Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:21, дипломная работа

Описание

Цель работы - всестороннее исследования безопасности регионального сектора экономики в системе национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы экономической безопасности на региональном уровне;
- проанализировать систему обеспечения экономической безопасности Вологодской области;
- предложить пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ………………….
6
1.1. Экономическая безопасность: понятие, сущность,
специфика……………………………………………………………..
6
1.2. Экономическая безопасность региона в системе
национальной экономической безопасности: угрозы и факторы риска……………………………………………………………………
13
1.3. Процесс обеспечения экономической безопасности на
региональном уровне…………………………………………………
20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………
29
2.1. Общая экономическая характеристика региона………………... 29
2.2. Анализ угроз экономической безопасности Вологодского
региона…………………………………………………………………
36
2.3. Пути преодоления угроз экономической безопасности в
Вологодском регионе………………………………………………….
43

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………….
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 68

Работа состоит из  1 файл

Диплом Экономическая безопасность испр..doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

 

Подводя итоги краткого анализа динамики уровня социально-экономического развития, можно сделать вывод, что Вологодская область обладает значительными возможностями и потенциалом экономического роста и социального развития, а по целому ряду направлений занимает лидирующие позиции в России.

Вместе с тем мировой финансово-экономический кризис обострил ограничения экономического роста и повышения конкурентоспособности экономики региона. Сокращение спроса привело к снижению цен на продукцию вологодских производителей и к падению объемов производства, что отразилось и на рынке труда и занятости населения, в связи с чем необходимо смещение акцентов в проводимой политике при сохранении общего направления преобразований.

 

2.2. Анализ угроз экономической  безопасности Вологодского региона

 

Анализ внешних и внутренних факторов показывает, что причины складывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный характер. Они регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина и т.д. Решению многих социально-экономических проблем препятствуют несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов налоговая и бюджетная системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных, льгот, затрудняющих решение стратегических задач. Поэтому дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества зависит от четкой региональной политики государства.

Учитывая необходимость  обеспечения национальной и экономической  безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики. С другой – свести к минимуму риск возникновения угроз экономической безопасности в регионах и обеспечить стабилизацию и устойчивое развитие политической, социальной, экологической обстановки и процесса воспроизводства в каждом субъекте федерации. Это предполагает комплекс мер, учитывающих экономико-географические, социально-экономические, социально-культурные, исторические и другие особенности каждого отдельного региона страны.

Таким образом, сущность экономической безопасности региона  можно определить как возможность  и способность его экономики обеспечивать качество жизни населения на уровне соответствующих стандартов, социально-экономическую и общественно-политическую стабильность, способность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах всех видов ресурсов и при не истощаемом использовании природных факторов.

Экономическую безопасность на уровне региона следует рассматривать  как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены  внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения.

Сокращение собственных  средств предприятий Вологодского региона сказалось и на объёмах их инвестиционных вложений в производство. После периода устойчивого роста данного показателя в 2007 г. началось его значительное сокращение (на 21% за два года). В 2009 г. он составлял 45,7 тыс. руб. на душу населения, в то время как в среднем по СЗФО и РФ – 67,8 и 55,9 тыс. руб. соответственно (рис. 2.3). Сложившаяся ситуация негативно влияет на процессы модернизации экономики региона.

О возросших угрозах  экономической безопасности Вологодской  области свидетельствует также  снижение бюджетной обеспеченности. Кризис, повлиявший на промышленные предприятия, «подорвал» один из основных источников бюджета – поступления от налога на прибыль.

Их объём сократился более чем на 20%, а область опустилась по показателю бюджетной обеспеченности на 9-е место среди регионов СЗФО (приложение 1). С 2011 г. Вологодская область стала дотационной.

 

Рис. 2.3. Объём инвестиций в основной капитал на душу населения, тыс. руб. (в ценах 2009 г. с учётом среднего индекса цен) [38,c.56]

К угрозам экономической  безопасности следует отнести и  снижение уровня жизни населения. В целом за период с 2000 по 2009 г. среднедушевые доходы населения Вологодской области в текущих ценах выросли в 6 раз и составили в среднем 12,1 тыс. руб. в месяц, однако это значительно ниже данных по СЗФО и стране в целом (17,0 и 16,9 тыс. руб. соответственно; приложение 2).

Такой уровень среднедушевых  денежных доходов приводит к снижению платёжеспособного спроса населения, что препятствует увеличению производства товаров и услуг.

Факт невысокого уровня среднедушевых доходов в области  подтверждается и его соотношением с величиной прожиточного минимума (стоимостная оценка минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности).

В 2009 г. среднедушевые  денежные доходы в регионе превосходили размер прожиточного минимума в 2,3 раза, тогда как в СЗФО и России это соотношение достигло 2,7 и 3,3 раза соответственно (рис. 2.4.).

Причём 16% населения региона  имеет доходы, которых не хватает даже на покупку минимального набора товаров (по России в целом – 13%) [31,с.54]. В то же время данные опросов жителей региона свидетельствуют о ещё более тяжёлой ситуации: в структуре их социальной самоидентификации наиболее многочисленную группу составляют «бедные и нищие» (47 – 49%).

Фактором, дестабилизирующим  социальную ситуацию в регионе, является также рост безработицы. Если до 2008 г. уровень безработицы в Вологодской  области был одним из самых  низких по СЗФО, то вследствие мирового финансового кризиса произошло значительное увеличение данного

Рис. 2.4.Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума, раз [38,с.58]

показателя – до 7,9% (в среднем по РФ – 8,4%; рис. 2.5). Безработный человек, не имеющий источника доходов, может рассчитывать лишь на помощь государства – на пособие, величина которого в области с учётом 15% северного коэффициента составляет от 978 до 5635 руб. [17].

Рис. 2.5. Уровень безработицы, %[38,с.60]

Падение уровня жизни  и сложная экономическая ситуация не способствуют снижению уровня заболеваемости населения. По этому показателю Вологодская область находится на 6-м месте в округе. Причём на каждую тысячу населения за год зарегистрировано 887 случаев заболеваний, тогда как в Ленинградской области – лишь 585 (1 место).

По сравнению с 2000 г. существенное снижение заболеваемости в Вологодской области отмечалось в 2003 – 2005 гг. (приложение 3). Однако уровень заболеваемости в регионе ещё достаточно высок.

Современная демографическая  ситуация как в Вологодской области, так и в Российской Федерации в целом характеризуется стойким снижением численности населения, начавшимся в 1992 г. (приложение 4).

Согласно прогнозу ИСЭРТ  РАН, к началу 2020 г. численность населения  трудоспособного возраста в области  снизится на 18%. Иначе говоря, в период до 2020 г. продолжится старение населения региона, и последствия этого будут значимы для демографической («база» для низкой рождаемости и высокой смертности), экономической (замедление процесса трудового замещения, рост нагрузки на население трудоспособного возраста) и социальной (увеличение расходов на социальное обеспечение, возрастание нагрузки на социальную инфраструктуру) составляющих жизни общества [40,с.28].

Естественная убыль  населения региона не компенсируется миграционным приростом. Начиная с 2001 г. значения данного показателя в Вологодской области остаются крайне низкими – всего 0,5 чел. на 10 тыс. населения в 2009 г. (рис. 2.6). Для сравнения: по России в целом (международная миграция) и СЗФО коэффициенты миграционного прироста в десятки раз больше (17 и 21 чел. на 10 тыс. населения соответственно). В Евросоюзе в 2008 г. этот показатель составлял 29 чел. на 10 тыс. населения [38,с.87]. Представленные факты свидетельствуют о низкой территориальной мобильности вологжан.

Кроме названных выше, угрозу экономической безопасности региона представляет сложная экологическая  ситуация в городах Вологодской области, обусловленная тем, что значительную долю в структуре экономики занимают отрасли, связанные с добычей и переработкой сырьевых ресурсов.

Рис. 2.6. Коэффициент миграционного прироста (+), убыли (-), чел. на 10 тыс. населения[38,с.63]

Как известно, основными  загрязнителями атмосферного воздуха  являются предприятия чёрной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, строительной индустрии, энергетики, целлюлозно-бумажной промышленности [33,с.81]. Наиболее сложной является в настоящее время экологическая ситуация в г. Череповце. Исследования качества атмосферного воздуха показали, что в Индустриальном районе города загрязнение выше предельно допустимых суточных концентраций по диоксиду азота – до 1,3 раза, сероуглероду – 2,4 раза, формальдегиду – 3,3 раза, оксиду углерода – до 1,3 раза [35,с.90].

Качество питьевой воды не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям из-за её плохой очистки, неудовлетворительного состояния коммунальных водопроводов и сильного загрязнения источников водоснабжения (особенно остро эта проблема стоит в городах). Определённую лепту в этот процесс вносит агропромышленный комплекс: в сельскохозяйственном производстве не происходит достаточной очистки сточных вод, сбрасываемых в реки; минеральные удобрения часто вносятся с превышением норм, а ядохимикаты хранятся на открытых площадках. Продолжает ухудшаться состояние земель и лесов, расположенных на территории Вологодской области [38,с.54].

Анализ основных тенденций  социально- экономического развития позволил выделить следующие наиболее важные угрозы экономической безопасности Вологодской области:

а) моноотраслевая структура  экономики и высокая зависимость от химического и металлургического производства детерминируют преобладание сырьевой направленности развития региона и снижение его конкурентоспособности;

б) снижение объёмов и  темпов роста производства в связи с последствиями мирового финансово-экономического кризиса ведёт к недозагрузке имеющихся мощностей, падению результативности и закрытию отдельных предприятий и, как следствие, росту безработицы;

в) преобладание экспорта сырья над экспортом наукоёмкой и высокотехнологичной продукции вызывает уменьшение бюджетных поступлений и сокращение возможностей обновления парка машин и оборудования;

г) полное открытие внутреннего  рынка для импортной продукции при отказе от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям обусловливает зависимость региона от поставок из других стран, а также разрушение производства;

д) увеличение техногенных  нагрузок и снижение устойчивости природной среды вызывает рост числа заболеваний, вынуждает население к миграции в другие, более благополучные регионы и страны;

е) снижение численности  населения и уровня его денежных доходов ухудшает качественные характеристики трудового потенциала региона.

 

2.3. Пути преодоления угроз экономической безопасности в Вологодском регионе

Экономическая безопасность региона — комплекс мер, направленных на устойчивое, постоянное развитие и совершенствование экономики региона, обязательно предполагающий механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

В идеальном случае экономическая  безопасность региона идентифицируется, с одной стороны, с интересами его населения, а с другой — с интересами Российской Федерации в целом. В реальной же практике интересы региона зачастую заменяются понятием «местнические интересы», интересы Российской Федерации — интересами федерального центра, а интересы населения — интересами отдельных слоев населения.

Во внутренней структуре  экономической безопасности региона  можно вычленить три важнейших  блока.

1. Экономическая независимость,  которая носит относительный  характер ввиду экономико-политической зависимости региона от федерального центра и взаимосвязанности экономик субъектов Федерации. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля региональной власти за региональными ресурсами (в рамках предоставленных федеральным центром полномочий); достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в межрегиональной и международной торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость  региональной экономики, предполагающие  защиту собственности во всех  ее формах; создание надежных  условий и гарантий для предпринимательской  активности; сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т.д.).

3. Способность к саморазвитию  и прогрессу — создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и культурного уровня работников и т.д.[35,c.144]

Традиционно развитие (или  деградация) системы рассматривается  в рамках достаточно плавных и относительно стабильных экономических процессов, описываемых зависимостями, близкими к линейным. Однако в результате реализации внешних или внутренних угроз в системе не исключено возникновение кризиса, т.е. ситуации переломного характера.

Информация о работе Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика