Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа
Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Цель работы – выявить основные черты экологической политики высокоразвитого государства (на примере Японии).
Введение
1. Современная экологическая политика: этапы, принципы, направления
1.1 Понятие экологической политики
1.2 Этапы, принципы и направления экологической политики
2. Охрана окружающей среды в странах с высокоразвитой рыночной экономикой (на примере Японии)
2.1 Перемена отношения к проблемам экологии
2.2 Переход к гибкой экономической политике
3. Новые направления экологической политики в Японии
3.1 Государственное программирование экологической политики
3.2 Изменение структуры народного хозяйства
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения
Подпись_______________________
преподавателя
«_____»__________________2010 г.
Экологическая политика высокоразвитого государства
(на примере Японии)
Курсовая работа
по теории управления
«Государственное и муниципальное управление»
Оглавление
Введение
1. Современная экологическая политика: этапы, принципы, направления сс. с 6 по 12
1.1 Понятие экологической политики
1.2 Этапы, принципы и направления экологической политики сс. с 8 по 12
2. Охрана окружающей среды в странах с высокоразвитой рыночной экономикой (на примере Японии)
2.1 Перемена отношения к проблемам экологии
2.2 Переход к гибкой экономической политике
3. Новые направления экологической политики в Японии
3.1 Государственное программирование экологической политики сс. с 19 по 20
3.2 Изменение структуры народного хозяйства
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения
Введение
Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Расширяя и усиливая антропогенное и техногенное давление на природу, общество сталкивается с многократно воспроизведенным «эффектом бумеранга»: разрушение природы оборачивается экономическим yщep6oм и социальным уроном. Природа не в состоянии собственными сипами восстанавливать нарушаемое экологическое равновесие, воссоздавать изъятые у неё блага в соответствующем объеме. Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса. Вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост, основывающийся на традиционных принципах, становится угрожающе опасным. И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.
Многие экологические проблемы сейчас перешагнули рамки национальных хозяйств и приобрели глобальное измерение. Для их решения требуется объединение усилий всех стран мирового сообщества, но согласование позиций различных государств сдерживается прежде всего экономическими соображениями. Быть лидером здесь трудно - попытки решить глобальные проблемы в порядке проведения односторонних мер поставят хозяйство страны-инициатора в невыгодное положение по сравнению с конкурентами на мировом рынке.
Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.
Исследованиями в области экологии занимались лучшие ученые мира: Мальтус Т.Р., разработавший теорию роста народонаселения, его работа «Опыт закона народонаселения» вошла в историю развития человечества, имеет значение для демографических исследований и планирования; К.Маркс и Ф.Энгельс, наряду с другими проблемами, исследовали вопросы взаимодействия человека и природы, полагали, что пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обуславливает друг друга; Э.Геккель, внесший неоспоримый вклад в развитие экологической науки и давший первую биологическую трактовку термина «экология»; В.И.Вернандский, предупреждавший еще в середине 1920-х гг. об опасности неразумного, неконтролируемого отношения к природе, разработавший концепцию о ноосфере; Н.Г.Холодный, внедривший понятие антропокосмизма, как единство человека с космосом и природой и т.д.
Наряду с теоретической частью экологической философии следует различать также и практическую. Непреходящая заслуга такого расширения принадлежит Х.Йонасу. В своей концепции Х.Йонас рассматривает политико-философские вопросы экологических проблем, которые не решаются с помощью одних лишь максим индивидуальной этики и следствия для политической философии здесь неизбежны. В работах Х.Ионаса, разумеется, еще отсутствуют подходы к экологически приемлемому переустройству экономики, развитые только в 1980-е годы. Размышления эти имеют особое значение, ибо сущность нашей эпохи определяется экономикой.
В трудах А.Наэсса, Б.Дивола и Дж.Сешенсома, У.Фокса, П.Г.Олдака, Н.Н.Моисеева, отчетливо прослеживается идея о том, что экологической катастрофы на земле не избежать, если мировое сообщество не предпримет целый ряд совместных политических действий по улучшению ситуации в сфере охраны окружающей среды.
Ученые Р.Бейли, Б.Ломборг, Дж.Л.Симон в своих исследованиях, напротив, пытаются доказать, что экологический проблемы надуманны и вымышлены, не стоят столь остро, не требуют пристального внимания политиков.
Широкий спектр литературы посвящен историческому аспекту экологической политики СССР и экологическому движению в России и за рубежом, вопросам экологического права, разработке теоретической базы социально-экологических законов, вопросам терминологии экологических проблем. Следует назвать работы К.М.Петрова, О.Н.Яницкого, В.И.Данилова-Данильяна, В.Д.Комарова, Н.М.Мамедова, Д.И.Платонова, Б.М.Маклярского, С.А.Боголюбова, Д.Вайнера, В.Камыш. В данных работах обращается внимание на то, что в условиях постиндустриального общества экологические проблемы должны решаться только на политическом уровне, посредством разработанной государственной экологической политики.
Цель работы – выявить основные черты экологической политики высокоразвитого государства (на примере Японии).
Для решения поставленных целей необходимо обозначить ряд задач:
1. Раскрыть содержание понятия «экологическая политика».
2. Выявить основные этапы, принципы и направления современной экологической политики.
3. Исследовать проблемы охраны окружающей среды в странах с высокоразвитой рыночной экономикой.
4. Выявить основные черты экологической политики высокоразвитого государства (на примере Японии).
Объектом исследования выступает экологическая политика высокоразвитого государства.
Предмет исследования – государственное регулирование и реализация экологической политики высокоразвитого государства.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемых источников и литературы, включающего 23 наименования, и приложений.
1. Современная экологическая политика: этапы, принципы, направления
1.1 Понятие экологической политики
Такие понятия и термины, как «глобальная экология», «социальная экология», «политическая экология», «экологические проблемы», «экология человечества», «экологическая политика» достаточно прочно вошли в общественное сознание.
Несмотря на то, что содержание этих терминов весьма многозначно и точно не определено, внимание к ним отражает изменившиеся реалии нашего времени.
На протяжении многовековой истории человечества, эксплуатация окружающей среды, ее природных ресурсов не была столь активной. Проблемы взаимодействия человека и природы не возникало.
Но во второй половине XX столетия был поставлен вопрос об охране окружающей среды, в том числе в политическом плане, поскольку ее загрязнение в результате жизнедеятельности человечества достигло критического уровня. Превентивные механизмы сохранения окружающей среды до сих пор не выработаны, что с превращением человечества в глобальную силу, грозит ему самоуничтожением. Необходим поиск и разработка теоретических основ и механизмов снятия нарастающего антропогенного воздействия человека на природную среду.
Экологическая ситуация в России также является неблагоприятной. Около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии, 60% населения России живет в неблагоприятных экологических условиях. Если в 1999 г. Россия занимала 72-е место в мире по экологическим показателям, то сегодня — 74-е место.
Потому не случайно, что в последние годы экология стала и сферой повышенного интереса политической науки. Это связано прежде всего с тем, что в течение последних десяти лет происходит реформирование политической системы государства, изменение системы управления, формирование и совершенствование нормативно-правовой базы деятельности по охране природы, осознание необходимости решения экологических проблем именно на государственном уровне. Экологическая наука может и должна сыграть стабилизирующую роль в дальнейшем развитии России. Уже давно звучит призыв к интеграции экологии, экономики и политики, к принятию политических решений на основе экологических императивов. Такой подход определяет иную, чем было принято ранее в нашей стране, стратегию управления обществом.
Итак, экологическая политика – это часть политики государства в области нейтрализации ущерба, наносимого человеческой[1].
Возникновение данной проблемы связано с резким усилением воздействия общества и человека на природу. Промышленная революция и, в особенности, научно-технический прогресс (50-е г.г. XX столетия) резко ухудшили состояние природы. Бесконтрольность в рыночном обществе, в котором деятельность субъектов не регулируется государством, исключает природу из сферы их интересов и приводит к резкому ухудшению экологии.
Ситуация может быть изменена при проведении экологической политики и консолидации частных производителей с целью коллективного контроля за восстановлением природы.
Практика показала, что общественные меры эффективны в случае вмешательства государства в природоохранную деятельность. Экологическая политика проводится как внутри стран, так и на региональном и глобальном уровнях. Внутренняя экологическая политика заключается в принятии законов, направленных на сохранение и реабилитацию (восстановление) природных ресурсов, которые истощаются в результате человеческой деятельности; создании государственных программ в природоохранной и смежных областях; выделении средств на поддержание окружающей среды различным институтам общества, и т. д. На международном уровне эта деятельность необходима потому, что природа не знает искусственных, в частности, политических, государственных границ - она едина для всех людей Земли. Ее интернациональный характер требует согласованных действий от субъектов этого вида деятельности.
В современном мире экологические проблемы можно превратить в содержательную основу для интернационализации, глобализации политики в целом, поскольку они превратились в актуальные глобальные проблемами. К ним относят, например, сохранность газовой оболочки Земли, включая озоновый слой; сохранение и восстановление растительного и животного мира; рационализацию использования ресурсов, применяемых в хозяйственных и иных целях; предотвращения загрязнения и вредного воздействия последствий военной, космической и иных форм деятельности. В то же время эти проблемы трудноразрешимы в ситуации государственной конфронтации.
Информация о работе Экологическая политика высокоразвитого государства на примере Японии