Иммиграционная политика стран -импортеров рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

Содержание

Введение.

Основная часть.
Основные понятия, виды и формы миграции.
Регулирование численности мигрантов
Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.
Миграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов на примере Западной Европы.
Миграционная политика Российской Федерации.
Российский интерес к миграции.
Проблемы миграции и их решения.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мир экономике.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

       Правительство Российской Федерации  вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

      Выход  России на внешние рынки труда  предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

       Разработана федеральная миграционная  программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

      Практическому  претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

      Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

      Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;

• гарантия защиты и  поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;

      •  обеспечение беспрепятственного  возвращения на родину и помощь  в адаптации мигрантов.

      Поскольку  Россия в международной миграции  является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

     В области  импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального  использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

      В  области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

        С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных  депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов  под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного  жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного  счета для беспошлинного провоза  машин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

От чего зависит  миграционный прирост

Сравнение данных Переписей  населения 1989 г. и 2002 г. на первый взгляд подтверждает мнение о резко возросшей миграции. Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост. В расчете на год он был в 2 с лишним раза больше, чем в 80-е годы. Но прирост складывается за счет двух потоков - прибывших и выбывших. В 90-е годы прирост был обусловлен не увеличением прибытия, а практически полным прекращением выбытия из России.

Нормальные миграционные процессы предполагают, что оба потока как бы уравновешены, и разница  между ними составляет 10-20%. Это и  есть миграционный прирост. У нас  в последнее время движение было односторонним - в Россию. Из России показатели выбытия в страны СНГ опустились примерно до 50 тыс. человек в год. Это даже меньше, чем уезжает в западные страны по официальным каналам. Именно за счет резкого сокращения выбытия наша страна получила большой миграционный прирост. Что же касается прибытия, то примерно до 1995 г. оно удерживалось в тех же границах, что и в 80-е годы. Потом стало резко сокращаться. И этот факт заслуживает особого внимания.

Прибытие в Россию из стран СНГ сократилось в 2 раза и очень быстро, отреагировав таким образом на первую чеченскую войну. Затем оно только-только стало восстанавливаться, как началась вторая чеченская кампания. Кроме этого, надо учесть и дефолт 1998 г. Потребовалось полтора года, чтобы движение восстановилось до масштабов 1997 г. Но тут был принят закон, который ввел чрезвычайно сложный порядок оформления вида на жительство. В результате поток в Россию сейчас в 6 раз меньше, чем в 1994 г. и в 2 раза меньше, чем в 2000 г.

Из стран СНГ к нам прибывает где-то около 200 тыс. человек в год; уезжает обратно около 100 тыс. Прирост (более 100 тыс. человек в год за счет стран СНГ) держится уже примерно три года. Если же учесть, что теперь около 50-60 тыс. человек официально отъезжает на Запад, то получается, что Россия фактически скатилась к нулевому миграционному приросту.

Москвичи и жители больших городов видят множество  приезжих. Но надо понимать, что это  в большинстве временные, так  называемые трудовые мигранты. Они  приезжают в Россию на работу. В такую временную миграцию частично трансформируется миграция тех, кто хотел бы стать постоянным жителем - гражданином России. Последние часто являются ими de faсto, но не могут оформить гражданство de jure из-за многоступенчатости, предусмотренной нашим законодательством: регистрация - вид на жительство - гражданство. Чтобы пройти каждую из этих ступенек, нужно огромное количество справок и немало денег.

6.Российский интерес к миграции.

Россия  – страна мигрантов  .

По количеству мигрантов  Россия занимает второе место в мире после США. 13 млн человек, проживающих в России, родились за ее нынешними границами. Об этом пишут авторы доклада Всемирного банка, посвященного анализу миграционных процессов в странах Восточной Европы и бывших советских республиках.

Сразу после распада  Советского Союза Россия приняла 3,7 млн человек, в основном из стран  СНГ (за исключением Белоруссии) и  Прибалтики. По данным Всемирного банка, в 1992 году две трети мигрантов, приезжающих  в Россию, составляли русскоговорящие  беженцы из СНГ. Постепенно ситуация стабилизировалась, и к началу века приток иммигрантов в Россию, в котором этнические русские уже составляли меньшинство, стал объясняться экономическими причинами - например, показателем ВВП на душу населения в разных странах СНГ, наличием рабочих мест и более высокими заработками и уровнем жизни в России по сравнению с другими странами СНГ.  
 
Число нелегальных мигрантов в России Всемирный банк оценивает в 3-3,5 млн человек, хотя в докладе делается оговорка, что точно установить их количество достаточно трудно. Например, по официальной российской статистике, в 2002 году в России было около 17 тыс. мигрантов из Таджикистана. Между тем Всемирный банк считает, что в этом году реальное число нелегальных и полулегальных таджикских рабочих в России доходило до 600 тыс.  
 
Эксперты Всемирного банка полагают, что привлечение в страну мигрантов представляет реальную возможность отложить демографический кризис в России. В докладе приводится несколько сценариев развития миграционных процессов в России. В усредненном варианте (не самом оптимистичном, но и не самом трагичном) говорится, что между 2000 и 2050 годами Россия может рассчитывать на привлечение 5,4 млн мигрантов. Однако чтобы решить задачу простого воспроизводства населения в стране на уровне 1995 года, России за тот же период времени понадобится привлечь в страну 24,9 млн человек. А чтобы решить задачу по сохранению количества трудоспособного населения на уровне того же 1995 года, придется обеспечить приток мигрантов в 35,8 млн человек. «Для сравнения, в 90-е годы, когда на Россию обрушился невиданный ранее поток мигрантов, который, скорее всего, уже не повторится в будущем, в страну приехало лишь 3,3 млн человек», - замечают эксперты банка.  
 
Пока российские власти не могут рассчитывать на миграцию как на фактор, который может серьезно способствовать росту населения - с 1990 года за счет приезжих оно увеличилось не более чем на 4%. Но, по мнению Всемирного банка, российские власти собираются принять меры, чтобы сделать приток мигрантов регулярным. Сложность задачи еще и в том, что потребность в мигрантах в России превышает уровень, который население воспримет как политически и социально приемлемый. «Даже относительно низкий приток миграции в России потребует от властей политического и социального балансирования. Чтобы принять реальность в области демографии, нужно выработать соответствующую политическую линию», - говорится в докладе.  
 
Россия будет не единственной страной, которая вскоре поймет, что спрос на рабочие руки можно удовлетворять за счет притока мигрантов из-за рубежа. Опасную конкуренцию ей составит Европа, где проблема старения населения уже сейчас стоит весьма остро. Европейские страны и даже некоторые бывшие советские республики с более высоким уровнем жизни могут оказаться для мигрантов более привлекательными, чем Россия, и потому им будет легче удовлетворить свои потребности за счет рабочих из стран Восточной Европы и Средней Азии. «Менее развитым странам придется привлекать мигрантов из Африки и Азии. Будут ли эти потоки мигрантов легальными, зависит от качества принимаемого законодательства» - говорится в докладе.  
 
К сожалению, наше законодательство в области миграции сложилось как охранно-запретительное. Оно возвело труднопреодолимые барьеры на пути мигрантов, в том числе из стран СНГ. Правда, в последнее время в закон о гражданстве внесены поправки: созданы определенные преференции для тех, кто приезжает из СНГ. Но подобные поправки не внесены в закон о пребывании иностранцев. Они не касаются трудового найма мигрантов, оформления вида на жительство в России. Доступ к процедуре получения гражданства для таких лиц практически закрыт, несмотря на то что в законе вроде бы все написано хорошо. Очень немногим удается пробить эту стену.

Насколько такой  порядок соответствует интересам страны? Отвечая на этот вопрос, важно представлять нашу демографическую ситуацию в целом. Приведу лишь самые общие оценки. Росстат России, эксперты ООН, независимые отечественные демографы, зарубежные специалисты - все единодушны по поводу того, что население России будет очень быстро сокращаться. По крайней мере до 2030 г. Даже те, кого можно назвать оптимистами и романтиками, кто надеется, что мы можем добиться перелома в рождаемости, признают, что до 2030 г. в стране сохранится очень тяжелая демографическая ситуация.

Пессимистический  прогноз (по сути - экстраполяционный) исходит из того, что, если тенденции  в области рождаемости, смертности и миграции, а также вся миграционная политика не изменятся, то население  России к 2050 г. уменьшится вдвое.

Оптимистических прогнозов  нет. Отчасти к ним можно отнести  так называемые средние варианты прогнозов. В частности, Перепись несколько  подняла планку перспективной численности  населения. При условии, что миграционный прирост достигнет примерно 0,6 млн. человек в год, население страны к 2026 г. составит 137 млн. (сейчас оно немногим превышает 144 млн.). К середине века численность населения России может сократиться на треть.

Прогноз численности  трудоспособного населения сомнений не вызывает. Ведь он касается уже родившихся людей, которые будут постепенно вступать в трудоспособный возраст. С 2007 г. начнется убыль трудоспособных контингентов. Если рождаемость начала падать 20 лет назад, то теперь ее отрицательная динамика скажется на численности вступающих в трудоспособный возраст. Пенсионерами же станут люди, родившиеся в период высокой рождаемости: соотношение работающих и пенсионеров ухудшится.

Правда, в 2007 г. сокращение численности трудоспособного населения было незначительным - на 200 тыс. человек в год, но затем начнется обвал - до 1 млн. и более в год. Особенно тяжелым будет период с 2010 по 2020 г.

Можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. На рынке труда сложится исключительно благоприятная для трудоустройства конъюнктура. А это значит, что при всех условиях нам потребуются иммигранты. Ситуация такова, что Россия в XXI в. по интенсивности их привлечения может стать Америкой ХХ в.

7.Проблемы миграции и их решения.

 Проблемы миграции сложны. Факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно, управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнее роль государственной миграционной стратегии. У нас есть буквально один-два года, для того чтобы выстроить свою политику. Но до сих пор нет внятно сформулированной на правительственном уровне концепции и проектов рамочных документов.

Хорошо, что на правительственном  уровне существует понимание необходимости выстраивать иммиграционную политику на всех уровнях. Важно иметь в виду, что регионы и их губернаторы первыми чувствуют дефицит труда, в том числе и через падение поступлений в бюджет. Хорошо бы дать им определенную свободу в поисках форм и методов интеграции приезжих из других регионов и государств.

Существует искаженное мнение, что самый большой дефицит  людей у нас в Сибири и на Дальнем Востоке. Отнюдь нет. Самый  большой дефицит, настоящая демографическая  яма или миграционный насос - это центральные регионы России. Для покрытия только естественной убыли и возмещения трудовых ресурсов здесь потребуется 5-6 млн. человек до 2025 г. Даже Приволжский округ не имеет миграционного прироста. Внутренняя миграция на 70% всасывается Московским регионом. Миграционная ситуация ухудшается и в Краснодарском крае.

Сфера образования  не учитывает наличия иммигрантов: у нас нет специальных программ по закреплению кадров, хотя за пять лет учебы люди привыкают к  нашей стране.

Многие государственные  решения принимаются без учета миграционных процессов и опасностей. Наглядные примеры: драконовский закон о гражданстве, грядущая отмена отсрочек от призыва в армию для студентов (чреватая тем, что многие юноши уедут учиться за границу). Сегодня миграция находится в ведении милиции, но она не способна создавать интеграционные программы и руководить рынком труда.

Закон о гражданстве  широко не обсуждался. Дума принимала  документ, который очень сильно ударил прежде всего по бывшим гражданам  СССР с советскими паспортами, которые не предполагали, что вдруг окажутся в положении изгоев. В свое время Россия их приняла, а потом им сказали: ”Езжайте назад, получайте справки...” Остается только надеяться, что здравый смысл победит. 

    

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных особенностей современных МЭО.

      Страны—экспортеры  и страны — импортеры трудовых  ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.

      Международная  организация труда являете уникальной  среди всемирных организаций  в том отношении, что при  разработке ее политики представители  трудящихся и предпринимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важных функций состоит в принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба найма, рабочая инспекция.

Информация о работе Иммиграционная политика стран -импортеров рабочей силы