История создания и краткая характеристика ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание

В то же время не следует приукрашивать последствия вступления России в ВТО. Приток иностранных инвестиций в Россию и рост экспорта начнутся только при условии успешной конкуренции на мировых рынках. Либерализация, которая последует после вступления в ВТО, станет началом тяжелой конкурентной борьбы и открытого соревнования российской экономической системы с экономиками зарубежных стран. Активный процесс реструктуризации российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне свидетельствует о том, что российский бизнес уже сегодня готовится к усилению зарубежной конкуренции, не дожидаясь масштабного открытия российских рынков после вступления России в ВТО.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Рисунок 1.

Источник: Росстат.

 

4. Возможные последствия вступления России в ВТО

Очевидно, вступлению России в ВТО должна была бы предшествовать комплексная реформа, призванная увеличить темпы экономического роста, поддержать развитие и способствовать модернизации предприятий приоритетных отраслей, повысить конкурентоспособность российской экономики в целом. В текущем рейтинге конкурентоспособности мировых экономик, Опубликованном Мировым экономическим форумом, Россия заняла 75-е место из 117. На проведение структурных реформ практически не осталось времени, поскольку дальнейшее затягивание переговоров лишь осложнит условия вхождения России в ВТО (в частности, дополнительные претензии и требования могут выдвинуть новые члены ВТО - страны СНГ). Отсутствуют и необходимые финансовые ресурсы для подготовки нашей экономики к вступлению в ВТО на более сильных позициях. Так, например, годовой объем государственной поддержки сельского хозяйства не превышает 2,2 млрд долларов, в то время как на переговорах о вступлении в ВТО Россия отстаивает совокупную поддержку в размере 10 -12 млрд долларов.5

Вступление  в ВТО и отмена протекционистских мер неизбежно приводит к усилению товарной специализации страны на конкурентоспособной продукции. Можно предположить, что после вступления в ВТО Россия сохранит привычное - начиная с XVI века - место сырьевого придатка мировой экономики. Этот сценарий разделяют и в Кремле. В ближайшие 10 лет России следует придерживаться традиций и ориентироваться на те отрасли экономики, которые уже достигли успехов, причем основным приоритетом станет экспорт сырьевых ресурсов. Возможные последствия вступления России в ВТО могут быть представлены тремя основными сценариями.

Катастрофический  сценарий исходит из того, что развивать  реальное производство в России экономически невыгодно (в сравнении с более  удобными для инвестиций азиатскими рынками), и, следовательно, рассчитывать на увеличение притока иностранных инвестиций в массовые производства не приходится. Таким образом, Россия и после вступления в ВТО будет представлять собой периферийный сырьевой рынок. Высокая зависимость от конъюнктуры мировых сырьевых рынков не позволит России адаптироваться к условиям ВТО, сырьевые отрасли будут развиваться за счет резкого сокращения перерабатывающих производств. Рост импорта и повышение тарифов на энергоносители приведет к массовому закрытию производств большинства отраслей (через цепочку межотраслевых связей), масштабной безработице в промышленном секторе и шоковым последствиям для населения. Крах лишенного государственной поддержки товарного производства в сельском хозяйстве подорвет социальную стабильность. Рост транспортных тарифов может вызвать фрагментацию страны. В перспективе сочетание этих факторов может привести к ослаблению государственности.

Оптимистический сценарий среднесрочных последствий  вступления России в ВТО исходит  из того, что существующие протекционистские меры экономически неэффективны, подпитывают коррупцию и перекладывают бремя расходов на конечного потребителя. Их отмена (или существенное снижение уровня протекционизма в отдельных отраслях) даст импульс отечественному товаропроизводителю. Увеличение объемов импорта приведет к росту конкуренции на внутреннем рынке. Введение прозрачного механизма расчета импортной пошлины увеличит ее собираемость и уровень защиты рынка. Улучшение инвестиционного климата позволит привлечь прямые иностранные инвестиции. Все это будет способствовать модернизации производственных мощностей, росту производства и повышению качества российских товаров. Конкурентоспособные российские товары получат гарантированный недискриминационный доступ на внешние рынки.

Реалистический  сценарий предполагает, что в течение  первых 3-4-х лет после вступления в ВТО Россия сможет получить определенный выигрыш за счет прекращения дискриминационных  мер в отношении российских экспортеров  сырья на внешних рынках. Отмена санкций позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить мощности на предприятиях, несущих в настоящее время потери (по оценкам Минэкономразвития, прямые и косвенные убытки российских экспортеров составляют от 2,5 до 4 млрд долл. в год). При этом рост экономики в целом составит от 1 до 3,3% ВВП6 (по оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Всемирного банка соответственно). Переходный период (от пяти до восьми лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства. Эксперты Всемирного банка исходят из того, что на первом этапе приток доступной по цене и качественной импортной продукции может привести к спаду производства на российских предприятиях и росту безработицы, однако считают, что приток прямых иностранных инвестиций в перспективе будет способствовать увеличению числа рабочих мест, росту объема налоговых поступлений и платежеспособного спроса населения, что станет дополнительным стимулом для экономики.

 

Отраслевые особенности введения нового торгового режима

Основу переговоров  в рамках присоединения России к  ВТО составляет согласование максимальных уровней импортных тарифов (т.н. уровней  «связывания») по каждой категории  товаров. По итогам переговоров Россия возьмет на себя обязательства по постепенному снижению существующих уровней импортной пошлины до конечных согласованных уровней. До завершения переговоров со всеми заинтересованными странами-участницами ВТО информация о достигнутых соглашениях по конкретным ставкам импортных пошлин чаще всего не разглашается. Однако на основе имеющейся информации о средневзвешенных ставках по укрупненным группам товаров можно утверждать, что по целому ряду важных для российской промышленности товаров конечные уровни «связывания» будут существенно ниже действующих сравнительно высоких тарифов - это в первую очередь продукция химической промышленности (6,09%), машины, оборудование и транспортные средства (8,75%). По итогам переговоров с ЕС средневзвешенный конечный ввозной тариф РФ па промышленные товары был снижен с 10% до 7,6%.

Однако с  вступлением России в ВТО изменятся  не только таможенные тарифы. Основным инструментом регулирования торговли станет стандартизация и сертификация продукции, услуг, систем управления. Можно  ожидать ужесточения требований, предъявляемых международными сертификационными органами к сертификации систем менеджмента качества на российских предприятиях. Российские производители, которые заблаговременно не перейдут на международную систему стандартизации и сертификации продукции, не смогут выйти на внешние рынки.

 

Сырьевые  отрасли

Российские  компании-экспортеры энергетического  сырья после вступления в ВТО  продолжат действовать на основе имеющихся двусторонних торговых соглашений с основными импортерами. По имеющимся сведениям, в соответствии с обязательствами, взятыми Россией на переговорах о присоединении к ВТО, экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть - ликвидирована.

Положениями Энергетической стратегии России до 2020 года и коммюнике  Комиссии ЕС по итогам Московского  саммита Россия-ЕС7 предусматривается, что цена на газ для промышленных потребителей должна покрывать издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Удорожание энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.

Теоретически  увеличение цены на природный газ может привести к повышению конкурентоспособности энергетического угля на внутреннем рынке за счет увеличения потребительского спроса и объемов добычи. Однако если цены на уголь будут расти быстрее регулируемых цен на газ, предусмотренное Энергетической стратегией России вытеснение газа углем из топливно-энергетического баланса может не произойти.

 

 

 

 

Рисунок 2.Плюсы и минусы.

Источник: http://www.fom.ru/

 

Машиностроение

Вступление  в ВТО может подорвать позиции  российского машиностроения, нуждающегося в дорогостоящей и долговременной модернизации производства (износ основных фондов по отрасли превышает 80%). Рост цен на энергоносители и металл уже сейчас приводит к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию. Можно прогнозировать и среднесрочной перспективе прекращение национального производства в ряде подотраслей.

Машиностроители рассчитывают на сохранение высоких  импортных пошлин (10-15% для нефтегазового оборудования. 20% для авиалайнеров, 25% для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных тарифов) на переходный период, который должен составлять не меньше семи лет (примерный срок окупаемости инвестиций). Представляется, что переходный период не принесет необходимого ускорения автомобильной промышленности, предприятия которой смогут рассчитывать лишь на продажу производственных мощностей иностранным компаниям или организацию на их основе сборки сверхдешевых моделей. Сохранение заградительных пошлин на западную авиатехнику неизбежно подорвет рынок российских авиаперевозчиков.

Выходом для  автомобилестроителей, по мнению специалистов, могло бы стать укрупнение предприятий, концентрация на «мозаичном» производстве ограниченного числа конкурентоспособных комплектующих (в первую очередь литья) для иностранных инвесторов. Авиастроение не устоит без государственной поддержки одного-двух вертикально-интегрированных холдингов, разрабатывающих один тип самолета, удовлетворяющего реальные нужды авиаперевозчиков. Альтернативой может быть производство комплектующих для зарубежных авиационных концернов.

 

Металлургия

Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского  металла приведет к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла. Кроме того, как показывает практика экспортеров стран-членов ВТО, участие в ВТО не является гарантией от проведения антидемпинговых разбирательств и введения других ограничительных мер.

Одновременно с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импортных тарифов до нуля, что приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли. По разным оценкам консорциума «Русская сталь», прекратит свою деятельность почти треть из 1400 предприятий отрасли.8 В преддверии вступления в ВТО металлургическим предприятиям понадобится активизировать усилия по снижению издержек, выводу устаревших мощностей и непрофильных производств.

С большей степенью вероятности  увеличат свой экспортный потенциал  компании, добывающие редкоземельные металлы, и предприятия цветной  металлургии, продукция которых  котируется на Лондонской бирже металлов. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной металлургии повысит рентабельность экспорта.

 

Химическая промышленность

Предприятия химической отрасли  страдают от износа основных фондов (по разным оценкам, от 60 до 80%) и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции российских производителей ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли до последнего времени обеспечивалась дешевизной сырья и его близостью к перерабатывающим мощностям.

Снижение импортных тарифов  при вступлении в ВТО в сочетании с дефицитом средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. Следует  отметить, что обсуждаемый на переговорах начальный уровень связывания импортных тарифов в среднем по химической промышленности значительно превышает ныне действующие тарифы (10,22 и 8,48 соответственно). В то же время, преимущества, предоставляемые российским производителям тарифной защитой на переходный период, могут быть быстро исчерпаны из-за удорожания товаров и услуг естественных монополий.

Если деградация производственных мощностей будет преодолена, российские предприятия смогут упрочить свои позиции  на жестко защищенном международном  рынке минеральных удобрений, включая  аммиачную селитру и хлористый калий.

 

Лесопромышленный  комплекс

Россия традиционно выступает  экспортером продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной  в странах Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении в ВТО  экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки - картона, технической бумаги, фанеры. Высокая капиталоемкость не позволяет в настоящее время развиваться компаниям полного цикла, большая часть лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий нерентабельна. Ситуацию может изменить приток зарубежного капитала в лесопереработку.

Российская мебельная  промышленность в настоящее время  неконкурентоспособна. Доля импорта  на мебельном рынке приближается к 50 процентам и с вступлением в ВТО будет расти. Для защиты осуществленных инвестиций в мебельную промышленность российские производители требуют при вступлении в ВТО установить двадцатипроцентные пошлины и восьмилетний адаптационный период. Вероятность согласования таких позиций на переговорах мала. Можно утверждать, что сложившаяся зависимость мебельных предприятий от иностранных комплектующих (до 70% от общей потребности9) приведет к тому, что после вступления в ВТО выжившие российские предприятия перейдут под контроль западных компаний.

 

Легкая промышленность

Российские предприятия  легкой промышленности уже накануне вступления в ВТО не справляются  с возрастающей конкуренцией со стороны  сграи-импортеров. Доля российской продукции  па внутреннем рынке легкой промышленности составляет лишь порядка 20%, в то время как 60% приходится на товары, ввозимые по серым и черным схемам без уплаты пошлин и налогов. В условиях неограниченного предложения импортных демпинговых товаров отрасль является непривлекательной для инвесторов. Низкое качество отдельных видов российской продукции ведет к переориентации на импорт и предприятий-смежников (например, предприятия по выпуску одежды отказываются от использования российских синтетических тканей).

 

Если вступление в ВТО будет сопровождаться мерами по сдерживанию коррупционных форм торговли импортной продукцией, это поможет оздоровить состояние внутреннего рынка в течение переходного периода (согласованный срок составляет 5 лет). Снижение и отмена импортных пошлин на технологическое оборудование позволят ограниченному числу предприятий легкой промышленности ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции. В то же время можно с уверенностью прогнозировать свертывание производства и потерю рабочих мест в отрасли.

Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО