История создания и краткая характеристика ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание

В то же время не следует приукрашивать последствия вступления России в ВТО. Приток иностранных инвестиций в Россию и рост экспорта начнутся только при условии успешной конкуренции на мировых рынках. Либерализация, которая последует после вступления в ВТО, станет началом тяжелой конкурентной борьбы и открытого соревнования российской экономической системы с экономиками зарубежных стран. Активный процесс реструктуризации российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне свидетельствует о том, что российский бизнес уже сегодня готовится к усилению зарубежной конкуренции, не дожидаясь масштабного открытия российских рынков после вступления России в ВТО.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)


Введение 

Для большинства  государств мировые связи стали  одним из главных факторов развития национальной экономики. Вместе с тем  всеобщность рыночных принципов  не дает ни одной стране каких-либо преимуществ, а наоборот, ставит всех в более или менее одинаковые условия и требует признания и соблюдения, единых правил.

Россия входит в рынок и постепенно интегрируется  в мировую экономическую систему. Спрос и предложения наконец-то встали перед российской экономикой в международном масштабе, ей приходится решать трудные, но необходимые вопросы конкуренции и конкурентоспособности продукции и, конечно, вопросы защиты внутреннего товаропроизводителя. Одним из важнейших аспектов участия России в сфере международных экономических отношений (МЭО) в последнее десятилетие становится ее сотрудничество с международными экономическими организациями.

Актуальность  проблематики, связанной с присоединением России к ВТО, в последнее время  резко возросла. После более пятнадцати лет поиска своего места в мировой  экономике у России сегодня появилась реальная возможность стать полноправным участником международных экономических отношений. К данному рубежу в своих отношениях с остальным миром Россия подходит в кардинально ином качестве, чем в начальный период реформ.

Вступление  России в ВТО это своего рода средство от последствий изоляционизма и одновременно необходимое условие равноправного развития в обстановке растущей открытости национальных экономических систем. Можно отметить, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

получение лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа российской продукции  на иностранные рынки;

доступ к  международному механизму разрешения торговых споров;

создание более  благоприятного климата для иностранных  инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

расширение  возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

участие в выработке  правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

улучшение имиджа России в мире как полноправного  участника международной торговли.

Задача ведущихся  переговоров о присоединении  добиться наилучших условий присоединения  России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.

В то же время  не следует приукрашивать последствия  вступления России в ВТО. Приток иностранных  инвестиций в Россию и рост экспорта начнутся только при условии успешной конкуренции на мировых рынках. Либерализация, которая последует после вступления в ВТО, станет началом тяжелой конкурентной борьбы и открытого соревнования российской экономической системы с экономиками зарубежных стран. Активный процесс реструктуризации российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне свидетельствует о том, что российский бизнес уже сегодня готовится к усилению зарубежной конкуренции, не дожидаясь масштабного открытия российских рынков после вступления России в ВТО. Вместе с тем наряду с процессом реструктуризации экономики вступление России в ВТО должно предваряться активным обсуждением последствий данного процесса с участием самых различных групп российского общества.

Целью курсовой работы является изучение развития экономики России в условиях присоединения к ВТО.

1. История создания и краткая характеристика ВТО 

Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО - помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта  система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена.

Система развивалась  в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались  вопросы сокращения тарифов, но позднее  переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.

 

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Cоглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.) Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.

Неотъемлемой  частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

 

1.1 Структура ВТО

Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция. Она должна собираться раз в два года. За время существования  ВТО было проведено семь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

В подчинении Министерской конференции находится Генеральный  совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

Многочисленные  специализированные комитеты и рабочие  группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

Важную роль в структуре ВТО играет его  административный орган - Секретариат. Он осуществляет подготовку проектов решений, принимаемых органами ВТО, оказывает информационно-консультативные услуги. Это постоянно действующий орган, возглавляемый Генеральным директором и находящийся в Женеве (Швейцария).

 

                          Организационная структура ВТО1

 

1.2 Основные цели и принципы ВТО

Основным принципом, на котором строится договорная система  ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО2:

- рост торгового  обмена товарами и услугами;

- сокращение  тарифных и нетарифных ограничений  в мировой торговле (использование  преимущественно тарифных средств  защиты национального рынка, а  не количественных ограничений  или аналогичных мер);

- деятельность  на основе принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;

- прогрессивное  снижение таможенных тарифов  в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;

- взаимность  в предоставлении торгово-политических  уступок;

- прозрачность  торговой политики;

- разрешение  торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах и др.

 

На основании  действующих принципах и правилах общие преимущества от членства в  ВТО можно суммировать следующим образом:

1. создание более  благоприятных условий доступа  на мировые рынки товаров и  услуг на основе предсказуемости  и стабильности развития торговых  отношений со странами-членами  ВТО;

2. доступ к  механизму ВТО по разрешению  споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;

3. возможность  реализации своих текущих и  стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговле.

 

2. Основные  цели и задачи вступления России  в ВТО

Россию в  переговорах о присоединении  представляет Министерство экономического развития и торговли, которое и  сформулировало свое видение целей  присоединения. В результате, как  считают специалисты и эксперты министерства, должны быть достигнуты следующие конкретные цели3:

1. Получение  лучших в сравнении с существующими  и недискриминационных условий  для доступа российских товаров  и услуг на зарубежные рынки;

2. Доступ к  международному механизму разрешения торговых споров;

3. Создание более  благоприятного климата для инвестиций  в результате приведения законодательства  в соответствие с нормами международного  права;

4. Расширение  возможностей для российских  инвестиций в странах-участницах  ВТО, в частности, за счет улучшения положения в банковской сфере;

5. Создание условий  для повышения качества и конкурентоспособности  российской продукции в результате  увеличения потока иностранных  товаров, услуг и инвестиций  на внутренний рынок;

6. Участие в  разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

7. Улучшение  имиджа России в мире как  надежного и полноправного участника  международной торговли.

Задача ведущихся  переговоров о присоединении - добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. То есть все это должно помочь устранить препятствия на пути российского экспорта на мировые рынки, главным образом, западные.

 

3. Отраслевые особенности введения нового торгового режима

В ближайшие  годы могут стать реальностью  давние претензии России на полноправное участие в глобальных экономических процессах (решение о сближении с ГАТТ - предшественницей ВТО - было принято еще в 1979 г.). В первые два-три года членства в ВТО Россия должна будет ответить на следующий вопрос - в каком качестве она собирается выйти на зарубежные рынки, какую нишу в международном разделении труда хотела бы и объективно может занять?

Сходные вопросы  в преддверии вступления в ВТО  ставят перед собой и российские компании. Лишь 10-15 процентов промышленных предприятий готовы к вступлению в ВТО4 (по данным опросов Торгово-промышленной палаты и Института народнохозяйственного прогнозирования РАН). В течение непродолжительного времени, оставшегося до введения на территории РФ нового торгового режима, и в отведенный на адаптацию к нормам ВТО переходный период, российским промышленникам предстоит разработать индивидуальные стратегии переоснащения и структурной модернизации предприятий, призванные повысить конкурентоспособность.

Многие эксперты приходят к твердому неоднозначному выводу: работа всех без исключения российских предприятий в условиях членства России в ВТО потребует принятия энергичных адекватных мер по снижению издержек, повышению эффективности производства и качества выпускаемой продукции и услуг. Иными словами, наступает более жестокая открытая схватка на внутреннем и внешнем рынках, и победителями в ней окажутся те, кто предложит более дешевые и качественные изделия.

Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО