Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Введение
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
В условиях проводимых в России преобразований в политической, экономической и социальной сферах перестраивается и исполнительная власть, по-прежнему выполняющая огромный объем работы в сфере управления государственными делами.
Конституция Российской Федерации 1993г. закрепила в качестве принципа конституционного строя разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Исполнительная власть является одной из самостоятельных и независимых властей и представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного регулирования, полномочия внешнеполитического представительства, полномочия по осуществлению различного рода административного контроля, а также иногда и законодательные полномочия, и систему государственных органов, которые осуществляют вышеперечисленные полномочия. Проблема определения содержания исполнительной власти приобрела особую остроту в связи с формированием звеньев исполнительной власти и их практической деятельностью.
В связи с тем, что Конституция 1993г. отказалась от термина государственное управление, который широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.
Названные задачи определяют содержание курсовой работы, в которой раскрывается сущность понятий государственного управления и исполнительной власти, организационно-правовой механизм функционирования исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти и рассматривается взаимосвязь и соотношение государственного управления и исполнительной власти.
Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Система органов власти осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствами и иным федеральным органам исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Учитывая вышеизложенное, целью курсовой работы является:
- определить понятия и роль исполнительной власти;
- определить функции и признаки исполнительной власти;
- определить взаимодействие
Курсовая работа состоит из введения, 3 разделов, заключения и списка используемой литературы.
I раздел
1.Понятие и роль исполнительной власти
Согласно Конституции, Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федераций и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ст.11).
Президент Российской Федерации является главой государства, избирается на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права на тайном голосовании (ст.80,81).
Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается сроком на пять лет (ст.94-96).
Принятые парламентом законы, указы главы государства, решения судов необходимо исполнять. Для этого существуют специальные органы исполнительной власти. В разных странах мира действуют неодинаковые органы исполнительной власти. Иногда таким органом считается монарх, хотя на деле в парламентарной монархии у него нет реальных полномочий. В республике главной исполнительной власти может быть президент, действительно осуществляющий такие полномочия. Иногда президент только числится руководителем исполнительной власти, а на деле действует по указаниям кабинета министров. чаще всего высшим органом исполнительной власти является правительство, имеющее разные названия (Федеральное правительство в Германии, Государственный совет в Китае, Кабинет в Японии и др.). Во многим странах различаются понятия правительства и кабинета (в Великобритании правительство имеет разнообразный состав, большую численность – до 95 человек, но никогда не собирается на заседания; а государственные дела решает кабинет – более узкий орган, состоящий из 18-20 министров, возглавляемый премьер-министром. Иногда различают заседания совета министров и заседания совета кабинета. В некоторых странах из состава правительства выделяется более узкий орган – президиум, бюро и т.д., который от имени правительства решает многие вопросы, но все же наиболее важные может принимать только состав правительства в целом.
Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Главная задача, органа, исполнительной
власти - правоисполнительная
Орган исполнительной власти-- юридическое лицо -- имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
Органы исполнительной власти имеют самый большой, разветвленный аппарат и занимаются повседневной работой по исполнению правовых актов, проводят организационные и иные мероприятия (например, в соответствии с законом о государственной границе создают систему ее охраны, законодательство о массовых демонстрациях требует от исполнительных органов устанавливать маршрут движения, закон о партиях – вести реестр политических партий и т.д.). Делая это, они применяют распоряжения, сами издают правовые акты (в том числе нормативные) в пределах своих полномочий. Поэтому нередко говорится об исполнительно-распорядительной деятельности. Наряду с исполнительными и распорядительными функциями исполнительная власть осуществляет организационные и нормоустановительные функции подзаконного характера.
Конституция РФ гласит: «Исполнительная власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации». Правительство РФ – не единственный, а высший орган исполнительной власти. Исполнительную власть Федерации – федеральную исполнительную власть осуществляют многие другие органы, в том числе центральные отраслевые органы исполнительной власти, министерства, ведомства и их делегатуры (управления, отделы на местах), нижестоящие административные федеральные органы, но они действуют в конечном счете по поручению Правительства РФ (некоторые органы – Президента РФ). В одних субъектах РФ существуют свои правительства (Татарстан, Москва, Нижегородская область, Ставропольский край и др.), в других исполнительной властью наделены главы администраций (президенты республик в составе РФ, губернаторы и др.), иногда – администрация субъекта РФ, возглавляемая губернатором. Они осуществляют исполнительную власть субъекта РФ. Согласно ч.2 ст.77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов все органы исполнительной власти образуют единую систему органов исполнительной власти. По указанным предметам ведения эти органы находятся на иерархическом соотношении, т.е. образуют исполнительную вертикаль. Конституции республик в составе РФ, уставы других субъектов РФ воспроизводят положение Конституции РФ о единой системе исполнительной власти (Калмыкия, Московская область и др.). Кроме того, органы исполнительной власти обязаны выполнять акты Федерации, принятые по предметам ее исключительного ведения, поскольку государственная власть Федерации распространяется на всю территорию. В результаты создается хотя и сложная, но целостная система органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов.
Органы исполнительной власти Федерации и ее субъектов находятся в тесной организационно-правовой связи. Федеральное правительство координирует работу органов исполнительной власти субъектов. Единство исполнительной власти, однако, не является абсолютным. Поэтому конституции и уставы субъектов РФ иногда уточняют: органы исполнительной власти субъекта входят в единую систему части осуществления полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, так как исключительные полномочия Федерации осуществляют федеральные органы, а исключительные полномочия субъекта РФ – органы субъекта. Федеральные исполнительные органы не могут выходить за эти рамки и нарушать предусмотренные Конституцией РФ права субъектов РФ. В сфере исключительных полномочий субъектов РФ необходимое единство действий органов исполнительной власти обеспечивается не директивными указаниями федеральных органов, а в результате реализации принципа верховенства федерального права, верховенства Конституции РФ.
Все органы и должностные лица огромного аппарата исполнительной власти, осуществляющие ее на основе делегирования от Правительства РФ (в определенных случаях – от Президента РФ) или от других высших органов государственной власти в субъектах РФ, должны действовать на основе закона и в соответствии с указаниями вышестоящих органов. Вместе с тем они обладают дискреционными полномочиями: правом принимать решения по своему усмотрению, но в пределах закона.
Финансирование органа исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.
Правовой статус органов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных им полномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.
Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.
Структура исполнительной власти:
Функции исполнительной власти
Так как речь идет об исполнительной власти, о государственной деятельности по ее практической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именно звену государственно-властного механизма, построенному на началах разделения властей, поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РФ 1993 г, установила, что государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различных уровнях государственной организации была построена и соответствующим образом функционировала система органов государственного управления. Она полностью соответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именно — государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
Соответственно органы государственного управления в центре и на местах являлись основными субъектами административного права или же носителями административной правосубъектности.
Другими словами, государственное управление как самостоятельный вид деятельности государства по реализации своих задач и функций имело специального, конституционно закрепленного субъекта.
Конституция РФ 1993 г. вместо термина «государственное управление» ввела в оборот понятие «исполнительная власть». И теперь конституционные нормы содержат ряд общих положений, из содержания которых можно получить известное представление как о самой исполнительной власти, так и о реализующих ее органах. Так, ст. 77 (ч. 2) Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное, упоминание об органах исполнительной власти.