Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 10:59, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет являться исследование самого явления финансового кризиса, а также его влияния на финансовый и реальный сектора экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Изложить экономическое содержание финансовых кризисов;
2. Изучить влияние кризиса на финансовый и реальные сектора экономики;
3. Выявить взаимосвязь реального сектора экономики и банковской сферы в период кризиса;
4. Рассмотреть мероприятия, направленные на преодоление последствий кризиса
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВЫХ КРИЗИСОВ……………...6
1.1. Самые крупные финансовые кризисы XX века…………………………………..6
1.2. Виды и классификации финансовых кризисов…………………………………..14
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЙ ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС…..22
2.1. Причины возникновения и проявления финансового кризиса в США………..22
2.2. Последствия финансового кризиса в США....…………………………………...29
ГЛАВА 3. МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В РОССИИ…………………….32 3.1. Влияние мирового финансового кризиса на денежно-кредитную политику и банковский сектор России……………………………………………………………..32 3.2. Реальный сектор экономики России в условиях кризиса……………………….40 3.3. Основные направления в бюджетной политике Российской Федерации в период кризиса………………………………………………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………62
2. Удержание процентных ставок по ранее выданным и по выдаваемым кредитам на уровне прошлого года;
3. Снижение дисконта по залогам;
4. Увеличение срока действия кредитных договоров;
5. Для предприятия, основной производственной деятельностью которого является переработка, необходимо положительное решение правительства по снижению ставки по НДС и рассрочки его уплаты, что позволит каждому предприятию пополнить оборотные средства.
6. Выделение из налогооблагаемой базы прибыли средств, направленных на техническое перевооружение;
7. Государственное кредитование со ставкой менее 8%, что маловероятно.
Так же рекомендовано руководителям предприятий обратить внимание на различные возможности для получения более дешевых кредитов. К таковым, в частности, относятся залоговые займы (под акции, недвижимость), которые даже в период кризиса позволяют получать ресурсы под 12-16% годовых. Кроме того, основной риск, который в полной мере ощутили на себе некоторые крупные отечественные бизнес-группы, - требование дополнительного обеспечения под обесценивающиеся залоги (ценные бумаги, дешевеющая недвижимость и пр.). Руководителям следует обратиться к нетрадиционным формам обеспечения, например, к экспортной выручке. При наличии долгосрочных контрактов риск требований дополнительного обеспечения становится более прогнозируемым и менее вероятным.
Таким образом, перечисленный комплекс мер позволит нормализовать кредитные взаимоотношения, сложившееся между банковским и реальным секторами экономики, что снизит последствия от мирового финансового кризиса.
3.3. Основные направления в
Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительства многих стран принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры фискальной политики. Как показывает исторический опыт проведения стимулирующей экономической политики в периоды кризисов, в большинстве случаев основную роль играли меры денежно-кредитной политики в силу их большей оперативности и сравнительно более высокой эффективности. Тем не менее, может использоваться и дискреционная фискальная политика, но с некоторыми ограничениями, особенно в странах с развивающейся экономикой.
Следует отметить, что встроенные, автоматические стабилизаторы фискальной политики считаются относительно эффективными и, что немаловажно, адекватно работающими как в условиях спада, так и в случае «перегрева» экономики. В России они достаточно чувствительны к изменениям экономических условий, в том числе за границами страны - так, в период замедления экономического роста в мире налоговая нагрузка на нефтяной сектор значительно уменьшается, поскольку снижаются цены на энергоносители, к которым привязаны основные сборы в нефтяном секторе.
В странах с развивающейся экономикой стимулирующая фискальная политика ведет к росту дефицита и, следовательно, государственного долга. При этом обычно в периоды «перегрева» сдерживающая фискальная политика осуществляется не так активно, то есть оказывается асимметричной, смещенной в сторону стимулирования, что также приводит к постоянному наращиванию долга. Рост государственного долга в странах с формирующимся рынком служит неблагоприятным фактором и повышает риски для данной страны в будущем. В частности, это может привести к тому, что ставки по внешним заимствованиям для таких стран оказываются завышенными, дополнительно усугубляя ситуацию. Еще одна серьезная проблема - обеспечение «временности» стимулирующей фискальной политики. Если в кризисный период были снижены налоги или государство приняло на себя новые расходные обязательства, то даже при переходе к стадии подъема отменить такие изменения часто бывает политически сложно. Поэтому в случае принятия решения о тех или иных стимулирующих мерах фискальной политики правительству необходимо тщательно проанализировать возможности по их сворачиванию в будущем. Один из важнейших факторов эффективности антикризисной фискальной политики - адресность принимаемых мер, будь то меры социальной поддержки или стимулирования предприятий реального сектора.
Перед нашей страной в период кризиса стояли следующие задачи, касающиеся фискальной политики и требующие достаточно быстрых решений:
1. Использование мер монетарной и фискальной политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке страны. Как уже было отмечено, решение данной задачи в основном обеспечивается мерами денежно-кредитной политики, однако и фискальные меры также могут использоваться, тем более при наличии значительных резервов (в том числе средств нефтегазовых фондов). Однако ключевой вопрос здесь: как определить оптимальные меры и объем бюджетных средств, которые оказали бы положительное влияние на финансовый сектор, но не привели бы к неблагоприятным средне- и долгосрочным последствиям - инфляции, резкому росту бюджетного дефицита и т. д.
2. Использование мер фискальной политики для решения острых социальных проблем. В условиях мирового финансового кризиса, экономической нестабильности и замедления темпов экономического роста при одновременном достаточно высоком уровне инфляции Россия, как и другие страны, может столкнуться с различными социальными проблемами. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой - замедление развития отраслей социальной сферы. Здесь важен выбор мер стимулирующей политики, чтобы помощь получали именно те, кто в ней действительно нуждается, а бюджетные расходы не приводили к дополнительному росту инфляции.
3. Поддержка реального сектора экономики в условиях возможной рецессии. Во избежание резкого спада в реальном секторе экономики (в силу неблагоприятных внешних условий и внутренней нестабильности) и связанных с этим экономических и социальных последствий необходимы стимулирующие меры со стороны государства.
Таблица 3 - Мероприятия налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса.
млрд. руб. |
эквивалент в млрд долл. США |
% ВВП | |
1. Мероприятия налогово- |
2045,3-2145,3 |
61,2-64,2 |
5,2-5,4 |
2. Мероприятия налоговой |
900-1000 |
26,9-29,6 |
2,3-2,5 |
Снижение налога на прибыль на 4 пункта |
400-500 |
12-15 |
1,0-1,3 |
Увеличение амортизационных |
150,0 |
4,5 |
0,40 |
Изменение порядка взимания вывозной пошлины на нефть |
250,0 |
7,5 |
0,60 |
Прочие, в том числе увеличение имущественного вычета для граждан при приобретении жилья, снижение ставки налога на малый бизнес, поддержка рыболовства |
100,0 |
3,0 |
0,30 |
3. Мероприятия бюджетной |
1145,3 |
34,3 |
2,9 |
Пополнение уставных капиталов, всего |
439,0 |
13,1 |
1,10 |
увеличение уставного капитала «Россельхозбанка» |
75,0 |
2,2 |
0,20 |
увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» |
29,0 |
0,9 |
0,10 |
увеличение уставного капитала ОАО ЛИЖК |
60,0 |
1,8 |
0,20 |
увеличение уставного капитала «Внешэкономбанка» |
75,0 |
2,2 |
0,2 |
Имущественный взнос в ГКО «Агентство по страхованию вкладов» |
200,0 |
6,0 |
0,5 |
Субординированные кредиты, предоставленные |
450,0 |
13,5 |
1,13 |
Внешторгбанку |
200,0 |
6,0 |
0,5 |
Россельхозбанку |
25,0 |
0,7 |
0,06 |
Другим банкам |
225 |
6,7 |
0,57 |
Субсидирование процентных ставок для предприятий агропромышленного комплекса |
18,7 |
0,5 |
0,05 |
Поддержка авиакомпаний |
32,0 |
1,0 |
0,08 |
Поддержка отрасли автомобилестроения |
39,0 |
1,2 |
0,1 |
Поддержка экспорта промышленной продукции |
6,0 |
0,2 |
0,02 |
Развитие малого и среднего бизнеса |
6,2 |
0,2 |
0,02 |
На проведение активной политики на рынке труда и содействие занятости |
43,7 |
1,3 |
0,11 |
Увеличение пособия по безработице |
35,0 |
1,0 |
0,09 |
Оборонно-промышленный комплекс |
50,0 |
1,5 |
0,13 |
Предоставление возможности |
26,3 |
0,8 |
0,07 |
В таблице 3 представлен набор мероприятий налогово-бюджетной политики, направленных на преодоление последствий мирового финансового кризиса в нашей стране. Общая стоимость мер налоговой политики оценивается на уровне 900 - 1000 млрд. руб. (2,3-2,5% ВВП), мер бюджетной политики (без размещения средств суверенных фондов) - в 1145 млрд. руб. (2,9% ВВП).
Таким образом, суммарный объем антикризисных мер составляет 2045-2145 млрд. руб. (5,2-5,4% ВВП).
Кроме того, в 2008 г. из Фонда содействия реформированию ЖКХ было выделено 50 млрд. руб. на выкуп квартир в домах с высокой степенью готовности, из федерального бюджета - 32 млрд. руб. на выкуп квартир для военнослужащих и социально уязвимых категорий граждан. Принято решение о предоставлении в 2009 г. государственных гарантий предприятиям реального сектора экономики в размере 300 млрд. руб.
Меры налогово-бюджетной политики, направленные на преодоление последствий мирового финансового кризиса - 175 млрд. руб. за счет остатков бюджета на начало 2009 г., остальные - за счет перераспределения расходов внутри установленных параметров бюджета.
На начальном этапе для поддержки банковской ликвидности Минфин России размещал свободные средства федерального бюджета на депозитах коммерческих банков (см. рис. 10). Кроме того, в 2008 г. на внутреннем финансовом рынке были размещены средства ГК «Фонд ЖКХ» (180 млрд. руб.), ГК «Роснано» (130 млрд. руб.), а также Фонда национального благосостояния (175 млрд. руб.).
Важное место среди неотложных мер по поддержанию банковской ликвидности заняли операции предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам без обеспечения. Данные операции охватывают широкий круг банков, имеющих кредитные рейтинги международных и/или российских рейтинговых агентств. По состоянию на 19 января 2009 г. их объем оценивается в 1,7 трлн. руб.
Рисунок 10- Остаток средств федерального бюджета, размещенных на депозитах в кредитных организациях (млрд. руб.)
В 2008 г. из федерального бюджета выделено 200 млрд. руб. в виде имущественного взноса в ГК «Агентство по страхованию вкладов» (АСВ) для капитализации проблемных банков, а также открыта кредитная линия без лимита Банком России АСВ на цели поддержки банков, которые испытывают проблемы. На 14 января 2009 г. использовано 114,3 млрд. руб. за счет кредитной линии Банка России и 32,2 млрд. руб. за счет средств АСВ.
В качестве антикризисной меры увеличен объем страхования вкладов населения с 400 тыс. до 700 тыс. руб., Банку России предоставлены полномочия по страхованию межбанковских кредитов за счет собственных средств. Правительством РФ снижены темпы увеличения тарифов на газ и услуги железнодорожного транспорта.
Минфином России для разработки стратегических принципов бюджетной политики была принята долгосрочная цена на нефть в размере 50 долл. США в ценах 2007 г., которая может быть как заметно ниже в период экономического спада, так и выше в период подъема. В период 2007-2008 цены на нефть существенно выросли. В 2008 г. среднегодовая цена на нефть марки Urals достигла рекордного значения в 94,4 долл./барр. (см. рис. 5). Это максимальное значение за период с 1970 г.
При разработке антикризисных программ необходимо учитывать накопленный мировой опыт борьбы с кризисами. Он свидетельствует о том, что помощь должна предоставляться лишь тем компаниями и банкам, которые испытывают временные трудности, но сохраняют платежеспособность. Практика доказывает, что неизбирательное предоставление государственной поддержки предприятиям и банкам безотносительно к состоянию их балансов не ускоряет выход из кризиса и не смягчает его последствия. Напротив, такая политика увеличивает потери от кризиса и повышает вероятность возникновения нового кризиса в будущем, поскольку подрывает стимулы экономических агентов к проведению ответственной политики при реальной оценке всех рисков. Кроме того, стоимость предоставляемой поддержки должна распределяться между государством и владельцами спасаемых компаний. В случае если государство полностью берет всю поддержку на себя, оно фактически неоправданно передает средства налогоплательщиков владельцам компаний.
Отдельного обсуждения заслуживает вопрос об увеличении доли государственной собственности в финансовом секторе в мировом масштабе. В рамках антикризисных программ значительная его часть перешла от частных владельцев под контроль государства. К концу 2008 г. в большинстве развитых стран правительства стали крупнейшими собственниками финансовых институтов: под их контролем оказалась примерно 40 % данного сектора. Возникает закономерный вопрос: если чрезмерная склонность частных банков к рискам в конечном счете привела к кризису и потребовала чрезвычайных мер со стороны государства, не следует ли взять курс на повышение его роли как финансового посредника.
Опыт ряда стран позволяет дать обоснованный ответ на этот вопрос. Многочисленные межстрановые исследования убедительно свидетельствуют, что частные банки существенно более эффективно, чем государственные, распределяют финансовые ресурсы в экономике, имеют меньшую маржу (разность между стоимостью привлеченных и предоставленных кредитных ресурсов) и, более того, снижают степень финансовой нестабильности (в том числе вероятность банковского кризиса). Вот почему многие страны стремятся приватизировать свои банки. Анализ подтверждает, что после приватизации показатели эффективности банков существенно улучшаются.
Мировой финансовый кризис выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов. Об этом, в частности, говорится в Декларации саммита «Группы 20» по финансовым рынкам и мировой экономике, прошедшего 15 ноября 2008г в Вашингтоне. В Декларации содержится поручение правительствам стран «Группы 20» и экспертному сообществу подготовить предложения по совместным действиям, направленным на преодоление мирового кризиса.
Информация о работе История и причины возникновения мировых финансовых кризисов