Экологическая политика высокоразвитого государства на примере Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 05:54, курсовая работа

Описание

Взаимодействие общества и природы - узловая проблема политического и социально-экономического развития общества. Однако, как показывает мировой опыт, эта проблема ещё далека от своего решения.
Цель работы – выявить основные черты экологической политики высокоразвитого государства (на примере Японии).

Содержание

Введение
1. Современная экологическая политика: этапы, принципы, направления
1.1 Понятие экологической политики
1.2 Этапы, принципы и направления экологической политики
2. Охрана окружающей среды в странах с высокоразвитой рыночной экономикой (на примере Японии)
2.1 Перемена отношения к проблемам экологии
2.2 Переход к гибкой экономической политике
3. Новые направления экологической политики в Японии
3.1 Государственное программирование экологической политики
3.2 Изменение структуры народного хозяйства
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Экологическая политика.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

Экологические инвестиции стимулируют совокупный спрос, что также ведет к ускорению темпов роста и, что немаловажно, к росту занятости. Этот неокейнсианский постулат широко поддерживается в правительственных кругах Японии последние два десятилетия. Практическим следствием этой поддержки стало постоянное наращивание государственных расходов на охрану окружающей среды и стимулирование аналогичных частных инвестиций и расходов. Примерно 5% этих вложений в 80-е гг. ушло на охрану вод, 20 - на охрану воздуха и 11% - на переработку отходов[9].

 

3.2 Изменение структуры народного хозяйства

Структурное воздействие охраны окружающей среды многосторонне. Прямое ее влияние на экономику проявляет себя в формировании экологического сектора Японии. В него вошли компании по производству очистного и контрольно-измерительного оборудования, фирмы мониторинга, консультативные фирмы, фирмы по проведению экологической экспертизы, подрядные компании по строительству природоохранных объектов, озеленению.

Формирование основного парка очистного оборудования происходило в Японии в течение 70-х гг. А к 1.986 г. здесь уже было сосредоточено 1600 установок по очистке выбросов от серы, что составляет 80% мирового парка, и более 360 установок по очистке выбросов от азота (90% мирового парка).

Производство природоохранного оборудования в Японии отличается стабильностью.

К концу 80-х годов затраты на природоохранное оборудование в стране составляли 600 млрд. иен, на производство приборов - 20 млрд., на деятельность по мониторингу - 50 млрд. иен.

К 1995 г. ожидается дальнейшее увеличение рынка очистного оборудования в Японии. Рынок оборудования по контролю за поступлением фреонов в окружающую среду составит, по оценкам, 1 трлн. иен, оборудования по контролю загрязнения воздуха (в том числе по предотвращению потепления климата) - 0,3 трлн., оборудования по предотвращению загрязнения вод (в том числе по охране морской среды) - 1 трлн., оборудования по обезвреживанию отходов (в том числе токсичных) - 0,5 трлн., оборудования по контролю загрязнения асбестом - 1 трлн., по контролю электромагнитного излучения – 0,5 трлн. иен.

Даже если прогноз считать завышенным, нужно признать, что в Японии к концу столетия сформируется рынок: глобальных экологических услуг.

Экологические факторы стимулируют снижение доли ресурсопотребляющих отраслей (более чем в 2 раза за последние 15 лет); снижение энергоёмкости (в Японии самый низкий в мире уровень энергоемкости единицы валового национального продукта), а также снижение потребления воды в производстве (в 2,5 раза за 15 лет).

Изменение структуры народного хозяйства сказывается на улучшении экологической ситуации в стране. Так, по оценкам, имевшее место сокращение в 2 раза в Японии выбросов окислов серы в 1975-1980 гг. только на 1/3 было обусловлено увеличением использования очистного оборудования, остальное явилось результатом изменения отраслевой структуры и структуры потребления топлива, а также экономией энергии.

Аналогичная оценка в области охраны вод показывает, что за счет структурных факторов достигнуто сокращение сбросов практически наполовину.

Именно поэтому в 30-е годы произошла переориентация государственной экологической политики Японии на экологически чистые, ресурсоэкономные производства. В этой связи можно констатировать, что практически все меры планирования и регулирования Японии, воздействующие на структурные изменения, стали играть роль дополнительного регулирования в рамках общей экологической политики государства.

Решение собственных экологических проблем в стране за счет выноса грязных производств за пределы страны получило широкое распространение в 70-е годы. Однако, естественно, что его использование скоро вызвало обострение противоречий в отношениях Японии со странами, которые принимали у себя такое производство. Большинство этих стран потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб. Такой компенсацией стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление прочих мер по охране окружающей среды. Японские субсидии на эти цепи возросли за 1979 - 1988 гг. с 80 млн. до 15,1 млрд. иен на безвозмездной основе, а на компенсационной основе - с 8,4 млрд. до 57,1 млрд. иен. Число проектов Японии по водоснабжению и обезвреживанию отходов в развивающихся странах возросло соответственно в первом случае с 2 до 21, во втором - с 1 до 10[10].

Правительство Японии пришло к пониманию того факта, что национальные экологические проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологических проблем. Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной стране.

Помимо финансовой помощи большое значение в международном сотрудничестве имеет опыт и технологии охраны окружающей среды. Они также становятся важным объектом планирования экологического сотрудничества Японии с зарубежными странами.

Сама Япония ежегодно сокращает свой вклад в глобальное загрязнение. Так, если в 1930 г. она занимала второе место среди развитых стран по объему поступлений загрязняющих веществ в атмосферу, то в 1988 г. ей удалось передвинуться на седьмое место.

Практически решена задача снижения до нормативного уровня окислов серы и соединений азота. Для предотвращения глобального потепления климата Японией планируется в самые кратчайшие сроки значительную часть энергетики перевести на АЭС, численность которых к 2000 г. увеличится дополнительно еще на 100 станций.

Опыт Японии наглядно свидетельствует о том, что решающий фактор кардинального снижения загрязнения окружающей среды образуется сменой производственных технологий. Общественные движения "зеленых", борьба с загрязнителями среды, доминирующая часть государственного регулирования в конечном счете выступает дополнительным стимулом скорейшей экологизации производственных процессов. Понимание этого чрезвычайно важно как для новой российской государственной экологической политики, так и российских экологических общественных организаций.

Заключение

 

Необходимость решения экологических проблем осознают все. На примере Японии мы видели как постепенно вырабатывались меры экономического, административного и иного воздействия на загрязнителей окружающей среды. Сейчас подобные меры применяются во всех развитых странах. Ведется также поиск новых способов решения проблемы.

В дискуссиях о возможном выборе стратегии в области охраны окружающей среды на данный момент отчетливо выявились три различных подхода. Первый исходит из того, что жесткие меры экологического контроля необходимо проводить немедленно, не взирая на затраты и возможные экономические последствия. Успех экологической политики связывается с введением широкого комплекса мероприятий, главными из которых станут запреты на экологически вредные виды продукции промышленного и бытового назначения, ограничения на различные виды деятельности и др.

Согласно второму подходу ситуация в сфере охраны окружающей среды не оценивается как критическая, и потому жесткие меры не только не нужны, но и вредны, так как будут сдерживать экономический рост. Экономический рост - это не только материальные блага, но и образование и здравоохранение, поэтому охрана окружающей среды далеко не единственный приоритет в обществе. Поскольку ресурсы ограничены, нужно тщательно взвешивать выгоды экологической политики и затраты на её реализацию. Этот подход обычно критикуется за то, что краткосрочные экономические выгоды заслоняют собой перспективу получить в наследство многие экологические беды.

Третий подход направлен на активизацию мер по охране окружающей среды, но не путем ограничений или запретов, а на основе введения в рыночный механизм системы объективной оценки экологических последствий производства и потребления. В настоящий момент, отмечают сторонники данного подхода, стимулы загрязняющей деятельности сильнее стимулов "не загрязнять" как у фирм, так и у потребителей. Более широкое использование налогов (на органическое топливо, определенные виды загрязнений и продуктов) и других экономических мер позволит сориентировать рыночный механизм на цели охраны окружающей среды.

В дискуссиях вокруг этих подходов отражена растущая потребность интегрировать экологические цели в механизм хозяйствования. Взаимосвязь экономических и экологических проблем диктует необходимость использования как преимуществ рыночного механизма, так и мер государственного регулирования для обеспечения экологически сбалансированного развития экономики. Однако не все одинаково представляют себе

У нас есть основания надеяться, что в дальнейшем экологическая политика развитых стран мира будет формироваться под растущим воздействием глобальных факторов, задавая новые приоритеты хозяйственного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

 

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В., Сидоренко С.Н. и др. Макроэкология и основы экоразвития. – М.: Издательство РУДН, 2005. – 367 с.
  2. Блинов А. О роли предпринимательской деятельности в улучшении экологической обстановки. // Российский экономический журнал. М., N 7, стр. 55-69.
  3. Богдановский Г.А. Химическая экология. – М.: МГУ, 1994. – 237 с.
  4. Винокуров, В.Ю. Экологическое право. - М., 1993. - С. 27.
  5. Возняк В.Я., Файтельман Н.Г., Арбатов А.А. и др. Экологическое оздоровление экономики., М., Наука, 1994г. с. 190.
  6. Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. – М: Проспект, 2008. – 336 с.
  7. Геоэкология и природопользование. Понятийно-терминологический словарь / Авторы: Козин В.В., Петровский В.А. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 576 с.
  8. Гирусов Э.В. и др. Экология и экономика природопользования / Под ред. Э.В. Гирусова – М.: ЮНИТИ, 2007. – 591 с.
  9. Голицын А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения природной среды – М.: Оникс 21 в, 2007. – 336 с.
  10. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: ЭКСМО, 2008. – 768 с.
  11. Дьяков К.Н. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник. - М: Аспект-Пресс, 2005. - 484 с.
  12. Евдокимова С.Т. Правовые аспекты охраны окружающей среды. – Изд-во ИПК госслужбы, 2003. – 100 с.
  13. Казанцев, Н.Д. Правовая охрана природы. - М., 1961. - С. 68.
  14. Калыгин В.Г. Промышленная экология – М.: Academia, 2007. – 431 с.
  15. Притулько В.М. Экологическая экспертиза: Учебник. - М: Academia, 2005. - 234 с.
  16. Протасов В.Ф. Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, экологическая доктрина. Термины и понятия. Экологическое право. - М: Финансы и статистика, 2006. - 375 с.
  17. Розанов С.И. Общая экология. Учебник. - М: Лань, 2001. - 287 с.
  18. Росляков П.В. Методы защиты окружающей среды: учебник для вузов / П.В. Росляков. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007. – 336 с.
  19. Перман Р., Ма Ю., Макгилври Дж. и др. Экономика природных ресурсов и охраны окружающей среды (промежуточный уровень): пер. с англ. – М.: Издательство ТЕИС, 2007. – 1167 с.
  20. Папенов К.В, ред. Экономика природопользования – М.: Проспект, 2006. – 900 с.
  21. Садовникова Л.К., Орлов Д.С., Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении. – М: Высшая школа, 2006. – 334 с.
  22. Шуленина Н.В. Экологическая политика современной России: от императивов к аргументам. – http://www.humanities.edu.ru/db/msg/50956
  23. Экология и нарушение прав человека. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

 

Приложение 1

Годы принятия законов по охране окружающей среды

 

СТРАНА

ОСНОВНОЙ

ОХРАНА

КОНТРОЛЬ

OXPAHA

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ

 

ЗАКОН

ВОД

ЗА ОТХОДАМИ

ВОЗДУХА

ЭКСПЕРТИЗА

США

1970

1972

1965

1963

1969

 

 

1977

1970

1970

 

 

 

 

1976

 

 

Япония

1967

1959

1970

1962

1973

 

1970

1970

 

1968

1988

Франция

1976

1964

1975

1974

1976

ФРГ

 

1957

 

 

 

 

 

1976

1972

1974

1975

Италия

 

1976

 

1966

 

Швеция

1969

1969

 

1969

1969

 

1981

1981

1975

1981

1981

 

 

1983

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Велико-

 

 

 

 

 

британия

1974

1961

 

1956

 

 

 

1974

1974

1968

 

Информация о работе Экологическая политика высокоразвитого государства на примере Японии