Экономическая теория: предмет, функции, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:51, доклад

Описание

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»

Работа состоит из  1 файл

лекции Экономика для умк.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

6) изменения в стиле, вкусах, привычках. Очевидно, что мода  меняется. Возможно, футболки исчезнут  так же, как и туфли на платформе,  чтобы появиться вновь, скажем, в 2015 г.;

7) перспективные ожидания. Как изменится цена в будущем – возрастет или снизится? Перспективные ожидания не слишком сильно влияют на спрос на футболки. Однако ожидания будущих цен на такие товары, как компьютеры, жилье и автомобили, влияют на спрос.

График спроса – это всегда кривая линия сверху вниз и слева направо, однако вид кривой и наклон для различных продуктов может сильно отличаться. Например, если цена пакета молока вырастет втрое, то спрос на него уменьшится. И если цена на кока-колу увеличится втрое, то спрос на нее тоже уменьшится. Однако, несмотря на то, что цены возросли в одинаковое количество раз, продажа молока уменьшится не так сильно, как продажа кока-колы, и все потому, что людям гораздо легче обойтись без кока-колы, чем без молока. Количество покупаемого молока менее чувствительно к изменениям в цене, чем количество покупаемых прохладительных напитков. Экономисты объяснили бы это, сказав, что спрос на кока-колу эластичен, а спрос на молоко неэластичен. Эластичность описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Когда спрос на какой-то продукт неэластичен, изменения в цене мало влияют на изменение спроса. И наоборот, когда спрос на продукт эластичен, даже небольшие изменения в цене повлекут значительные изменения в спросе. Помимо эластичного и неэластичного спроса, бывает спрос единичной эластичности – это ситуация, когда 1%-ное изменение цены вызывает 1%-ное изменение спроса на товар; спрос бесконечно эластичный – ситуация, когда имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар; спрос совершенно неэластичный, когда потребители приобретают фиксированное количество товара независимо от его цены.

Спрос на товары бывает неэластичным по одной из нижеследующих причин.

1. Это товары первой необходимости. Несмотря на изменения в цене, покупатели продолжают приобретать товары первой необходимости. У хлеба, молока, бензина и других аналогичных продуктов неэластичная кривая спроса.

2. Для них трудно найти заменители. У Кока-Колы эластичная кривая спроса, потому что ее легко заменить на фруктовый сок, минеральную воду или другие газированные напитки. Но существует мало заменителей молока.

3. Они относительно недороги. Люди менее склонны менять свои покупательские привычки, если изменяется цена какого-либо недорогого продукта.

4. Безвыходное положение потребителей. Если у вас заканчивается бензин, вы вряд ли будете искать место, где можно заправиться подешевле.

Измерить эластичность можно с  помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов  изменится величина спроса при изменении цены на 1%:

Эсп = (Рост объема спроса,%) / (Снижение цен,%.)

Однако покупатели – только одна часть рынка. Кроме того, производители (продавцы) играют активную роль на рынке, оказывая влияние на предложение.

То количество товаров, которое  продавцы готовы продать по различной цене в конкретном месте и в конкретное время, экономисты называют предложением.

Предложение – это зависимость между количеством товара, которое продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар.

И аналогично шкале спроса на музыкальные диски можно разработать шкалу предложения, показывающую, какое количество товара по различным ценам предлагают продавцы.

Аналогично спросу, величина предложения  – это количество товаров и  услуг, которые продавцы способны и  готовы продать по определенной цене в определенном месте и в определенное время.

Графическая зависимость между  ценой и объемом предложения  получила название кривой предложения S:

Сущность закона предложения в  том, что при прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены товара, т. е. чем больше цена, тем больше величина предложения.

Так же как и кривая спроса, кривая предложения может сдвигаться или  менять наклон. Если предложение изменится, кривая предложения сдвинется либо вправо (но не вниз), либо влево (но не вверх). Проще говоря, это означает, что продавцы предложат больше или меньше конкретного товара при всех возможных ценах на него. Каждый из нижеперечисленных факторов может оказать влияние на величину предложения.

1. Изменение себестоимости производства. Если затраты при производстве продукта снизятся, это позволит производителю выбросить больше товара на рынок. Многие бизнесмены вкладывают деньги в исследования, чтобы усовершенствовать стратегию производства и сконструировать более эффективное оборудование, что позволит снизить затраты на производство. Многие работники предлагают пути снижения себестоимости и повышения производительности. Рост себестоимости приведет к противоположному результату – предложение снизится.

2. Другие источники получения прибылей. Большинство товаропроизводителей могут выпускать не один, а несколько видов продукции. Если цена на продукт, который еще не производился (но может быть запущен в производство), растет, то производители могут переключиться на выпуск этой продукции. Например, с ростом популярности персональных компьютеров многие мебельные фабрики перешли на выпуск столов, специально спроектированных под компьютеры.

3. Изменения в технологии производства, которые приводят к повышению производительности труда (замена ручного труда машинным) и к увеличению предложения.

4. Цены на другие товары (часто рост цен на одни товары приводит к изменению предложения других). Если увеличивается цена на кукурузу, а цена пшеницы остается прежней, то предложение пшеницы уменьшается, так как часть посевных площадей, на которых возделывалась пшеница, будет засеяна кукурузой.

5. Изменение количества продавцов (покупателей). Возникновение на рынке новых предприятий увеличивает предложение. Например, когда в конце 1980-х гг. горные велосипеды стали необыкновенно популярны, многие фирмы начали их выпуск, и предложение увеличилось очень резко.

6. Налоги и дотации. Если увеличиваются налоги, то предложение сокращается, а если увеличиваются дотации, то предложение повышается, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо.

7. Перспективные ожидания. Если производитель прогнозирует рост цен в недалеком будущем, он может уже сегодня увеличить выпуск в надежде на последующее получение прибыли. Аналогично пессимистические прогнозы относительно цен в будущем могут привести к падению производства.

Форма и наклон кривой предложения  для различных товаров будут  меняться в зависимости от их эластичности точно так же, как и для кривой спроса. Эластичность предложения измеряется пропорционально изменению предложения, последовавшему за изменением цены. Когда изменение цены незначительно влияет на предложение товара или услуги, то предложение неэластичное. И наоборот, если даже небольшое изменение в цене влечет за собой значительное изменение предложения данного товара или услуги, то предложение такого товара или услуги эластичное.

Кроме эластичного и неэластичного  предложений, существуют: предложение  единичной эластичности – это  когда 1%-ное увеличение цены ведет к 1%-ному увеличению предложения товаров на рынке; эластичность предложения в мгновенный период (т. е. период времени мал, и производители не успевают отреагировать на изменения) – предложение фиксировано; эластичность предложения в долгосрочный период (отрезок времени достаточен для создания новых производственных мощностей) – предложение наиболее эластично.

Измеряется эластичность предложения  с помощью коэффициента эластичности, который показывает, на сколько процентов  изменится величина предложения при изменении цены на 1%. Он всегда имеет положительный знак, так как между ценой и величиной предложения всегда существует прямая зависимость.

Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная 
категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, 
экономические, а также политические последствия.

Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе 
закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, 
а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли,которую играет цена на рынке.

Она выступает как:

- индикатор, отражающий политику  и конъюнктуру рынка (соотношение 
спроса и предложения, торговый и экономический риск., кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т. д.);

- маркетинговый регулятор рынка,  с помощью которого осуществляется 
воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, 
покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и  
т. д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление 
ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и 
соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель 
конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и 
предложения, территориального размещения производства.

Цены классифицируют по различным  направлениям.

По сферам товарного обслуживания:

- оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах 
продукцию промышленно-технического и потребительского назначения 
(между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). При 
наличии разветвленной сети потребления товара оптимизировать продажу 
позволяют посреднические оптовые фирмы или организации 
(снабженческо-сбытовые организации, товарные биржи). При отсутствии 
потребности в посредниках поставщики и потребители устанавливают прямые 
хозяйственные связи;

- розничные цены, по которым  товары реализуются конечному  потребителю 
(в основном населению) в ограниченном количестве;

- закупочные цены, по которым  государство покупает продукцию  у 
сельскохозяйственных предприятий (фермеров);

- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к  сфере оптовой 
торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной 
(пассажирские тарифы).

По способу отражения транспортных расходов:

- цены франко-отправления (на  товары ограниченного производства  и 
разветвленной сети потребления), включающие транспортные издержки до 
пункта магистрального транспорта (порта, железнодорожной станции), 
расходы на остальной путь покрывает покупатель;

- цены франко-назначения, включающие  транспортные расходы до пункта 
назначения.

По формам продаж:

- контрактные (договорные) цены - цены  фактической договоренности между 
продавцом и покупателем;

- биржевые котировки - это уровень  цены товара, реализуемого через 
биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и 
надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки;

- цены ярмарок и выставок (часто льготные);

- аукционные цены, отражающие ход  продаж на аукционах (различают 
стартовые цены и продажные).

По стадиям продажи:

- цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец 
желает продать товар. Как правило, это верхний предел диапазона 
возможных цен этого товара (за исключением аукционных и цен подряда), 
который корректируется в ходе переговоров с покупателем. Для некоторых 
товаров (машин, оборудования) цены предложения - единственный источник 
информации об уровне цен на рынке;

- цены спроса, по которым покупатель  заинтересован приобрести товар;

- цены реализации (сделки, продажи,  покупки) - фактические, или 
номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с 
уровнем дохода общества или общим уровнем цен.

По степени регулирования:

- жестко фиксированные (основной  тип цен в условиях административно-командной экономики);

- регулируемые (допускаются изменения  в определенных пределах, 
устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного 
социального назначения);

- свободные (не подвержены прямому  вмешательству, формируются в 
соответствии с конъюнктурой рынка).

По степени устойчивости во времени:

- твердые: устанавливаются при  заключении договора на весь срок действия;

- подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, 
если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в 
контракте источнику;

- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления;

- с последующей фиксацией: в  договоре определяются условия  фиксации и 
принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, 
сроки согласования и осуществления фиксации.

Информация о работе Экономическая теория: предмет, функции, структура