Инфляция и антиинфляционное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание

Так, целью данной работы является изучение теоретических аспектов понятия инфляции также как практического применения данных знаний в процессе государственного управления, их реализации в экономической сфере нашего общества. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность инфляционных процессов
- выявить основные причины формирования инфляции в экономике.
- изучить структуру и методы проведения антиинфляционной политики государства
- объяснить основные механизмы протекания инфляции в экономике Республики Беларусь
- исследовать механизм антиинфляционной политики Республики Беларусь

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..4
1.Сущность инфляционного процесса………………………….………………..6
1.1.Инфляция: сущность, причины возникновения……………………...6 1.2. Типы и теории инфляции…………………………………..………….........10
2. Методы и механизмы антиинфляционной политики…………………….....18
3. Особенности проведения антиинфляционной политики
в Республике Беларусь………………………………………………………21 3.1. Причины и сущность инфляционных процессов
в Республике Беларусь………………………………………………....21 3.2. Основные направления реализации антиинфляционной
политики в Республике Беларусь…………………………………………..........25
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…………………………………………...29
Приложение 1…………………………………………………………….............31
Приложение 2………………………………………………………………….....32

Работа состоит из  1 файл

инфляция.docx

— 161.74 Кб (Скачать документ)

1) Регуляторы и вспомогательные  инструменты реализации денежно-кредитной  политики.

2) Сферы экономики и экономические  субъекты, определенным образом  реагирующие на действия регуляторов.

3) Элементы цены, через которые  происходит передача инфляционных  импульсов в экономике: энергоносители, расходы по оплате труда, импортируемые  товары, прибыль и т.д.

Одними из главных элементов  трансмиссионного механизма являются каналы, которые обеспечивают влияние  денежно-кредитной политики и определенным образом ее характеризуют. В экономической  литературе выделяется несколько таких  каналов: денежный, курсовой и процентный. В странах с переходной экономикой, в том числе и в Республике Беларусь в основном используются денежный (изменение денежных агрегатов в  обращении) и курсовой (регулирование  валютного курса). Процентный канал  не используется по причине низкой чувствительности экономических субъектов  к ставке процента в период высокой  инфляции либо административного давления в сфере принятия решений. Примером использования процентного канала будет изменение ставки рефинансирование и следующее за этим изменение  финансовых потоков, и конкретнее, условий  кредитования. Влияние на экономику  путем изменения регулятора следует  отличать от, во-первых, прямого воздействия, по типу целевого кредитования, во-вторых, от поведенческих факторов, например инфляционных ожиданий.

Разделяя режимы денежно-кредитной  политики по методам проведения с  целью контроля инфляции, можно выделить три основные стратегии: [13,с.410]

1) Монетарная политика, использующая  таргетирование денежной массы  – основывается на предположении,  исходящим из количественного  уравнения Фишера о том, что основным фактором, влияющим на темп инфляции является денежная масса. Предполагает ежегодные объявления прогноза по  параметрам денежной массы и стремление к его реализации.

2) Таргетирование валютного  курса – предполагает, что снижение  инфляции в национальной экономике  будет происходить через снижение  относительных цен на отечественные  товары, которые напрямую связаны  с обменным курсом. При этом  используется более или менее  жесткая привязка курса национальной  валюты  к определенной валюте  или корзине валют. Поэтому  подразумевается принятие денежно-кредитной  политики другой страны, что может  привести к определенной потере  самостоятельности в денежно-кредитной  политике. Положительной стороной  этого вида таргетирования являются  снижение валютного риска, что  приводит к увеличению инвестиций  и стимулирует экономический  рост.

3) Инфляционное таргетирование  – предусматривает не только  установление прогнозируемого уровня  инфляции в виде одного значения  или диапазона, но и несколько  других мероприятий. Так, должны  отсутствовать другие цели монетарной  политики, Центральный банк должен  обладать независимостью, в стране  должно отсутствовать доминирование  фискальной политики. Среди плюсов  можно выделить увеличение доверия  населения с снижение инфляционных  ожиданий, возможность проводить  более гибкую денежную политику, так как экономические издержки  в случае недостижения целевых  показателей не так велики, как  при других режимах. 

Антиинфляционная политика должна учитывать последствия снижения денежной массы, такие как увеличение циклической безработицы. В соответствии с кривой Филлипса изначально практические исследования часто подтверждали обратную связь между инфляцией и безработицей. После критики такого однозначного определения связи между этими  двумя макроэкономическими характеристиками Фридманом и Фелпсом была подтверждена связь между непрогнозируемой инфляцией  и циклической безработицей. Поэтому  попытки снизить инфляцию за счет замедления темпов роста денежной массы  вызовут рост циклической безработицы, если фактическая инфляция упадет ниже ожидаемой. Чтобы сократить издержки безработицы при дезинфляции, ожидаемый  населением уровень инфляции  должен опуститься в соответствии с фактическим  уровнем.[8,с.587]

В качестве вывода можно  отметить необходимость учитывать множество факторов инфляции при выборе антиинфляционной политики государства. Белорусская экономическая действительность требует учета как экономических, так и социальных и политических феноменов, оказывающих влияние или находящихся под влиянием инфляции. Антиинфляционная политика, таким образом, требует всесторонней модернизации белорусского общества, его финансовых структур. Сама по себе проблема борьбы с инфляцией способна выступить стимулом таких изменений.

 

 

 

3. Особенности проведения антиинфляционной политики в Республике    Беларусь

 

3.1 Причины и  сущность инфляционных процессов  в Республике Беларусь

 

 

В Беларуси, ее новейшей истории, белорусские рубли, в силу особенностей проводимой экономической и монетарной политики, не всегда отражали величину реального общественного богатства. Это затрудняет эффективное использование  денег на благо экономики и  общества. Из-за политики денежно-кредитной  экспансии деньги постоянно обесцениваются.  Определенная часть денежной массы  была поглощена возросшим спросом  на деньги со стороны расширившегося производства, различными монетарными  инструментами – ценными бумагами, депозитами Национального банка, привлечением номинальных денежных доходов населения  на банковские депозиты. Однако большая  часть роста рублевой массы сбалансировалась ростом потребительских и производственных цен, то есть посредством инфляции.

Особенно высокими были темпы  инфляции в первые годы реформирования постсоциалистической экономики и  перехода ее на рыночную основу. Унаследованная от Советского союза ресурсо- и транспортоемкая  структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации  и милитаризации экономики, преобладание объема тяжелой промышленности над  выпуском потребительских товаров, неразвитость сферы услуг, неэффективность  сельского хозяйства и негибкость инфраструктуры явились основными  причинами инфляции.

Кроме этих, к основным факторам инфляции можно отнести следующие:

1) Монополистическая структура  хозяйства Беларуси, пользуясь которой  большинство предприятий стало  увеличивать прибыль не за  счет роста производства, а за  счет роста цен, формируя так  называемый «рынок продавца».

2) Поддержание чрезмерно  высокой доли государственного  сектора в экономике, препятствующей  конкуренции.

3) Неразвитость рынка  ценных бумаг, административное  регулирование цен и уровня  заработной платы, скрытая безработица.

4) Накопленный в дореформенный  период избыточный спрос, тесно  связанный с отставанием выработки  мер антиинфляционного регулирования  от процесса расширения экономической  свободы субъектов рынка. В  результате повышение доходов  сверх роста материальных благ, что поспособствовало раскручиванию  известной спирали «заработная  плата-цены».

5) Выпуск излишней денежной  массы в целях финансирования  дефицита бюджета и отрицательного  внешнеэкономического сальдо.

6) Технологическая отсталость  производства, массовые неплатежи  и неконкурентоспособность на  внешних рынках.

7) Проведение политики  «либерализации цен» при неблагоприятных  условиях, отсутствие развитых рыночных  институтов, высокая зависимость  от поставок сырья и ресурсов, слаборазвитый потребительский  сектор.

8) Не создан конкурентоспособный  и финансово здоровый реальный  сектор экономики, что не позволяет  проводить оптимальную монетарную  политику. 

Также одной из специфических  причин инфляции на постсоветском пространстве является так называемое «долларовое  давление». Его суть заключается  в том, что в момент открытия экономики  и введения свободного обмена национальной валюты на доллары, последние стали  выступать в глазах населения  более рентабельным средством накопления, чем рубли. В результате в экономику  поступает большое количество национальной валюты. Однако в связи с укреплением  белорусского рубля в экономике  наблюдается устойчивая тенденция  к дедолларизации. [23,с.70]

Экономика Республики Беларусь в своем развитии в новейшей истории  прошла пять этапов:

1) 1991 – 1994 гг. – начало реформ по проведению «шоковой» «либерализации цен» послужило толчком к резкому снижению большинства макроэкономических показателей. Кроме этого, среди причин кризиса можно выделить такие как: политическая нестабильность, переход на национальную денежную систему, разрыв связей с соседними республиками, что вызвало рост цен на ресурсы, энергию и комплектующие. Обменный курс за это время девальвировал более чем в 64 тыс. раз.

2) 1995 – 1996 гг. – начинают  снижаться темпы инфляции и  дефицит государственного бюджета.  К концу периода намечается  положительная динамика ВВП. Изменение было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике: сокращение финансирования коммерческих банков, регулирование месячных процентных ставок в зависимости от уровня инфляции. Учитывая состояние экономики на 1994 год (объем ВВП к уровню 1990 года составлял 72%, объем промышленного производства – 67%, капитальных вложений – 57%) данный период сыграл в деле достижения экономикой Республики стабилизации неоспоримую роль. Были обеспечены ежегодные приросты ВВП, производство потребительских и промышленных товаров. Темп роста индекса потребительских цен снизился в 1995 году до 244%, а в 1996 – 39,3%. [15,с.583]

3) 1997 – 2000 гг. – резкий рост инфляции в 1999 г. (до 351%), в результате увеличения денежной массы в стране, которую предполагалось направить на финансирование государственных программ в области строительства. Попытки удержания курса рубля и кризис в России в 1998 году также повлияли на увеличение темпов инфляции в эти годы. Сложная ситуация сложилась в сфере сельского хозяйства – около половины всех товаропроизводителей на 1999 год являлись убыточными. Но начавшийся в 1996 году рост промышленного производства позволил за четыре года увеличить объем выпускаемой продукции на 72%.

4) 2001 – 2005 гг. – период  относительной стабилизации уровня  инфляции благодаря взвешенной  денежно-кредитной политике. Впервые  с 1996 года было обеспечено поддержание  реальных процентных ставок по  рублевым депозитам на положительном  уровне. В 2002 темп роста инфляции  составил 134,8%, что превысило уровень  инфляции во всех странах Европы, но на протяжении всего периода  реформирования экономики Беларуси  этот уровень оказался наименьшим.

5) 2006 – 2011 гг. – дальнейшее развитие рыночной инфраструктуры. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести: падение промышленного производства; резкое сокращение объемов внешней торговли, в том числе экспорта; существенное замедление динамики повышения уровня жизни населения, ухудшение финансовых результатов работы организаций реального сектора экономики.

В 2011 году Беларусь переживает самый высокий уровень инфляции за последние 10 лет. Согласно данным Национального  статистического комитета В Беларуси инфляция в ноябре составила 8,1%.

За январь-ноябрь 2011 года потребительские цены выросли на 104% (9,5% в среднем за месяц).

Продовольственные товары подорожали с начала года на 120,9% (в том числе  в ноябре на 8,5%), цены на непродовольственные  товары увеличились на 106,7% (4,7%), платные  услуги населению - на 59,9% (13,9%).

В ноябре 2011 года годовая  инфляция (по сравнению с ноябрем 2010 года) составила 106%.

Цены промпроизводителей за 11 месяцев выросли на 139,6%, в  том числе в ноябре - на 15,6%.

В строительстве цены за 11 месяцев увеличились на 87,5%, перевозка  грузов подорожала на 153,5%.

В 2010 году инфляция составила 9,9%. Правительство Беларуси прогнозировало инфляцию в 2011 году в пределах 7,5- 8,5%.

В Беларуси базовая (без учета  регулируемых цен и сезонных товаров) инфляция за январь-ноябрь 2011 года составила 113,6% против 104% сводного индекса роста  потребительских цен (ИПЦ).

Прирост цен на товары и  услуги, не входящие в расчет базовой  инфляции, за 11 месяцев превысил 80%.

В ноябре базовая инфляция составила 6% (сводный ИПЦ - 8,1%) после 8,3% (8,2%) в октябре. Основной объема прироста базовой инфляции по сравнению со сводным ИПЦ пришелся на май-август.

В составе базовой инфляции нерегулируемые цены на продовольствие выросли за 11 месяцев на 127,4%, на непродовольственные  товары - на 109,7%, на услуги - на 72,4%. (приложение 2) [24].

3.2. Основные направления реализации антиинфляционной политики в РБ

 

 

Контроль инфляции является неотъемлемой частью политики государства  и особенно необходим Республике Беларусь в процессе реформирования и модернизации экономики. Закон  «О ценообразовании», принятым в 1999 году установлены основные принципы ценообразования, которые представляют собой сочетание  свободных и регулируемых цен. Свободные  цены устанавливаются без внешнего вмешательства рыночной конъюнктурой, спросом и предложением. Государственное  регулирование ценообразования  в Беларуси осуществляется с помощью  как прямых (административных), так  и косвенных методов. Прямое регулирование  идет путем установления фиксированных  цен и тарифов; предельных цен; предельных торговых надбавок или скидок к ценам; предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы  прибыли, подлежащей включению в  регулируемую цену; порядка определения  и применения цен; декларирования цен. Косвенные меры подразумевают изменение  конъюнктуры рынка, являются более  гибкими и приемлемыми с точки  зрения рыночной экономики.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное регулирование