Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:00, контрольная работа
Предмет изучения - хозяйственная жизнь различных стран в различные исторические эпохи, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытно-общинного строя до современности).
Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история — многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:
• эволюция способов производства;
• история хозяйственных механизмов;
При переходе фирм в собственность государства акции акционерам обменивались на облигации государственного займа, приносившие такой же доход, как и прежние акции. Точнее, несколько больший, потому что при национализации большинство предприятий оценивалось с существенным завышением их стоимости. Облигации можно было продать на бирже, получив капитал в деньгах.
главные результаты этой национализации.
1. Национализированы были преимущественно «старые», малорентабельные отрасли. государство провело их реконструкцию за счет государственного бюджета. 2. В руки государства перешли, главным образом, те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечивают еготопливом, энергией, металлом, передай возками. После национализации они стали предоставлять частному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себестоимости. Таким образом, за счет государства расходы корпорации снизились, доходы увеличились и положение упрочилось.
Однако экономически государственный сектор оказался мало-эффективным. В 80-х гг. правительство М. Тэтчер приватизировало ряд фирм. В национализированные отрасли, которые до этой были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Проводились меры по ограничению государственного регулирования, в какой-то степени близкие «рейганомике». Однако эти меры лишь немного сократили государственный сектор хозяйства. В эти годы усиленно приватизировались предприятия коммунальных услуг и жилые дома, свыше миллиона англичан выкупили у государства дома, и 65% населения владеет собственным жильем.
В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирм. В результате за годы правления М. Тэтчер число акционеров выросло с 7 до 25% взрослого населения страны.
47.Экономика Франции в послевоенный период (между первой и второй Мировыми войнами)
От Первой мировой войны хозяйство Франции пострадало значительно: промышленное производство сократилось на 40%, сельскохозяйственное — на 1/3. Однако война обеспечила и возможности ускорения экономического роста.
1. Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия— области, которые отошли к Германии после франко-прусской войны 1871 г. Лотарингия — металлургический район с большими запасами руды. С присоединением Лотарингии по добыче руды Франция выдвинулась на первое место в Европе. Эльзас имел развитую текстильную промышленность и с его присоединением мощности текстильной промышленности Франции выросли в полтора раза. Результатом присоединения Эльзаса и Лотарингии стало то, что во Франции «старые» отрасли, металлургическая и текстильная, в 20-е гг. намного увеличили производство, тогда как в других странах они испытывали застой.
2. Франция получила в качестве репараций от Германии 8 млрд, золотых марок. Значительная часть этих репараций была выплачена каменным углем. Уголь правительство сбывало промышленникам по крайне низким ценам, сокращая их производственные затраты и увеличивая конкурентную способность.
3. Способствовало промышленному росту Франции и обновление основного капитала как следствие военных разрушений. Тогда это было скорее исключением, чем правилом.
Промышленный подъем 20-х гг. во Франции продолжался дольше, чем в других странах, — до лета 1930 г. К 1930 г. промышленное производство Франции выросло на 40% по сравнению с уровнем 1913г. Темпы промышленного роста Франции были в то время выше, чем США и Германии, не говоря уже об Англии.
Мировой экономический кризис наступил во Франции позже, чем в других странах, — только в 1930 г. Промышленность Франции еще продолжала увеличивать производство, когда в других странах уже начался спад.
В период кризиса промышленность сократила выпуск продукции на 1/3, сельскохозяйственное производство упало на 40%. Начавшись позже, чем в других странах, кончился кризис во Франции тоже позже — только в 1936 г. Некоторые отрасли (угольная, судостроение) так и не вышли из кризиса до начала второй мировой войны.
После кризиса новый промышленный подъем не наступил. Кризис сменился депрессией, затем очень слабым экономическим оживлением. Если до кризиса французская промышленность росла быстрее, чем в других странах, то теперь она снова отстает от них. В 1938 г. было выпущено столько же продукции, сколько в 1913г. Застой наблюдался и в сельском хозяйстве. В 1938 г. сельскохозяйственное производство лишь на 10% превысило уровень 1913 г.
Французские товары имели низкую конкурентоспособность на мировом рынке. К началу второй мировой войны Франция еще оставалась наполовину аграрной страной: в сельском хозяйстве было занято 37% самодеятельного населения, а в промышленности — только 25%, Отсталой была и структура промышленности. Хотя в 20-х гг. и стали ускоренно развиваться «новые» отрасли тяжелой промышленности, но легкая промышленность все еще преобладала: в текстильной, обувной и пищевой отраслях было занято больше половины промышленных рабочих.
В промышленности Франции в 20-30-х гг. усиливаются такие монополии, как военно-промышленный концерн «Комите де форж», химический концерн «Кюль-ман», но в целом по концентрации производства и технической оснащенности французская промышленность отставала от передовых стран. Достаточно сказать, что 40% промышленных рабочих накануне второй мировой войны было занято в ремесленных мастерских с ручным трудом и числом рабочих до 10 человек. В новых условиях производство модных товаров не играло уже решающей роли в экономическом развитии, и традиционная специализация тянула Францию назад.
До Первой мировой войны Францию называли мировым ростовщиком. О послевоенной Франции так сказать было уже нельзя. В результате Октябрьской революции Франция потеряла в России половину вывезенных за границу капиталов: советское правительство отказалось признавать долги прежних правительств и возвращать сделанные во Франции займы, а капиталы, вложенные в угольную и металлургическую промышленность России, были потеряны с национализацией этой промышленности.
Кроме того, во время войны Франция стала должником СД1А, как и другие европейские страны, и теперь по вывозу капитала занимала уже не 2-е, а 4-е место в мире. Это было связано, в частности, с тем, что больше капиталов стало экспортироваться в колонии. Если передвойной в колонии из Франции направлялось только 10% экспорта товаров и капиталов, то в конце 30-х годов — 30%. Франция только теперь по настоящему приступила к освоению колониальных богатств. Но колониям не дают займы; капитал, вывезенный в колонии, вкладывается в их хозяйство.
48. Национализация и государственное регулирование экономики Франции в 20 в.
В первом правительстве, которое приняло в свои руки руководство страной после второй мировой войны, пять министерских портфелей принадлежало коммунистам, причем именно под их руководством оказались министерства, ведавшие экономикой. Поэтому и национализация была проведена по программе коммунистов. В руки государства перешли 5 крупнейших банков (60% банковского капитала страны), угольная и газовая промышленность, электростанции, военная промышленность, транспорт, авиационная, часть автомобильной промышленности. В руках государства оказалось 20% производственных мощностей.
Национализация во Франции отличалась от английской. С самого начала здесь наряду с предприятиями «старых» отраслей национализировались и предприятия «новых». Компенсацию получили не все: предприятия коллаборационистов переходили в собственность государства без компенсации. Так, без возмещения были национализированы автомобильные заводы «Рено». Но главное — национализацией крупнейших банков, входивших в состав «первой десятки» мира, были значительно подорваны позиции финансового капитала, который именно во Франции играл особенно значительную роль.
В 1982г. был проведен второй этап национализации. Теперь в государственную собственность переходили еще 36 банков, крупнейшие банки из оставшихся вне государственного сектора. Кредитная система практически оказалась полностью в руках государства. Были национализированы крупнейшие финансовые группы «Париба» и «Сюэз», 5 крупнейших промышленных корпораций. Теперь государственный сектор давал уже 23% промышленной продукции, на него приходилась поло-нина всех капиталовложений в стране. Во Франции значительную часть продукции выпускают мелкие фирмы и предприятия. Государственные предприятия теперь стали выпускать 85% авиационной продукции, 80% черных и 62% цветных металлов, 48% продукции химической промышленности, 44% электроники и электротехники. Приблизительно половина предприятий государственного сектора — смешанные общества с участием государственного и частного капитала. Государство в таких обществах является лишь наиболее крупным акционером. Через государственный бюджет во Франции проходит около 40% национального дохода.
При этом государственное планирование получило особенное развитие. Главный орган планирования во Франции, «Генеральный комиссариат планирования», был создан по инициативе коммунистов в 1946г. С тех пор планирование не прекращалось, в 1980 г. был принят уже 8-й план экономического развития на 1981-1985гг.
Государственный сектор и государственный бюджет используются во Франции для увеличения капиталовложений и ускорения промышленного роста. Как уже сказано, промышленные фирмы во Франции сравнительно небольшие, поэтому самофинансирование, расширение производства за счет прибыли менее возможно, чем в других странах. Государство принимает на себя значительную часть капиталовложений.
В 1986 г. правительство правых партий приняло закон о денационализации госсектора к 1991 г. В 1987 г. процесс приватизации был остановлен возвращением к власти социалистов. Но 12 компаний к этому времени были уже приватизированы. В их числе банк «Сосьете женераль», группы «Париба» и «Сюэз». Одновременно стали проводиться меры по снижению «дирижизма», т.е. государственного административного регулирования и контроля. Даже те небольшие элементы административного управления и планирования, которые допускались во Франции, теперь были забракованы. Таким образом, тенденция свертывания государственного регулирования хозяйства коснулась и Франции.
49. Экономические последствия поражения Германии в 1-ой Мировой войне. План «Дауэса».
Первая мировая война обошлась Германии дороже, чем другим капиталистическим странам. Здесь промышленное производство сократилось вдвое, победители отобрали у нее все колонии, обратно к Франции отошли Эльзас и Лотарингия. По некоторым подсчетам, национальное богатство Германии в результате этих потерь уменьшилось вдвое. Но особенно тяжелым последствием было то, что страны-победители наложили на Германию репарации, т.е. суммы военного ущерба, которые должна была возместить Германия, размером в 132 млрд, золотых марок. За короткий срок разоренная войной Германия выплатить эту сумму была не в состоянии. В обеспечении репарационных сумм победители вывозили из Германии все, что представляло ценность, а в 1923 г. франко-бельгийские войска оккупировали Рурскую область, которая давала 90% угля и 50% металла Германии, чтобы беспрепятственно вывозить ее продукцию.
В 1924 г. на помощь пришли США. Они предложили «План Дауэса». Заключался этот план в следующем: США (и в небольшой степени Англия) дают Германии займы для восстановления промышленности, доходы промышленности идут на уплату репараций Англии и Франции, а получив репарации, Англия и Франция возвращают США свои военные долги.
По плану Дауэса Германия получила около 30 млрд. золотых марок. Выплатила она за время действия этого плана в счет репараций 8 млрд. марок. Под этим «золотым дождем» германская промышленность стала восстанавливаться и расти.
В 1929 г. план Дауэса был заменен «Планом Юнга». Новый план представлял еще большую уступку Германии. Сумма репараций значительно сокращалась, и выплачивать их Германия должна была сравнительно небольшими ежегодными платежами до 1988 г. Однако теперь даже такой вариант был уже нереален: начинался мировой экономический кризис Поэтому в 1932 г. план Юнга, а вместе с тем и репарации вообще были отменены.
Всего Германия выплатила в счет репараций около 20 млрд. марок. Основная тяжесть репараций пришлась на первые годы, когда промышленность Германии была наполовину разрушена, капиталов не было, а победители настойчиво добивались платежей. Сначала из Германии уплыло последнее золото, а затем в счет репараций стали вывозить уголь, коров, паровозы. И в соответствии с этим падала марка. В стране наступила невиданная инфляция. Следует подчеркнуть, что вывозились товары, которые противостояли бумажно-денежной массе, марка не была обеспечена золотом.
Инфляция разорила массу мелкой буржуазии, рантье, людей, у которых за годы войны и в результате спекуляции скопились денежные накопления. В этом смысле мелкая буржуазия пострадала больше рабочих, у которых и накоплений не было. Правда, рост заработной платы отставал от роста цен, поэтому на время инфляции материальное положение рабочих, конечно, ухудшилось.
Но промышленная буржуазия, корпорации, от инфляции выиграли. Они платили зарплату почти ничего не стоящими бумажками, ими же платили налоги государству и возвращали долги банкам. Расплатившись с банками, промышленные корпорации становились от них независимыми, и финансовые группы распадались.
После принятия Плана Дауэса происходит дальнейшее укрепление монополий. Путем слияний рождаются новые тресты и концерны. В 1926 г. возникает «Стальной трест», Это была целая промышленная держава со своими шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными заводами. В этом отношении «Стальной трест» был похож на «Концерн Крупна». Такая многоотраслевая структура с расчетом на самообслуживание была вообще характерна для Германии того времени. В 1925 г. в результате слияния химических компаний рождается знаменитый химический трест «Фарбениндустри».
В 20-х гг. немецкая промышленность восстанавливается и развивается дальше. Но к 1929 г. промышленное производство Германии выросло только на 8% сравнительно с довоенным уровнем. Рост производства здесь удерживался узостью внутреннего рынка: ведь германское население обнищало в период инфляции и все еще продолжало платить репарации. Потенциальныe покупатели потеряли свои сбережения. А следствием узости внутреннего рынка была особенно большая недогрузка производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в период подъема были загружены только на 70%, а безработных было 4 млн.