Издержки обращения торгового предприятия, их оптимизация в условиях маркетинговой ориентации предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – изучение сущности издержек обращения торгового предприятия, поиск путей повышения эффективности управления ими на практике.
Объект исследования – ООО «Национальная книжная сеть-Донецк» (сокращенное название ООО «НКС-Донецк»).
Предметом исследования данной работы являются издержки обращения предприятия и система управления ими на предприятии ООО «Национальная книжная сеть-Донецк».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Сущность издержек обращения торгового предприятия и их состав
Организационно-экономическая характеристика предприятия
Анализ издержек обращения на предприятии
Пути оптимизации управления издержками обращения в условиях маркетинговой ориентации предприятия
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ_Вязёнкина.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

имени Михаила Туган-Барановского

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика предприятия»

НА ТЕМУ:

 

«Издержки обращения торгового предприятия, их оптимизация в условиях маркетинговой ориентации предприятия»

 

 

 

Студентки                                                                                   Вязёнкиной Я.Г.

Специальность 7.050108 «Маркетинг»

Курс 2 группа Мт-06-«В»

Форма обучения: дневная

Руководитель:                                                            ассистент Михайленко Т.В.

 

 

 

 

 

Донецк-2008

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

  1. Сущность издержек обращения торгового предприятия и их состав
  2. Организационно-экономическая характеристика предприятия
  3. Анализ издержек обращения на предприятии
  4. Пути оптимизации управления издержками обращения в условиях маркетинговой ориентации предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Издержками обращения  называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям. Они включают расходы на оплату труда работников торговли, транспортирование, хранение, упаковку, подсортировку и подготовку товаров к продаже, а также расходы на организацию закупки и реализации, на управление торговлей, ведение учета и контроля за выполнением планов торгово-финансовой деятельности.

Актуальность темы издержек обращения обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.

Изучение издержек обращения  в сфере торговли в современных  условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат. Каждое предприятия должно разрабатывать для себя наиболее эффективную систему управления издержками обращения, учитывая особенности своей хозяйственной деятельности.

Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить  возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.

При анализе издержек обращения необходимо использовать информацию об издержках обращения данной организации; учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, влияющих на затраты.

  Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов.

            Цель данной курсовой работы – изучение сущности издержек обращения торгового предприятия, поиск путей повышения эффективности управления ими на практике.

           Объект исследования – ООО «Национальная книжная сеть-Донецк» (сокращенное название ООО «НКС-Донецк»).

           Предметом исследования данной работы являются издержки обращения предприятия и система управления ими на предприятии ООО «Национальная книжная сеть-Донецк».

           Теоретической, методологической и практической основой работы послужили публикации ведущих отечественных и зарубежных экономистов, практиков коммерческого дела, законодательные и нормативные материалы в области коммерческой деятельности, документация ООО «НКС-Донецк».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить сущность издержек как качественного показателя хозяйственной деятельности предприятия;
  2. определить систему показателей для анализа издержек обращения предприятия;
  3. рассмотреть факторы, влияющие на уровень и сумму издержек обращения;
  4. провести анализ издержек обращения на данном предприятии;
  5. выявить резервы снижения издержек обращения предприятия;
  6. предложить направления оптимизации структуры издержек обращения предприятия.

Исследование базируется на методологии финансово-экономического анализа, на системном подходе, на методах  статистики, а также на экономико-математических методах.

Ключевые слова: ИЗДЕРЖКИ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ТОВАРООБОРОТ, АНАЛИЗ, ОПТИМИЗАЦИЯ, МАРКЕТИНГОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ИЗДЕРЕЖЕК  ОБРАЩЕНИЯ И ИХ СОСТАВ

 

Издержки обращения  — это выраженные в денежной форме  затраты живого и овеществленного  труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей. Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач.

Издержки обращения  учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в  себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной  продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

Издержки обращения  характеризуются суммой и уровнем (абсолютный и относительный показатели). Их уровень, в розничной торговле, определяется в процентах к розничному товарообороту, в оптовой — в процентах к оптовому товарообороту с участием в расчетах. Уровень издержек обращения — важный качественный показатель торговой деятельности. По этому показателю судят, с одной стороны, о величине затрат в расчете на 1грн. (1000 грн.) товарооборота, с другой — о доле торговых расходов в розничной цене, об эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Издержки обращения  условно подразделяются на две группы: чистые и дополнительные. Чистые издержки — это затраты по организации  процесса купли-продажи, содержанию административно-управленческого персонала, расходы на учет и отчетность. Дополнительные издержки обусловлены продолжением процесса производства в торговле (фасовка, упаковка), преобразованием производственного ассортимента в торговый.

Доля чистых издержек в оптовой торговле (по данным экспертов) составляет 10—12%, в розничной торговле продовольственными товарами — до 40, в розничной торговле непродовольственными товарами — около 50%.

          Соотношение между чистыми и дополнительными издержками не является постоянным. С развитием производства, увеличением доли фасованных товаров, улучшением транспортных связей, приближением промышленных предприятий к потребителю, совершенствованием материально-технической базы торговли, повышением качества торгового обслуживания, сокращением непроизводительных затрат доля дополнительных издержек в торговле будет падать.

Издержки обращения  непосредственно связаны с функционированием  основного и оборотного капитала. Материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды — затраты собственного оборотного капитала; амортизация — собственного основного капитала; прочие затраты — собственного и заемного оборотного капитала, заемного основного капитала.

Все издержки можно разделить  на две группы: явные и неявные. Явные издержки — это издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете. Их еще часто называют бухгалтерскими. В соответствии с действующим законодательством не все затраты, которые несет предприятие, включаются в бухгалтерские издержки. Часть затрат, осуществляемых предприятием, производится за счет прибыли. Бухгалтерские издержки — явные затраты, относимые, согласно законодательству, на издержкоемкость реализации продукции.

1. К материальным явным  затратам относятся: стоимость  товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных материалов, используемых  для упаковки, хранения, обеспечения  нормального торгово-технологического  процесса; сумма износа малоценных и быстроизнашивающихся предметов, стоимость работ и услуг, оказываемых другими предприятиями данному предприятию, топлива всех видов и др.

2. К затратам на  оплату труда относятся выплаты  заработной платы за фактически  выполненную работу, стоимость товаров, выдаваемых в порядке натуральной оплаты, различного рода премии, надбавки к заработной плате, оплата отпусков и т. д.

3. Отчисления на социальные  нужды и другие отчисления  — отчисления в фонд социальной  защиты населения, фонд содействия  занятости населения и др.

4. Амортизация основных  фондов — процесс переноса  стоимости основного капитала  по мере износа на реализуемую  с его помощью продукцию и  использование этой стоимости  в последующем для приобретения, возобновления выбывших основных  фондов.                                       

5. К прочим затратам  относятся разного рода платежи  за использование собственных  и заемных оборотных средств  (процент за пользование банковским  кредитом), заемных основных средств  (арендная плата, другие отчисления и налоги; относимые на издержки обращения).

Неявные издержки — это  издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно  отнести те платежи, которые предприятие  могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

Совокупная сумма явных (бухгалтерских) и неявных издержек представляет собой экономические издержки:

ЭИ==БИ+ЯИ+НИ,                                                                                (1.1)

где ЭИ — экономические  издержки; БИ — бухгалтерские издержки (явные), отнесенные на соответствующие  статьи издержек обращения; ЯИ — явные  издержки, оплачиваемые за счет чистой прибыли предприятия; НИ — неявные издержки.

В рыночной экономике  экономические издержки являются альтернативными  издержками, т. е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность  в выборе того или иного вида затрат, того или иного направления использования ресурсов, вида предпринимательской деятельности.

В связи с этим издержки целесообразно рассматривать и  под другим углом зрения — как  издержки утраченных возможностей.

Основными факторами, определяющими  сумму и уровень издержек обращения, являются внешние и внутренние.

К внешним можно отнести:

    • поведение покупателя;
    • объем спроса и предложения, их соотношение;
    • местоположение предприятия;
    • сегмент рынка;
    • уровни конкуренции, сервиса, предлагаемого конкурентами: состояние экономики страны, уровень инфляции, налоги, процентные ставки, минимальную зарплату и т. д.;
    • уровень нормативных величин; ориентацию на затратный или антизатратный принцип ведения хозяйства;
    • платежную дисциплину, состояние кредитно-денежной системы.

Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоемкость товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием торгового предприятия в целом.

Издержкоемкость товара зависит от вида потребительских свойств качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоемкости, жизненного цикла, ресурсообеспеченности, эффективности использования товарных ресурсов, товарооборачиваемости и др. (непосредственное воздействие).

Совокупные издержки предприятия складываются из издержкоемкости  реализации самого товара и общих  затрат, которые несет предприятие  по организации торгового процесса и функционированию предприятия.

К факторам прямого воздействия относятся:

Информация о работе Издержки обращения торгового предприятия, их оптимизация в условиях маркетинговой ориентации предприятия