Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:51, доклад
Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, математикой, юриспруденцией. Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной является формулировка, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»
Кроме перечисленных выделяют и другие виды цен, например:
- трансфертные (внутрифирменные -
для обмена между цехами
предприятия, дочерними фирмами, заграничными
филиалами,
конфиденциальны);
- мировые (выступают в качестве
условной средней стоимости
реализуемых в нескольких странах, на
практике, как правило, модальные,
т. е. цены отдельных стран - основных производителей
товара).
В условиях развитого рынка основным
видом цен являются свободные
от
жесткого регулирования цены, а ценообразование
становится инструментом
маркетинга. Выработка ценовой стратегии
в первую очередь зависит от
целей, преследуемых фирмой на рынке. Это,
как правило, максимизация
прибыли или доли на рынке, достижение
стабильного положения. В процессе
ценообразования учитываются такие факторы,
как спрос (закон спроса,
ценовая эластичность спроса, психологическое
восприятие цены), полные и
предельные издержки, цены и возможности
конкурентов, влияние других
участников канала товародвижения, законодательные
ограничения цен,
различные характеристики товара.
Шкалы спроса и предложения показывают нам, сколько товаров покупатели могли бы купить, а продавцы предложить при различных ценах. Сами по себе цены не могут сказать нам, при какой цене действительно произойдет купля-продажа. Однако пересечение этих двух кривых имеет очень важное значение в экономике. Взаимодействие предложения и спроса в результате приведет к установлению равновесной, или рыночной, цены. Рыночная цена – это именно та цена, при которой спрос равен предложению и товар или услуги действительно могут быть обменены на деньги.
Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, так как производство и сбыт становятся нерентабельными. Цена не может быть выше цены спроса потому, что у покупателя нет больше денег на покупку. Если интересы производителя и покупателя совпадают, то устанавливается рыночное равновесие.
Графически рыночное равновесие можно изобразить следующим образом:
Точка Е– это равновесная цена, образовавшаяся на пересечении кривых спроса и предложения.
Уравновешивающая функция цены – способность конкурентных сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, при котором решения о продаже и купле синхронизируются.
Изображенная выше модель установления равновесной цены является статической.
В реальной жизни рыночная цена не
может долгое время оставаться неизменной,
поэтому для рыночного
При изменении спроса или предложения, либо того и другого одновременно происходит изменение рыночной (равновесной) цены.
Вмешательство внешних сил (в таком качестве могут выступать государство и монополии) приводит к нарушению установленного состояния экономического равновесия:
1) утверждение государством «
2) установление государством (монополией) цены выше равновесной ведет к формированию излишка товаров (затовариванию), который государству приходится закупать на деньги налогоплательщиков.
Сущность конкуренции, ее формы и методы. Рыночные структуры.
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между това-ропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя.
Конкуренция предполагает
Рассматривая конкуренцию
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет
2. конкуренция требует
3. конкуренция стимулирует
4. конкуренция заставляет
5. конкуренция требует от
6. конкуренция ориентирует на
ассортимент товаров
7. конкуренция повышает качество
продукции (клиент всегда прав)
8. конкуренция вводит новые
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
a) при его производстве:
• производительность труда;
• уровень налогообложения;
• внедрение научно-технических разработок;
• размеры прибыли предприятия;
• величина оплаты труда.
б) при его потреблении:
• продажная цена товара;
• качество;
• новизна;
• послепродажное обслуживание;
• уровень предпродажной
Говоря о конкуренции
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
2. видовая конкуренция – это
конкуренция между
3. предметная конкуренция –
это конкуренция между
4. ценовая конкуренция –
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
• продажа личного товара по цене конкурента
• снижение цены потребления товара
6. незаконные методы:
• антиреклама товаров конкурентов;
• производство товаров имитаторов (подделка).
Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка. Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:
2. Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
3. Дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);
4. Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
Рыночное соперничество
Совершенная конкуренция.
Совершенная (свободная) конкуренция
основана на частной собственности
и хозяйственной
1. Объём производства отдельной фирмы
является незначительным и не оказывает
влияния на цену реализуемого этой фирмой
товара;
2. Реализуемые каждым
3. Покупатели хорошо
4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие предполагает
возможность каждому гражданину
стать свободным
Если на рынке товара выступает один крупный покупатель, то такая рыночная структура получает название «монопсония». Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
Экономические возможности и преимущества крупного предприятия стимулируют рост концентрации и централизации производства. Их реализация сопровождается сокращением числа предприятий в отрасли, угасанием конкуренции и сопутствующими им негативными тенденциями: снижением качества продукции, эффективности распределения и использования экономических ресурсов, замедлением технического обновления и экономического развития.
Когда концентрация экономической мощи не встречает препятствия ни экономического, ни юридического, экономика страны погружается в состояние застоя. Возможные негативные следствия усиления и распространения монополий побудили правительства стран мира к выработке и реализации антимонопольных законодательств.
Структура рынка монополистической конкуренции характеризуется наличием на рынке сравнительно большого числа предприятий (в отрасли их десятки), производящих дифференцированную продукцию. Дифференцированные продукты – это не однородные продукты, т. е. это товары, одинаковые по сути, но отличающиеся по внешнему виду (форме, цвету, вкусу, упаковке), по консистенции, качеству и т. д. Примером могут быть безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал».
Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления: платья, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, эстрада и т. д. Дифференциация может основываться и на тех услугах, которые связаны с обслуживанием покупателей товара: более удобное расположение и время работы магазина; лучшее обслуживание; наличие купона, обеспечивающего скидку на цены; возможность покупки в рассрочку; наличие или отсутствие гарантийного ремонта и т. д. В этой структуре рынка нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения. Денежные средства, требующиеся для начала дела, как правило, невелики. Ограничениями для вступления в отрасль (в рынок) могут быть патенты на технологию производства продукта, лицензии, торговые марки. Однако они не носят исключительного характера, так как могут производиться товары-субституты. Поскольку на рынке хозяйствуют десятки предприятий, то тайный сговор между ними практически невозможен. Каждое из них действует на свой страх и риск.
Все это усиливает конкуренцию, существенно ослабляя монополистическую власть над ценой. Но эта власть существует, пусть и слабая. Некоторым потребителям конкретный товар представляется наиболее предпочтительным, и они готовы платить за него более высокую цену, чем за иной товар-субститут. Поэтому в шкале степени власти над ценой монополистическая конкуренция расположена между совершенной конкуренцией и олигополией.
Информация о работе Экономическая теория: предмет, функции, структура