Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:21, дипломная работа
Цель работы - всестороннее исследования безопасности регионального сектора экономики в системе национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы экономической безопасности на региональном уровне;
- проанализировать систему обеспечения экономической безопасности Вологодской области;
- предложить пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ………………….
6
1.1. Экономическая безопасность: понятие, сущность,
специфика……………………………………………………………..
6
1.2. Экономическая безопасность региона в системе
национальной экономической безопасности: угрозы и факторы риска……………………………………………………………………
13
1.3. Процесс обеспечения экономической безопасности на
региональном уровне…………………………………………………
20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………
29
2.1. Общая экономическая характеристика региона………………... 29
2.2. Анализ угроз экономической безопасности Вологодского
региона…………………………………………………………………
36
2.3. Пути преодоления угроз экономической безопасности в
Вологодском регионе………………………………………………….
43
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………….
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 68
Разработка программы экономической безопасности должна опираться на четкое осознание современных угроз, весьма многообразных и имеющих разную степень остроты. В качестве наиболее серьезных из них можно выделить следующие: нарастающий спад производства; разрушение научно-технического потенциала; деиндустриализация экономики; опасность утраты продовольственной независимости; рост безработицы и ослабление трудовой мотивации; увеличение внешнего и внутреннего долга; криминализация экономики; увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; рост дефицита бюджета.
В комплексе мер, формирующих
систему экономической
С позиций экономической безопасности важно оценивать и прогнозировать влияние всех ожидаемых угроз, а также экономических и неэкономических воздействий на их ход, а главное — выявлять возможность резкого катастрофического спада и критического порога. Одновременно с прогнозно-аналитической возникает и обратная задача, состоящая в разработке и реализации системы мер, направленных на недопущение наступления кризиса и на преодоление критического порога.
Проблема экономической
безопасности региона имеет объекты
на пересечении с другими
При всем многообразии чрезвычайных ситуаций их экономические последствия качественно достаточно сходны и могут быть описаны такими экономическими понятиями, как «выбытие ресурсов», «дезорганизация производства», «изменение целей и задач управления экономическими процессами», «прямые убытки», «недополучение прибыли» и т.д.
Чрезвычайные ситуации
в экономической системе могут
быть вызваны и чисто экономическими
либо политическими факторами, например
решениями органов государствен
В проблематике экономической безопасности в тесной связи с функционированием экономики в условиях чрезвычайных ситуаций можно выделить такую категорию, как компенсационный потенциал.
Компенсационный потенциал
характеризует общую
Компенсационный потенциал
включает в себя материальные запасы
и резервы производственного
и непроизводственного
Проведенный анализ отдельных угроз региональной экономической безопасности позволяет выделить вопросы государственной региональной политики, от решения которых будет в значительной степени зависеть территориальное и экономическое единство России.
В общем виде задачами региональной экономической политики Вологодского региона, нацеленными на обеспечение экономической безопасности, могут быть:
Ориентиры регионального
аспекта экономической
Региональная политика Вологодской области по обеспечению экономической безопасности, наряду с прямым воздействием на негативные экономические процессы, предполагает создание условий для формирования защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих углублению дестабилизирующих тенденций. Поэтому весьма важным следует считать комплексное продолжение и завершение институциональных преобразований, создающих базу для эффективного функционирования рыночных механизмов.
Реализация мер, направленных на обеспечение экономической безопасности Вологодской области, должна проходить в русле осуществления активной структурной и социальной политики, усиления активности государства в инновационной, инвестиционной, финансовой, кредитно-денежной и внешнеэкономической сфере и продолжения институциональных преобразований.
При определении механизмов обеспечения экономической безопасности необходимо учитывать нарождающиеся угрозы в связи с глобализацией, в частности, вступления России во Всемирную торговую организацию, прогнозировать их краткосрочный или долгосрочный характер и возможности предстоящего предотвращения.
Вектор направленности превентивной региональной экономической политики должен обеспечить становление и развитие адекватной институциональной среды, эффективно реализующей функции мониторинга и сохранения экономической безопасности, способной координировать работу регионального и муниципального уровней власти в целях предотвращения вероятных внешнеэкономических угроз.
В целях координации и содействия подготовке экономики региона к функционированию в условиях присоединения России в ВТО необходимо в Вологодской области создать межведомственную комиссию при Губернаторе Вологодской области (утвердить положение о межведомственной комиссии, состав и направление деятельности).
Адаптация региона к новым условиям хозяйствования должна строиться по следующим направлениям:
- организационные, создающие необходимые условия для проведения структурной перестройки экономики, адаптации институтов и хозяйствующих субъектов к деятельности в условиях усиливающейся конкуренции;
- информационно-аналитические;
- образовательные на всех уровнях.
К организационному направлению относится следующее:
1. Выделение приоритетных отраслей экономики области.
2. Модернизация структуры экономики в пользу высокотехнологичных и экологически чистых производств, способных выпускать продукцию с более высоким уровнем добавленной стоимости.
3. Создание новых конкурентоспособных производств, отвечающих мировым стандартам качества и экологичности продукции и производства.
4. Создание работоспособных систем кредитования, страхования, лизинга, внедрения инноваций.
5.Поддержка экспорта и привлечение инвестиций в экономику области. Для этого необходимо:
- сформировать и реализовать пакет инвестиционных проектов развития экспортоориентированных производств для предоставления на конкурсной основе субсидирования процентной ставки по кредитам, привлекаемым предприятиями;
- подготовить и реализовать предложения по стимулированию и улучшению финансирования НИОКР, связанных с повышением конкурентоспособности продукции (услуг) организаций края на внешнем рынке;
- подготовить и реализовать предложения по государственной поддержке работ по сертификации экспортоориентированных производств и экспортной продукции;
- подготовить предложения по созданию институтов, содействующих развитию экспорта Вологодской области.
К информационно-аналитическому направлению относятся следующие предложения:
1. Подготовка аналитического материала и выработка предложений по обеспечению устойчивого функционирования экономики области в условиях глобализации с периодической корректировкой предложений.
2. Обеспечение благоприятных внешнеполитических и экономических условий работы предприятий на внешнем и внутреннем рынках. Для этого в качестве первоочередных мер требуется:
- провести анализ товарных рынков с целью определения наиболее перспективных - для продвижения продукции, расширения географии областной структуры экспорта и повышения его эффективности;
- подготовить предложения по участию Вологодской области в работе комитетов и рабочих групп межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами.
3. Создание областной системы внешнеэкономической и правовой информации для предприятий.
4. Создание системы поощрения и популяризации:
- предприятий, производящих продукцию, конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках;
- руководителей высшего и среднего звена, обеспечивающих работу предприятий в новых условиях хозяйствования;
- производителей рекламы, способствующих продвижению товара;
- средств массовой информации, ведущих разъяснительную работу по вопросам вступления России в ВТО и подготовке региона к новым условиям хозяйствования.
Образовательное направление включает в себя комплекс мероприятий по формированию системы знаний специфики функционирования региональной экономики, отраслей и предприятий в условиях глобализации и присоединения России к ВТО.
1. Создание областной системы подготовки и переподготовки управленческих кадров всех уровней для работы в новых условиях хозяйствования, которая включает в себя:
- образовательные программы для школ, экономических факультетов ВУЗов по главным вопросам глобализации;
- создание Центра подготовки и переподготовки кадров для бизнеса и государственных служащих к работе в условиях присоединения России к ВТО;
- проведение семинаров, конференций с приглашением российских переговорщиков, представителей международных организаций, специалистов в области международного права (Рис.2.7).
Подводя итог можно констатировать, что протекающие в настоящее время процессы глобализации будут иметь определяющее влияние на экономику России. Экономическое состояние регионов Российской Федерации весьма разнородно, следовательно, и последствия будут неравнозначны в региональном разрезе.
Следовательно, региональные органы государственной власти должны осуществить комплекс защитных мер по предотвращению возможных экономических угроз в условиях вступлении России во Всемирную Торговую Организацию.
Рис. 2.7. Основные направления укрепления экономической
безопасности региона [28,с.108]
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Стратегической целью
обеспечения экономической
Государственная стратегия
в области обеспечения
Информация о работе Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика