Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 00:08, реферат
Следует заметить, что преобразования и реформы последних лет не обошли и
такой предмет, как теория государства и права. Слишком очевиден разрыв
между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и
учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями,
которые характеризовали состояние и развитие человеческого общества
вообще, российского общества в частности.
налогообложение, экологическая функция, функция охраны прав и свобод
граждан,
обеспечения законности и правопорядка.
К внешним функциям следует отнести функции интеграции в мировую
экономику, внешнеэкономического партнерства и государственной поддежки
иностранных инвестиций, обороны страны, поддежки мирового правопорядка,
сотрудничества с другими государствами в решении глобальных проблем
современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической
и др.)
Рассматривая все эти вопросы, необходимо обязательно учитывать
следующее
обстоятельство:
Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является
условным. Ведь деятельность государства внутри страны - в сферах
экономики, политики, культуры и других - зависит, а не редко и в
значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и
культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях,
когда возникают такие образования, как Европейский Союз, Содружество
Независимых Государств и так далее. Здесь, например, вообще различать
внешние
и внутренние функции государства
просто невозможно.3
Глава
II. Внутренние функции:
2.1.
Обеспечение народовластия
Теория государства и права до самого последнего времени пытается
обойтись
без понятия функций
Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако
в политической
области действует целая
учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции
народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые
народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную
власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление
народом
своей власти непосредственно, через
референдум.
Обладая
верховенством в системе
представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное
руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты
конституционного
строя. Содержание данной функции составляют:
1) реализация волеизъявления народа в форме законодательства
(правотворчества).
2). обеспечение государственного суверенитета , определение правового
положения
конкретных территорий и управление ими.
3). официальное представительство общества, т.е. будучи носителем
политической власти, государство представляет собой юридическую
личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения
народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством
и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед
ним.
4). защита
конституционного строя,
органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем
осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного
изменения
или устранения существующиего конституционного
строя.
2.2.
Социальная функция
Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему
деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общестенное
благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его
достижении.
Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они
считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу
каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное
существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия
направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и
нетрудоспособных
людях.
Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому
гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,
инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях
предусмотренных
законом.”
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения,
поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека,
развитию физической культуры и спорта, экологическому и
санитарно-эпидемиологическому
благополучию
Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных
форм
социального обеспечения и
Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов,
направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например:
Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991,
Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке
индексации
пенсий” от 27.05.1997 и др.
Таким образом, государство принимает различные меры для повышения
жизненного
уровня граждан.
В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению
государственной политики в области образования, науки, культуры,
здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддежки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных инаучных учреждений, а так же
учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то
они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательнство
государства
здесь недопустимо.
Общество
в целом и государство
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и
культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к
историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного
процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации
обязан знать законы своего государства
и строго соблюдать их.
Основы государственной политики в области образования закреплены, в
частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты
интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области
культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от
9. 10. 1992
и др.
2.3.
Экологическая функция
Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая
обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать
экологическое
благополучие граждан, их экологическую
безопасность.
Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного
мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает
естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно
создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания.
Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее
необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех
организаций
и граждан, может реально обеспечить
защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных
богатств приобрели большое
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и
государств.
Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются
промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число
наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из
важнейших
общегосударственных задач.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют
все звенья
механизма государства и его органов.
Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: “Земля и
другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской
Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на
соответствующей
территории.”
Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся
в основах земельного законодательства, основах законодательства о
недрах,
а также в земельных и водных
кодексах.
В основе
осуществления функции лежат
следующие принципы:
1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства