Исполнительная власть государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Работа состоит из  1 файл

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ГОС-ВА КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 178.63 Кб (Скачать документ)

10. Исполнительная власть выступает  как вторичная по отношению  к представительным (законодательным) органам, которые определяют ее структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной власти избираются непосредственно народом (президент, губернатор и т. д.). Издаваемые ими властные акты (даже указы Президента) подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют в конкретной обстановке закон. Действия администрации не могут противоречить закону, являются его исполнением. Поэтому органы называют исполнительными, а власть — исполнительной.

Конечно, администрация всегда служила  высшей власти, исполняла ее веления, подчинялась ей. В правовом государстве его администрация подчиняется не другой власти, а закону. Она исполняет не акты монархов, а законы, то есть она становится подзаконной.

11. В условиях правового государства  значительно изменяются объем  и формы контроля за деятельностью  исполнительной власти. Ее подконтрольность  приобретает качественно иной  характер. В прошлом ее контролировал  монарх и уполномоченные им  чиновники: прокуроры и иные  представители высшей власти. Это  был контроль за подчиненными, осуществляемый свыше, чаще всего, контроль одних чиновников за другими. В правовом государстве исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламенты, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей государственной власти (прокуратура, счетная палата, уполномоченный по правам человека и др.). В России огромные контрольные полномочия принадлежат президентской власти, занимающей особое положение в российской системе разделения властей. Уровень подконтрольности государственной администрации резко возрастает в условиях развитой демократии и ее проявлений: свободы слова, права на получение информации, многопартийности и др.

Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном  смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном  масштабе (исполнительством), для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма.

Однако необходимо учитывать, что  действующим законодательством  Российской Федерации фиксируются  функции и компетенция не самой  исполнительной власти, как государственно-правового  института, а лишь субъектов, реализующих  ее на том или ином уровне государственной  организации (например, статус федеральных  и региональных органов исполнительной власти).

Исполнительная власть - необходимый  атрибут государственно-властного  механизма, построенного на разделении властей. До принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательная власть осуществлялась только на федеральном и республиканском уровнях. Разделение властей в буквальном смысле имело известные формальные ограничения. Сейчас таковые отсутствуют, так как все субъекты федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов (ст. 76 Конституции РФ). Естественно, что на указанных уровнях осуществляется исполнительная и судебная власть. Там же, где отсутствуют три ветви государственной власти, исполнительная власть в ее государственно-правовом (конституционном) значении не функционирует. Например, ее нет на уровне отдельных государственных предприятий и учреждений, негосударственных формирований.

Таковы наиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимое представление об исполнительной власти как относительно самостоятельной ветви государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Система и структура органов исполнительной власти в РФ.

Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган  исполнительной власти — это государственная  организация, часть системы органов  государственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает их полного перечня.

     В Российской Федерации  создано множество органов исполнительной  власти, различающихся по уровню  их нахождения в структуре  исполнительной власти, роли и  масштабу деятельности, сферам и  отраслям управления, порядку принятия  решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти.      

Для классификации органов исполнительной власти применяются следующие критерии:

1. В соответствии с федеральным  государственным устройством: 

- федеральные органы исполнительной  власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, государственные комитеты и иные федеральные органы исполнительной власти);

- региональные федеральные органы  исполнительной власти, действующие  на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Деятельность этих органов может  осуществляться в пределах нескольких  республик, краев, областей и  иных территориальных единиц (в  пределах военного округа, железной  дороги и др.). Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);

- органы исполнительной власти  субъектов федерации, осуществляющие  деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов. В масштабе республик действуют президенты, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

2. В зависимости от объема  и характера компетенции: 

- органы общей компетенции, ведающие  всеми отраслями и сферами  управления (президентуры, правительства,  администрация краев, областей, городов  федерального значения, автономных  образований);

- органы отраслевой компетенции,  ведающие какой-либо одной отраслью  управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);

- органы межотраслевой (специальной)  компетенции, ведающие вопросами  управления, имеющими межотраслевое  значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости  населения и др.

3. По видам подразделяются на:

- администрация Президента РФ, Правительства, министерства, комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, отделы и т.д. 

4. По порядку разрешения вопросов:

- коллегиальные органы, обсуждающие  и разрешающие подведомственные  вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);

- единоначальные органы, в которых  подведомственные вопросы разрешаются  единолично руководителем данного  органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.).

Однако в единоначальных органах  исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью. В министерствах, ведомствах, управлениях и других единоначальных органах образуются коллегии, в состав которых входят руководитель органа, его заместители и другие руководящие работники, а также специалисты. Коллегия рассматривает наиболее важные вопросы управления отраслью.

5. По основаниям образования: 

- образование которых предусмотрено  конституциями (президенты и их  администрация, правительства);

- создаваемые на основе текущего  законодательства и подзаконных  актов (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства).

Основной классификацией, по моему  мнению, является деление органов  исполнительной власти на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. На них, я и заострю своё внимание.

В Конституции закреплены термины  системы и структуры федеральных  органов исполнительной власти. Так, п. «г» ст. 71 Конституции устанавливает, что в ведении Российской Федерации находится установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти. Однако о структуре федеральных органов исполнительной власти в Конституции упоминается только в связи с назначением Председателя Правительства РФ. Согласно ч. 1 ст. 112 Конституции Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Как же соотносятся понятия «система»  и «структура» федеральных органов  исполнительной власти? Эти понятия соподчинены. Система свое содержание раскрывает через структуру составляющих ее организационных и функциональных элементов. Система – это  результат объединения структурных образующих ее единиц в единстве и целостности. Понятие «структура» означает «строение, внутреннее устройство».

В Указе Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.указано, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Правовое положение федеральных  органов исполнительной власти характеризуется следующими основными чертами (функциями) (Указ Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г.:

 

  • федеральное министерство:

а) является федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

б) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации;

г) осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его  ведении федеральных служб и  федеральных агентств. В этих целях  федеральный министр осуществляет следующие функции:

·        утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных  агентств, а также отчет об их исполнении;

·        вносит в  Правительство Российской Федерации  по представлению руководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;

·        вносит в  Министерство финансов Российской Федерации  предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных  служб и федеральных агентств;

·        вносит в  Правительство Российской Федерации  проекты нормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности и к сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в его ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

·        во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации дает поручения федеральным  службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;

·        имеет право  отменить противоречащее федеральному законодательству решение федерального агентства, федеральной службы, если иной порядок отмены решения не установлен федеральным законом;

Информация о работе Исполнительная власть государства