История создания и краткая характеристика ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 07:32, курсовая работа

Описание

В то же время не следует приукрашивать последствия вступления России в ВТО. Приток иностранных инвестиций в Россию и рост экспорта начнутся только при условии успешной конкуренции на мировых рынках. Либерализация, которая последует после вступления в ВТО, станет началом тяжелой конкурентной борьбы и открытого соревнования российской экономической системы с экономиками зарубежных стран. Активный процесс реструктуризации российской экономики как на отраслевом, так и на региональном уровне свидетельствует о том, что российский бизнес уже сегодня готовится к усилению зарубежной конкуренции, не дожидаясь масштабного открытия российских рынков после вступления России в ВТО.

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать документ)

 

Фармацевтика

Российская фармацевтическая промышленность при вступлении в  ВТО проиграет в ценовой конкуренции  с зарубежными аналогами производимых в России препаратов. Российские производители  требуют повышения импортных  пошлин перед вступлением в ВТО, однако на переходный период предусмотрено снижение пошлин в среднем на 1% в год.

В период до 2015 г. предполагается снизить пошлины на некоторые импортные лекарства с 15% до 6,5%.

У российских предприятий  отсутствуют средства не только на техническое переоснащение и разработку оригинальных лекарств, но и зачастую на внедрение обязательного стандарта GMP, что уже в ближайшее время может привести к закрытию ряда производств.

 

Сельское хозяйство

Соглашением по сельскому  хозяйству на участников ВТО налагаются определенные ограничения на субсидирование производства и экспорта сельхозпродукции (меры внутренней поддержки производства, экспортные субсидии, таможенные тарифы). Но при этом сельское хозяйство во всех без исключения странах-членах ВТО традиционно было и остается отраслью с высоким уровнем государственной защиты.

В отличие от промышленности, для сельского хозяйства нормами  ВТО не оговариваются абсолютно запрещенные ( "красные") субсидии. Кроме того, существует целая группа разрешенных ("зеленых") субсидий, не создающих перекосов в производстве и торговле и не выражающихся в ценовой поддержке конкретного производителя. К таким субсидиям относятся расходы государства на сельскохозяйственные исследования, проверку продукции, услуги по маркетингу и продвижению товаров на рынок, финансовое участие государства в страховании и пенсионном обеспечении сельхозпроизводителей, а также выплаты, производимые в рамках программ по реструктуризации, охране окружающей среды и помощи регионам.

В России в настоящее  время расходы на поддержку аграрного  сектора существенно ниже, чем  в большинстве других стран. Экспортное субсидирование из-за бюджетных проблем  практически не применяется, а действующие  тарифы на импортируемую сельхозпродукцию значительно ниже, чем в среднем по ВТО. Аналогичная ситуация складывается и в аграрном секторе экономики Калининградской области. Так, в течение нескольких последних лет доля средств консолидированного бюджета области, направляемых на прямое и косвенное финансирование сельского хозяйства, не превышала 2-3% (в 2008 г. - около 3,8 млн. долл.). Таким образом, в настоящее время отечественное сельское хозяйство нельзя считать защищенной отраслью.

Следует отметить, что правилами ВТО не предусматривается  отмена субсидирования сельского хозяйства, а лишь требуется введение максимального порога для общего объема поддержки отечественных производителей и принятие обязательств по его последующему снижению (при этом не учитываются упомянутые выше "зеленые" субсидии, а также выплаты производителям в рамках программ по сокращению производства и субсидии, составляющие менее 5% от цены продукта10). Данное условие представляется вполне приемлемым с точки зрения эффективной защиты регионального продовольственного рынка. Действительной же проблемой отечественного сельского хозяйства является критическое состояние государственных и местных бюджетов, а также отсутствие соответствующего законодательства по субсидиям.

 

Рынок сельскохозяйственной продукции Калининградской области  в отличие от российского не имеет естественной защиты в виде больших расстояний. Поэтому, учитывая ограниченные возможности бюджетного финансирования, для выравнивания условий конкуренции необходимо отстаивать сохранение для области системы квот, регулирующей поступление на местный рынок дешевой (поддерживаемой экспортными субсидиями) импортной сельхозпродукции. При этом следует добиваться того, чтобы средства, поступающие от продажи квот, полностью оставались в регионе и, как было задумано первоначально, целевым образом направлялись бы на субсидирование сельского хозяйства области.

 

Туристская  сфера

В соответствии с нашими будущими обязательствами, Россия сохранит за собой возможность  предоставлять финансовую помощь, направленную на цели развития туризма в областях, связанных с культурой и национальной самобытностью.

Для целей контроля иностранных инвестиций, в наших  обязательствах по доступу на российский рынок туристических услуг в  рамках  ВТО зафиксировано требование учреждения иностранными организациями юридического лица в Российской Федерации.

В области туроператорской  деятельности гарантией надежности наших будущих партнеров должно стать требование подтверждения  не менее          5-летнего опыта работы в стране происхождения инвестора.

При условии  перенасыщения иностранного капитала на российском рынке туроператорских услуг, Россия также временно оставляет за собой возможность ввести ограничение на долю иностранного участия в уставном капитале (голосующих акциях) совместного предприятия на уровне 49%.

 

Телекоммуникационная  отрасль

Вступление  в ВТО будет способствовать развитию телекоммуникационной отрасли России, однако для демонополизации этого рынка понадобится переходный период, в течение которого национальный оператор междугородной и международной связи «Ростелеком» сохранит монополию на услуги дальней связи по завышенным тарифам. Новые компании могут быть допущены на рынок только после урегулирования местных тарифов, обеспечения недискриминациошюго доступа к существующим сетям, введения гарантированных стандартов минимального уровня обслуживания, обеспечения открытых и справедливых условий и процедур лицензирования.

Успешное развитие конкуренции в телекоммуникационной отрасли во многом зависит от того, удастся ли новым компаниям преодолеть высокий уровень непрозрачности и коррупции, в частности, по таким направлениям, как открытое рыночное распределение частотных ресурсов и формирование независимого регулирующего органа, ответственного за лицензирование, надзор за частотами, разрешение конфликтов между операторами и тарифное регулирование. Снижение тарифов на услуги дальней связи будет компенсировано объемом трафика и новых услуг, предоставляемых большим количеством операторов. Разумеется, объемы телекоммуникационного бизнеса будут напрямую зависеть от темпов развития экономики в целом.

 

 

 

Банковский сектор

Иностранная конкуренция  уже присутствует в российском банковском секторе: каждый десятый банк имеет  иностранного участника, в том числе  порядка 40 банков полностью контролируются западными материнскими компаниями. Очевидно, банки с иностранным участием обладают большей рентабельностью активов и капитала и, соответственно, могут предложить существенно лучшие условия кредитования как предприятиям, так и физическим лицам. Однако в настоящее время иностранное присутствие в банковском секторе России ниже, чем в большинстве развивающихся экономик. Барьерами для массового присутствия западных банков до недавнего времени служили законодательные ограничения и сложности с доступом к филиальной сети.

Вступление  в ВТО, по мнению аналитиков, позволит наиболее прозрачным отечественным банкам привлечь дополнительный иностранный капитал (в случае, если будет обеспечен благоприятный инвестиционный климат), что решит проблему повышения уровня капитализации российского банковского сектора11. Привлеченные западными банками в частном секторе средства с большей долей вероятности будут инвестированы в России, где выше уровень процентных ставок. Российские банки, как представляется, сохранят своих традиционных клиентов - промышленные предприятия, заинтересованные в гибких схемах обслуживания. Разумеется, если в результате адаптации к новому торговому режиму снизится конкурентоспособность промышленных производств, то показатели деятельности российских банков (в частности, объемы просроченной задолженности) могут существенно ухудшиться.

 

Страхование

В настоящее  время рынок страхования закрыт для зарубежных страховых компаний законодательно: доля иностранных участников в уставном капитале российской страховой  компании не может превышать 49%, иностранные  компании не могут осуществлять добровольное страхование жизни и обязательное страхование. Немедленный доступ филиалов или стопроцентных дочерних обществ зарубежных страховых компаний со значительным собственным капиталом на российский рынок приведет к ценовой конкуренции, выдержать которую российские страховщики не смогут.

Российские  страховые организации полагают, что сохранение ограничений в  течение переходного периода  после вступления в ВТО (3-5 лет) позволило  бы им консолидироваться, повысить капитализацию  и собственный капитал. Если за это время лидерам страхового рынка не удастся осуществить концентрацию страхового бизнеса, и не будут созданы адекватные долговые и фондовые инструменты для вложения средств, отрасль может перейти под контроль зарубежных компаний.

 

Фондовый  рынок

По оценке ФСФР, если ограничения на доступ иностранных  компаний будут сняты в связи  с вступлением в ВТО, через 2 года на фондовом рынке не останется российских компаний. На переходный период предлагается ограничить присутствие нерезидентов на российском фондовом рынке, установив предельные доли для сектора коллективных инвестиций, операторов рынка, инфраструктуры рынка и бирж.

В то же время  допуск компаний-нерезидентов на российский фондовый рынок вряд ли сможет серьезно повлиять на его оборот и динамику. Состояние фондового рынка будет зависеть от адаптации экономики к требованиям нового торгового режима. Так, фондовые индексы будут сильнее зависеть от ценовых колебаний сырьевых рынков, снизится надежность ценных бумаг предприятий, непривлекательных для инвестиций, и т. д.

Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим  спадом и деградацией производственного  потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции.

 

Источник: http://econom.ulgov.ru/otdel_adaptacii_ekonomiki

5.Подготовка России к вступлению в ВТО

1. Для России  с ее нынешней структурой внешней  торговли при вступлении в  ВТО крайне ограничены как  выгоды от снижения торговых барьеров, так и возможности масштабного выхода на рынки продукции обрабатывающих отраслей.

Выгоды от вступления страны в ВТО определяются, в конечном счете, относительной конкурентоспособностью производимых товаров и услуг. Снижение торговых барьеров стимулирует рост внешнеторгового оборота как в части экспорта, так и в части импорта. Грубо говоря, если суммарный рост экспорта вследствие вступления станы в ВТО окажется больше, чем суммарный рост импорта - страна в выигрыше.

Для России с  ее нынешней структурой экспорта и импорта возможные выгоды от снижения торговых барьеров носят гипотетический характер. Существенно увеличить экспорт сырьевых отраслей мы вряд ли сможем, масштабный выход на рынки обрабатывающих отраслей в ближайшие годы также маловероятен, учитывая, что даже девальвация 1998 года - экономически гораздо более значимый фактор, чем вступление в ВТО - не привела к росту экспорта продукции с высокой степенью переработки. Исключение составляет, пожалуй, только металлургия, страдающая от анти-демпинговых санкций, но и для нее вступление в ВТО вряд ли решит проблему, поскольку, как показывает опыт политики США, членство в ВТО не гарантирует ни одну страну от введения ограничений со стороны импортера.

 

2. На переговорах  о вступлении в ВТО сложно  говорить о взаимовыгодности, так как в процессе вступления страны-члены ожидают от страны-кандидата значимых уступок в свою пользу. В этих условиях задачей России на переговорах является не максимизация выгод, а минимизация уступок.

Если для  условий доступа формально можно говорить о некой симметрии изменений (Россия облегчает доступ на свои рынки, но одновременно получает лучшие условия доступа на внешние рынки), то в части изменения общих условий хозяйствования все уступки берет на себя Россия, поскольку требовать от стран-членов ВТО встречных уступок нельзя. Следует подчеркнуть, что в принципе, ни о какой "взаимовыгодности" на переговорах по ВТО не может быть и речи, поскольку процесс вступления предполагает значимые уступки со стороны страны-кандидата в пользу стран-членов.

 

3. Политика и  условия вступления вторичны  по отношению к общей стратегии  развития российской экономики. 

В настоящее  время партнеры по переговорам в  большей степени заинтересованы во вступлении России в ВТО, чем сама Россия, поскольку они не опасаются масштабной конкуренции со стороны российских товаров и услуг. Это теоретически должно было бы усиливать переговорную позицию России, однако реальных свидетельств эффективного использования этого факта российскими переговорщиками нет. Тем не менее, вступление в ВТО действительно может быть стратегическим направлением российской политики, но только в том случае, если мы рассчитываем в обозримом будущем изменить сырьевую доминанту в экспорте и начать продавать широкий спектр другой продукции и услуг. Рациональные условия вступления России в ВТО могут определяться только общей стратегией развития. 12

Рисунок 3.

            Нужно ли России скорейшее вступление в ВТО?

Источник:Росстат.

4. Низкие тарифы на продукцию и услуги естественных монополий рассматриваются партнерами России по переговорам как скрытое субсидирование экономики, несоответствующее нормам ВТО.

Важным элементом  государственного регулирования российской экономики являются тарифы естественных монополий. Относительно низкие цены на услуги естественных монополий (в сопоставлении с уровнем цен в развитых странах) являются важным конкурентным преимуществом российской экономики. В то же время изменение регулирования тарифов монополий и их уровня выступает одним из ключевых требований ряда стран-членов рабочей группы по присоединению России к ВТО, поскольку низкие тарифы рассматриваются нашими партнерами на переговорах в качестве скрытого субсидирования экономики. Для цен на природный газ основанием служит цена на внутреннем рынке ниже себестоимости, для электроэнергетики - наличие перекрестного субсидирования промышленных потребителей и населения. Даже если удастся избежать прямого включения обязательств существенного повышения тарифов как условия присоединения (а это необходимо сделать), нынешняя система регулирования может дать повод для введения санкций и претензий к России со стороны практически любой страны - члена ВТО даже после присоединения.

Информация о работе История создания и краткая характеристика ВТО