Издержки предприятия и себестоимость продукции хлеба и хлебобулочных изделий в ООО «Хлеб» Тужинского района Кировской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 22:32, курсовая работа

Описание

В настоящее время нет общепринятого толкования понятия «Экономика предприятия». В ряде случаев исходя из семантики слова его связывают с хозяйствованием, в других – с системой экономических отношений по поводу результатов производства и т. д. В одном из учебных изданий приводиться такое определение.

Экономика предприятия – это наука, изучающая совокупность факторов производства (собственных и заемных), непроизводственных факторов (детские сады, профилактории и т. д.), фондов обращения, готовой продукции, денежных средств, находящихся на счетах предприятия в банке, ценных бумаг, нематериальных фондов собственности (патенты, лицензии и другое), доходов или прибыли, полученных в результате реализации продукции и оказания различных услуг. [4] А предметом изучения в курсе «Экономика организации» является производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия. На основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработать хозяйственные методы реализации практических производственных целей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы формирования себестоимости продукции….5
Отраслевые особенности, влияющие на формирование себестоимости продукции……………………………………………...5
Пути снижения себестоимости продукции……………………10
2. Организационно – экономическая характеристика предприятия…..16
Местоположение и специализация предприятия……………...16
Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования…………………………………………………………19
Финансовые результаты деятельности предприятия………….25
3. Издержки предприятия и себестоимость продукции хлеба и хлебобулочных изделий………………………………………………………28
Объемы производства продукции и использование мощностей…………………………………………………………….28
Состав и структура себестоимости продукции……………..…31
Динамика затрат на производство продукции…………….…..36
Выводы и предложения………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………43
Приложения………………………………………………………………..…..45

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ЭКОНОМИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 346.00 Кб (Скачать документ)
    1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия  ООО «Хлеб»
 
 

  • Местоположение  и специализация предприятия 

          Общество  с ограниченной ответственностью «Хлеб» (сокращенное название  - ООО «Хлеб») расположено в пгт Тужа Кировской области. Юридический адрес: Кировская область, пгт Тужа, ул. Колхозная 15.

          ООО «Хлеб» - реорганизованное предприятие. В 2004 году хлебозавод переименовали в Общество с ограниченной ответственности «Хлеб». Тужинское Райпо является учредителем ООО «Хлеб». Участником общества является гражданка РФ: Русинова Алевтина Петровна, которая является директором этого предприятия. Общество является коммерческой организацией, действует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации. Решение о наборе и обновлении участников принимается на общем собрании. Схема структуры управления ООО «Хлеб» представлена в приложении 1.

          Площадь хлебозавода занимает около одного гектара. Предприятие включает в себя производственный цех, мукопросеивательный отдел, склад для хранения муки емкостью 55 т, дрожжевой склад емкостью 5 т, топочное отделение, ремонтно-механическая мастерская.

          Поставщиками  сырья в основном является предприятие «Уралзерно» (г. Киров) и небольшую часть сырья приобретают в соседних районах (Яранский, Пижанский). Готовая продукция сбывается в основном через Тужинское райпо, а также через торговые точки по всему району.

          Общество  является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам своим имуществом.

          Целями  деятельности ООО «Хлеб» являются расширение рынка товаров и услуг, а также  извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

        Предметом деятельности общества является:

      • Производство товаров народного потребления (хлеб и хлебобулочная продукция, макаронные изделия, безалкогольные напитки, переработка рыбы);
      • Торгово-закупочная и коммерческо-посредническая деятельность;
      • Организация оптовой и розничной торговли хлебобулочной продукцией и напитками;
      • Оказание транспортных услуг;
      • Организация и проведение выставок, выставок-продаж, аукционов, конкурсов.

          ООО «Хлеб» занимается преимущественно  хлебопечением. Хлеб – это один из основных продуктов питания. Поэтому вопрос удовлетворения потребностей населения в хлебе является важнейшим. Эту задачу выполняет рынок хлебобулочных изделий, главная цель которого – наиболее полное удовлетворение реальных потребностей населения по количеству, качеству и ассортименту продукции.

          При этом наибольшее влияние на уровень  и структуру спроса на хлебобулочные  изделия в России оказывают экономические  факторы и, в первую очередь, уровень  жизни населения и его покупательская способность.

          Главные особенности данного рынка:

    • Хлеб – это товар первой необходимости, спрос на который не меняется;
    • Локальность рынка сбыта (свыше 100 км от места производства его возить не выгодно);
    • Он не является конкурентоспособным в полном смысле этого слова. Существуют административные рычаги воздействия на производителей, предотвращающие бесконечное повышение цен на данную продукцию.

          За  последние 15 лет структура потребления  хлеба очень изменилась: если в 1991 году на одну буханку черного хлеба  приходился один батон, то в 2007 году на одну буханку черного хлеба приходится уже 3 батона и 5 сдобных булочек. Большим спросом пользуются более дорогие хлебобулочные изделия.

          Специалисты отмечают следующие проблемы хлебной  отрасли:

    1. Большинство хлебозаводов за редким исключением используют свои производственные мощности не более чем на треть, а цены на продукцию вынуждены держать низкие. В результате их рентабельность не превышает 3 %.
    2. Многие заводы пошли по пути регресса, пытаясь поднять рентабельность за счет сужения ассортимента, экономия на сырье, персонале и технологиях. Отсюда следует низкое качество продукции. Из-за низкого содержания клейковины в зерне выпеченный из него хлеб крошится, снижаются его потребительские качества. Вообще, если раньше мука для хлебопечения изготавливалась только из качественного зерна, то сейчас на эти цели нередко идет зерно 4-ого класса.
    3. Из-за снижения стоимости хлеба возникает необходимость на доставке за счет объемов. Тем не менее, существующая система дистрибьюции не позволяет не позволяет хлебозаводам, осуществляющим доставку хлеба собственными силами, использовать эту возможность из-за особенностей потребления. Хлеб должен быть всегда свежим, а торговые точки стремятся разнообразить ассортимент, заказывая продукцию разных хлебозаводов. Из этого следует, что небольшие партии хлеба приходится доставлять ежедневно в значительное количество торговых точек

          В настоящее время загрузка оборудования хлебозаводов составляет в среднем 40-60 %, рентабельность производства хлеба  остается одной из самых низких в пищевой промышленности. Финансовый потенциал хлебозаводов недостаточен для самостоятельного финансирования масштабных капиталовложений. В этих условиях нередки ситуации, когда хлебопекарные предприятия сокращают производство или перепрофилируются. В результате, рентабельность хлебопекарного бизнеса значительно упала по сравнению с 1991-1995 гг, когда в стране был отмечен «пекарный бум», и держится в среднем на уровне 7-8%.

          Сегодня предприятия работают на сокращающемся  рынке, когда постоянно падает спрос  на традиционные сорта хлеба, поэтому  разработка новой продукции, ее реализация жизненно необходимы.

          Целью большинства мини-пекарен – это  погоня за прибылью в ущерб качеству, так как при строго соблюдаемой технологии себестоимость производства сдобных изделий выше, чем на любом крупном хлебопекарном предприятии.

          Положительной тенденцией в настоящее время  на рынке является значительное расширение ассортимента выпускаемой продукции, растет спрос на свежевыпеченный горячий хлеб, на хлеб с добавками злаков, диетический и диабетический.

          Серьезной проблемой данной отрасли является слабое техническое вооружение большинства  заводов, где на лицо высокая степень  физического и морального износа основных фондов. [10] 
     

        2.2 Ресурсный потенциал  предприятия и  эффективность его  использования 

          Рассмотрим  показатели размера предприятия (таблица 1). 

          Таблица 1 – Показатели размера предприятия

    Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. В % к 2006 г.
    Выручка от продажи продукции, тыс. руб. 7186 9364 10077 140,2
    Среднесписочная численность работников, чел. 40 43 41 102,5
    Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. 417 814 1611 386,3

          Данными для составления данной таблицы  послужили бухгалтерские балансы  и отчеты о прибылях и убытках за 2006, 2007, 2008 года.

          Из  таблицы видно, что денежная выручка  стабильно растет. С 2006 года она увеличилась на 40,2%. Это связано с очень большим увеличением основных фондов. Из таблицы видно, что прирост составил 286,3%. Это объясняется тем, что в данный период было приобретено новое оборудование. Оборудование новое, импортное. Это позволило повысить производительность трудовых ресурсов. При этом численность работников значительно не изменилась (увеличилась на 2,5%).

          Рассмотрим  состав и структуру денежной выручки на примере таблицы 2.

          Из  таблицы видно, что наибольший удельный вес в структуре денежной выручки  занимает хлеб и хлебобулочная продукция. Доля этого товара в данный период стабильно росла от 73,5% до 83,3%. Остальная  продукция имеет меньшую долю в структуре выручки (менее 10% каждая).  

          Таблица 2 – Состав и структура денежной выручки ООО «Хлеб»

    Показатели 2006 2007 2008
    тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
    Денежная  выручка, всего 7186 100 9364 100 10077 100
    в том числе:            
    Хлеб  и хлебобулочные изделия 5282,5 73,5 7651 81,7 8393 83,3
    Рыбная  продукция 429,8 6 790,6 8,4 843 8
    Безалкогольные  напитки 434,7 6 602,9 6,4 473 4,7
    Макаронные  изделия 242,5 3,4 368,5 3,9 406 4

     

          Для оценки эффективности использования  основных фондов рассмотрим таблицу 3. 

            Таблица 3 – Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств.

    Показатели 2006 г. 2007г. 2008 г. 2008г. к 2006 г., %
    Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. 7186 9364 10077 140,2
    Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 417 814 1611 386,3
    Фондовооруженность, тыс. руб. 10,4 18,9 39,3 377,9
    Фондоотдача, руб. 17,2 11,6 6,3 36,6
    Фондоемкость, руб. 0,06 0,07 0,16 266,7
    Рентабельность  ОПФ, % 127 135 55 -72пп

          Из  таблицы видно, что выручка стабильно  растет. В 2006 году она была равна 7186 тыс. руб., а в 2008 году – 10077 тыс. руб. (прирост составил 40,2%). Среднегодовая стоимость основных производственных фондов увеличилась с 417 тыс. руб. до 1611 тыс. руб., что составило 286,3%. Это объясняется тем, что в данный период было приобретено новое оборудование преимущественно для производства хлеба и хлебобулочной продукции. При этом численность работников предприятия ООО «Хлеб» значительно не изменилось. Поэтому прирост показателя фондовооруженности составил 277,9%. Это означает, что на одного среднесписочного работника предприятия в 2006 году приходилось 10,4 тыс. руб. стоимости основных производственных фондов, а в 2008 г. – 39,3 тыс. руб. ОПФ.

          Но  несмотря на рост денежной выручки  и значительного прироста показателей фондовооруженности, ситуация на предприятии не такая благоприятная, как кажется на первый взгляд. Показатель фондоотдачи снижается. На 1 рубль ОПФ приходилось в 2006 г. 17,2 руб., а в 2008 г. – лишь 6,3 руб. Это отрицательная тенденция, так как наблюдается снижение производительности на предприятии. Также об этом свидетельствуют повышение показателя фондоемкости, обратного показателю фондоотдаче. В 2006 году для того, чтобы получить 1 рубль выручки необходимо было использовать 6 коп., а в 2008 году – 16 коп.

          Таким образом, основные производственные фонды  на предприятии используются не эффективно. Об этом свидетельствует стабильное снижение рентабельности ОПФ (со 127% в 2006 году она снизилась до 55% в 2008 году). Ситуация на предприятии достаточно сложная, ведь за три года показатель рентабельности ОПФ снизился более чем в 2 раза (на 72 пп). Причем снижение прибыли происходит по не хлебобулочным изделиям. В 2008 году по продукции, кроме хлеба и хлебобулочных изделий, наблюдался убыток 66 тыс. руб. За счет этого наблюдается отрицательная тенденция в виде снижения фондоотдачи и рентабельности ОПФ.

          Теперь  рассмотрим не менее важную информацию – состав и структуру оборотных  средств ООО «Хлеб», а также  эффективность их использования (таблица 4). 

          Таблица 4 – Состав и структура оборотных средств ООО «Хлеб»

    Элементы  оборотных средств 2006 г. 2007 г. 2008 г.
    тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
    Производственные  запасы 426 84,4 364 81,1 378,5 75,3
    Итого оборотные фонды 426 84,4 364 81,1 378,5 75,3
    Готовая продукция 72 14,3 71,5 15,9   64,5 12,8
    Дебиторская задолженность 4 0,8 9 2 43,5 8,7
    Денежные  средства 3 0,6 4,5   1 16 3,1
    Итого фонды обращения 79 15,6 85 18,9 124 24,7
    Итого оборотные средства 505 100 449 100 502,5 100

     

          Так как хлебопроизводящие предприятия относятся к материалоемким производствам следовательно оправдывается тот факт, что большую часть оборотных средств занимают оборотные фонды, которые включают в себя производственные запасы. В 2006 году их доля в структуре оборотных средств составляла 84,4%, в 2008 году – 75,3%. Итак, наблюдается тенденция снижения доли оборотных фондов в структуре всех оборотных средств.  Оставшуюся часть, 15,6%, занимают фонды обращения, которые включают в себя готовую продукцию, дебиторскую задолженность, денежные средства предприятия. Из таблицы видно, что с каждым годом уровень дебиторской задолженности растет. В 2006 году она была равна 4 тыс. руб. (0,8%), в 2008 году – уже 43,5 тыс. руб. (8,7%). Это свидетельствует о том, что политика работы с дебиторами на предприятии не эффективна. Необходимо пересмотреть методы работы с клиентами.

          А теперь проанализируем эффективность  использования оборотных фондов ООО «Хлеб» на примере таблицы 5. 
     

          Таблица 5 – Экономическая эффективность использования оборотных средств

    Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2006 г. в %
    Коэффициент оборачиваемости 14,2 21 20,1 141,5
    Продолжительность одного оборота, дни 25 17 18 72
    Рентабельность  оборотных средств, % 110,5 244,8 175,7 65,2

     

          Одним из простейших показателей, характеризующих оборачиваемость оборотных средств, является коэффициент оборачиваемости. Из таблицы видно, что каждый рубль, вложенный в оборотные средства ООО «Хлеб», совершал в 2006 году 14,2 оборота, в 2007 году – 21 оборот, а в 2008 году – 20,1. Здесь сложно судить о тенденции изменения коэффициента, т. к. рассматривается только три года. В 2007 году видно увеличение оборачиваемости, а в 2008 – вновь сокращение. Но все-таки прирост коэффициента оборачиваемости за три года составил 41,5%. Соответственно, продолжительность оборотов уменьшилась. Это говорит о более быстром высвобождении оборотных средств из оборота, это произошло вследствие увеличения стоимости ОПФ. Соответственно, рентабельность использования оборотных средств выросла за три года на 65,2 пп.

          Рассмотрим экономическую эффективность использования персонала предприятия на примере таблицы 6. 

          Таблица 6 – Экономическая эффективность использования персонала предприятия

    Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2008 г. к 2006 г. в %
    Выработка на 1 работника по денежной выручке, тыс. руб. 179,65 217,8 245,8 136,8
    Выработка на 1 работника по прибыли от реализации, тыс. руб. 13,95 25,6 21,5 154

          Из  таблицы видно, что выработка  на 1 работника по денежной выручке  стабильно растет (прирост составил 36,8%). Что нельзя сказать по выработке прибыли. В 2007 году наблюдался прирост (с 13,95 тыс. руб. до 25,6 тыс. руб.), а в 2008 году наоборот снижение на 4,1 тыс. руб. И этого можно сделать вывод о том, что в 2008 году было увеличение себестоимости по продукции. 
     

       
      1.   Финансовые результаты деятельности предприятия
     

           Рассмотрим  результаты хозяйственной деятельности предприятия на примере таблицы 7.

           Результаты таблицы показывают, что с 2006 года по 2008 год происходит увеличение выручки и себестоимости продукции. 

           Таблица 7 – Финансовые результаты деятельности ООО «Хлеб»

    Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2006 г. в %
    Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 7186 9364 10077 140,2
    Полная  себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. 6628 8265 9194 138,7
    Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 558 1099 883 158,2
    Рентабельность  затрат, % 8,42 13,3 9,6 1,18
    Рентабельность  продаж, % 7,77 11,73 8,76 0,99

     

           В 2008 году выручка была равна 10077 тыс. руб., что на 2891 тыс. руб. больше выручки в 2006 году. Но  так как за этот период произошло увеличение себестоимости проданных товаров, работ, услуг до 9194 тыс. руб. в 2008 году. По показателю прибыли четкая тенденция не прослеживается. В 2007 году произошло увеличение прибыли почти в 2 раза (на 541 тыс. руб.). А в 2008 году уменьшение показателя прибыли (на 216 тыс. руб.). Это можно объяснить тем, что по хлебобулочной продукции все три года наблюдалась прибыль. По прочим видам продукции в 2006 г. и 2007 г. наблюдалась прибыль (1тыс. руб.), а в 2008 году – убыток (66 тыс. руб.). Рентабельность затрат, как и рентабельность продаж, также изменялась не стабильно. В 2007 году наблюдается рост рентабельность затрат на 4,88%. Это означает, на 1 рубль денежной выручки приходиться на 4 рубля 88 коп больше, чем в 2006 году. Рост рентабельности продаж составил 3,96%, т. е. на 1 рубль себестоимости произведенной продукции приходиться на 3 рубля 96 коп больше, чем в предыдущем году. В 2008 году, наоборот, снижение этих показателей. Но в целом рентабельность затрат увеличилась на 1,18 пп, а рентабельность продаж – на 0,99 пп 

     

           3. Издержки предприятия  и себестоимость  продукции 
     

  • Объемы  производства хлебобулочной продукции и использование мощностей
  •            ООО «Хлеб» относится к хлебопекарной отрасли. Специфика данной отрасли заключается в том, что, во-первых, у хлебобулочной продукции очень короткий срок реализации – максимум трое суток. В России нет ГОСТа на упаковку, упаковка незначительно увеличивает срок хранения изделий, и заводы могут обслуживать локальный рынок. Во-вторых, цены на хлеб остаются на достаточно низком уровне. Государство практически перестало их контролировать, но в то же время ужесточилась конкуренция между заводами. Однако цены на муку и хлеб остаются невысокими. [10]

          Рассмотрим  объемы и структуру реализуемой  хлебобулочной продукции ООО «Хлеб».(таблица 8) 

            Таблица 8 – Реализация хлебобулочной продукции в натуральном выражении

    Вид продукции 2006 год 2007 год 2008 год
    т % Т % Т %
    Хлеб 579,5 88,3 534 86,1 388 82
    Булочные  изделия 76,7 11,7 86 13,9 84 18
    Итого 656,2 100 620 100 472 100

          Из  данной таблицы видно, что объем производства хлебобулочной продукции с 2006 года снизился на 184,2 тонны. В структуре производимой продукции преобладает хлеб. Причем доля производства хлеба в общем объеме производства хлебобулочных изделий понижаеся с каждым годом (за три года видно понижение на 6,3%) и, соответственно, выпуск булочной продукции повышается

          Для характеристики использования мощностей предприятия рассмотрим таблицу 9. 

          Таблица 9 – Загрузка производственных мощностей

    Показатели 2006 год 2007 год 2008 год
    Потенциальная производственная мощность по производству хлебобулочных изделий, тонн/сут 16 16 16
    Фактический объем производства хлебобулочных  изделий, тонн/сут 1,8 1,7 1,75
    Коэффициент загрузки мощностей, % 11,25 10,6 10,9

          На  предприятии производственные мощности слабо загружены. Максимальная производственная мощность равна 16 тоннам в сутки. А фактическая загрузка оборудования составляет менее 2 тонн в сутки по всем трем годам. Причем наблюдается незначительное снижение этого показателя за три года (0,5%). Это произошло из-за снижения фактического объема производства продукции. Соответственно, коэффициент загрузки мощностей является невысоким, и он за три года снизился на 0,35 пп.

          Предприятие работает по заказам торговых точек. ООО «Хлеб» поставляет большую часть готовой продукции в торговую сеть Райпо Тужинского района и небольшое количество произведенных товаров поступает в торговые точки по всему району. Необходимо искать новые рынки сбыта, чтобы использовать производственные мощности в полную силу.

          Кроме показателя загрузки мощностей очень важным показателем для характеристику работы предприятия по производству хлебобулочной продукции является показатели производительности труда. Рассмотрим таблицу 10. 

          Таблица 10 – Показатели производительности  труда

    Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2008 год в % к 2006 году
    Объем производства хлебобулочных изделий, тонн 656,2 620 630 96
    Среднесписочная численность работников, чел. 40 43 41 102,5
    Произведено продукции на 1 работника, тонн 16,4 14,4 15,4 94

          Четкая  тенденция изменения объема выпуска  хлебобулочной продукции  на 1 работника  не прослеживается. Но за 3 года этот показатель снизился на 6 %. В 2006 году на 1 работника приходилось 16,4 тонны готовой продукции, а в 2008 году на одну тонну меньше. Снижение выработки объясняется тем, что за три года объем выпуска готовой продукции снизился на 4 %, а среднесписочная численность работников, наоборот, увеличилась на 2,5 %. Также этому сопутствует низкая степень загрузки мощностей оборудования. Это очень тревожно, ведь производственные мощности не задействованы даже на половину. Для повышения эффективности производства необходимо повышать фактическую степень загрузки основных средств, иначе наблюдается простой оборудования, что неблагоприятно сказывается на деятельности предприятия. 

    Состав  и структура себестоимости продукции 

          Производство  хлебобулочной продукции включает в себя несколько этапов. Первый этап заключается в заготовлении и приобретении сырья и материалов. На данном этапе начинает формироваться себестоимость продукции. Ведь основной статьей затрат в структуре себестоимости продукции является затраты на сырье и материалы. Незначительные сбережения в затратах на сырье могут дать значительный эффект. Поэтому предприятию необходимо применять дополнительные усилия по снижению себестоимости на данном этапе. Сырье, необходимое для производства продукции, представлено в рецептурах производства хлебобулочной продукции (приложение 2). Сырье в данной отрасли подразделяется на основное и дополнительное. К основному можно отнести такое сырье как мука, дрожжи, соль и др. К дополнительным относят улучшители качества хлеба такие как молоко, молочные продукты, яйца, жиры масла, сахар и т. д.

          На  втором этапе происходит подготовка сырья к пуску в производство. Проводится фильтрация муки, растворение и вмешивание компонентов. Не всякая мука пригодна для выпечки хлеба. Свежая и незрелая мука не годится. Существует два выхода: можно в течение полугода хранить ее на складе или, чтобы избежать дополнительных налогов на имущество можно использовать улучшители.

          На  третьем этапе производятся технологические  операции по приготовлению теста  такие как дозирование сырья, замес полуфабриката теста, брожение полуфабриката, обминки.

          На 4 этапе делят тесто  по порциям в тестоделильных машинах.

          На  пятом этапе производят надрезки тестовых заготовок с целью придания  специального вида по ГОСТу и выпекают продукцию. После остывания готовую продукцию укладывают в лотки. Затем отправляют заказчику. [9]

          Проанализируем состав и структуру себестоимости хлебобулочной продукции (таблица 11).

          В структуре себестоимости хлебобулочной  продукции преобладает стоимость  материальных запасов. Это объясняется спецификой деятельности данного предприятия. Хлебопекарная отрасль относится к материалоемким отраслям. Причем доля сырья снизилась за три года на 16,6%. Это можно объяснить тем, что было закуплено новое оборудование. Происходит экономия использования материалов за счет сокращения отходов. А также произошло снижение цен по некоторым видам компонентов. Доля затрат на топливо и энергию повысилась, т. к. было закуплено дополнительное оборудование, соответственно, потребление энергии увеличивается. Достаточно большую долю в структуре себестоимости продукции занимает статья расходы по оплате труда, и она увеличивается с каждым годом. За три года она повысилась на 11,9%. В 2006 году имелись внепроизводственные расходы. В последующем году эти потери были ликвидированы. В 2008 году они снова появились. Предприятие затрачивала средства на подготовку кадров. Это связано с приобретением нового оборудования и, соответственно, необходимостью квалифицированных кадров.

          На  данном предприятии применяют позаказной метод учета затрат на производство, т. к. фактическая себестоимость  изделий, изготовляемых по заказу, определяется после его выполнения. Затраты цехов учитываются по отдельным статьям калькуляции, а затраты сырья, материалов, топлива и энергии – по отдельным группам. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров заказов. [5] 

    Таблица 11 – Состав и структура себестоимости хлебобулочной продукции

    Статьи  затрат 2006год 2007 год 2008 год
    Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
    Сырье, основные и вспомогательные материалы 3489 62,3 3437 49,7 3588 45,7
    Топливо и энергия на технологические цели 137 2,4 353 5,1 513 6,5
    Прочие  прямые расходы 258 4,6 385 5,6 521 6,6
    Общепроизводственные (общехозяйственные) расходы (без средств  на уплату труда) 568 10,1 909 13,1 685 8,7
    Внепроизводственные расходы-потери 14 0,2 - - 14 0,2
    Расходы по оплате труда 1136 20,3 1838 26,6 2530 32,2
    Итого: 5602 100 6922 100 7851 100

     

          А теперь рассмотрим состав и структуру  себестоимости 1 тонны продукции (таблица 12).

          Изучая  состав и структуру себестоимости 1 тонны продукции, можно сделать вывод о том, что при формировании себестоимости необходимо особо уделить внимание статьям: сырье, основные и вспомогательные материалы и оплате труда, т. к. они занимают наибольшую долю в структуре себестоимости продукции. Анализ структуры материальных затрат показывает, что снижение материалоемкости продукции может оказать более существенное влияние на снижение себестоимости по сравнению со снижением фондоемкости на ту же величину. Для этого необходимо обеспечение соответствующего уровня эффективности использования средств производства, которые перерабатывают материальные ресурсы. 

          Таблица 12 – Состав и структуру себестоимости 1 тонны продукции

    Статьи  затрат 2006 год 2007 год 2008 год
    Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб. %
    Сырье, основные и вспомогательные материалы 5,3 63 5,5 50 7,6 45,5
    Топливо и энергия на технологические  цели 0,2 2,4 0,6 5,4 1,1 6,6
    Прочие  прямые расходы 0,4 4,8 0,6 5,4 1,1 6,6
    Общепроизводственные (общехозяйственные) расходы (без средств  оплату труда) 0,8 9,5 1,4 12,6 1,5 9
    Внепроизводственные расходы-потери 0,02 0,2 - - 0,03 0,2
    Расходы на оплату труда 1,7 20 3 26,8 5,4 32,3
    Итого 8,4 100 11,1 100 16,7 100

          Кроме того, экономия сырья и материалов – один из факторов роста объема производства. Что необходимо предприятию  ООО «Хлеб». Объем выпуска снизился за последние три года на 28 %.

          Себестоимость потребляемого материала снижается  в результате сокращения удельного  расхода материалов на единицу продукции, что непосредственно связано  с уменьшением норматива оборотных  средств. Величина материалоемкости продукции оказывает непосредственное влияние на размеры производственных запасов и стоимость нормируемых оборотных средств. Это имеет большое значение для финансового состояния предприятия

          Организационно-технические  мероприятия, направленные на улучшение использования материальных ресурсов, предусматривают повышение требования к парку основного оборудования, технологии, уровню квалификации, качеству и службе маркетинга. На предприятии уже принимаются меры по расширению и обновлению основного оборудования, подготовке и переподготовке кадров. [7] Улучшению технологии и качества также уделяется внимание. Разрабатываются новые рецептуры, используются витаминизированная добавка «Веторон» и йодированная добавка «Амитон». А вот маркетинг на предприятии практически отсутствует. Необходимо контролировать пропорциональный рост заработной платы рабочих и производительности  их труда.

          Также большую долю в структуре себестоимости  единицы продукции занимают расходы  на оплату труда. Причем их доля повысилась за три года на 12,3%. Данной статье затрат необходимо уделить особое внимание. Нужно следить затем, чтобы рост заработной платы был пропорционален росту производительности.

              Теперь проанализируем состав и структуру себестоимости 1 тонны готовой продукции. 

          Таблица 13 – Состав и структура себестоимости 1 тонны готовой продукции

    Статьи  затрат Хлеб  Пшеничный в/с Хлеб  «Сельский»
    Руб. % Руб. %
    Сырье, в т. ч.

    Мука  ржаная обдирная

    Мука  пшеничная 1 с.

    Мука  в/с

    Дрожжи  хлебопекарные

    Соль

    Сахар

    Масло растительное

    6114,79

    -

    -

    5925

    144,5

    24,08

    -

    21,21

    43,4

    -

    -

    42

    1

    0,2

    -

    0,2

    6831,70

    3507

    3201,60

    -

    69,80

    26,30

    -

    27

    52

    27

    25

    -

    0,5

    0,2

    -

    0,2

    Транспортные  расходы 609 4 680 5
    Расходы по обработке, в т. ч.

    Топливо и электроэнергия

    Заработная  плата

    Начисления на заработную плату

     
    904

    4050

    547

     
    30

    29

    4

     
    1373,23

    2730

    382,20

     
    11

    21

    3

    Общепроизводственные  и общезаводские расходы 1938 14 1076,80 8
    Итого производственная себестоимость 14163,7 100 13073,9 100

     

          В таблице рассматривается калькуляция  двух наиболее прибыльных видов продукции: хлеба пшеничного из муки высшего сорта и хлеба «Сельского». В статье затрат сырье наибольшие расходы приходятся на основной ингредиент хлеба муку. Причем, если в хлебе пшеничном используется только мука высшего сорта, то в хлебе «Сельском» используется как мука пшеничная 1 с., так и мука ржаная обдирная. Большие расходы по муке пшеничной. Второй наиболее затратной статьей по хлебу пшеничному является топливо и электроэнергия (30%), а по хлебу «Сельскому» - топливо и электроэнергия (21%). На третьем месте, наоборот, по хлебу «сельскому» - топливо и электроэнергия (11%), а в хлебе пшеничном – заработная плата (29%). Наименьшую долю в структуре себестоимости занимают транспортные расходы, лишь 4 и 5 %.

          Поскольку наиболее затратной в себестоимости продукции является статья сырье и материалы, то рассмотрим динамику изменения цен на закупаемое сырье (таблица 14). 

          Таблица 14 – Динамика цен на сырье

    Сырье Цена 1 кг сырья, руб.
    2006 2007 2007 2008г. в % к  2006г.
    Мука  в.с. 8,70 7,40 7,70 89
    Мука 1с. 7,50 6,50 7,00 93
    Мука  ржано-обдирная 7,00 5,40 5,40 77
    Соль 2,50 2,50 2,20 88
    Дрожжи 11 16 17 155
    Масло растительное 18 20 22 122

     

          В целом предприятие успешно работает с поставками сырья. За три года по всем видам сырья, кроме дрожжей  и масла растительного наблюдается  снижение. Хотя, с одной стороны, это положительная тенденция, а  с другой, снижение цен может быть пропорционально качеству сырья. 
     

  • Динамика затрат на производство продукции 
  •       Рассмотрим  динамику затрат на 1 рубль произведенной  продукции (таблица 15). 
     
     
     
     

          Таблица 15 – Динамика затрат на 1 рубль произведенной продукции

    Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2008 год в % к 2006 году
    Полная  себестоимость продукции, тыс. руб. 5602 6922 7851 140
    Стоимость продукции или выручка от реализации продукции, тыс. руб. 6159 8020 8799 143
    Затраты на 1 рубль произведенной продукции 0,91 0,86 0,89 0,98

     

          На  данном предприятии наблюдается повышение как себестоимости так, и выручки от продажи. Себестоимость повысилась на 40%. А выручка от продаж – на 43%. Затраты на 1 рубль произведенной продукции практически не меняются. Наблюдается снижение за три года всего лишь на три копейки, что составило 2 %. Это произошло из-за того, что увеличение выручки превысило рост себестоимости продукции на 3%. Снижение затрат на 1 рубль произведенной продукции произошло за счет увеличения цен на продукцию.

          А теперь проанализируем финансовые результаты деятельности предприятия по производству хлебобулочной продукции.  

              Таблица 16 – Финансовые результаты деятельности предприятия по производству хлебобулочной продукции

    Показатели 2006 год 2007 год 2008 год 2008 год в % к 2006 году
    Выручка от реализации хлебобулочной продукции, тыс. руб. 6159 8020 8799 143
    Полная  себестоимость реализованной хлебобулочной  продукции, тыс. руб. 5602 6922 7851 140
    Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 557 1098 948 170
    Рентабельность  затрат, % 10 16 12 2
    Рентабельность  продаж, % 9 14 11 2

     

          И таблицы 16 видно, что производство хлебобулочных  изделий прибыльно. Но рентабельности не высокие. На один рубль затрат прибыли приходилось от 10 копеек в 2006 году до 12 копеек в 2008 году.  А на 1 рубль денежной выручки – от 9 копеек в 2006 году до 11 копеек в 2008 году. За три года наблюдается незначительное увеличение этих показателей (лишь на 2 пп).

          Рассмотрим перспективы развития производства хлеба и хлебобулочной продукции ООО «Хлеб» на основе анализа безубыточности (таблица 17). Найдем критическую точку или точку безубыточности, т. е. определим объем производства продукции, при котором прибыль равна 0, т. е. денежная выручка равна совокупным издержкам производства.  

          Таблица 17 – Расчет безубыточного объема продаж продукции и зоны безубыточности предприятия.

    Показатели Значение
    Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 949
    Постоянные  затраты, тыс. руб. 1562,6
    Маржинальный  доход, тыс. руб. 2511,6
    Переменные  затраты, тыс. руб. 6250,4
    Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 8762
    Объем производства продукции, т 630
    Точка безубыточности, тыс. руб. 5433
    Точка безубыточности, т 390,65
    Запас финансовой прочности, тыс. руб. 3329
    Запас финансовой прочности, т 239,35
    Запас финансовой прочности, % 38

     

            Денежная выручка по хлебу в 2006 году составила 8762 тыс. руб. Полная себестоимость продукции = 7813 тыс. руб. Отсюда найдем постоянные и переменные издержки как отношение 20:80.

          FС=7813*0,2=1562,6 тыс. руб. составили постоянные издержки.

          VC=7813*0,8=6250,4 тыс. руб. составили переменные издержки.

          Объем производства в 2006 году составил 630 т. Найдем удельные переменные издержки на 1 тонну  произведенной продукции.

          AVC= =9,9 тыс. руб.

          Вычислим  денежную выручку от реализации 1 тонны  хлебобулочной продукции.

          Д В1т продукции= =13,9 тыс. руб.

          Отсюда, найдем точку безубыточности:

          Qкрит= =390,65 тонн.

          При объеме производства равном 390,65 тонн хлебобулочной продукции прибыль будет равна 0. Если объем производства снижается, на предприятии наблюдается убыток, если – увеличивается, то - прибыль.

          Теперь  вычислим запас прочности для  того, чтобы определить на сколько  может сократиться объем реализации, прежде чем предприятие начнет нести  убытки.

          ЗП=630-390,65=239,35т  продукции.

          В денежном выражении запас прочности равен 3329 тысячам рублей. Если объем производства снизится на 239,35 т или на 3329 тыс. руб. или на 38%, то предприятие начнет нести убытки.

          Теперь  определим силу операционного рычага:

          СОР= =1,6%

          Это значит, что при изменении выручки на 1%, прибыль предприятия увеличится на 1,6%. 
     
     
     
     

          Выводы  и предложения 

          Таким образом, предприятие ООО «Хлеб» относится к хлебопекарной отрасли. Производит как различные виды хлебобулочных изделий, так и занимается другими видами деятельности. Производство хлебобулочных изделий на данном предприятии рентабельно. Запас финансовой прочности достаточный (38%).

          Основные  фонды предприятия используются не эффективно. Фондоотдача снижается. Рентабельность основных производственных фондов снизилась на 57%, более чем на половину. На предприятии приобретается новое оборудование, а производительность не увеличивается. Это происходит потому, что загрузка производственных мощностей очень слабая. Из 16 возможных тонн хлебобулочной продукции  на данном предприятии производится лишь около 2 тонн в сутки. При том, что данный показатель снизился  за три года на 3%, что еще более усугубляет ситуацию

          Оборотные средства используются более эффективно. В их структуре преобладают материальные ресурсы: сырье и материалы, что объясняется спецификой деятельности предприятия. Количество оборотов оборотных средств с каждым годом увеличивается, а продолжительность оборотов – снижается. Рентабельность  оборотных средств за три года повысилась на 59%.

          Так как производственные мощности загружены  не в полную силу, на предприятии ООО «Хлеб» маленький объем выпуска продукции. Необходимо его повышать. Тогда будет действовать эффект масштаба. Соответственно издержки будут снижаться, а прибыль - увеличиваться. Для этого нужно осваивать новые рынки сбыта своей продукции. Для этого необходимо изучать потребности потребителей, расширять ассортимент продукции, улучшать качество товаров. В этом направлении уже ведется политика применяются различные витаминизированные добавки. В последние годы осваивается производство новых видов хлебной продукции.

          На  предприятии внедряется новое современное  оборудование, которое повышает качество производимой продукции и способствует экономии сырья и материалов.

          Для работы на новом оборудовании необходимо повышать квалификацию рабочих. В последствии необходимо повышать производительность труда. Выработка продукции на предприятии остается достаточно низким показателем. Нужно следить затем, чтобы рост заработной платы был пропорционален росту производительности.

          Необходимо  совершенствовать организацию производства, изменить управление производством, основными  фондами и транспортными расходами, сделать его более эффективным. Нужно сокращать потери от брака.  

     

           Список литературы 

          
    1. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Экономистъ, 2004. – 316 – 340 с.
    2. Экономика предприятия пищевой промышленности. Учебник. А. В. Гордеев, О. А. Масленникова, С. В. Донскова, Н. К. Долгушкин, А. Х. Заверюха, Е. В. Ульянов 2-е издание, испр. и доп. – М.:Агроконсалт, 2003. – 60 – 77 с.; 348 – 375 с.
    3. Сборник рецептур на хлебобулочные изделия, вырабатываемые по государственным стандартам. – СПб.: ГИОРД, 2004. –
    4. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Грузинов В. П., Грибов В.Д. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 84 – 98 с.
    5. Экономика, организация и планирование производства на предприятии: Учеб пособие для студентов экономических факультетов и вузов. 3-е изд., доп. и переработ.. – Р-на-Д: МарТ. – 544с.
    6. Экономика предприятия и отраслей промышленности. Учебное пособие. 4-е издание, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 545 с.
    7. Экономика предприятия. Учебник. Чуев И.Н. – М.: Дашков и Ко, 2003. – 416 с.
    8. Экономика предприятия. Курс лекций. Волков О. И., Скляренко В. К. – М.: Инфра, 2001. – 280 с.
    9. Экономика фирмы: учебное пособие для вузов. – Чечевицына Л. Н. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 390с.
    10. Экономика предприятия: учебник для вузов по экономическим специальностям. – под ред. Горфинкеля В. Я., Швандара В. А. – 4-е изд.; перераб. и доп. – М.: Юнити, 2006. – 670 с .
    11. Экономика организаций (предприятий): учебник. Издание 3-е перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 553 с.
    12. Рынок хлебобулочных изделий в России. Состояние и перспективы развития.- С. Жидков, С. Пчелинцев.- Хлебопечение. – 2006. - №6. С. 2-3
    13. Ресурсосберегающие инновационные процессы в хлебопекарной промышленности. – И. Л. Воротников, В. Л. Пилипюк. – Экономика АПК и перерабатывающих отраслей. – 2006. - №4. – С. 30-31
    14. Себестоимость продукции: планирование, анализ, резервы снижения. – Никольский Э. В. – М.: Российская газета, 2006. – 208 с.
    15. Формирование себестоимости продукции. – Кузнецова А. А. – М.: Налоговый вестник, 2005. – 287 с.

     

           
     
     
     
     
     
     
     

          Приложения 

     

          

    Приложение 1 

    Схема структуры управления ООО «Хлеб». 

     
    Приложение 2 [3]
     

    Рецептура на хлеб дарницкий, ГОСТ 26983-86 

    Наименование  сырья Расход сырья, кг
    Мука  ржаная хлебопекарная обдирная 60,0
    Мука  пшеничная хлебопекарная первого  сорта 40,0
    Дрожжи  хлебопекарные прессованные 0,5
    Соль  поваренная пищевая 1,4
    Итого 101,9

     
     

    Рецептура на хлеб пшеничный первого сорта. 

    Наименование  сырья Расход сырья, кг
    Мука  пшеничная хлебопекарная первого  сорта 100,0
    Дрожжи  хлебопекарные прессованные 1,0
    Соль  поваренная пищевая 1,3
    Итого 102,3

     
     

          Рецептура на хлеб пшеничный высшего сорта. 

    Наименование  сырья Расход сырья, кг
    Мука  пшеничная хлебопекарная высшего  сорта 100,0
    Дрожжи  хлебопекарные прессованные 1,0
    Соль  поваренная пищевая 1,3
    Итого 102,3

     
     

    Рецептура на батон нарезной. 

    Наименование  сырья Расход сырья, кг
    Мука  пшеничная хлебопекарная высшего  сорта 100,0
    Дрожжи  хлебопекарные прессованные 1,0
    Соль  поваренная пищевая 1,5
    Сахар-песок 4,0
    Маргарин  столовый с содержанием жира не менее 82% 3,5
    Итого 110,0


    Информация о работе Издержки предприятия и себестоимость продукции хлеба и хлебобулочных изделий в ООО «Хлеб» Тужинского района Кировской области