Иммиграционная политика стран -импортеров рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:35, курсовая работа

Описание

Под миграцией населения (от лат. migratio — переселение) принято понимать территориальную подвижность (механическое движение) населения, связанную с его перемещением по территории страны (или между государствами), обусловленную, как правило, влиянием разнообразных факторов — социально-экономических, военно-политических, религиозных, природных, экологических; особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов и стран.

Содержание

Введение.

Основная часть.
Основные понятия, виды и формы миграции.
Регулирование численности мигрантов
Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.
Миграционная политика стран-импортеров трудовых ресурсов на примере Западной Европы.
Миграционная политика Российской Федерации.
Российский интерес к миграции.
Проблемы миграции и их решения.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по мир экономике.doc

— 178.00 Кб (Скачать документ)

      Для  нейтрализации отрицательных последствий  и усиления положительного эффекта,  получаемого страной в результате  трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств. 

       3.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.

       Правительство каждой страны уверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

     Важная  особенность международной миграции  рабочей силы состоит в том,  что регулирование данного процесса  осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

     Во  многих аспектах интересы стран—экспортеров  и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

     В настоящее  время значительное число учреждений  и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

      Комиссия  ООН по народонаселению располагает  соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации (СИМЕ).

     Одной  из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

     • организацией  бесплатных служб для помощи  мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

     • принятием  мер против недостоверной информации  и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

     • принятием  мер, облегчающих все стадии  миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

     • организацией  соответствующих медицинских служб  (ст. 5);

     • разрешением  переводить на родину заработок  и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

    Два приложения  к Конвенции касаются найма,  размещения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. Посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

     • наниматель  или лицо, находящееся у него  на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

     • частное  агентство, получившее на это  предварительное разрешение компетентных  властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

      В  данной Конвенции также указывается,  что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

      Документы  МОТ провозглашают равенство  мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, — возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

      Международными  стандартами предусматривается  также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания.

       Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

      Согласно  Конвенции МОТ 1975 г., государства  должны выявлять на своей территории  нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

      Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления. 

    4.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.

    В последние десятилетия миграционная политика западных стран все больше характеризуется ориентацией на использование комплексного подхода, на тесную координацию различных ее направлений. В частности, иммиграционный контроль и прием мигрантов увязываются с обеспечением их обустройства, адаптации или интеграции и поддержанием нормальных межэтнических отношений в обществе, а также с принятием внешних мер по ограничению и предупреждению потоков нежелательных мигрантов (внешняя помощь, зарубежные инвестиции и т.д.). При этом в свете угрозы международного терроризма в начале нынешнего тысячелетия приоритетное значение стало придаваться иммиграционному контролю, усилению фильтрации принимаемых мигрантов с учетом требований национальной безопасности и резкому ужесточению борьбы с нелегальной иммиграцией.  

В   настоящее   время,   в   связи   с   расширением   Европейского   Союза 

государства-члены  столкнулись  с  миграцией  из  стран  –  новых  членов  (в 

2004  г.  в   Евросоюз  вступили  Польша,  Венгрия,  Словения,  Мальта,  Кипр,

Чехия,  Словакия,  Латвия,  Литва  и  Эстония).  Разные  уровни  развития

экономики могут  сравняться лишь через некоторое  время, поэтому сейчас

некоторые    страны    ЕС    сохранили    барьеры    на    пути    свободного

перемещения  рабочей  силы.  Был  установлен  переходный  период  сроком

до  7  лет,  в  течение  которого  будут  сохраняться  существующие  правила 

въезда.  Однако, в  2011 г. страны обязаны ликвидировать  все препятствия 

для въезда жителей  из стран – новых членов Европейского Союза.

По   числу   иностранных   подданных   среди   стран   Европы   впереди 

находятся  Германия  (более  7  млн.),  Франция  и  Великобритания,  то  есть

наиболее   крупные   государства.   Лидером   же   по   доле   иностранного

населения  является  Люксембург,  где  иностранцы  составляют  около  33% населения.  В  Италии,  Испании,  Португалии,  Греции  и  Финляндии  доля официально   зарегистрированных      иностранных   подданных   составляет лишь  1-2%.  Это  в  основном  страны,  как  правило,  ранее  отличавшиеся более  значительной  эмиграцией,  нежели  иммиграцией.  Примерно  треть всех   иммигрантов   в   государствах   Европейского   Союза   составляют граждане  стран  -  других  членов  Европейского  Союза,  а  2/3  -  выходцы из других государств.

   Для   стран   Западной   Европы   иммиграция,   что   не   нацеленная   на

обеспечение  потребностей  рынка  труда,  представляет  собой  серьезный 

вызов.  Достаточно  распространена  ситуация,  когда  мигранты-иностранцы

пользуются  теми  же  социальными  благами,  что  и  граждане,  не  внося  в 

течение  какого-то  времени  свой  вклад  в  благосостояние  принявшей  их

страны.  Кроме  того,  принимающие  страны  столкнулись  с  проблемами

культурной  интеграции  мигрантов,  которая  иногда  столь  противоречива,

что   сопровождается   открытыми   конфликтами.   Весьма   показательны

протестные  выступления  некоторых  групп  мигрантов,  которые  не  смогли

успешно     интегрироваться     в     общество     (например,     во     Франции,

Великобритании, Германии и других европейских странах). Неслучайно, в 

некоторых государствах Европы происходит новый поворот  миграционной

политики в сторону  ограничения притока новых мигрантов.

  Однако    существуют    объективные    причины,    вследствие    которых

большинство  государств  Западной  Европы  не  могут  закрыть  «наглухо» 

свои границы.

Во-первых,  страны  Европейского  Союза  характеризуются  все  более 

усиливающейся  депопуляцией,  стареющим  населением  и  возрастающим

дефицитом трудовых ресурсов. Удовлетворить потребности  в рабочей силе

в  условиях  низкой  рождаемости  они  могут  только  за  счет  иммиграции.

Например,  в  Германии  отрицательный  естественный  прирост  населения 

наблюдается  уже  более  30  лет,  однако  ее  население  последние  20  лет

увеличивается благодаря  притоку иммигрантов.

Во-вторых, страны ЕС взяли на себя обязательства в  отношении вынужденных мигрантов. Многие государства подписали такие  международные договоры как Женевская конвенция 1949 г.

Таким образом, в  Европе в последнее время в  Европе все большее распространение  получает тенденция рассматривать  иммигрантов как необходимый  ресурс для решении проблемы депопуляции.

     5.МИГРАЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

     Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

      Рост  безработицы подтолкнул сотни  тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.

Информация о работе Иммиграционная политика стран -импортеров рабочей силы