гражданской
войны (1917—1922 гг.) и в последующий период.
На рубеже 80—90-х годов общее число эмигрантов,
выехавших из бывшего СССР по разным причинам
(в том числе политическим, семейным и
др.), превысило 1 млн человек.
Обсуждаемый проект федерального закона
о миграции вводит также понятия вынужденная
миграция — перемещение людей с целью
поиска убежища — и незаконная миграция,
под которой понимается въезд в Российскую
Федерацию, транзитный проезд через страну,
пребывание в ней и выезд с ее территории
иностранных граждан и лиц без гражданства
с нарушением действующего законодательства,
регулирующего правовые отношения в области
миграции.
Рис. 1. Виды миграций населения |
2. Регулирование численности мигрантов
Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента
регулирования численности
Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам .
Регулирование качественного
состава трудящихся-
О высоких требованиях
к качеству прибывающей рабочей
силы свидетельствует необходимость
прохождения процедуры
Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
• дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
• ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам, законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т. п.)
Одним
из проявлений
Мировое
сообщество, еще недавно не ощущавшее
непосредственно размеров, особенностей
и последствий миграционных процессов
на международном уровне, столкнулось
с необходимостью координации усилий
многих стран по разрешению острых ситуаций
и коллективному регулированию миграционных
потоков. Организационно-
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и т.д.).
Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Мировой
опыт свидетельствует, что
Сегодня
признаются и используются
Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К
отрицательным последствиям
А также к ним
следует отнести возникновение элементов
социальной напряженности в обществе
(при занятии тех рабочих мест, на которые
претендуют местные работники), межнациональная
неприязнь и др.
Для стран, экспортирующих рабочую силу,
в свою очередь, также имеется целый ряд
преимуществ.
Основные из них следующие.
1. Экспорт рабочей силы рассматривается
как важный источник поступления
СКВ в страну.
По данным МВФ, средняя норма прибыли при
экспорте товаров составляет 20%, услуг
— 50%, а от экспорта рабочей силы значительно
выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы
имела поступления от экспорта товаров
и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., фактическая
прибыль от этого экспорта составляла
примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же
рабочей силы только в виде переводов
страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении
работников домой из-за рубежа еще столько
же. В итоге, фактические поступления достигали
7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы являлся
фактически главным источником валюты
для Югославии.
Расчеты зарубежных специалистов показывают,
что роль частных переводов особенно велика
для стран со средним уровнем развития.
Для этих стран экспорт рабочей силы представляет
значительный источник валютного дохода,
в отдельные годы превышающий поступления
по остальным видам внешнеэкономических
связей.
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение
давления избыточных трудовых ресурсов
и, соответственно, социального напряжения
в стране.
3. Бесплатное для страны-экспортера обучение
рабочей силы новым профессиональным
навыкам, знакомство с передовой организацией
труда и др.
В то же время страны—экспортеры капитала
сталкиваются и с некоторыми негативными
явлениями. Главное — это «утечка умов»,
отток квалифицированных, инициативных
кадров, столь необходимых национальной
экономике.
«Утечка мозгов» является серьезной проблемой
для большинства развивающихся стран,
особенно в Африке (Малави, Судан, Заир,
Замбия).
Однако «утечка мозгов» в большинстве
случаев прекращается, когда экономическое
положение страны улучшается. Так, индийские
ученые, вернувшись на родину после того,
как они несколько лет работали в высокотехнологичных
американских корпорациях в районе Силиконовой
долины, стали основоположниками развития
индийской промышленности по созданию
новых компьютерных программ.
Экономические эффекты иммиграции зачастую
упрощенно описываются как отрицательные,
поскольку рабочие, приезжающие из-за
рубежа, сокращают количество рабочих
мест и увеличивают безработицу среди
коренного населения. Не отрицая существования
такой проблемы, необходимо, однако, отметить,
что иммигранты привносят новый опыт,
знания и навыки. США, Канада и Австралия
– страны, возникшие в результате иммиграции
Информация о работе Иммиграционная политика стран -импортеров рабочей силы