Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа
Так, целью данной работы является изучение теоретических аспектов понятия инфляции также как практического применения данных знаний в процессе государственного управления, их реализации в экономической сфере нашего общества. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность инфляционных процессов
- выявить основные причины формирования инфляции в экономике.
- изучить структуру и методы проведения антиинфляционной политики государства
- объяснить основные механизмы протекания инфляции в экономике Республики Беларусь
- исследовать механизм антиинфляционной политики Республики Беларусь
Введение……………………………………………………………….…………..4
1.Сущность инфляционного процесса………………………….………………..6
1.1.Инфляция: сущность, причины возникновения……………………...6 1.2. Типы и теории инфляции…………………………………..………….........10
2. Методы и механизмы антиинфляционной политики…………………….....18
3. Особенности проведения антиинфляционной политики
в Республике Беларусь………………………………………………………21 3.1. Причины и сущность инфляционных процессов
в Республике Беларусь………………………………………………....21 3.2. Основные направления реализации антиинфляционной
политики в Республике Беларусь…………………………………………..........25
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…………………………………………...29
Приложение 1…………………………………………………………….............31
Приложение 2………………………………………………………………….....32
1) Регуляторы и вспомогательные
инструменты реализации
2) Сферы экономики и
3) Элементы цены, через которые
происходит передача
Одними из главных элементов
трансмиссионного механизма являются
каналы, которые обеспечивают влияние
денежно-кредитной политики и определенным
образом ее характеризуют. В экономической
литературе выделяется несколько таких
каналов: денежный, курсовой и процентный.
В странах с переходной экономикой,
в том числе и в Республике
Беларусь в основном используются денежный
(изменение денежных агрегатов в
обращении) и курсовой (регулирование
валютного курса). Процентный канал
не используется по причине низкой
чувствительности экономических субъектов
к ставке процента в период высокой
инфляции либо административного давления
в сфере принятия решений. Примером
использования процентного
Разделяя режимы денежно-кредитной политики по методам проведения с целью контроля инфляции, можно выделить три основные стратегии: [13,с.410]
1) Монетарная политика, использующая
таргетирование денежной массы
– основывается на
2) Таргетирование валютного
курса – предполагает, что снижение
инфляции в национальной
3) Инфляционное таргетирование
– предусматривает не только
установление прогнозируемого
Антиинфляционная политика
должна учитывать последствия снижения
денежной массы, такие как увеличение
циклической безработицы. В соответствии
с кривой Филлипса изначально практические
исследования часто подтверждали обратную
связь между инфляцией и
В качестве вывода можно отметить необходимость учитывать множество факторов инфляции при выборе антиинфляционной политики государства. Белорусская экономическая действительность требует учета как экономических, так и социальных и политических феноменов, оказывающих влияние или находящихся под влиянием инфляции. Антиинфляционная политика, таким образом, требует всесторонней модернизации белорусского общества, его финансовых структур. Сама по себе проблема борьбы с инфляцией способна выступить стимулом таких изменений.
3. Особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь
3.1 Причины и
сущность инфляционных
В Беларуси, ее новейшей истории,
белорусские рубли, в силу особенностей
проводимой экономической и монетарной
политики, не всегда отражали величину
реального общественного
Особенно высокими были темпы
инфляции в первые годы реформирования
постсоциалистической экономики и
перехода ее на рыночную основу. Унаследованная
от Советского союза ресурсо- и транспортоемкая
структура производственного
Кроме этих, к основным факторам инфляции можно отнести следующие:
1) Монополистическая структура хозяйства Беларуси, пользуясь которой большинство предприятий стало увеличивать прибыль не за счет роста производства, а за счет роста цен, формируя так называемый «рынок продавца».
2) Поддержание чрезмерно
высокой доли государственного
сектора в экономике,
3) Неразвитость рынка
ценных бумаг,
4) Накопленный в дореформенный
период избыточный спрос,
5) Выпуск излишней денежной
массы в целях финансирования
дефицита бюджета и
6) Технологическая отсталость производства, массовые неплатежи и неконкурентоспособность на внешних рынках.
7) Проведение политики
«либерализации цен» при
8) Не создан конкурентоспособный
и финансово здоровый реальный
сектор экономики, что не
Также одной из специфических причин инфляции на постсоветском пространстве является так называемое «долларовое давление». Его суть заключается в том, что в момент открытия экономики и введения свободного обмена национальной валюты на доллары, последние стали выступать в глазах населения более рентабельным средством накопления, чем рубли. В результате в экономику поступает большое количество национальной валюты. Однако в связи с укреплением белорусского рубля в экономике наблюдается устойчивая тенденция к дедолларизации. [23,с.70]
Экономика Республики Беларусь в своем развитии в новейшей истории прошла пять этапов:
1) 1991 – 1994 гг. – начало реформ по проведению «шоковой» «либерализации цен» послужило толчком к резкому снижению большинства макроэкономических показателей. Кроме этого, среди причин кризиса можно выделить такие как: политическая нестабильность, переход на национальную денежную систему, разрыв связей с соседними республиками, что вызвало рост цен на ресурсы, энергию и комплектующие. Обменный курс за это время девальвировал более чем в 64 тыс. раз.
2) 1995 – 1996 гг. – начинают
снижаться темпы инфляции и
дефицит государственного
3) 1997 – 2000 гг. – резкий рост инфляции в 1999 г. (до 351%), в результате увеличения денежной массы в стране, которую предполагалось направить на финансирование государственных программ в области строительства. Попытки удержания курса рубля и кризис в России в 1998 году также повлияли на увеличение темпов инфляции в эти годы. Сложная ситуация сложилась в сфере сельского хозяйства – около половины всех товаропроизводителей на 1999 год являлись убыточными. Но начавшийся в 1996 году рост промышленного производства позволил за четыре года увеличить объем выпускаемой продукции на 72%.
4) 2001 – 2005 гг. – период
относительной стабилизации
5) 2006 – 2011 гг. – дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести: падение промышленного производства; резкое сокращение объемов внешней торговли, в том числе экспорта; существенное замедление динамики повышения уровня жизни населения, ухудшение финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.
В 2011 году Беларусь переживает самый высокий уровень инфляции за последние 10 лет. Согласно данным Национального статистического комитета В Беларуси инфляция в ноябре составила 8,1%.
За январь-ноябрь 2011 года потребительские цены выросли на 104% (9,5% в среднем за месяц).
Продовольственные товары подорожали с начала года на 120,9% (в том числе в ноябре на 8,5%), цены на непродовольственные товары увеличились на 106,7% (4,7%), платные услуги населению - на 59,9% (13,9%).
В ноябре 2011 года годовая инфляция (по сравнению с ноябрем 2010 года) составила 106%.
Цены промпроизводителей за 11 месяцев выросли на 139,6%, в том числе в ноябре - на 15,6%.
В строительстве цены за 11 месяцев увеличились на 87,5%, перевозка грузов подорожала на 153,5%.
В 2010 году инфляция составила 9,9%. Правительство Беларуси прогнозировало инфляцию в 2011 году в пределах 7,5- 8,5%.
В Беларуси базовая (без учета регулируемых цен и сезонных товаров) инфляция за январь-ноябрь 2011 года составила 113,6% против 104% сводного индекса роста потребительских цен (ИПЦ).
Прирост цен на товары и услуги, не входящие в расчет базовой инфляции, за 11 месяцев превысил 80%.
В ноябре базовая инфляция составила 6% (сводный ИПЦ - 8,1%) после 8,3% (8,2%) в октябре. Основной объема прироста базовой инфляции по сравнению со сводным ИПЦ пришелся на май-август.
В составе базовой инфляции нерегулируемые цены на продовольствие выросли за 11 месяцев на 127,4%, на непродовольственные товары - на 109,7%, на услуги - на 72,4%. (приложение 2) [24].
3.2. Основные направления реализации антиинфляционной политики в РБ
Контроль инфляции является неотъемлемой частью политики государства и особенно необходим Республике Беларусь в процессе реформирования и модернизации экономики. Закон «О ценообразовании», принятым в 1999 году установлены основные принципы ценообразования, которые представляют собой сочетание свободных и регулируемых цен. Свободные цены устанавливаются без внешнего вмешательства рыночной конъюнктурой, спросом и предложением. Государственное регулирование ценообразования в Беларуси осуществляется с помощью как прямых (административных), так и косвенных методов. Прямое регулирование идет путем установления фиксированных цен и тарифов; предельных цен; предельных торговых надбавок или скидок к ценам; предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену; порядка определения и применения цен; декларирования цен. Косвенные меры подразумевают изменение конъюнктуры рынка, являются более гибкими и приемлемыми с точки зрения рыночной экономики.
Информация о работе Инфляция и антиинфляционное регулирование