Исполнительная власть государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание

В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.

Работа состоит из  1 файл

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ГОС-ВА КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 178.63 Кб (Скачать документ)

Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет министров  Республики Беларусь. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти – это  составная часть механизма (системы) органа исполнительной власти; он действует  в сфере исполнительной власти; выступает  по поручению и от имени государства, осуществляет деятельность исполнительно-распорядительного характера, обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности.

Орган исполнительной власти – это  всегда орган государства и орган  государственного управления, в то время как не всякий орган государства и государственного управления являются органом исполнительной власти. Категории «орган государства» и «орган государственного управления» более широкие, нежели «орган исполнительной власти». Так, к органам государства относятся не только органы исполнительной ветви власти, но и органы законодательной, судебной, контрольной власти. Правовое положение органов исполнительной власти в отличие от органов государственного управления во многом предопределяется тем, что они в своей основе в большей степени становятся органами политического руководства, проводящими государственную политику в определенных сферах и областях.

Итак, органом исполнительной власти является составная часть механизма  исполнительной власти, действующая в сфере исполнительной власти, выступающая по поручению и от имени государства, осуществляющая деятельность исполнительно-распорядительного характера, обладающая собственной компетенцией и структурой.

Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:

- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

- подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;

- имеет право отменять акты правительства;

- является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь

- назначает республиканский референдум;

- может издавать декреты, имеющие силу закона.

Первые президентские выборы в  Республике Беларусь состоялись 10 июля 1994. На них победил Александр Лукашенко. Он также побеждал и на всех последующих  выборах — в 2001 и 2006 годах.

 

 

  1. Система органов исполнительной власти в 

Республике  Беларусь

 

Занимая свое определенное место в  системе других государственных  органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления (исполнительной власти) ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т. е. такой организационной и функциональной общностью, в которой все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система». В науке управления и административном праве эта категория применяется давно.

Система органов исполнительной власти представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Система органов исполнительной власти строится в соответствии с государственным и административно-территориальным устройством, а также с учетом ряда других факторов: организационных, экономических, правовых. В системе выделяются вышестоящие и нижестоящие субъекты, т.е. обеспечивается определенная субординация в отношениях между ее элементами.

Органы, осуществляющие исполнительную власть образуют две системы: органов  исполнительной власти и иных государственных  органов 

Структура органов исполнительной власти – это перечень конкретных органов, относящихся к этой ветви власти и действующих в конкретный период времени с указанием их подчиненности.

Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде:

1. Президент Республики Беларусь;

2. Аппарат Президента Республики  Беларусь:

- Администрация Президента;

- Управление делами Президента;

- Совет Безопасности Республики  Беларусь;

- Комитет государственного контроля  Республики Беларусь;

3. Национальный банк Республики  Беларусь;

4. Совет Министров Республики  Беларусь;

- Президиум Совета Министров;

- Аппарат Совета Министров;

5. Министерства Республики Беларусь;

6. Государственные комитеты Республики  Беларусь;

7. Комитеты при Совете Министров  Республики Беларусь;

8. Высшая аттестационная комиссия  Республики Беларусь;

9. Национальная академия наук  Беларуси;

10. Государственные организации,  подчиненных Совету Министров  Республики Беларусь;

11. Органы исполнительной власти  на местном уровне:

- органы местного управления (местные  исполнительные комитеты, местные  администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций);

- органы государственного управления  на местах;

12. Администрации государственных  предприятий, учреждений, организаций. 

 

Структурные звенья системы иных органов, осуществляющих государственное управление:

  • генеральные прокурор Республики Беларусь, областные прокуроры, районные прокуроры;
  • председатели судов;
  • аппарат управления Национального собрания Республики Беларусь.

Главным признаком, служащим основанием для объединения последних в  одну систему, является то, что все  они осуществляют внутриорганизационное  государственное управление. Каждое звено рассматриваемой системы  входит в свою специфическую систему (в систему прокуратуры, в судебную систему и т.д.).

Деятельность каждого из этих звеньев  регламентируется многими нормативными правовыми актами, в частности  Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О президенте Республики Беларусь», «О совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др.

Органы государственного управления образуются на основании соответствующих  принципов, на которые необходимо опираться  при создании органов исполнительной власти. Только при соблюдении этого  условия можно достичь стройности, единства, слаженности в самом механизме государственного управления, а также более успешной, продуктивной работы этих органов. Принципами построения органов государственного управления в первую очередь являются линейные и функциональный принципы. Данные принципы определяют взаимодействия структурных звеньев системы государственного управления. В этом состоит суть и назначение указанных принципов, поскольку  разные принципы предполагают разные взаимоотношения структурных звеньев. Подобные начала – основа для образования органа, они определяют его задачи и функции.

Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь. Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Работой Правительства руководит Премьер-министр.

Премьер-министр:

1) осуществляет непосредственное  руководство деятельностью Правительства  и несет персональную ответственность  за его работу;

2) подписывает постановления Правительства; 

3) в двухмесячный срок после  своего назначения представляет  Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;

4) информирует Президента об  основных направлениях деятельности  Правительства и о всех его важнейших решениях;

5) выполняет другие функции,  связанные с организацией и  деятельностью Правительства. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Правовое положение Президента охватывает несколько сфер: полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти; полномочия, связанные с исполнительными органами государственной власти; полномочия, связанные с органами судебной власти; полномочия в сфере обороны и безопасности государства; полномочия в сфере внешней политики; иные полномочия Президента Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь:

1) назначает республиканские референдумы; 

2) назначает очередные и внеочередные  выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные  представительные органы;

3) распускает палаты в случаях  и в порядке, предусмотренных  Конституцией;

4) назначает шесть членов Центральной  комиссии Республики Беларусь  по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) образует, упраздняет и реорганизует  Администрацию Президента Республики  Беларусь, другие органы государственного  управления, а также консультативно-совещательные  и иные органы при Президенте;

6) с согласия Палаты представителей  назначает на должность Премьер-министра;

7) определяет структуру Правительства  Республики Беларусь, назначает  на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

8) с согласия Совета Республики  назначает на должность Председателя  Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

9) с согласия Совета Республики  назначает на должность судей  Верховного Суда, судей Высшего  Хозяйственного Суда, Председателя  Центральной комиссии по выборам  и проведению республиканских  референдумов, Генерального прокурора,  Председателя и членов Правления  Национального банка; 

10) назначает шесть судей Конституционного  Суда, иных судей Республики Беларусь;

11) освобождает от должности  Председателя и судей Конституционного  Суда, Председателя и судей Верховного  Суда, Председателя и судей Высшего  Хозяйственного Суда, Председателя  и членов Центральной комиссии  по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;

12) назначает на должность и  освобождает от должности Председателя  Комитета государственного контроля;

13) обращается с посланиями к  народу Республики Беларусь о  положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

14) обращается с ежегодными посланиями  к Парламенту, которые заслушиваются  без обсуждения на заседаниях  Палаты представителей и Совета  Республики; имеет право участвовать  в работе Парламента и его  органов, выступать перед ними  в любое время с речью или  сообщением;

15) имеет право председательствовать  на заседаниях Правительства  Республики Беларусь. Следует отметить, что право Президента председательствовать  на заседаниях Правительства  характерно для президентских  республик, в которых глава  государства возглавляет одновременно исполнительную власть, а также для полупрезидентских республик;

16) назначает руководителей республиканских  органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

17) решает вопросы о приеме  в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

18) устанавливает государственные  праздники и праздничные дни,  награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

19) осуществляет помилование осужденных;

20) ведет переговоры и подписывает  международные договоры, назначает  и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

21) принимает верительные и отзывные  грамоты аккредитованных при  нем дипломатических представителей иностранных государств;

Информация о работе Исполнительная власть государства