Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:08, реферат
Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и
такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв
между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и
учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями,
которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества
вообще, российского общества в частности.
социальной и иных. Основные функции наиболее "чутки" к сущностным
изменениям
государства.
Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных
пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей,
традиций и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в
развитии конкретного государственно организованного общества, может в
явной или скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые
функции.
Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного
общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм
обновления функций. Например, на появление новых функций влияют
самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические)
процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от
изменения
сущности и формы государства.
Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным,
фундаментальным, застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно -
исторических условий элементы этих общих функций могут приобретать
самостоятельное значение, становясь в силу особой значимости
самостоятельными функциями. Это могут быть функции организации
общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в
азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан (современные
развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому
государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено
экологическое
равновесие) и другие.
В дополнение ко всему сказаному отметим, что в настоящее время более
важным становится выделение глобальных функций государства,
характеризующих деятельность современного государства в экологической,
демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и
использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав
и свобод человека и в других современных глобальных государственных
сферах
деятельности, затрагивающих всю
цивилизацию.
1.5.
Классификация функций
В познании государственно - правовых явлений и процессов в теории
государства и права используется метод классификации, ибо без этого
метода упорядочить и сопоставить все многообразие государственно -
правовых
явлений и процессов попросту
невозможно.
Эффективно используется метод классификаций и при изучении
непосредственно
функций самого государства.
Классификационные критерии, то есть признаки (их сумма), позволяющие
отнести те или иные функции к конкретному классу, группе, имеют разный
характер.
Выделяют, например:
- объекты
и сферы государственной
- территориальный
масштаб;
- способ
государственного воздействия
- взаимоотношения
государств;
- содержание
функций.
Действительно, в научных и практических целях функции государства могут
быть
классифицированы по самым различным
критериям.
По времени
действия функции делятся на:
- постоянные (осуществляемые государством на всех этапах его
существования);
- временные
(появление которых вызвано
общественного
развития, а прекращение - их исчезновения).
По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика)
функции
государства делятся на:
- внутренние
(представляющие его
определяющие
его роль в жизни данного общества);
- внешние
(деятельность за ее пределами,
государства
во взаимоотношениях с другими государствами).
Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку
внешняя политика, определяющая линию поведения с другими государствами,
во многом зависит от внутренних условий существования данного
государства.
По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены
на:
- экономические;
- политические;
- социальные;
- осуществляемые
в духовной сфере.
Высказывается также мнение, что функции государства следует делить на
основные и неосновные. Тут нужно заметить, что, конечно, такое деление
весьма и весьма условно, так как критерий такого образного разграничения
достаточно четко не определен. Можно сказать, что каждая функция
государства, как правило, является объективно необходимой для данного
государства. Все виды деятельности государства равно важны, но это не
исключает, разумеется, возможности определения на разных этапах
приоритетных направлений, на которых следует сосредоточить внимание в
первую очередь. И вот эти направления становятся тогда для государства
основными.
К числу критериев также можно отнести принцип разделения властей и
попробовать классифицировать функции государства на основе этого
принципа.
Здесь соответственно функции подразделяются
на:
- законодательные
(правотворческие);
- управленческие;
- правоохранительные
(в том числе судебные);
- информационные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс
реализации государственной власти. Эту классификацию можно с полным
основанием назвать чисто формальной, привязанной к совокупности ветвей
государственной власти - законодательной (представительной),
исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемой в
научных и практических целях. Здесь следует обратить особое внимание на
информационную функцию, которая характеризует деятельность четвертой
власти - средств массовой информации. Она - эта функция - имеет свое
собственное содержание, способы и структуру, свое обеспечение. Специфика
этой функции заключается в особых способах ее воздействия на общество -
целенаправленная информированность населения, а подчас и манипулирование
общественным сознанием (примером тому могут служить выборы: победа
кандидата, "держащего" в своих руках средства массовой информации,
практически предрешена), другие способы передачи информации создают
необходимые условия для существования и функционирования других ветвей
власти,
всего государства.2
Классификация функций государства, опирающаяся на разделение властей,
далеко не у всех ученых - юристов вызывает признание. Дело состоит в
том, что это, как считают многие ученые, собственно, даже и не функции
государства,
а функции осуществления
власти: правотворчество, управление, судебная деятельность и так далее.
Происходит, по их глубокому мнению, смешение функций государства и
государственной
власти.
1.6.
Функции Российского
государства
В соответствие с классификацией функции, основывающейся на принципе
разделения
властей, функции государства
законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.
Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает
механизм реализации государственной власти. Каждая из названных функций
осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью органов,
принадлежащих к определенной ветви власти - законодательной
(представительной),
исполнительной и судебной.
Марксистско-ленинская доктрина исходила из понимания социалистической
государственной власти как единой, объединяющей законодательные и
управленческие функции в одном органе, и отвергала принцип разделения
властей из-за его якобы буржуазной принадлежности. Такой подход был
воспринят
практикой советской
административно-командной системы он позволял камуфлировать
принадлежность власти в стране: в Конституции декларировалось, что
властью обладает народ, в действительности ею безраздельно владела
партийно-государственная
верхушка.
В Конституции РФ разделение властей закреплено в качестве одного из
основополагающих принципов конституционного строя страны. Таким образом,
указанная классификация функций государства получает конституционное
обоснование. Таким образом, указанная классификация функций государства
получает
конституционное обоснование.
Анализ реальной действительности позволяет сделать вывод, что
современному Российскому государству присущи следующие внутренние
функции обеспечение народовластия, экономическая, социальная функция,