Институты государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:46, курсовая работа

Описание

Объектом в курсовой работе являются институты государственной собственности.
Предметом являются санкционированные отношения, складывающиеся в процессе формирования государственной собственности, а также в процессе её дальнейшего развития.
Цель данной курсовой работы заключается в определении и анализе институтов государственной собственности.

Содержание

Введение…………….……………………………………………………………..5

Глава 1. Теория прав собственности…………………………………………….8

1.1. Собственность и право собственности………………………………...8

1.2. Объекты и субъекты права собственности…………………………..11

1.3. Содержание права собственности……………………………...……..16

1.4. Режимы прав собственности………………………………………….20

Глава 2. Институт государственной собственности в России………………..23

2.1. Государственная собственность в российской экономике…….……23

2.2. Анализ института государственной собственности в России………29

Заключение……………………………………………………………………….37

Список используемой литературы……………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

курсовая инст. экономика.doc

— 185.50 Кб (Скачать документ)

        В неоинституциональной теории участие государства в капитале предприятий рассматривается как фактор, ухудшающий эффективность их деятельности. Двойственная оценка эффективности использования объектов государственной собственности приводит к необходимости разделения эффективности на технико-экономическую и социально-экономическую.

       Технико-экономическую эффективность  предлагается анализировать на основе пользования следующих групп критериев:

       - рыночные (соответствие структуры  предложения структуре спроса, вероятность получения прибыли, вероятный объем продаж, позиция в конкурентной борьбе, стартовые затраты ресурсов);

       - научно-технические (трудоемкость изготовления нового вида продукции, соответствие продукции уровню НТП);

        - финансовые (размер инвестиций, потенциальный годовой размер прибыли, ожидаемая норма прибыли).

        - производственные (внедрение новых технологий, наличие производственного персонала необходимой квалификации и численности, издержки и себестоимость продукции, потребность в дополнительных мощностях).

        При расчетах показателей технико-экономической  эффективности деятельности предприятий с государственным участием на макроуровне следует оценивать:

        - конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции и услуг);

        - социальные и экологические  результаты, рассчитанные с точки зрения воздействия данного предприятия на социальную и экологическую обстановку;

        - прямые финансовые результаты;

        - кредиты и займы иностранных государств или субъектов хозяйствования.

         Для оценки эффективности деятельности объектов государственной собственности перечисленные показатели необходимо корректировать применительно к региону, в котором расположено государственное предприятие, а также учитывать косвенные финансовые результаты, состоящие в изменении доходов прочих производителей и потребителей, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций, связанных с деятельностью рассматриваемого субъекта. Не поддающиеся стоимостной оценке социальные, экологические, политические и иные результаты рассматриваются как дополнительные показатели макроэкономической эффективности и учитываются при принятии решений о методах государственного регулирования.

        С макроэкономических позиций следует особо отслеживать и синерги-ческий эффект, как часть общеэкономического (народнохозяйственного) эффекта управления объектами государственной собственности, измеряемого разностью между эффектом функционирования предприятий как целостной системы и суммой эффектов их изолированного функционирования/

        Институтом государственной собственности  является ГУП.        Методические указания руководителей  федеральных государственных унитарных  предприятий и представителей Российской Федерации  предусматривают расчет лишь четырех показателей эффективности  деятельности ГУПов:

        - общая рентабельность, которая  определяется как отношение чистой  прибыли к выручке от продаж;

        -   рентабельность собственного  капитала;

        -   рентабельность активов;

        - рентабельность инвестиций как  отношение дохода от финансовых  вложений к сумме долгосрочных  и краткосрочных финансовых вложений.

         На стабильно работающих предприятиях  часть притока денежных средств  по текущей (операционной) деятельности может быть направлена в инвестиционную или финансовую деятельность. На многих ГУПах текущая деятельность поддерживается за счет инвестиционной и финансовой деятельности, что обеспечивает их выживание в неустойчивой экономической среде[18,c.53].

        Расчет показателей эффективности  деятельности ГУПов, должен основываться  на принципах:

         - научности, то есть на применении  научных методов анализа и  синтеза, что позволит выработать  рекомендации по совершенствованию деятельности, организации и методов управления;   

         - системности - на анализе всех  факторов (внутренних и внешних), влияющих на эффективность деятельности, и связей между текущей, инвестиционной  и финансовой деятельностью;

          - объективности, то есть на отказе от всех субъективных оценок и приоритетов;

         - независимости - устранённости  от волевых и материальных  воздействий любых государственных  органов и должностных лиц.

         - гласности, в соответствии с  которым результаты анализа эффективности деятельности ГУПа после их рассмотрения руководителем должны быть доведены до собственника и общественности.

        Система показателей экономической  эффективности деятельности ГУПов  должна обеспечивать:

         - взаимосвязь критериев и систем конкретных показателей эффективности деятельности;

         - необходимый уровень эффективности  использования всех видов ресурсов, применяемых в финансово-хозяйственной  деятельности;

        - измерение эффективности различных  групп операций и деятельности на разных уровнях управления;

        - возможность мобилизации внутрипроизводственных  резервов повышения эффективности  деятельности.

        Финансовая деятельность ГУПов  связана с привлечением внешних  источников средств. Поэтому основными  характеристиками эффективности финансовой деятельности являются структура финансирования и стоимость отдельных составляющих капитала предприятия.

       Примером государственного унитарного  предприятия является  ГУП  

 «Мосводосток» .

        ГУП «Мосводосток»  создано в целях эксплуатации и ремонта гидротехнических сооружений, осуществляющих сбор с территории города поверхностных сточных вод, их транспортировку и очистку.

        Жилищно-коммунальное хозяйство  выполняет важнейшую функцию  жизнеобеспечения граждан и потому весьма значимо для городов, поселков и всей страны в целом. Значителен вес этой сферы в экономике страны.

     Предприятия отрасли смогут выйти на безубыточный уровень работы только при условии  выполнения всего комплекса мероприятий. При анализе проведенной реструктуризации следует отметить следующие проблемные области:

     ГУП «Мосводосток» – это специфический субъект правоотношений, особенности которого надо знать и понимать. Он занимает место в организационной подсистеме системы ЖКХ и может влиять на другие подсистемы.

        Основными особенностями ГУП «Мосводосток» являются:

        - правовой статус предприятия  (в т.ч. правоспособность);

        - правовой статус имущества предприятия  (в т.ч. состав имущества);

        Доля себестоимости в общем объеме выручки от реализации работ, товаров, услуг занимает более 90%. Выручка от реализации работ, услуг ежегодно растет и за проверяемый период она возросла в 2,8 раза.          Положительным является то обстоятельство, что себестоимость продукции растет меньшими темпами по сравнению с прибылью и выручкой. За проверяемый период себестоимость выросла в 2,6 раза. Чистая прибыль ГУП выросла за три года, однако отмечается сокращение темпов роста прибыли.

        Анализ структуры актива баланса  свидетельствует о снижении доли внеооборотных активов (основные средства, незавершенное строительство, долгосрочные финансовые вложения) и об увеличении доли внеоборотных активов (запасы, дебиторская задолженность, денежные средства). Анализ внутри указанных групп показывает, что во внеоборотных активах увеличивается доля основных средств и резко сокращается доля незавершенного строительства. В оборотных активах наибольшую долю имеют запасы и денежные средства.

        Анализ пассивов показывает сокращение  доли источников собственных средств предприятия и рост краткосрочных и долгосрочных обязательств, что свидетельствует о зависимости Предприятия от заемных средств.

     Основное  сокращение числа государственных  унитарных предприятий города Москвы было проведено в период с 2008-2009 гг. При этом показатели планируемого количества предприятий (220) на 1 января 2010 г. не были достигнуты по следующим причинам:

     - длительность приватизационных  процедур;

     - отсутствие должной заинтересованности  у руководителей предприятий и органов исполнительной власти города Москвы, координирующих их деятельность;

     - необходимость надлежащего оформления  имущественных и иных прав предприятий, включаемых в состав приватизируемого предприятия;

     - необходимость реструктуризации  имущественных комплексов реформируемых предприятий.

     При этом складывающаяся на рынке финансово-экономическая  негативная ситуация, вызванная ростом процентных ставок по кредитам, ведет  к уменьшению инвестиций и промышленного производства.

     Недостаточный уровень инвестиций также обусловливается неготовностью, с одной стороны, получателей инвестиций - предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления, и, с другой стороны, инвесторов - вкладывать капиталы в предприятия из-за высоких рисков (незащищенность права собственности, значительный риск потери средств из-за плохого управления, отсутствие действенного механизма реализации обязательственного права, непрозрачность финансового состояния предприятия).

     К числу наиболее характерных для  современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:

     - непродуктивность системы управления  предприятием, обусловленную:

     - неэффективностью организационно-правовой  формы предприятий (государственные унитарные предприятия) и, как следствие, невозможностью эффективно обеспечить управление предприятиями (отсутствие коллегиального органа управления - совета директоров, как у акционерного общества и т.п.);

     - отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

     - недостаточным знанием конъюнктуры  рынка; 

     - низким уровнем квалификации  менеджеров и персонала, отсутствием  трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

     - неэффективностью финансового менеджмента  и управления издержками производства.

     - низкий уровень ответственности  руководителей предприятий перед  собственником имущества за последствия  принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-экономические результаты деятельности предприятия.

        В заключение можно отметить, что комплексный подход к оценке  деятельности ГУПов, учитывающий  эффективность различных видов деятельности, будет способствовать выявлению внутренних резервов повышения эффективности деятельности предприятий и в целом повышению эффективности использования федерального института.

        Таким образом, эффективность  или неэффективность функционирования объектов государственной собственности определяются спецификой статуса, обусловленного выполняемыми ими функциями, решаемыми ими конкретными общественными задачами и учетом фактора времени. Фактор времени в данном случае очень важен, поскольку в силу тех или иных обстоятельств, в том числе и форс-мажорных, государство может поручить своему предприятию, даже имеющему прибыль, такие функции, осуществление которых способно привести его к тяжелому финансовому положению[8,c.87]. 
 

        Заключение.

        Анализ состояния использования  основных структурных элементов  государственной собственности  свидетельствует о неэффективности  деятельности ее субъектов. В  то же время необходимо отметить, что неэффективная деятельность  органов государственной власти хотя и дискредитирует государственную собственность, препятствуя ее позитивному воздействию на экономический рост, но тем не менее ни в коей мере не означает ее неэффективности в принципе, что уже доказано опытом стран с развитой экономикой.

Информация о работе Институты государственной собственности