Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:46, курсовая работа
Объектом в курсовой работе являются институты государственной собственности.
Предметом являются санкционированные отношения, складывающиеся в процессе формирования государственной собственности, а также в процессе её дальнейшего развития.
Цель данной курсовой работы заключается в определении и анализе институтов государственной собственности.
Введение…………….……………………………………………………………..5
Глава 1. Теория прав собственности…………………………………………….8
1.1. Собственность и право собственности………………………………...8
1.2. Объекты и субъекты права собственности…………………………..11
1.3. Содержание права собственности……………………………...……..16
1.4. Режимы прав собственности………………………………………….20
Глава 2. Институт государственной собственности в России………………..23
2.1. Государственная собственность в российской экономике…….……23
2.2. Анализ института государственной собственности в России………29
Заключение……………………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………………...40
В неоинституциональной теории участие государства в капитале предприятий рассматривается как фактор, ухудшающий эффективность их деятельности. Двойственная оценка эффективности использования объектов государственной собственности приводит к необходимости разделения эффективности на технико-экономическую и социально-экономическую.
Технико-экономическую
- рыночные (соответствие структуры предложения структуре спроса, вероятность получения прибыли, вероятный объем продаж, позиция в конкурентной борьбе, стартовые затраты ресурсов);
- научно-технические (трудоемкость изготовления нового вида продукции, соответствие продукции уровню НТП);
- финансовые (размер инвестиций, потенциальный годовой размер прибыли, ожидаемая норма прибыли).
- производственные (внедрение новых технологий, наличие производственного персонала необходимой квалификации и численности, издержки и себестоимость продукции, потребность в дополнительных мощностях).
При расчетах показателей
- конечные производственные
- социальные и экологические результаты, рассчитанные с точки зрения воздействия данного предприятия на социальную и экологическую обстановку;
- прямые финансовые результаты;
- кредиты и займы иностранных государств или субъектов хозяйствования.
Для оценки эффективности деятельности объектов государственной собственности перечисленные показатели необходимо корректировать применительно к региону, в котором расположено государственное предприятие, а также учитывать косвенные финансовые результаты, состоящие в изменении доходов прочих производителей и потребителей, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью рассматриваемого субъекта. Не поддающиеся стоимостной оценке социальные, экологические, политические и иные результаты рассматриваются как дополнительные показатели макроэкономической эффективности и учитываются при принятии решений о методах государственного регулирования.
С макроэкономических позиций следует особо отслеживать и синерги-ческий эффект, как часть общеэкономического (народнохозяйственного) эффекта управления объектами государственной собственности, измеряемого разностью между эффектом функционирования предприятий как целостной системы и суммой эффектов их изолированного функционирования/
Институтом государственной
- общая рентабельность, которая
определяется как отношение
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность активов;
- рентабельность инвестиций как
отношение дохода от
На стабильно работающих
Расчет показателей
- научности, то есть на
- системности - на анализе всех
факторов (внутренних и внешних),
влияющих на эффективность
- объективности, то есть на отказе от всех субъективных оценок и приоритетов;
- независимости - устранённости
от волевых и материальных
воздействий любых
- гласности, в соответствии с которым результаты анализа эффективности деятельности ГУПа после их рассмотрения руководителем должны быть доведены до собственника и общественности.
Система показателей
- взаимосвязь критериев и систем конкретных показателей эффективности деятельности;
- необходимый уровень
- измерение эффективности
- возможность мобилизации
Финансовая деятельность ГУПов
связана с привлечением
Примером государственного
«Мосводосток» .
ГУП «Мосводосток» создано в целях эксплуатации и ремонта гидротехнических сооружений, осуществляющих сбор с территории города поверхностных сточных вод, их транспортировку и очистку.
Жилищно-коммунальное
Предприятия отрасли смогут выйти на безубыточный уровень работы только при условии выполнения всего комплекса мероприятий. При анализе проведенной реструктуризации следует отметить следующие проблемные области:
ГУП «Мосводосток» – это специфический субъект правоотношений, особенности которого надо знать и понимать. Он занимает место в организационной подсистеме системы ЖКХ и может влиять на другие подсистемы.
Основными особенностями ГУП «Мосводосток» являются:
- правовой статус предприятия (в т.ч. правоспособность);
- правовой статус имущества
Доля себестоимости в общем объеме выручки от реализации работ, товаров, услуг занимает более 90%. Выручка от реализации работ, услуг ежегодно растет и за проверяемый период она возросла в 2,8 раза. Положительным является то обстоятельство, что себестоимость продукции растет меньшими темпами по сравнению с прибылью и выручкой. За проверяемый период себестоимость выросла в 2,6 раза. Чистая прибыль ГУП выросла за три года, однако отмечается сокращение темпов роста прибыли.
Анализ структуры актива
Анализ пассивов показывает
Основное сокращение числа государственных унитарных предприятий города Москвы было проведено в период с 2008-2009 гг. При этом показатели планируемого количества предприятий (220) на 1 января 2010 г. не были достигнуты по следующим причинам:
- длительность приватизационных процедур;
-
отсутствие должной
-
необходимость надлежащего
-
необходимость
При этом складывающаяся на рынке финансово-экономическая негативная ситуация, вызванная ростом процентных ставок по кредитам, ведет к уменьшению инвестиций и промышленного производства.
Недостаточный уровень инвестиций также обусловливается неготовностью, с одной стороны, получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления, и, с другой стороны, инвесторов - вкладывать капиталы в предприятия из-за высоких рисков (незащищенность права собственности, значительный риск потери средств из-за плохого управления, отсутствие действенного механизма реализации обязательственного права, непрозрачность финансового состояния предприятия).
К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:
-
непродуктивность системы
-
неэффективностью
- отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;
-
недостаточным знанием
-
низким уровнем квалификации
менеджеров и персонала,
-
неэффективностью финансового
-
низкий уровень
В заключение можно отметить,
что комплексный подход к
Таким образом, эффективность
или неэффективность функционирования
объектов государственной собственности
определяются спецификой статуса, обусловленного
выполняемыми ими функциями, решаемыми
ими конкретными общественными задачами
и учетом фактора времени. Фактор времени
в данном случае очень важен, поскольку
в силу тех или иных обстоятельств, в том
числе и форс-мажорных, государство может
поручить своему предприятию, даже имеющему
прибыль, такие функции, осуществление
которых способно привести его к тяжелому
финансовому положению[8,c.87].
Заключение.
Анализ состояния