История экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 01:00, контрольная работа

Описание

Предмет изучения - хозяйственная жизнь различных стран в различные исторические эпохи, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытно-общинного строя до современности).
Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история — многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:
• эволюция способов производства;
• история хозяйственных механизмов;

Работа состоит из  1 файл

история экономики.doc

— 472.50 Кб (Скачать документ)

Послевоенная ситуация представляла сложную взаимосвязь восстановительного процесса на западе страны за счет новой восточной промышленной базы, находившейся в состоянии частичной конверсии.

Первоочередное восстановление и развитие тяжелой промышленности имело четко выраженную сырьевую экстенсивную ориентацию, которая сводилась, в конечном счете, к быстрому доведению производства чугуна до 50 млн т в год, стали и нефти — до 60 млн т, угля — до 500 млн т и т.д. Развитие тяжелой промышленности «вширь» сопровождалось индустриализацией на новых территориях, вошедших в состав СССР перед войной.

Продолжала развиваться по остаточному принципу группа «Б», увеличивая дефицит товаров легкой и пищевой промышленности.

«Холодная война» требовала производства новых типов вооружения. Промышленное внедрение такого оружия совпало с процессом конверсии военного производства. Поэтому переход к мирной продукции охватил только часть военных заводов.

Основным донором военного производства продолжало оставаться сельское хозяйство, невзирая на то положение, которое здесь сложилось. По сути в стране началась вторая коллективизация. Административное давление на деревню должен был осуществлять специально созданный Совет по делам колхозов Поставленные под политический контроль колхозы были призваны нанести удар по личному подсобному хозяйству и выкачать из деревни как можно больше сельхозпродукции. Новой «панацеей от всех бед» на селе в начале 1950-х годов стало административное укрупнение колхозов, призванное усилить политический и экономический контроль над ними. C 1950 по 1952 г. число колхозов сократилось в 2,6 раза (с 252 до 94 тыс.). В 1951 г. производство зерна составляло 82%, льна — 55%, картофеля — 77% от уровня 1940 г.

На сентябрьском Пленуме ЦК 1953 г. Хрущев во всеуслышание начал разговор о проблемах сельского хозяйства. Вскоре были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, начал восстанавливаться принцип материальной заинтересованности тружеников деревни. С колхозов списывались долги, снижались налоги с приусадебных участков, уменьшался процент обязательных государственных поставок. Был предпринят ряд шагов на укрепление колхозов специалистами, устанавливался новый порядок планирования, развязывавший инициативу колхозников. Государство не только направило в деревню тысячи тракторов, но и существенно увеличивало дотации.

В конце января 1954 г. Хрущев подал в Президиум ЦК записку о состоянии и перспективах развития сельского хозяйства. Суть предложений заключалась в необходимости расширить объем пашни за счет освоения 13 млн га целинных и залежных земель, а также увеличить удельный вес посевов кукурузы. После нескольких лет целинной эпопеи вместо 13 млн га по плану оказалось распахано 33 млн га. В рекордном урожае зерновых 1956 г., составившем 125 млн т, доля целинного хлеба составляла около 40%. Проблему доставки зерна из производящих районов в потребляющие сильно осложняло бездорожье. Положение усугубляли высокие затраты на переброску техники, горючего, стройматериалов, отсутствие складских емкостей, плохая организация двинувшихся на освоение целины сотен тысяч людей.

Одновременно с расширением целинных посевов началась кампания по увеличению посевов кукурузы. Внедрение кукурузы осуществлялось В Ленинградской области опыт 1955 г. оказался плачевным.

Начиная с 1958 г. новые трактора, сельхозмашины и орудия свободно продавались колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна большинству колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы.

 

 

 

 

 

54. Перестройка 80-х годов. Особенности перехода к рыночной экономике в России.     

 

С избранием в 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева в СССР наступает период перестройки и смены социально-экономической системы (1985—1990-е годы). На первом этапе, с марта 1985 г. по август 1991 г. в стране шел процесс пересмотра основ тоталитарного политического строя и планово-распределительной экономической системы.

Возникший в те годы термин «перестройка» означал осуществляемый сверху переход к демократизации политического строя и допуску рыночных отношений в экономике. Это выражалось в снижении роли КПСС в общественной жизни, в возрождении парламентаризма, гласности, в ослаблении централизованного руководства экономикой, в повышении прав и ответственности региональных органов власти. Все эти действия руководства страны имели положительную направленность и в этом несомненная историческая заслуга М.С. Горбачева. По сути дела это означало, что осуществлялся вариант реформирования экономики, когда при регулирующей роли государства должно было происходить постепенное разгосударствление части общественной собственности и внедрение в экономику рыночных отношений.

Эта программа, разработанная и принятая в середине 1987 г., предполагала с целью перехода к регулируемой рыночной экономике социальную переориентацию, преобразование структуры экономики, реформу ценообразования и перестройку финансово-кредитной системы.

Однако вновь интересы народа были принесены в жертву борьбе за власть, а экономика стала заложницей политики — все предлагаемые программы ее стабилизации оказались обреченными. Центральное правительство не смогло улучшить экономическое положение — экономический кризис углублялся, а политическая обстановка в стране вышла из-под контроля.

После распада СССР в России начинается этап радикальных реформ. Сформированное новое правительство России проведение этих реформ основывало на монетаризме и так называемой «шоковой терапии». Это выразилось в ускоренной приватизации государственной собственности, в отказе от государственного регулирования цен и валютного курса рубля, планового руководства экономикой и планового распределения продукции предприятий, бюджетных дотаций отраслям народного хозяйства и населению, административной привязки производителя продукции к потребителю и др.

Начавшаяся с января 1992 г. либерализация цен привела к их неудержимому росту. Уже в 1992 г. промышленное производство сократилось на 18%, ВВП снизился на 19%. В 1993 г. ВВП снизился на 12%, а промышленное производство — на 16%. В 1993—1994 гг. ускоренными темпами проводилась приватизация государственной собственности. По замыслу реформаторов приватизация должна была повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать их дотационность, уменьшить расходы бюджета на эти цели, создать рыночную экономику, конкуренцию производителей продукции и услуг, сформировать средний класс в обществе, как социальную опору нового строя.

К началу 1993 г. были приватизированы почти все предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания, треть промышленных предприятий. В негосударственном секторе трудилось около половины занятых в народном хозяйстве. Приватизированные предприятия выпускали примерно 40% промышленной продукции. Быстро развивалась инфраструктура рынка. Создавались товарные биржи, фондовый рынок, финансовые фонды и компании.

1994—1996 гг. Правительству не удалось преодолеть инерцию спада в экономике страны. Все большее количество предприятий переставало производить продукцию, услуги. Несмотря на то, что были издан Закон о банкротстве, предприятия, не отвечающие по своим обязательствам, не объявлялись банкротами, работники их не увольнялись, но и не получали зарплаты.

Бюджет лишался доходов в виде налога на прибыль, НДС, подоходного налога с физических лиц. Увеличивался бюджетный дефицит.

Проведение реформ в экономике способствовало переходу страны на капиталистический путь развития. Серьезных препятствий к такому переходу не было. Обычно, как свидетельствует опыт всемирной истории, сопротивление переходу к новому общественно-экономическому строю оказывали классы и социальные слои населения, теряющие свою собственность и власть.

Проведенные реформы себя не оправдали. Вместо усилий по структурной перестройке промышленности, конверсии военно-промышленного комплекса, наращиванию выпуска продукции. необходимой народному хозяйству и в конечном итоге населению страны, главный акцент в реформах делался на проведение монетарной политики, направленной на снижение денежной массы в стране. Но одновременно с этим в стране стала ощущаться нехватка денег, что стало причиной широкого использования денежных заменителей, например, векселей, бартера, т.е. товарообмена между производителями, и взаимных зачетов между ними, а также между ними и бюджетом. В свою очередь это привело к ослаблению государственного финансового контроля, к расширению возможностей уклонения от налогов и в конечном итоге к значительной несобираемости налогов, необеспеченности бюджетных расходов, к многомесячным задержкам выплаты зарплаты в бюджетной сфере.

 

 

 



Информация о работе История экономики