Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:20, курсовая работа
В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.
Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями. Эти полномочия состоят в праве органа издавать юридические акты от имени государства, и эти акты являются обязательными для тех, кому они адресованы, применять меры, обеспечивающие реализацию юридических актов, в том числе меры убеждения, стимулирования и принуждения.
Исполнительную власть осуществляет
Правительство — Совет
Орган исполнительной власти – это
составная часть механизма (системы)
органа исполнительной власти; он действует
в сфере исполнительной власти; выступает
по поручению и от имени государства, осуществляет
деятельность исполнительно-
Орган исполнительной власти – это всегда орган государства и орган государственного управления, в то время как не всякий орган государства и государственного управления являются органом исполнительной власти. Категории «орган государства» и «орган государственного управления» более широкие, нежели «орган исполнительной власти». Так, к органам государства относятся не только органы исполнительной ветви власти, но и органы законодательной, судебной, контрольной власти. Правовое положение органов исполнительной власти в отличие от органов государственного управления во многом предопределяется тем, что они в своей основе в большей степени становятся органами политического руководства, проводящими государственную политику в определенных сферах и областях.
Итак, органом исполнительной власти
является составная часть механизма
исполнительной власти, действующая в
сфере исполнительной власти, выступающая
по поручению и от имени государства, осуществляющая
деятельность исполнительно-
Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Обладает широким кругом полномочий, основными из которых являются:
- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
- назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
- подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
- имеет право отменять акты правительства;
- является Главнокомандующим Вооружёнными Силами Республики Беларусь
- назначает республиканский референдум;
- может издавать декреты, имеющие силу закона.
Первые президентские выборы в
Республике Беларусь состоялись 10 июля
1994. На них победил Александр
Республике Беларусь
Занимая свое определенное место в системе других государственных органов Республики Беларусь, взаимодействуя с ними, органы государственного управления (исполнительной власти) ввиду необходимого единства управления сами в то же время являются целостной системой, т. е. такой организационной и функциональной общностью, в которой все звенья, все составные части взаимосвязаны и объединены единством руководства. Конституция Республики Беларусь, текущее законодательство не содержит категории «система». В науке управления и административном праве эта категория применяется давно.
Система органов исполнительной власти представляет собой основанную на разделении труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев аппарата управления, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.
Система органов исполнительной власти
строится в соответствии с государственным
и административно-
Органы, осуществляющие исполнительную власть образуют две системы: органов исполнительной власти и иных государственных органов
Структура органов исполнительной власти – это перечень конкретных органов, относящихся к этой ветви власти и действующих в конкретный период времени с указанием их подчиненности.
Систему исполнительных органов государственной власти Республики Беларусь можно представить в следующем виде:
1. Президент Республики Беларусь;
2. Аппарат Президента Республики Беларусь:
- Администрация Президента;
- Управление делами Президента;
- Совет Безопасности Республики Беларусь;
- Комитет государственного
3. Национальный банк Республики Беларусь;
4. Совет Министров Республики Беларусь;
- Президиум Совета Министров;
- Аппарат Совета Министров;
5. Министерства Республики
6. Государственные комитеты
7. Комитеты при Совете Министров Республики Беларусь;
8. Высшая аттестационная
9. Национальная академия наук Беларуси;
10. Государственные организации, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь;
11. Органы исполнительной власти на местном уровне:
- органы местного управления (местные исполнительные комитеты, местные администрации, отделы и управления исполкомов, местных администраций);
- органы государственного
12. Администрации государственных предприятий, учреждений, организаций.
Структурные звенья системы иных органов, осуществляющих государственное управление:
Главным признаком, служащим основанием для объединения последних в одну систему, является то, что все они осуществляют внутриорганизационное государственное управление. Каждое звено рассматриваемой системы входит в свою специфическую систему (в систему прокуратуры, в судебную систему и т.д.).
Деятельность каждого из этих звеньев регламентируется многими нормативными правовыми актами, в частности Конституцией Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь «О президенте Республики Беларусь», «О совете Министров Республики Беларусь», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О государственной службе в Республике Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и др.
Органы государственного управления
образуются на основании соответствующих
принципов, на которые необходимо опираться
при создании органов исполнительной
власти. Только при соблюдении этого
условия можно достичь
Исполнительную власть в Республике
Беларусь осуществляет Правительство
- Совет Министров Республики Беларусь
- центральный орган
Премьер-министр:
1) осуществляет непосредственное
руководство деятельностью
2) подписывает постановления
3) в двухмесячный срок после
своего назначения
4) информирует Президента об
основных направлениях
5) выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Президент вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства и освободить от должности любого члена Правительства. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Республики Беларусь по поручению Президента продолжает осуществлять свои полномочия до сформирования нового Правительства. Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения.
Правовое положение Президента охватывает несколько сфер: полномочия, связанные с законодательными органами государственной власти; полномочия, связанные с исполнительными органами государственной власти; полномочия, связанные с органами судебной власти; полномочия в сфере обороны и безопасности государства; полномочия в сфере внешней политики; иные полномочия Президента Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь:
1) назначает республиканские
2) назначает очередные и
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4) назначает шесть членов
5) образует, упраздняет и реорганизует
Администрацию Президента
6) с согласия Палаты
7) определяет структуру
8) с согласия Совета Республики
назначает на должность
9) с согласия Совета Республики
назначает на должность судей
Верховного Суда, судей Высшего
Хозяйственного Суда, Председателя
Центральной комиссии по
10) назначает шесть судей
11) освобождает от должности
Председателя и судей
12) назначает на должность и
освобождает от должности
13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;
14) обращается с ежегодными
15) имеет право
16) назначает руководителей
17) решает вопросы о приеме
в гражданство Республики
18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;
19) осуществляет помилование
20) ведет переговоры и
21) принимает верительные и