Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:21, дипломная работа

Описание

Цель работы - всестороннее исследования безопасности регионального сектора экономики в системе национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы экономической безопасности на региональном уровне;
- проанализировать систему обеспечения экономической безопасности Вологодской области;
- предложить пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ………………….
6
1.1. Экономическая безопасность: понятие, сущность,
специфика……………………………………………………………..
6
1.2. Экономическая безопасность региона в системе
национальной экономической безопасности: угрозы и факторы риска……………………………………………………………………
13
1.3. Процесс обеспечения экономической безопасности на
региональном уровне…………………………………………………
20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………
29
2.1. Общая экономическая характеристика региона………………... 29
2.2. Анализ угроз экономической безопасности Вологодского
региона…………………………………………………………………
36
2.3. Пути преодоления угроз экономической безопасности в
Вологодском регионе………………………………………………….
43

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………….
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 68

Работа состоит из  1 файл

Диплом Экономическая безопасность испр..doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Государственная стратегия  экономической безопасности должна быть привязана к реальному времени (ближайшие 15-20 лет) и стать ориентиром при принятии важнейших политических и хозяйственных решений. В связи с этим некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития России и государственного бюджета на каждый последующий год.

Наиболее важными задачами в обеспечении экономической  безопасности, должны стать:

  1. регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России и обеспечение ее экономической безопасности, повышение экономической эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции российской экономики в мировое хозяйство;
  2. дальнейшее развитие экспортного потенциала, в первую очередь, за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологических товаров, проведение политики импортозамещения;
  3. поддержка интересов отечественных экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
  4. проведение в рамках общепринятых процедур политики разумного протекционизма в отношении отечественных производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
  5. обеспечение наиболее благоприятных для России условий погашения внешнего долга и его обслуживания;
  6. достижение стабилизации курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;
  7. обеспечение бесперебойной работы транспортных магистралей, соединяющих Россию с внешними рынками (железнодорожный и автомобильный транспорт, магистральные газо- и нефтепроводы, межсистемные и межрегиональные линии электропередач и т. д.).

Главная цель экономической  стратегии состоит в восстановлении в России экономического роста. Разумеется, восстановление должно происходить  на новой основе и с помощью новых институтов рыночной экономики. Это означает формирование принципиально иной структуры экономики и образование промышленно-финансовых и банковских структур, способных создавать условия для перелива капитала в новое русло развития экономики[25, с.43].

Приоритетами экономической  политики Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2011 - 2013 годы) станет реализация антикризисных мер, а также мер, ориентированных на решение долгосрочных задач модернизации и повышения конкурентоспособности экономики страны.

К основным приоритетам  следует отнести выполнение социальных обязательств государства перед  гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизацию внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

Будет обеспечиваться макроэкономическая сбалансированность, выдерживаться  курс на стабильность национальной валюты и последовательное снижение инфляции.

Одновременно будут  активизированы действия, обеспечивающие переход экономики на инновационный  тип развития в соответствии с  Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2013 года. К ним относятся развитие человеческого капитала, модернизация системы образования, здравоохранения и пенсионной системы, развитие национальной инновационной системы, развитие технологической, транспортной и энергетической инфраструктуры.

Последовательно будет  обеспечиваться развитие рыночных институтов, реализация мер, направленных на поддержку  малого и среднего предпринимательства, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.

Экономическое развитие России в предстоящий период будет  формироваться под влиянием следующих факторов:

– скорость выхода мировой  экономики из кризиса и динамика цен на основные сырьевые ресурсы;

– степень адаптации  российских компаний и банков к кризису  и повышение их конкурентоспособности, а также динамика инвестиционных программ инфраструктурных компаний;

– эффективность реализации мер государственной антикризисной  политики, а также мероприятий  по модернизации экономики.

Крупные задачи должны быть решены в области управления экономикой. Совершенствование системы управления экономикой требует четкого определения задач разных уровней и соответствующего разграничения по государственному управлению между федеральными органами исполнительной власти и субъектов Федерации при обеспечении единства системы исполнительной власти.

Для поддержания экономической  безопасности в экономике необходимо активизировать действия по всем направлениям экономических реформ, включая:

- создание нормативно-правового  пространства, новых институтов  управления и осуществление институциональных преобразований;

- разработку механизма  разрешения спорных вопросов  и конфликтных ситуаций, возникающих  в сфере экономических отношений  между федеральными органами  исполнительной власти и органами  исполнительной власти субъектов  Российской Федерации; 

- гармоничное развитие  экономических и политических  отношений со странами ближнего  и дальнего зарубежья с учетом  взаимных интересов и обеспечения  экономической безопасности России;

- укрепление государственной  власти, повышение доверия к ее  институтам, а также рационализацию механизмов выработки и формирования экономической политики.

Для решения поставленных задач нужна разработка соответствующего механизма их реализации. Механизм обеспечения экономической безопасности страны - это система организационно-экономических и правовых мер по предотвращению экономических угроз. Он включает в себя следующие элементы:

- объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества в целях выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз экономической безопасности;

- выработку пороговых,  предельно допустимых значений  социально-экономических показателей,  несоблюдение которых приводит  к нестабильности и социальным  конфликтам;

- деятельность государства  по выявлению и предупреждению  внутренних и внешних угроз  безопасности экономики.

Важнейшим элементом  механизма обеспечения экономической  безопасности общества является деятельность государства по выявлению и предупреждению внутренних и внешних угроз безопасности экономики, особенно при современном  социально-политическом положении России[23, с.41].

Основные направления  этой деятельности следующие. Во-первых, выявление случаев, когда фактические  или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от пороговых  значений экономической безопасности, и разработка комплексных государственных мер по выходу страны из зоны опасности. Меры и механизмы, обеспечивающие экономическую безопасность, разрабатываются одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития и реализуются в программе социально-экономического развития Российской Федерации. Во-вторых, организация работы по реализации комплекса мер с целью преодоления или недопущения возникновения угроз экономической безопасности страны.

Совет безопасности РФ рассматривает  концепцию федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности государства. Правительство координирует работу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации необходимых мер, в том числе по подготовке законодательных и иных нормативных актов. В-третьих, экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

Присоединение России к  ВТО затрагивает наиболее актуальные вопросы экономической безопасности государства, определяющие развитие страны на перспективу. Параметры экономической безопасности государства характеризуются стабильным экономическим ростом, инвестиционной и инновационной активностями, защитой внутреннего рынка, поддержкой экспорта и других направлений повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

Курс на расширение интеграции экономик России и западноевропейских стран в рамках ВТО порождает  потребность четко представлять экономические последствия этого  шага, его преимущества и риски и сформировать обоснованную позицию в переговорном процессе с точки зрения национальных интересов. В силу того, что со стороны контрагентов на переговорах наблюдается желание добиться от России максимальных уступок, множество конкретных решений в области экономической политики, на которые должно пойти руководство страны при перестройке российского хозяйственного и правового пространства в соответствии с нормами и принципами ВТО, должно быть точно выверено [32,с.98].

В. Сенчалов, определяет общую схему обеспечения экономической безопасности, которая включает следующие элементы [39, с.18]:

1. Национальные интересы; приоритеты, цели, задачи в экономике  (стратегические, долгосрочные, краткосрочные).

2. Угрозы и вызовы (внутренние, внешние).

3. Индикаторы (в отличие от показателей обладают сигнальными функциями).

4. Пороговые значения (отделяют опасное состояние экономики  от неопасного).

5. Оценка безопасности  на основе сопоставления фактического  и прогнозного состояний индикаторов  с пороговыми значениями.

6. Концентрация и стратегия  обеспечения экономической безопасности.

7. Организационно-управленческий  блок.

Таким образом, преодоление  угроз экономической безопасности России при вступлении в ВТО должно содержать следующие мероприятия:

1. Создание профессиональных ассоциаций, союзов и других профессиональных организаций субъектов малого и среднего бизнеса, которые:

- будут  обеспечивать промежуточное взаимодействие с кредитными организациями;

- нивелировать административные  препятствия при создании и развитии предприятий;

- оказывать консалтинговые  услуги и обучающие услуги, а  также по подготовке бизнес-планов.

2. Внедрение энерго- и,  в целом ресурсосберегающих технологий, способных снизить себестоимость  производимой продукции.

3. Усиление неценовых  факторов конкуренции:

- развитие послепродажного  и сервисного обслуживания;

- переориентация на  более узкие сегменты, спрос которых  пока не удовлетворен в полной  мере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внутренних и внешних угроз. Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны в интересах удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и разумном использовании природных ресурсов.

Угрозы в сфере экономики  носят комплексный характер. Это  означает, что экономическая безопасность подвержена воздействию со стороны различных факторов; причем не только в чистом виде экономических. На нее оказывают существенное влияние геополитические, социальные, экологические и другие факторы.

Государство должно осуществить  комплекс мер, прежде всего, по обеспечению  экономического роста, что и будет  гарантией экономической безопасности страны. Эти меры должны охватить все сферы экономики. В число этих мер входят осуществление активной структурной и социальной политики, усиление активности государства в инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере, продолжение институциональных преобразований.

Основным направлением инвестиционной политики должно стать  формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечению частных  отечественных и иностранных  инвестиций для реконструкции российской экономики. При проведении эффективной инвестиционной политики должны соблюдаться следующие основные принципы:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса;
  • повышение роли неинфляционных источников накопления (внутренних источников накопления предприятий и сбережений населения);
  • значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;
  • использование части централизованных (кредитных) инвестиционных средств на реализацию особо эффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса независимо от их отраслевой принадлежности и форм собственности для ускорения структурно-технологической перестройки производства;
  • стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

Информация о работе Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика