Инфляция и антиинфляционное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание

Так, целью данной работы является изучение теоретических аспектов понятия инфляции также как практического применения данных знаний в процессе государственного управления, их реализации в экономической сфере нашего общества. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- определить сущность инфляционных процессов
- выявить основные причины формирования инфляции в экономике.
- изучить структуру и методы проведения антиинфляционной политики государства
- объяснить основные механизмы протекания инфляции в экономике Республики Беларусь
- исследовать механизм антиинфляционной политики Республики Беларусь

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..4
1.Сущность инфляционного процесса………………………….………………..6
1.1.Инфляция: сущность, причины возникновения……………………...6 1.2. Типы и теории инфляции…………………………………..………….........10
2. Методы и механизмы антиинфляционной политики…………………….....18
3. Особенности проведения антиинфляционной политики
в Республике Беларусь………………………………………………………21 3.1. Причины и сущность инфляционных процессов
в Республике Беларусь………………………………………………....21 3.2. Основные направления реализации антиинфляционной
политики в Республике Беларусь…………………………………………..........25
Заключение…………………………………………………………………….....27
Список использованных источников…………………………………………...29
Приложение 1…………………………………………………………….............31
Приложение 2………………………………………………………………….....32

Работа состоит из  1 файл

инфляция.docx

— 161.74 Кб (Скачать документ)

Государственное регулирование  цен сохраняется, прежде всего, в  тех отраслях и в отношении  той продукции, которая имеет  первостепенное значение для социально  незащищенных слоев населения. Это  медикаменты, услуги транспорта и связи, основные продовольственные товары.

До 2008 года в системе методов  регулирования ценообразования  государством отдавалось явное предпочтение прямым мерам. .[19,с.67] После наступления финансового кризиса были приняты законы о либерализации ценообразования. До 28 октября 2009 года белорусские власти регулировали цены, устанавливая максимальные торговые надбавки на уровне 30-60% от стоимости товаров у производителей. В настоящее время принято решение отказаться от государственного регулирования розничных цен, за исключением 50 социально значимых товаров. [11,с.18]

 Республика Беларусь  в 2006 году была включена МВФ  в состав долгосрочных (более  пяти лет) кандидатов на переход  к режиму инфляционного таргетирования. Его суть заключается в достижении  стабильности цен как основной  цели денежно-кредитной политики  путем использования в качестве  номинального якоря целевых показателей  инфляции как минимум на среднесрочный  период.[14,с.122] Центральный банк или  денежные власти принимают на  себя обязательства по обеспечению  уровня инфляции в рамках заданного  коридора, что обеспечивается благодаря  прогнозированию инфляционных процессов,  использования трансмиссионного  механизма и проведению открытой  для общества денежной политики. Основными характеристиками режима  инфляционного таргетирования являются:

  • четкая постановка цели по достижению заданного уровня инфляции, в виде одного значения или диапазона, которая заявляется как важнейшая цель Центрального Банка
  • отсутствие доминирования фискальной политики
  • отсутствие иных первичных целей денежно-кредитной политики
  • инструментальная независимость Центрального Банка
  • прозрачность деятельности и отчетность банка перед обществом

Однако в настоящее  время Национальный банк Республики Беларусь официально не высказывал мнение о скорой возможности перехода к  режиму инфляционного таргетирования, так как в сложившейся экономической  модели не созданы несколько условий. Первое – недостаточно высока степень  независимости Центрального банка, второе – отказ органов государственной  власти от таргетирования уровня других номинальных переменных. [20,c.98] Кроме этих, можно отметить другие препятствия, такие как неразвитая финансовая система, низкая степень прозрачности трансмиссионного механизма, действующая процентная политика, подчиненная внешнеэкономической ситуации. Успех будущих попыток инфляционного таргетирования определяется способностью центрального банка убедить частный сектор в своих возможностях по предупреждению цены. [26,с.46]

Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемой в Беларуси, можно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению, по ограничению  монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию  рынка товаров и услуг и  совершенствованию системы ценообразования.[15,с.586]

Первый комплекс включает меры:

  • Меры по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции.
  • Поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий.
  • Меры по снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих  технологий.
  • Меры по оптимизации процентных ставок, формирующих себестоимость продукции. Регулирование налоговых ставок и обязательных платежей. Сокращение трансакционных издержек.

 

Второй комплекс охватывает:

  • Меры по регулированию объема и структуры денежной массы.
  • Проведение эффективной процентной политики по кредитам и депозитам.
  • Сокращение скорости обращения денег.
  • Регулирование резервных требований и доходов населения.
  • Сокращение бартерных операций.
  • Ограничение бюджетного дефицита

 

Третий комплекс предусматривает:

  • Меры по регулированию рынка товаров и услуг и цен на них.
  • Государственное регулирование цен на продукты и услуги первой необходимости.
  • Государственное регулирование цен на товары монополистов.
  • Регулирование конкурирующего ввоза товаров и услуг.
  • Создание системы, способной контролировать процесс ценообразования.
  • Стимулирование удовлетворения спроса за счет роста производства.
  • Регулирование закупочных цен.
  • Регулирование уровня рентабельности.
  • Меры по обеспечению пропорциональности структуры спроса и предложения.
  • Меры по ограничению инфляционных ожиданий.

 

Для Республики Беларусь учет специфических особенностей инфляции означает следующее:

1) Как страна с переходной  экономикой, Беларусь имеет место  существенная доля инфляции, обусловленная  немонетарными факторами, такими  как структурные и институциональные  дисбалансы. Возможность преодоления  данных факторов осуществима  только в результате проведения  единой макроэкономической политики, достижения долгосрочного экономического  равновесия, роста потенциала устойчивости  экономической системы.

2) Преодоление немонетарной инфляции традиционными монетарными мерами как результат вызовет недополучение потенциально возможного экономического роста.[29,c.18]

Как уже отмечалось, имеют  место структурные особенности  белорусского рынка, негативно влияющие на возможности проведения антиинфляционной политики. Исходя из заключения, что в Беларуси в ряде отраслей производители находятся в монополистическом положении, должен следовать вывод о более строгом применении антимонопольного законодательства, содействия предпринимательству и росту конкуренции, а не административным ограничением цен и рентабельности. В стране действует норма, согласно которой отечественный производитель, имеющий 30% продаж на внутреннем рынке, может быть объявлен монополистом, что означает регулирование рентабельности и цен. При этом зачастую не учитывается  высокая степень открытости нашей малой экономики, ее высокая интеграция в экономику России и других стран. Вместо демополизации искусственных монополий, разработки надежной объективной базы для установления цен и тарифов на услуги естественных монополий  и поощрения конкуренции осуществлялось регулирование цен исходя из данных по издержкам. Затратные методы ценообразования создают условия для раздувания затрат, коррупции. Контроль над уровнем рентабельности весьма затруднен в силу того, что сам показатель номинальной прибыли во время инфляции и длительных неплатежей не является реальной величиной. В современных условиях контроль над уровнем рентабельности ведет к ограничению цен до уровня убыточности в реальном выражении.[23,c.71]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Заключение

 

У современного белорусского общества существует много проблем, к экономическому комплексу которых, безусловно, относится инфляция. В  современном мире инфляция стала  поистине глобальной проблемой. Исследования и теоретические построения зарубежных ученых достаточно полно характеризуют данный процесс, но в контексте белорусской действительности он явно требует переосмысления. Инфляция является сложным многопрофильным явлением, негативно влияющим на экономическую жизнь нашего общества. Неоднозначным аспектом в определении  инфляции является то, что обесценение денег по-разному проявляется в конкретных экономических средах. Ее влияние усугубляет то, что наиболее подвержены данным негативным тенденциям наименее экономически защищенные слои общества. Даже при относительно низком уровне инфляции, порядка 5% в год цены удваиваются за 14 лет, при 10% - за семь лет. Это ложится дополнительным налогом на общество, что зачастую осознанно используется государством. Возможной альтернативой подобной практике могло стать увеличение налогов или уменьшение дотаций, что, правда, дало бы отрицательный политический эффект.

Важной целью для Республики должно стать удержание инфляции в умеренных пределах, постепенные  измение структурные пропорции  экономики в  целях снижения инфляционных рисков, изменение фискальной политики, формирование более гибкой правовой системы. Необходимо понимание того, что на пути снижения инфляции не должно быть простых решений, годных только в краткосрочной перспективе. Реализация антиинфляционной политики предполагает комплексный подход, учитывающий  всю совокупность экономических  реалий.

Все факторы инфляции можно  свести к трем основным группам: монетарные, немонетарные, структурные. Следовательно, антиинфляционная политика должна включать три основных цели: ограничение денежной массы, издержек и необходимые структурные  преобразования экономики. Однако необходимо понимание того факта, что на современном  этапе, после отмены золотого стандарта, инфляция стала неотъемлемым структурным  феноменом, полностью избежать которого невозможно.

Проведенный анализ еще раз  подтверждает то, что без глубокого  понимания инфляционных процессов  и всей совокупности инфляционных факторов, как монетарных, так и немонетарных и структурных, в переходной экономике  Республики Беларусь невозможно предложить адекватные программы борьбы с инфляцией.  

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б.  Макроэкономика Теория. Практика.  Безопасность/ Анисимов А.А.//. Юнити- Москва 2010 599 с.

2. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник для студентов вузов изд. центр Владос,2010 – 591 с.

3. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика : учебник «Дело и Сервис», 2010 – 624с

4. Зубко Н.М. Экономическая теория : учебное пособие – ТетраСистемс, 2010. – 384с.

5. Ильин С.С. Экономика, АСТ:СЛОВО Полиграфиздат, 2010 – 544 с.

6. Лутохина Э.А.Макроэкономика: социально ориентированный подход – Минск: ИВЦ Минфина, 2010 – 442 с.

7. Туманова Е.А., Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода: Учебник. – ИНФРА-М, 2010. – 400 с.

8. Абель Э., Бернанке Б. Макроэкономика – СПб: Питер, 2010. – 768 с.

9. Андрианов В.Д. Инфляция: Причины возникновения и методы регулирования – ЗАО «Издательство Экономика», 2011 – 184 с.

10. Красавина Л.Н. Регулирование инфляции. Мировой опыт и российская практика: монография  / Красавина Л.Н., Пищик В.Я – Москва: «Финансы и статистика», 2011. – 280 с.

11. Лузгин Н.В., Годес Н.В. Перспективы перехода к режиму инфляционного таргетирования в Республике Беларусь / / Белорусский экономический журнал 2010 №3 С.121-132

12. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №8 2011

13. Национальная экономика: учебник/ под общей редакцией Р.М. Нуреева – ИНФРА-М, 2010 – 655 с.

14. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций : учебное пособие / кол. авторов; под редакцией В.М. Соколинского – М. Кнорус, 2011. – 248 с.

15. Национальная экономика Беларуси : учебник / В.Н. Шимов [и др.] под редакцией В.Н Шимова. – 3-е издание – Минск: БГЭУ,2009 – 751 с.

16. Екатерина Злотникова Инфляционные последствия кризиса в Беларуси и странах Европы / Банкаускi веснiк 2010, №19

17. Алымов Ю.М. «Итоги выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2010 года и задачи банковской системы по их дальнейшей реализации» / Банкаускi веснiк 2011 №22

18. Агфляция [Электронный ресурс] Режим доступа: www.insectopedia.com/terms/a/agflation/asp Дата доступа: 10.11.2011.

19. Власовец Т. Цены: свобода или регулирование // Белорусская думка. 2009 №5

20. Клецкий К.О. Методология и практика инфляционного таргетирования / Вестник Белорусского государственного экономического университета, 2010, № 1

21. Калечиц Д. К вопросу взаимосвязей инфляции, денег и реального выпуска / Банкаускi веснiк 2010, №16

22. Дунаева Е. Теории цен и глобализация / Мировая экономика и международные отношения, 2011, №4

23. Богданкевич С.А. Деньги. Рынок. Инфляция// Экономика. Финансы. Управление. №1 2010 г.

24. Официальный сайт Министерства статистики и анализа РБ [Электронный ресурс] Режим доступа:  www.belstat.gov.by – Дата доступа: 10.11.2011.

25. Официальный сайт Министерства финансов РБ [Электронный ресурс] Режим доступа: www.ncpi.gov.by/minfin  – Дата доступа: 10.11.2011.

26. Бурлачков В.К. Инфляция  и качество экономической среды/Банковское  дело, 2009, №2

27. Официальный сайт Министерства экономики РБ [Электронный ресурс] Режим доступа: www.economy.gov.by – Дата доступа: 10.11.2011

28. Якунин С.В.,Синева М.В.  Борьба с инфляцией в ХХ  и ХХI вв./ Финансы и кредит, 2011,№3

29. Румянцева О.И. Факторы  инфляционного процесса в условиях  транзитивной экономики/ Вестник  БГЭУ, 2009, №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  1

 

Источник – Статистический сборник «Финансы Республики Беларусь», Минск 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционное регулирование