История создания и краткая характеристика ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание

В то же время не следует приукрашивать последствия вступления России в ВТО. Приток иностранных инвестиций в Россию и рост экспорта начнутся только при условии успешной конкуренции на мировых рынках. Либерализация, которая последует после вступления в ВТО, станет началом тяжелой конкурентной борьбы и открытого соревнования российской экономической системы с экономиками зарубежных стран. Активный процесс реструктуризации российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне свидетельствует о том, что российский бизнес уже сегодня готовится к усилению зарубежной конкуренции, не дожидаясь масштабного открытия российских рынков после вступления России в ВТО.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

 

5. Разработка нетарифных мер защиты внутреннего рынка должна вестись не только государством, но и силами самих производителей.

Другой насущной задачей в рамках подготовки к  вступлению в ВТО является разработка нетарифных механизмов протекционистской  политики, которые членство в этой организации исключает, но которые  активно используются развитыми странами. Речь, прежде всего, идет о системе "технических" барьеров, позволяющих в случае необходимости вводить запреты на импорт определенных видов продукции. Примером использования таких механизмов являются, например, введенные Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на "шумность" авиатехники. Это также не простая задача, поскольку такие технические барьеры не могут вводиться "в лоб", а требуют ссылок на такие параметры как "безопасность", "экологичность" и т.п. Поиск возможностей для протекционистских мер технического плана должен вестись по каждой отрасли (товарному рынку или рынку услуг) и, прежде всего, силами самих российских производителей, для чего эти производители должны быть организованы в отраслевые ассоциации или иные негосударственные структуры.

 

6. Необходимо развивать инфраструктуру защиты внутреннего рынка: создавать ассоциации производителей и готовить опытных юристов, способных отстаивать интересы российских производителей в ВТО.

Ускорение процессов  самоорганизации производителей - важнейшая предпосылка для эффективной защиты экономики после присоединения к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Часто Правительство не имеет права само выдвигать претензии к зарубежным странам по поводу нарушения правил ВТО. Создание ассоциаций - элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а, с другой - в России крайне слаба и неразвита.

К "инфраструктурным" элементам относятся также наличие  опытных юристов и юридических  фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных  судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должна быть элементом политики по подготовке страны к вступлению.

 

7. Последствия вступления будут сильно различаться для отдельных отраслей. При их оценке особое внимание необходимо уделять тем секторам, которые получают значительную поддержку из государственного бюджета или ориентированы на госзаказ.

В основном негативные последствия ВТО будут проявляться  в наукоемких и высокотехнологичных  секторах, главным образом, в машиностроении. К таким секторам относятся производство гражданской авиатехники, автомобилестроение, космос, производство гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. Если для автомобилестроения последствия связаны с ужесточением конкуренции со стороны импорта и эта проблема широко обсуждается, то для оборонного комплекса основной проблемой станут неразделенность государственной поддержки собственно оборонных и гражданских производств. По существу любая мера Правительства по поддержке оборонных предприятий может стать причиной обвинений в запрещенном субсидировании гражданской продукции.

 

В целом при  оценке последствий присоединения  объектом пристального изучения должны стать в первую очередь те сектора, которые получают значительную поддержку  из государственного бюджета или ориентированы на государственный заказ. Выработка позиций на переговорах по этим секторам требует предварительного политического решения о стратегии их развития.

В настоящее  время важным и актуальным является внесение существенных корректив как в направления работы по подготовке присоединения к ВТО, так и в управление этим процессом.

 

Во-первых, необходимо кардинально изменить механизмы  выработки позиции страны на переговорах. В настоящее время Минэкономразвития  объективно поставлено в условия, когда критерием работы по вступлению в ВТО является скорость, а не минимизация ущерба. Координация всей работы по выработке позиции России должна быть сосредоточена в межведомственном (надведомственном) органе, включающим более широкий круг министерств и ведомств, других органов власти.

 

Во-вторых, следует  сместить акценты в подготовительной работе с согласования условий доступа  на рынки в сторону активизации  деятельности по приведению законодательной, нормативной базы и практики в  соответствие с нормами ВТО, учитывая приоритет максимального сохранения возможностей и инструментов проведения промышленной политики. Как минимум надо прекратить практику принятия новых решений, противоречащих нормам ВТО в части запрещенных субсидий.

 

В-третьих, необходимо разработать и реализовать комплекс мер по созданию "инфраструктуры", необходимой для решения споров в рамках ВТО - саморегулируемых организаций производителей, имеющих право выступать субъектами таких споров.

 

В-четвертых, следует  увязать разработку позиций на переговорах со стратегическими решениями по перспективному развитию отдельных секторов и отраслей российской обрабатывающей промышленности.

6. Этапы переговоров по присоединению России к ВТО


В 1986 году СССР обратился  с заявкой о получении статуса  наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ13. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя.

В 1993 году уже  Россия обратилась с официальной  заявкой о присоединении к  ГАТТ. В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО.

Наиболее трудные  переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в РФ сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

На сегодняшний  день Грузия остается единственной страной, выступающей против вступления России в ВТО. Однако Грузия не входит в рабочую группу по присоединению России к организации и не может в одностороннем порядке блокировать вступление России в ВТО. По состоянию на октябрь 2008 года, России необходимо , было провести лишь многосторонние переговоры, для того чтобы вступить в организацию.

Вступление  России в ВТО было отложено на неопределённый срок в августе 2008 года в связи  с обострением ситуации на Кавказе . Однако события на Кавказе являются далеко не самой главной проблемой для вступления России. В сентябре 2008 года группа министров финансов стран Евросоюза обратилась к России с советом «побыстрее вступить в организацию», однако получили ответ, что Россия вряд ли станет членом ВТО до середины 2009 года.

Источник: Росстат14.

Вступление  России во Всемирную торговую организацию постоянно откладывается ещё и из-за необходимости подготовиться к ВТО, чтобы потери от присоединения значительно снизились, а выгоды возросли. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жестком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании межгосударственного  совета ЕврАзЭС в Москве премьер-министр  России Путин В.В. сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с 1 января 2010 года  Россия будет участвовать в рамках (от лица) единого Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Однако впоследствии от этого заявления пришлось отказаться и сменить тактику.

     

 

6.1 Перспективные направления в новом этапе переговоров по присоединению России к ВТО

 Россия, Белоруссия  и Казахстан решили отказаться от грандиозных планов вступать во Всемирную торговую организацию единым блоком – Таможенным Союзом - и вместо этого продолжат переговоры с ВТО по отдельности.

Находясь в  Женеве и встречаясь с представителями  Организации, глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков заявил15, что "три страны будут координировать свои переговорные позиции". "Наша позиция по-прежнему сохраняется - вступать в ВТО либо вместе, либо очень жестко скоординировано", - подчеркнул он. Участники переговорного процесса со стороны ВТО, по мнению россиян, "продавливают вопрос о том, чтобы разорвать Таможенный союз в плане вступления в ВТО, чтобы все страны вступали в организацию по отдельности, и каждой из них можно было бы навязать более жесткие требования по линии ВТО".

 Россия ведет  переговоры о вступлении во  ВТО уже 16 лет, и усталость  от процесса вынудила Москву  привлечь внимание к проблеме  весьма оригинальным способом. В  сложную систему взаимоотношений  с ВТО и Таможенным Союзом Россия попала после июньского объявления премьера правительства Владимира Путина о том, что республики приостановят переговоры об индивидуальном членстве в ВТО и подадут коллективную заявку от имени таможенного союза, в который они объединятся с 1 января 2010 г.

Следует упомянуть, что Белоруссия и Казахстан ведут переговоры с ВТО с середины 90-х годов. Подобный демарш в США и Евросоюзе восприняли с недоумением – опыта обработки коллективных заявок организация не имела. Кроме того, дело осложнял тот факт, что страны находились на разных этапах присоединения к ВТО - Россия и Казахстан "ушли" довольно далеко, а Белоруссия отстает.

Эксперты весьма скептично отнеслись к идее о  совместном вступлении и интерпретировали заявление Москвы как отказ от дальнейших попыток вести переговоры. Смягчить тон В.Путина поспешил президент Дмитрий Медведев, заявивший, что страны все-таки будут действовать по отдельности, учитывая, что совместное вступление создаст неразбериху и ускорению процесса способствовать не будет.

Эту же позицию подтвердил глава РФ: Россия готова к разным способам вступления в ВТО. Помощник президента России Аркадий Дворкович также заявлял, что Россия вернется к сценарию вступления в ВТО в качестве суверенного государства. Переговоры в Женеве внесли ясность по этому вопросу.

"График вступления  в ВТО у каждой страны будет  свой", - уточнил глава российской  делегации на переговорах с  ВТО Максим Медведков16. Таким образом, Россия отказалась от способа ведения переговоров, заведомо тормозящего процесс. Зачем понадобилась, на первый взгляд, труднореализуемая идея о вступлении в ВТО сообща? "С самого начала позиция РФ, согласованная с Белоруссией и Казахстаном, была элементом переговорной тактики, а не переговорной стратегии. По существу эта тактика себя абсолютно оправдала и сработала на интересы России", - сказал глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев.

В результате Россия получила от ВТО подтверждение заинтересованности в скорейшем завершении переговорного  процесса и вступления России. "Это дополнительный фактор для того, чтобы в полном объеме мы отстаивали свои позиции и завершили переговоры с полномасштабным учетом российских национальных интересов и национальных интересов наших партнеров по Таможенному союзу", - считает он.

Договоренности по вступлению в ВТО совместно с Белоруссией и Казахстаном существенно затормозили этот процесс, так как все три страны находятся на разном уровне экономического, правового и политического развития. Особенное количество нареканий со стороны западных партнеров вызывает Белоруссия". "Решение России о вступлении в ВТО на коллективных основаниях оказалось в русле общемировых экономических тенденций, проявившихся в кризис, где главным принципом стали протекционистские меры по защите своей экономики, а не логика свободного рынка", - отмечает А.Чернявский.

Нынешнее стремление России вступить в ВТО как можно  быстрее объясняется и тем, что  финансовый кризис резко подкосил возможности  страны в плане развития инновационных  секторов экономики. Поэтому российское руководство опять вынуждено делать ставку на экспорт энергоресурсов и вооружений, так как это наиболее конкурентоспособные отрасли российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, можно сделать вывод, что из членства во Всемирной торговой организации можно извлечь ряд преимуществ.

 

Во-первых, на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная  продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая.

По подсчетам  специалистов, не являясь членом Всемирной  торговой организации, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

 

Во-вторых, вступление во Всемирную торговую организацию поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России.

 

В-третьих, повысится  роль стимулирующей и оздоровляющей  международной конкуренции для  российского производителя.

В-четвертых, членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, получение передовых технологий.

 

С другой стороны, вступив во Всемирную торговую организацию, Россия в значительной степени должна, во-первых, либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность.

Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО