Исследование автомобильного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучить, что такое рынок автомобилей, рассмотреть влияние неценовых факторов на спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия рынка автомобилей;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы рынка автомобилей;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке автомобилей;

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды рынка автомобилей……………………....…...5
1.1Понятие и субъекты рынка автомобилей……….……………....…....5
1.2 История развития автомобильного рынка………...…………….…..7
1.3Классификация рынка автомобилей………………………………….11
Глава 2. Автомобильный рынок РФ……………………………………..13
2.1 Российский рынок легковых автомобилей………………………….13
2.2 Российский рынок грузовых автомобилей………………………….18
Глава 3. Перспективы развития автомобильного рынка……………….21
3.1 Автомобильный рынок сегодня……………………………………...21
3.2 Основные центры мирового автомобилестроения………………….22
3.3 Рекомендации по совершенствованию рынка автомобилей……….28
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………......33

Работа состоит из  1 файл

111.docx

— 65.60 Кб (Скачать документ)

  • МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

  • УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО  ОБРАЗОВАНИЯ


 

 

 

 

 

Исследование  рынка автомобилей

 

 

 

Курсовая  работа по организации товарных рынков

(наименование  дисциплины)

студентки   2 курса  группы ИЭ-ЗУ-11/1

Мухиной Надежды  Владимировны

(Ф.И.О.  полностью)

Научный руководитель:

к.э.н., доцент Бакальская Елена Викторовна

(ученая степень,  Ф.И.О.)

 

Работа сдана: _________________________

(дата, регистрационный  номер)

Работа проверена: _____________________

(дата, рекомендация  руководителя

«К защите»  либо «На доработку»)

 

Защита: _______________________________

(дата, итоговая  оценка)

 

г. Ульяновск

2013г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие и виды рынка автомобилей……………………....…...5

1.1Понятие и субъекты  рынка автомобилей……….……………....…....5

1.2 История  развития  автомобильного рынка………...…………….…..7

1.3Классификация рынка  автомобилей………………………………….11

Глава 2. Автомобильный рынок РФ……………………………………..13

2.1 Российский рынок легковых  автомобилей………………………….13

2.2 Российский рынок грузовых  автомобилей………………………….18

Глава 3. Перспективы развития автомобильного рынка……………….21

3.1 Автомобильный рынок  сегодня……………………………………...21

3.2 Основные центры мирового автомобилестроения………………….22

3.3 Рекомендации по совершенствованию рынка автомобилей……….28

Заключение………………………………………………………………...31

Список литературы……………………………………………………......33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок - это инструмент, или  механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров  и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Одним из главных критериев  рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых  друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки  со значительным числом независимых  участников. Рынок с одним продавцом  и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной  конкуренции.

Субъектами рынка выступают  собственники товаров, производители  услуг, владельцы денег. Объекты  рынка — материальные блага, факторы  производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка  вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Формами организации рынка  служат базар, магазин, аукцион и  т. д.

Впервые детальное описание и анализ свободного рынка предпринял испанский и перуанский юрист  и экономист Хуан де Матьенсо во второй трети XVI века.

В своей теории субъективной стоимости он различает элементы спроса и предложения внутри рынка. Матьенсо использует термин «конкуренция», чтобы описать соперничество  внутри свободного рынка. Через это  он определяет понятие публичных  торгов.

Автомобильный рынок —  это совокупность экономических  отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка  с целью обмена готовых автомобилей  на денежные средства или их эквиваленты.

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что в  настоящее время автомобилестроению принадлежит самая ведущая роль в развитии и машиностроения вообще, и транспортного машиностроения в частности.

Автомобильная промышленность мира - это емкий и весьма значительный сектор мировой экономики и международного бизнеса, ведь это не только собственно автомобили, но и разнообразные товары по обслуживанию автомобиля, а также, в значительной мере, рынок производства и продажи автозапчастей.

Цель  работы – изучить, что такое рынок автомобилей, рассмотреть влияние неценовых факторов на спрос и предложение.

В соответствии с целью  в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  понятия рынка  автомобилей;

- раскрыть основные влияющие  факторы и законы рынка автомобилей;

- проанализировать основы  взаимодействия спроса и предложения  на рынке автомобилей;

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования - факторы  и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия на рынке  автомобилей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и виды рынка автомобилей

    1. Понятие и субъекты рынка автомобилей

Автомобильный рынок —  это совокупность экономических  отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка  с целью обмена готовых автомобилей  на денежные средства или их эквиваленты.

Под автомобильным рынком в народе также подразумевается  какое-либо территориально ограниченное пространство, предназначенное для  торговли, в основном физическими  лицами и индивидуальными предпринимателями, готовыми автомобилями и запасными  частями к ним. В этом смысле часто  употребляют слово «Авторынок».

Объектом (товаром) автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается  механическое транспортное средство, имеющее более двух колёс, способное  к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию. Товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы, лодки  и т. п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти. Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или  потребности покупателей автомобильного рынка.

 

Субъекты автомобильного рынка:

  1. Представители спроса: домашние хозяйства (физические лица), а также коммерческие и государственные организации (юридические лица).
  2. Представители предложения: производители автомобилей (промышленные предприятия) и продавцы автомобилей (автомобильные дилеры). В силу отраслевой специфики, производители автомобилей в редких случаях реализуют товар напрямую конечному потребителю.
  3. Государство, в лице Правительства

Автомобильная промышленность - одна из ведущих отраслей промышленности России. Это подтверждается статистическими  данными. Так, численность работающих в ней составляет 4,6% от всех занятых в промышленности в целом и 13% - от работников машиностроении. Автопром даёт 3,8% от всего объёмов промышленного производства и 23% от объёмов машиностроения. Эти показатели корреспондируются с подобным соотношением в Европейском Союзе. Инвестиции в основной капитал предприятий автомобилестроения также растут неуклонно с 2005 года. Прогнозируется, что в текущем году их доля составит свыше 35% от всех инвестиций в машиностроение. 
Объемы производства автомобильной техники в 1998–2012 годах также увеличивались по нарастающей: выпуск легковых автомобилей - с 838,8 тысяч до 1 млн. 150 тысяч, грузовых автомобилей - с 145,8 тысяч до 210 тысяч, автобусов - с 45,7 тысяч до 82 тысяч единиц.  
Изменение объёмов производства за период 1998–2012 годах отражает тенденции, которые имели место в экономике России. Последние 3 года производство и продажа автомобильной техники стабильно возрастает, что также соответствует позитивным изменениям в промышленности. Это следствие принятых Правительством Российской Федерации мер, направленных на развитие автомобильной промышленности, которые были выработаны совместно с автомобильным бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 История  развития автомобильного рынка

История автомобильного рынка  начинается с изобретением первого  автомобиля и зарождением автомобилестроения в Германии в XIX веке. Задолго до этого  были изобретены самодвижущиеся экипажи  на паровых и двигателях внутреннего  сгорания, однако реализация подобных автомобилей была незначительной. Только в конце XIX века Карл Бенц предложил  покупателю готовое к эксплуатации транспортное средство, а ГотлибДаймлер  запустил в производство функциональный автомобильный двигатель.

Первым в мире автомобилем, запущенным в производство в 1886 году стал трёхколёсный автомобиль К. Бенца, сконструированный им в 1885 году. Он имел следующие технические характеристики:

объём двигателя — 1,7 л., который  располагался горизонтально (сконструированный  К. Бенцом в 1885 году автомобиль имел двигатель  объемом 985 куб.см., чего было недостаточно для покупателей);

мощность двигателя — 0,75 л.с.;

электрическое зажигание;

двухступенчатую коробку  передач.

Автомобили «Daimler», разработанные  совместно Г. Даймлером и Вильгельмом  Майбахом, были запущены в производство в 1895 году. Благодаря некоторым техническим  решениям (например: низко расположенная  легкая рама), автомобили «Daimler» были более надёжными, безопасными и  легкими в управлении. Примерно с 1890 года начало развиваться автомобильное  производство во Франции. Наиболее известной  французской фирмой того периода  была «PanhardetLevassor». Первым самостоятельно разработанным и поставленным на производство в Англии стал автомобиль марки «Lanchester» в 1900 году. Таким  образом, мировой автомобильный  рынок зародился и начал развиваться  в Европе.

На развитие автомобильного рынка большое влияние оказывали  технические изменения в конструкции  и агрегатах автомобиля, а также  технологии производства. Влияние указанных факторов сохраняется и в наше время. На первых этапах развития автомобильного рынка покупателям нередко приходилось покупать двигатель и шасси у одного производителя, а кузов у другого, так как многие фирмы специализировались на чем-то одном. При этом, в большинстве случаев, не возможно было купить готовый товар: все производилось «под заказ». Это было связано с преобладанием в отрасли кустарного производства. Первые автомобили были рассчитаны только на двоих пассажиров. С возрастанием спроса и увеличением конкуренции, производители стали прислушиваться к требованиям потребителей: появились автомобили на четыре пассажира.

Во времена формирования автомобильного рынка не существовало автомобильных брендов в современном  их понимании. Каждая мастерская могла  изготавливать автомобиль под своим  именем. Для того, чтобы выделить свою продукцию среди многочисленных конкурентов, автопроизводители стремились участвовать в спортивных гонках, что является проявлением маркетинговой  стратегии. В настоящее время  этим приёмом пользуются только производители  спорткаров.

Первые автомобили были весьма дорогими, что ограничивало круг потребителей. В дальнейшем автомобиль из предмета роскоши превратился в предмет  потребления. Особенно стремительно это  происходило в США, где был  самый ёмкий автомобильный рынок  в мире. Первый американский доступный  автомобиль был произведен компанией  «Oldsmobile» в 1901 году и назывался  «AmericanCurvedDash».

Новый этап развития автомобильного рынка начался с внедрения  в автомобильной промышленности массового способа производства с использованием конвейера. Автомобилем, ознаменовавшим начало новой эпохи, стал «FordModel Т» в 1908 году, сконструированный  Генри Фордом. Это был недорогой (более чем на треть дешевле  конкурентов) и надежный автомобиль, способный проехать даже по сельским дорогам (дорожная система США в  то время была слаборазвита). После  нескольких лет производства «FordModel Т», в 1913 году на предприятии был введен метод стандартизации и взаимозаменяемости частей автомобиля, а также конвейерная технология сборки. К 1923 году каждый второй автомобиль в США (50 % рынка) носил марку «Ford».

Третий этап развития автомобильного рынка связан с внедрением системы  «бережливого» производства (leanproduction). Впервые этот способ производства автомобилей  был применен компанией "ToyotaMotorCorporation" в конце 40-х годов XX в. «Бережливое» производство позволяет достигнуть более выгодного соотношения  цена/качество в условиях дефицита ресурсов и падения спроса[4]. Также  это позволило сократить сроки  поставки товара и ускорить внедрение  технических инноваций. Применение «бережливого» производства позволило  автопроизводителям из Японии, в особенности "Toyota", достаточно быстро завоевать  большую долю рынка, потеснив прежних  лидеров, таких как GM. Критерии конкурентоспособности  с этого момента подверглись  изменению. Потребители увидели, что  качественный автомобиль не обязательно  должен быть дорогим.

С развитием компьютерных технологий возрастает влияние Интернета  на развитие автомобильного рынка. Многие люди пользуются Интернетом для купли-продажи  поддержанных автомобилей. Торговля новыми автомобилями через Интернет пока незначительна  даже в развитых странах.

Информация о работе Исследование автомобильного рынка