Во-первых, собственность - это основа,
фундамент всей системы общественных
отношений. От характера утвердившихся
форм собственности зависят и
формы распределения, обмена, потребления.
Во-вторых, от собственности зависит
положение определенных групп, классов,
слоев в обществе, возможности их доступа
к использованию всех факторов производства.
В-третьих, государственная собственность
есть результат исторического
развития. Ее формы меняются с
изменением способов производства.
Причем, главной движущей силой этого
изменения является развитие производительных
сил. Производство, олицетворяемое ветряной
мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество
с сюзереном во главе, паровая машина выдвигает
на первый план промышленную буржуазию.
В-четвертых, хотя в пределах
каждой экономической системы
существует какая-то основная
специфическая для нее форма
собственности, это не исключает
существования и других ее
форм, как старых, перешедших из
прежней экономической системы,
так и новых, своеобразных ростков перехода
к новой системе. Переплетение и взаимодействие
государственной формы собственности
с другими формами оказывает положительное
воздействие на весь ход развития общества.
Рассмотрение системы отношений
собственности позволяет ответить на
вопрос, в чьих интересах осуществляется
экономическая деятельность. Если приоритет
отдается индивидуальному интересу, то
можно говорить о системе отношений индивидуального
частного отношения. Если присвоение осуществляется
в интересах какого-либо коллектива, то
речь идет о коллективной собственности.
Присвоение может вестись определенной
социальной группой людей. Здесь на лицо
уже классовый интерес.
Для успешного развития государственной
собственности необходимо выполнение
многих экономических и социальных условий,
в частности необходим пересмотр самого
отношения к собственности в новых экономических
условиях[19,c.49].
Особенностью института государственной
собственности является то, что
как совокупность указанных правовых
норм, институт права государственной
собственности охватывает нормы конституционного,
гражданского права, и нормы других правовых
отраслей, также регулирующих рассматриваемые
отношения: государственного, административного,
финансового, земельного и пр., т. е. представляет
собой комплексный правовой институт.
По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые
нормы, а определяющую роль играют конституционные
(государственно-правовые) нормы.
В России взят курс на переход
к системе, сочетающей частную
(индивидуальную и групповую), государственную
и смешанную формы собственности на средства
производства. Это вполне логично сопрягается
с курсом на переход к рынку. Раз рынок
предполагает свободу производственной
и коммерческой деятельности, конкуренцию
между производителями, значит должно
быть преодолено господство какой-то одной
формы собственности. Оно должно быть
заменено взаимно дополняющими друг друга
различными формами собственности, каждая
из которых оказалась бы наиболее приспособленной
к конкретной сфере экономики, к каждому
специфическому виду экономической деятельности[8,c.89].
Государственная собственность
в нашей стране существует
на 3-х уровнях:
- На уровне
всей федерации – федеральная собственность.
3. Муниципальная собственность(собственность
на уровне отдельного города,
округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга
и Москвы, которые выступают как
субъекты федерации).
Государственная собственность преобладает
в отраслях, имеющих общенациональное
значение, т.е. отраслях, которые необходимы
обществу в целом, но часто малоэффективны
и не выгодны для частного бизнеса.
Практически государственная собственность
представлена преимущественно:
- в отраслях производственной инфраструктуры
(передача электроэнергии, железные и
автомобильные дороги, средства связи,
порты, водоснабжение) ;
-в отраслях непроизводственной
(социальной) инфраструктуры (школы, больницы,
жилищно-коммунальное хозяйство);
- новейших наукоемких отраслях,
требующих колоссальных первоначальных
затрат и не обеспечивающих
быструю и гарантированную отдачу
- атомная, аэрокосмическая промышленность
и т.п.
Государственные предприятия не
являются собственниками своего имущества.
Закрепленное за ними имущество находится
в их хозяйственном ведении. Оно (имущество)
не делится ни на какие вклады, паи или
доли, в том числе работников предприятия,
поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю
- государству.
Предприятия, находящиеся в государственной
собственности, функционируют в
интересах общества в целом,
они, как правило, не ставят
перед собой задачу максимизации
прибыли. Их деятельность направлена
на максимизацию социально-экономических
выгод, достижение общенародных, социальных
целей. Это предполагает четкое определение
этих целей и создание условий, обеспечивающих
использование ограниченных ресурсов
именно в интересах общества в целом.
Тенденции и перспективы развития
государственной собственности в России.
Любое государство структурирует
отношения собственности, исходя
из соображений экономической
эффективности, об удельном весе
каждой из форм собственности.
Какова же возможная сфера
распространения государственной
собственности в экономике России?
Государственная собственность,
вероятно, сохранит свою значимость
и функцию опорного звена всей
хозяйственной цепи. Набирающий
обороты процесс приватизации, ведущий
к расширению индивидуальной
и групповой форм собственности,
не означает, что государственная собственность
будет полностью свергнута. Есть такие
отрасли народного хозяйства, которые
нецелесообразно дробить на элементы.
Прежде всего, государственная
собственность наиболее адекватна
для использования неделимых, уникальных
или всеобщих ресурсов, принадлежащих
действительно народу. Примером могут
служить невоспроизводимые природные
ресурсы, в частности, земля и ее недра;
те или иные объекты, использование которых
связано с большим риском для всего населения.
К последним объектам относится значительная
часть энергетики, транспорта, вообще
экономической инфраструктуры и той части
экономической системы, которая работает
на население непосредственно и создает
творческий потенциал нации. Понятно,
что нет необходимости передавать, например,
в коллективную собственность АЭС, со
средствами производства огромной стоимости.
В этом случае, разумеется, сохраняется
безусловная прерогатива государственной
собственности.
Еще долгое время государственному
сектору будут принадлежать значительные
позиции в народном хозяйстве России,
и этот сектор требует адекватной ему
системы управления. По-видимому, все госпредприятия
могут быть разделены на две категории:
одна - под прямым управлением государства,
вторая - на полном коммерческом расчете[19,c.45].
Что касается развития государственной
собственности, то здесь, безусловно,
широкие возможности оставляют
традиционные развитые индустриальные
и постиндустриальные технологические
системы. Скажем, крупные предприятия,
работавшие ранее в рамках военно-промышленного
комплекса, должны сохранить государственную
форму собственности.
В каких бы сферах ни развивалась
государственная собственность
в экономике, ее главной болезнью
остается бюрократические тенденции.
Это явление особенно опасно в условиях
нестабильности экономических отношений,
где господство подобных тенденций превращает
государственную по форме собственность,
в собственность с корпоративным содержанием
в ущерб развитию других, не менее важных
для экономики форм. Для развития государственной
формы как формы общественной все большее
значение начинают приобретать качественные
изменения в содержании отношений собственности[10,c.49].
В настоящее время, учитывая
произошедшие изменения в структуре
государственной собственности и последствия
уже проделанных продвижений, следует
особое внимание уделить развитию именно
государственного сектора. Государственная
собственность должна сохранить в перспективе
весомую роль, при этом нельзя забывать
о проблемах национальной безопасности,
спешить избавляться от прибыльных предприятий.
Для устойчивости нашего экономического
развития необходим мощный государственно-корпоративный
сектор. Для этого требуются общероссийская
программа объединения технологически
связанных предприятий, без кооперации
которых производство неконкурентоспособно.
В итоге можно сказать, что
необходимо устранение не столько
государственной собственности,
сколько ее монополии. Госсобственность
должна сохранить в перспективе
весомую роль. При этом нельзя забывать
о проблемах национальной безопасности,
спешить избавляться от прибыльных объектов.
Вместе с тем важно обеспечить развитие
различных форм частной собственности
и собственности работников, используя
и такие варианты разгосударствления
экономики, как аренда с правом выкупа.
В России переход к многообразию
форм собственности начался несколько
лет назад, и с тех пор
пришлось столкнуться со множеством
проблем, не предусмотренных ранее.
Теперь уже многие, доселе не
вызывающие сомнения пути и методы построения
рыночной экономики на базе различных
форм собственности, оцениваются неоднозначно.
Виною многих неудач переходного периода
стали непоследовательность и противоречивость
многих действий правительства, необдуманность
решений по вопросам приватизации и непланомерная
передача государственной собственности
в частное и коллективное владение. По-другому
рассматривается теперь вопрос о месте
и доле государственной собственности
в развитии экономики. Однако реформа
отношений собственности в России еще
не завершена и ее дальнейшие перспективы
не перестают волновать не только специалистов,
но и все общество.
Положительным моментом является
то, что Россия движется в направлении,
правильность которого подтверждается
экономическим и историческим опытом
большинства стран мира. А отрицательным
моментом является, наверное, то, что движение
это не слишком энергично.
2.2. Анализ институтов государственной
собственности в России
Фактическим собственником, устанавливающим
права собственности для индивидов, в
современном мире является государство,
представляющее набор правомочий разным
субъектам - гражданам, юридическим лицам,
государственным и иным публично-правовым
образованиям и на этом основании являющееся
законодателем и арбитром во взаимоотношениях
собственности.
Условия для хозяйственной деятельности
формируются институциональной
системой в целом. Важной институциональной
особенностью России является
ведущая роль государства в
экономике.
Анализ государственных форм собственности
показал, что доминанта государства в
экономике проявляется в том, что хозяйственная
деятельность предприятий с государственным
участием сохраняет свое место в экономической
системе по характеру, значению и масштабам
производимой продукции. Четкость, непротиворечивость
спецификации прав собственности государственных
предприятий усиливает определенность
их взаимодействия с иными субъектами,
связанными с государственной собственностью,
оптимальность расходования ограниченных
ресурсов, трансакционных издержек. Несмотря
на формальный приоритет частной собственности,
проявляется тенденция возрастания значения
государственной собственности, усиливается
государственное регулирование экономики,
что актуализирует применение разнообразных
механизмов реализации государственной
собственности: оперативного управления
и хозяйственного ведения, аренды, концессии,
трастового управления, акционирования
и т.д.[12,c.52].
Государственная форма собственности
в России реализуется в трех
организационно-правовых формах: казенные
предприятия (завод, фабрика, хозяйство),
государственные коммерческие предприятия,
АО со 100%-м государственным капиталом,
а также АО, в которых государству принадлежит
контрольный пакет или «золотая акция».
Реальностью наших дней является центробежное
движение к государственной форме собственности,
проявляющееся под воздействием неформальных
институтов. Возникающие в России ассоциативные
формы предприятий - холдинги и финансово-промышленные
группы, в том числе близкие к государственным
органам, демонстрируют высокие финансовые
возможности. Как правило, эти группы не
ограничиваются обособленным предприятием,
а заинтересованы в распространении своего
влияния на взаимосвязанные комплексы,
минимизирующие свои трансакционные издержки
путем замещения рыночных механизмов
распределения факторов производства
внутриорганизационными механизмами.