Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:35, курсовая работа
Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.
Введение.
Основная часть.
Основные понятия, виды и формы миграции.
Регулирование численности мигрантов
Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.
Миграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов на примере Западной Европы.
Миграционная политика Российской Федерации.
Российский интерес к миграции.
Проблемы миграции и их решения.
Заключение.
Список используемой литературы.
Правительство Российской
Выход России на внешние рынки труда предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты российской миграционной политики:
• реализация гражданами РФ прав на свободу перемещения;
• гарантия защиты и
поддержки трудящихся-
•
обеспечение
Поскольку
Россия в международной
В области импорта рабочей силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
• введение специальных депозитных счетов;
• продажа земельных участков под строительство;
• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;
• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;
• открытие валютного
счета для беспошлинного
• создание специального пенсионного фонда.
От чего зависит миграционный прирост
Сравнение данных Переписей населения 1989 г. и 2002 г. на первый взгляд подтверждает мнение о резко возросшей миграции. Россия получила беспрецедентно высокий миграционный прирост. В расчете на год он был в 2 с лишним раза больше, чем в 80-е годы. Но прирост складывается за счет двух потоков - прибывших и выбывших. В 90-е годы прирост был обусловлен не увеличением прибытия, а практически полным прекращением выбытия из России.
Нормальные миграционные процессы предполагают, что оба потока как бы уравновешены, и разница между ними составляет 10-20%. Это и есть миграционный прирост. У нас в последнее время движение было односторонним - в Россию. Из России показатели выбытия в страны СНГ опустились примерно до 50 тыс. человек в год. Это даже меньше, чем уезжает в западные страны по официальным каналам. Именно за счет резкого сокращения выбытия наша страна получила большой миграционный прирост. Что же касается прибытия, то примерно до 1995 г. оно удерживалось в тех же границах, что и в 80-е годы. Потом стало резко сокращаться. И этот факт заслуживает особого внимания.
Прибытие в Россию из стран СНГ сократилось в 2 раза и очень быстро, отреагировав таким образом на первую чеченскую войну. Затем оно только-только стало восстанавливаться, как началась вторая чеченская кампания. Кроме этого, надо учесть и дефолт 1998 г. Потребовалось полтора года, чтобы движение восстановилось до масштабов 1997 г. Но тут был принят закон, который ввел чрезвычайно сложный порядок оформления вида на жительство. В результате поток в Россию сейчас в 6 раз меньше, чем в 1994 г. и в 2 раза меньше, чем в 2000 г.
Из стран СНГ к нам прибывает где-то около 200 тыс. человек в год; уезжает обратно около 100 тыс. Прирост (более 100 тыс. человек в год за счет стран СНГ) держится уже примерно три года. Если же учесть, что теперь около 50-60 тыс. человек официально отъезжает на Запад, то получается, что Россия фактически скатилась к нулевому миграционному приросту.
Москвичи и жители
больших городов видят
6.Российский интерес к миграции.
Россия – страна мигрантов .
По количеству мигрантов Россия занимает второе место в мире после США. 13 млн человек, проживающих в России, родились за ее нынешними границами. Об этом пишут авторы доклада Всемирного банка, посвященного анализу миграционных процессов в странах Восточной Европы и бывших советских республиках.
Сразу после распада
Советского Союза Россия приняла 3,7
млн человек, в основном из стран
СНГ (за исключением Белоруссии) и
Прибалтики. По данным Всемирного банка,
в 1992 году две трети мигрантов, приезжающих
в Россию, составляли русскоговорящие
беженцы из СНГ. Постепенно ситуация стабилизировалась,
и к началу века приток иммигрантов в Россию,
в котором этнические русские уже составляли
меньшинство, стал объясняться экономическими
причинами - например, показателем ВВП
на душу населения в разных странах СНГ,
наличием рабочих мест и более высокими
заработками и уровнем жизни в России
по сравнению с другими странами СНГ.
Число нелегальных мигрантов в России
Всемирный банк оценивает в 3-3,5 млн человек,
хотя в докладе делается оговорка, что
точно установить их количество достаточно
трудно. Например, по официальной российской
статистике, в 2002 году в России было около
17 тыс. мигрантов из Таджикистана. Между
тем Всемирный банк считает, что в этом
году реальное число нелегальных и полулегальных
таджикских рабочих в России доходило
до 600 тыс.
Эксперты Всемирного банка полагают, что
привлечение в страну мигрантов представляет
реальную возможность отложить демографический
кризис в России. В докладе приводится
несколько сценариев развития миграционных
процессов в России. В усредненном варианте
(не самом оптимистичном, но и не самом
трагичном) говорится, что между 2000 и 2050
годами Россия может рассчитывать на привлечение
5,4 млн мигрантов. Однако чтобы решить
задачу простого воспроизводства населения
в стране на уровне 1995 года, России за тот
же период времени понадобится привлечь
в страну 24,9 млн человек. А чтобы решить
задачу по сохранению количества трудоспособного
населения на уровне того же 1995 года, придется
обеспечить приток мигрантов в 35,8 млн
человек. «Для сравнения, в 90-е годы, когда
на Россию обрушился невиданный ранее
поток мигрантов, который, скорее всего,
уже не повторится в будущем, в страну
приехало лишь 3,3 млн человек», - замечают
эксперты банка.
Пока российские власти не могут рассчитывать
на миграцию как на фактор, который может
серьезно способствовать росту населения
- с 1990 года за счет приезжих оно увеличилось
не более чем на 4%. Но, по мнению Всемирного
банка, российские власти собираются принять
меры, чтобы сделать приток мигрантов
регулярным. Сложность задачи еще и в том,
что потребность в мигрантах в России
превышает уровень, который население
воспримет как политически и социально
приемлемый. «Даже относительно низкий
приток миграции в России потребует от
властей политического и социального
балансирования. Чтобы принять реальность
в области демографии, нужно выработать
соответствующую политическую линию»,
- говорится в докладе.
Россия будет не единственной страной,
которая вскоре поймет, что спрос на рабочие
руки можно удовлетворять за счет притока
мигрантов из-за рубежа. Опасную конкуренцию
ей составит Европа, где проблема старения
населения уже сейчас стоит весьма остро.
Европейские страны и даже некоторые бывшие
советские республики с более высоким
уровнем жизни могут оказаться для мигрантов
более привлекательными, чем Россия, и
потому им будет легче удовлетворить свои
потребности за счет рабочих из стран
Восточной Европы и Средней Азии. «Менее
развитым странам придется привлекать
мигрантов из Африки и Азии. Будут ли эти
потоки мигрантов легальными, зависит
от качества принимаемого законодательства»
- говорится в докладе.
К сожалению, наше законодательство в
области миграции сложилось как охранно-запретительное.
Оно возвело труднопреодолимые барьеры
на пути мигрантов, в том числе из стран
СНГ. Правда, в последнее время в закон
о гражданстве внесены поправки: созданы
определенные преференции для тех, кто
приезжает из СНГ. Но подобные поправки
не внесены в закон о пребывании иностранцев.
Они не касаются трудового найма мигрантов,
оформления вида на жительство в России.
Доступ к процедуре получения гражданства
для таких лиц практически закрыт, несмотря
на то что в законе вроде бы все написано
хорошо. Очень немногим удается пробить
эту стену.
Насколько такой порядок соответствует интересам страны? Отвечая на этот вопрос, важно представлять нашу демографическую ситуацию в целом. Приведу лишь самые общие оценки. Росстат России, эксперты ООН, независимые отечественные демографы, зарубежные специалисты - все единодушны по поводу того, что население России будет очень быстро сокращаться. По крайней мере до 2030 г. Даже те, кого можно назвать оптимистами и романтиками, кто надеется, что мы можем добиться перелома в рождаемости, признают, что до 2030 г. в стране сохранится очень тяжелая демографическая ситуация.
Пессимистический прогноз (по сути - экстраполяционный) исходит из того, что, если тенденции в области рождаемости, смертности и миграции, а также вся миграционная политика не изменятся, то население России к 2050 г. уменьшится вдвое.
Оптимистических прогнозов нет. Отчасти к ним можно отнести так называемые средние варианты прогнозов. В частности, Перепись несколько подняла планку перспективной численности населения. При условии, что миграционный прирост достигнет примерно 0,6 млн. человек в год, население страны к 2026 г. составит 137 млн. (сейчас оно немногим превышает 144 млн.). К середине века численность населения России может сократиться на треть.
Прогноз численности
трудоспособного населения
Правда, в 2007 г. сокращение численности трудоспособного населения было незначительным - на 200 тыс. человек в год, но затем начнется обвал - до 1 млн. и более в год. Особенно тяжелым будет период с 2010 по 2020 г.
Можно с уверенностью сказать, что самым дефицитным ресурсом страны в ближайшей перспективе будет труд. Не нефть, не газ, не деньги, а труд, особенно квалифицированный. На рынке труда сложится исключительно благоприятная для трудоустройства конъюнктура. А это значит, что при всех условиях нам потребуются иммигранты. Ситуация такова, что Россия в XXI в. по интенсивности их привлечения может стать Америкой ХХ в.
7.Проблемы миграции и их решения.
Проблемы миграции сложны. Факторы, влияющие на ее структуру и темпы, весьма многообразны; соответственно, управление этой сферой требует системного и комплексного подхода. Тем важнее роль государственной миграционной стратегии. У нас есть буквально один-два года, для того чтобы выстроить свою политику. Но до сих пор нет внятно сформулированной на правительственном уровне концепции и проектов рамочных документов.
Хорошо, что на правительственном уровне существует понимание необходимости выстраивать иммиграционную политику на всех уровнях. Важно иметь в виду, что регионы и их губернаторы первыми чувствуют дефицит труда, в том числе и через падение поступлений в бюджет. Хорошо бы дать им определенную свободу в поисках форм и методов интеграции приезжих из других регионов и государств.
Существует искаженное мнение, что самый большой дефицит людей у нас в Сибири и на Дальнем Востоке. Отнюдь нет. Самый большой дефицит, настоящая демографическая яма или миграционный насос - это центральные регионы России. Для покрытия только естественной убыли и возмещения трудовых ресурсов здесь потребуется 5-6 млн. человек до 2025 г. Даже Приволжский округ не имеет миграционного прироста. Внутренняя миграция на 70% всасывается Московским регионом. Миграционная ситуация ухудшается и в Краснодарском крае.
Сфера образования не учитывает наличия иммигрантов: у нас нет специальных программ по закреплению кадров, хотя за пять лет учебы люди привыкают к нашей стране.
Многие государственные решения принимаются без учета миграционных процессов и опасностей. Наглядные примеры: драконовский закон о гражданстве, грядущая отмена отсрочек от призыва в армию для студентов (чреватая тем, что многие юноши уедут учиться за границу). Сегодня миграция находится в ведении милиции, но она не способна создавать интеграционные программы и руководить рынком труда.
Закон о гражданстве
широко не обсуждался. Дума принимала
документ, который очень сильно ударил
прежде всего по бывшим гражданам
СССР с советскими паспортами, которые
не предполагали, что вдруг окажутся в
положении изгоев. В свое время Россия
их приняла, а потом им сказали: ”Езжайте
назад, получайте справки...” Остается
только надеяться, что здравый смысл победит.
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных особенностей современных МЭО.
Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных интересов.
Международная
организация труда являете
Информация о работе Иммиграционная политика стран -импортеров рабочей силы