Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:39, курсовая работа
Цель работы – изучить, что такое рынок автомобилей, рассмотреть влияние неценовых факторов на спрос и предложение.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические понятия рынка автомобилей;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы рынка автомобилей;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке автомобилей;
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и виды рынка автомобилей……………………....…...5
1.1Понятие и субъекты рынка автомобилей……….……………....…....5
1.2 История развития автомобильного рынка………...…………….…..7
1.3Классификация рынка автомобилей………………………………….11
Глава 2. Автомобильный рынок РФ……………………………………..13
2.1 Российский рынок легковых автомобилей………………………….13
2.2 Российский рынок грузовых автомобилей………………………….18
Глава 3. Перспективы развития автомобильного рынка……………….21
3.1 Автомобильный рынок сегодня……………………………………...21
3.2 Основные центры мирового автомобилестроения………………….22
3.3 Рекомендации по совершенствованию рынка автомобилей……….28
Заключение………………………………………………………………...31
Список литературы……………………………………………………......33
С началом мирового экономического кризиса в 2008 году мировой автомобильный рынок пошел на спад. Объемы продаж уменьшились практически на всех рынках. Наименьшие потери понес рынок Китая. В настоящее время мировой рынок постепенно растает, приближаясь к докризисным результатам. Немаловажную роль в этом исполнили программы утилизации старых автомобилей, внедренные в большинстве развитых стран в период спада.
В последние годы на развитие
автомобильного рынка возрастает влияние
технологических инноваций в
разработке силовых агрегатов автомобилей.
В силу подорожания автомобильного
топлива и загрязнения
1.3 Классификация рынка автомобилей
Рынок классифицируется по следующим критериям:
Легковой автомобиль — автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, вместимостью от 2 до 8 человек. При большем количестве мест для пассажиров автомобиль считается автобусом (микроавтобусом).
Международное обозначение лёгких развозных коммерческих автомобилей, включающее пикапы, малотоннажные фургоны и грузовики транспортной категории N1 (полной массой не более 3,5 т), а также микроавтобусы вместимостью до 17 пассажиров транспортных категорий M1 и М2 (но не более 3,5 т полной массы), согласно стандартам ЕАСС (Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации).
В России к категории LCV2 (LCV-ME)
также относят все малые
Авто́бус (сокращение отавтомобиль-омнибус) — безрельсовое механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки 7 и более пассажиров, и приводимое в движение энергией, запасённой, или производимой из топлива, хранящегося на борту, или с любым другим видом автономной тяги. (Автобус в традиционном понимании.) В более широком смысле (и технически) автобус — любое безрельсовое самоходное (т. е. моторное) транспортное средство, технически предназначенное для перевозки пассажиров и способное (в отличие от трамвая и др. направляемых видов пассажирского транспорта) маневрировать на дороге (в частности: перестраиваться из одного ряда движения в другой, объезжать встреченное по ходу движения препятствие или развернутся в любой точке маршрута).
Грузовой автомобиль (разг. грузовик) — автомобиль, предназначенный для перевозки грузов.
Развозные грузовики — это самые массовые, компактные и лёгкие грузовые автомобили, как правило, с пониженной погрузочной высотой. Большая часть выпускаемых в мире лёгких грузовиков и фургонов относится к классу N1, то есть их полная масса не должна превышать 3,5 т (в США — до 4,54 т), а грузоподъёмность, составляет до 1,5—1,8 т.
2.1 Российский рынок легковых автомобилей
Автомобильная промышленность – одна из ведущих отраслей промышленности России (23,8% машиностроения). Это более 250 крупных и средних предприятий, на которых занято свыше 600 тыс. человек, а с учетом смежных отраслей – более 5 млн. При этом в мировом выпуске автомобилей доля российского автомобилестроения составляет лишь 2,2%.
Объем автомобильного рынка России за 2012 год составил более 50 млрд. долларов США.
В каждом из сегментов (легковом и грузовом) следует выделять четыре основных составляющих:
- производство
автомобилей отечественных
- сборка и
производство иномарок на
- ввоз (импорт) новых и подержанных иномарок;
- вывоз (экспорт)
автомобилей, произведенных/
Общий объем рынка неуклонно растет, при этом наибольшие темпы роста наблюдаются в период после 2009 года. Следует отметить неравномерность развития отдельных его сегментов. Прирост в наибольшей степени обеспечивается за счет развития сборочных производств иномарок на территории РФ, и импорта новых и подержанных автомобилей.
В то же время объемы экспорта на протяжении нескольких последних лет остаются практически неизменными (в основном за счет экспорта в страны СНГ), а объемы производства отечественных автомобилей с 2009 года (пик производства) сократились на 17%.
Согласно прогнозу развития российского рынка, к 2014 году в России будет продаваться 5,2 млн. легковых автомобилей, из них 4,6 млн. будет приходиться на новые иномарки. Прогноз роста основан на планах производителей, сравнительных данных о плотности автомобильного парка, повышении благосостояния населения и развитии кредитных продуктов.
По состоянию на конец 2012 года на долю иномарок приходилось 42,1% всего российского парка легковых автомобилей. Половину парка (49%) вполне закономерно составляет продукция АвтоВАЗа, остальные производители не могут похвастаться даже двузначным числом процентов: на втором месте ГАЗ с 9% рынка. Наравне с лидирующими иностранными производителями свои доли парка занимают автомобили отечественных брендов, уже снятых с производства: на третьем месте «Москвич» с 8%. 2% парка занимает ИЖ наравне с Volkswagen, Nissan и Ford.
Производство легковых автомобилей в РФ
По итогам 20012 года на территории России произведены около 3,23 млн. авто (рост 9% к 2006 году), в т.ч. 880 тыс. традиционных российских марок из которых 130 тыс. отправлены на экспорт. В течение года было собрано более 407 тыс. «российских иномарок» (рост на 52% к 2008 году).
Суммарные объемы производства легковых автомобилей на территории РФ показывают за последние два года умеренный рост (2011 год – 10%, 2012 год – 9%). Однако все в большей степени этот рост обеспечивается за счет сборки иномарок. Так, по количеству, выпущенных автомобилей в 2012 году доля «АвтоВАЗ» в общем объеме производства сократилась с 65 до 56%. На второе место по итогам 2012 года вышел калининградский завод «Автотор», осуществляющий сборку машин семи иностранных марок. В пятерке лидеров также находятся «ТагАЗ», «Автофрамос» и «Форд», также занятые сборкой иномарок. В два раза выросло производство автомобилей иностранных брендов на ЗМА, существенно увеличил объемы сборки иномарок «ИжАвто». Из отечественных легковых автомобилей в плюсе по отношению к 2011 году оказался только «УАЗ».
Производство иномарок на территории РФ
Уверенный рост российского автомобильного рынка стимулирует все большее количество автомобильных компаний определяться с принятием решений об организации производства автомобилей в стране.
На начало 2011 года на территории России уже действовало 8 сборочных предприятий по выпуску легковых автомобилей иностранных марок. Список предприятий, выпускающих автомобили иностранных моделей на российской территории, в 1 квартале текущего года пополнился ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг» (г. Санкт Петербург), изготовившим в марте первые 165 автомобилей Тойота Camry, а также заводом ООО «Фольксваген Рус» (Калужская область), собравшим за три месяца 6 490 автомобилей Volkswagen Passat, Skoda Octavia.
В 2012г. сборочные предприятия на территории РФ должны были выпустить более 400 тыс. автомобилей против 276 тыс. в 2011г.На 2013-2014гг. намечено введение в строй еще ряда предприятий крупнейших мировых компаний.
АвтоВАЗ — по-прежнему автогигант,
равного которому нет не только в
России, но и в мире. Развитие партнерских
отношений с компанией Renault обещает
наращивание мощностей с
СП GM-АвтоВАЗ развивается только за счет роста объемов сборки внедорожников Chevrolet Niva, машинокомплекты для которых приходят с ВАЗа. В конце 2011 года здесь все-таки удалось наладить мелкосерийный выпуск Нив с моторами Opel, но за прошлый год было сделано менее 500 таких машин. Сборка седанов Viva (Opel Astra предыдущего поколения) прекращена в январе.
У АвтоВАЗа есть и мелкие «спутники» — фирмы Бронто (основная продукция — снегоболотоходы на базе Нивы), Моторика (пикапы ВАЗ-2329) и Супер-Авто («десятки» с моторами 1.8) в совокупности построили не более 2600 машин. Сызраньская РосЛада, прекратившая сборку вазовских машин в 2009 году, к производству иномарок так и не приступила.1
Объем сборки автомобилей Kia на заводе ИжАвто в прошлом году вырос вдвое — сделано почти 50 тысяч автомобилей моделей Spectra, Rio и Sorento.
СеАЗ планирует начать собирать крупноузловую сборку китайских хэтчбеков и седанов FAW Vita (до 15 тысяч машин в год).
На ТагАЗе растут объемы выпуска автомобилей Hyundai. Весной начнется производство седанов Hyundai Elantra прошлого поколения, что поможет полностью загрузить производственные мощности и выпустить в этом году 120 тысяч автомобилей Hyundai, включая модели Accent, Sonata, Santa Fe Classic и грузовички Porter. Это возможно благодаря гибкой технологии, которая позволяет собирать из CKD-комплектов до шести моделей на одном конвейере и производить переналадку в кратчайшие сроки.
Предприятие ЗМА в Набережных Челнах, несмотря на старое название (Завод микролитражных автомобилей), с 2006 года сосредоточилось на сборке автомобилей Fiat (Albea, Doblo) и SsangYong (Rexton, Kyron, Actyon). Для выпуска седанов Linea в Елабуге в 2009 году построен отдельный завод мощностью 50 тысяч машин.
Ленинградская область в
ближайшие годы станет одним из крупнейших
автопромышленных центров России. В
Шушарах открылся завод Toyota, на котором
из CKD-комплектов собирают седаны Camry. Первоначальный
объем выпуска — 20 тысяч машин
в год, но в перспективе тойотовцы
планируют увеличить
На 2012-2013 годы намечено введение в строй еще ряда предприятий крупнейших мировых компаний. Введение в строй все большего числа сборочных производств позволит к 2014-2015 году превысить уровень сборки в стране 1 млн. автомобилей. Тем самым, доля иномарок в российском автопроме превысит долю отечественных .
Результаты продаж новых легковых автомобилей в России в 2012 г. отражены в
приложении 1.
2.2 Российский рынок грузовых автомобилей
Темпы роста российского рынка грузовых автомобилей с 2005 года постоянно увеличиваются. В отличие от рынка легковых автомобилей основной прирост объема пока обеспечивается за счет роста производства отечественных марок, в первую очередь – предприятиями группы ГАЗ и КАМАЗом.
Однако о своем приходе
в этот быстро растущий сегмент уже
заявили несколько ведущих
Темпы роста импорта также ускорились в 2011 году более чем в два раза. Таким образом, доля иномарок в общем объеме рынка выросла с 20% в 2010 году до 36% - в 2012 году. При этом доля подержанных иномарок в импорте снижается. По данным за 2012 год новые (до трех лет) и подержанные иномарки в импорте составляли примерно равные доли (67 и 70 тыс. ед. соответственно).
Суммарный объем продаж грузовых автомобилей в России в 2012 году оценивается в 368 тыс. единиц – с увеличением на 38% к 2011 году.
Кроме того, 55 тыс. автомобилей отечественного производства было продано за рубеж. Основные их покупатели – страны Ближнего Востока и Азии, где еще не введены жесткие экологические нормы. Главным преимуществом российской продукции является простота конструкции и конкурентная цена. Основными поставщиками своей продукции за рубеж остаются крупнейшие заводы России: ГАЗ и КАМАЗ. Суммарная доля экспорта только этих двух предприятий превышает 72% от общего объема.