Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:34, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение инвестиций в экономике.
В задачи работы включаются:
- описать сущность и классификацию инвестиций;
- исследовать влияние инвестиций на национальный объем производства;
- рассмотреть национальные и иностранные инвестиции;
- оценить эффективность инвестиционной деятельности;
- проанализировать инвестиционную деятельность в Республике Беларусь.
Введение
1 Сущность инвестиций и их классификация
1.1. Влияние инвестиций на национальный объем производства
2 Национальные и иностранные инвестиции
3 Эффективность инвестиционной деятельности, ее оценка
4 Инвестиционная политика в Республике Беларусь
Заключение
Список используемых источников
Инновационное инвестирование требует максимального привлечения всех возможных источников. Однако пока в основном ими являются собственные ресурсы организаций и бюджетные средства республики. В 1 полугодии 2007 г. объемы инвестируемых ресурсов из этих источников возрастали более медленно, чем в аналогичный период прошлого года, что привело к снижению их доли в общем объеме инвестиций. В структуре вложений в основной капитал страны они составили 43,7 и 22,7% против 44,3 и 25,1% в 1 полугодии 2006 г. соответственно. [13, с. 41]
Следует отметить активизацию участия банковской системы в процессе инвестиционного кредитования и привлечения иностранных инвестиций в банковский сектор. В частности, на инвестиционные цели было направлено 2,08 трлн. руб. кредитных ресурсов (включая иностранные), удельный вес которых в общем объеме вложений составил 20,7% против 17,2% в 1 полугодии 2006 г.
В настоящее время на инвестиционном рынке страны отмечается небольшой рост капитала, привлекаемого из-за рубежа. Предлагаемые иностранным инвесторам достаточно благоприятные условия осуществления деятельности позволили в 1 полугодии 2007 г. получить из данного источника инвестиций в основной капитал на сумму 57,6 млрд. руб. против 48,3 млрд. руб. в соответствующем периоде 2006 г.
Освоение средств на объектах Государственной инвестиционной программы на 2007 г. за счет всех источников финансирования в 1 полугодии текущего года составило 649,7 млрд. руб., или 44,7% годовых назначений и 99% объема, запланированного на полугодие. Введено в эксплуатацию 49 объектов, в том числе РНПЦ «Кардиология» в г. Минске, Лужеснянская школа-интернат-гимназия в Витебском районе, автомобильная дорога Калинковичи-Мозырь и др. [13, с. 42]
Необходимо отметить, что в последнее время Беларусь все активнее стала налаживать инвестиционное сотрудничество с разными странами. К примеру между Беларусью и Венесуэлой достигнута договоренность о промышленной добыче нефти. Венесуэла намерена также внести 500 млн долл. США в создание Белорусско-Венесуэльского инвестиционного фонда, призванного финансировать все заявленные двумя странами совместные проекты.
В ближайшее время с участием иностранного капитала планируется реализовать такие важнейшие проекты, как строительство стеклозавода в Смолевичах, заводов по производству соков в Бобруйске и в Брестской области, культурно-спортивного комплекса на базе стадиона «Трактор» в Минске.
Беларусь, ЮНКТАД и ООН/ПРООН подписали Меморандум о взаимопонимании и приоритетных направлениях сотрудничества в области международной торговли, инвестиций и развития. Он направлен на поощрение инвестиций в Беларуси. Достигнута договоренность о поддержке имиджа Беларуси этими международными организациями на внешнем рынке.
В целом инвестиционный климат в стране достаточно благоприятный, но иностранного инвестора интересует малый и средний бизнес, в то время как инвестиционная политика государства ориентирована на привлечение средств прежде всего в крупные субъекты хозяйствования государственной формы собственности. Понимая это, Правительство перешло от адресной инвестиционной поддержки отдельных организаций и населенных пунктов к комплексному решению актуальных социально-экономических проблем.
Кроме того, в текущем году будет продолжена реализация мер по совершенствованию инвестиционного, таможенного и налогового законодательства; установлению новых направлений сотрудничества с международными организациями; развитию информационного обеспечения иностранных инвесторов, в том числе с использованием сети Интернет. Открываются кредитные линии иностранных банков в основном из Германии, Италии и Китая, в перспективе будет создан банк по микрокредитованию.
В 2007 г. продолжится работа по присвоению республике суверенного кредитного рейтинга, будут создаваться льготные условия хозяйствования для развития бизнеса, особенно в малых и средних городских поселениях.
Анализируя инвестиционную политику Республики Беларусь, целесообразно выделить следующие блоки, в рамках которых можно характеризовать основные направления ее осуществления.
Блок 1. Создание необходимых условий для инвестиционной деятельности в стране. Он включает в себя: совершенствование законодательства в инвестиционной сфере и в системе налогообложения; создание необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций и необходимой инфраструктуры для инвестиционной деятельности (банков, страховых компаний, информационного обеспечения, и другие); создание инвестиционного рынка, в том числе рынка ценных бумаг.
Блок 2. Выбор приоритетных направлений в использовании инвестиций по отраслям народного хозяйства, который связан с реализацией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, а также значимостью отдельных отраслей народного хозяйства для экономики страны.
Блок 3. Выбор инвестиционных проектов включает в себя их обоснование на основе общепринятой методологии, т. е. детального анализа и сопоставления их бизнес-планов.
Блок 4. Расчет необходимого объема инвестиций, источников их покрытия и порядок финансирования. Он включает в себя: источники финансирования инвестиций из республиканского и местных бюджетов; кредиты Национального банка Республики Беларусь; эмиссию государственных ценных бумаг; средства юридических и физических лиц, участвующих в реализации государственной инвестиционной политики; иностранные инвестиции.
Блок 5. Эмиссия государственных ценных бумаг тесно связана с предыдущим блоком и направлена на получение дополнительных финансовых источников через эмиссию государственных ценных бумаг для реализации инвестиционной политики на макроуровне.
Блок 6. Взаимосвязь инвестиционной политики с научно-технической и амортизационной политикой. Амортизационная политика должна способствовать реализации инвестиционной и научно-технической политики, а инвестиционная политика, в свою очередь, - реализации и ускорению НТП.
Блок 7. Влияние инвестиционной политики на важнейшие макроэкономические показатели развития страны: на прирост ВВП, национального до хода, инфляцию, прирост выпуска важнейших видов промышленной продукции, уровень жизни и так далее [4, с. 86].
Для того чтобы повысить эффективность инвестиций и обеспечить их должный технологический уровень, необходимо, по мнению экономистов, сделать следующее:
- разработать национальную инновационную стратегию развития, нацеленную на технологическое обновление экономики на базе пятого и шестого технологических укладов;
- обеспечить технологическое перевооружение, прежде всего, в отраслях, производящих средства производства (машиностроении и других связанных с ним отраслях), а также в энергетическом комплексе, который формирует базовые затраты отраслей — потребителей энергии. Это даст импульс к технологическому перевооружению всего народнохозяйственного комплекса;
- обеспечить приоритетное направление инвестиций на промышленное освоение отечественных научно-технических разработок, способных обеспечить создание национального сектора высоких технологий, отвечающего требованиям международной конкурентоспособности активизировать работу на мировом рынке ноу-хау и интеллектуальной собственности, включая развитие взаимовыгодного обмена патентами, лицензиями, другими объектами интеллектуальной собственности;
- расширить участие республики в международных технологических соглашениях;
- обеспечить приоритетное привлечение иностранного инвестора, прежде всего, в сферу высокотехнологичных проектов, связанных с покупкой патентов и лицензий, что обеспечит выигрыш во времени при осуществлении технологической модернизации экономики страны и освоении новых ниш на мировом рынке высоких технологий. Это более перспективный и эффективный путь по сравнению с покупкой оборудования, поскольку в условиях быстрой смены поколений техники ввозимое оборудование имеет большую или меньшую степень морального износа.
Перспективным
и социально значимым направлением
сосредоточения усилий центральных, отраслевых
и местных органов государственной власти
является разработка инвестиционных проектов
по созданию новых предприятий и производств
в малых и средних городах и сельской местности
по переработке местного сырья, включая
сельскохозяйственное, с использованием
иностранных инвестиций, в том числе кредитных
линий по развитию малого и среднего бизнеса
[7, с.19].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под инвестициями понимается имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в различные виды деятельности с целью получения дохода. Виды инвестиций определяют в зависимости от классификационных признаков: субъектов инвестиционной деятельности, объектов инвестирования, процессу воспроизводства, критерию организации и управления, уровню риска. Обеспечивая накопление фондов предприятий, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности. Рост инвестиций вызывает увеличение уровня объема производства и дохода. Динамика показателя чистых инвестиций является индикатором состояния экономики.
Источники привлечения инвестиций, которые можно разделить на две большие группы: прямые (непосредственные) и косвенные (опосредованные). К первой относятся пять классических основных источников капиталовложений: собственные средства организаций, бюджетное финансирование, средства населения, кредиты и иностранные инвестиции. Вторая группа достаточно разнообразна и разнородна: концессии, проведение приватизации, создание акционерных и иностранных предприятий, финансово-промышленных групп, транснациональных компаний и так далее. Основным источником инвестиций в республике являются средства юридических лиц (включая кредиты банков). За последние три года сложилась тенденция к сжижению доли иностранных источников. Для активизации инвестиционной деятельности требуется выявление неиспользованных возможностей и более глубокая проработка инвестиционных условий.
Инвестиции оказывают существенное влияние на объем производства. Инвестиционный процесс во многом предопределяет строительство новых предприятий, а следовательно, и создание рабочих мест. Изменения в инвестициях приведут к многократному лавинообразному потоку расходов и доходов, росту производства и занятости в смежных отраслях производства, росту чистого национального продукта на величину большую, чем исходные инвестиции, а, следовательно, и к росту ВНП. Рост валового внутреннего продукта в январе-марте 2006 г. составил 110,9% к уровню I квартала 2005 г. при прогнозе 106% на I квартал 2006 г. и 107— 108,5% на год.
Инвестиционная
политика нашей страны исходит из необходимости
решения двух взаимосвязанных и взаимообеспечивающих
задач: первая - создание макроэкономических,
нормативно-правовых, организационных
и других условий для стимулирования субъектов
хозяйствования всех форм собственности
к постоянному накоплению и эффективному
использованию основного капитала; вторая
- максимальная мобилизация внутренних
накоплений, вовлечение средств населения,
привлечение иностранных инвестиций для
решения задач реструктуризации экономики,
научно-технического прогресса, ускоренного
социально-экономического развития страны.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22 июня 2001 г. N 37-З
2. Инвестиции: системный анализ и управление / Под ред. К.В.Балдина. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 288 с.
3. Инвестиции и инвестиционная деятельность: Учебное пособие / М. В. Ромаш. - Мн.: Институт управления и предпринимательства, 2001.-151 с.
4. Кравченко Д.В. Формирование и реализация инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе. // Вестник БГУ. 2006. серия 3. № 2. С. 85-88
5. Курс экономической теории: Учеб. пособие / А.Н.Тур, М.И.Плотницкий, Э.И.Лобкович и др.; Под ред. М.И.Плотницкого, А.Н.Тура. – Мн.: Мисанта», 1998. – 432 с.
6. Михайлова Н.И. Анализ состава и структуры инвестиций. // Планово-экономический отдел № 10. 2004. С. 38-41.
7. Мойсейчик Г. Проблемы и задачи инвестиционной политики. // Банковский вестник. 2006. № 22. С.15 – 19.
8. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. — М.; Новое знание, 2002. — 462 с.
9. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 4 апреля 2007г. N 5/24976
10. Социально – экономическое развитие Республики Беларусь в первом квартале 2006 года // Экономический бюллетень. 2006. № 5. С. 4-29.
11. Тетеринец Т.А. Анализ инвестиционных ресурсов Белорусской экономики // Экономический бюллетень. 2006. № 3. С. 49 – 62.
12. Экономический бюллетень. НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. № 2 * 2007//Социально – экономическое развитие Республики Беларусь в 2006 году