Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа
Цель данного исследования – разобраться в сущности экономического роста, охарактеризовать основные его факторы и типы, определить возможные последствия экономического роста для страны, как положительные, так и отрицательные; охарактеризовать основные модели роста, выработанные известными экономистами, а также выявить основные тенденции и проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выяснить пути их решения и политику дальнейшего роста нашей экономики.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Экономический рост: сущность, факторы и типы………………………………..5
1.1. Понятие экономического роста и его измерение. Последствия рос-та…………………………………………………………………………………5
1.2. Факторы и типы экономического роста……………………………………….7
1.3. Показатели роста национальной экономики, его темпы, качест-во………………………………………………………………………………..10
2. Модели экономического роста…………………………………………………….14
2.1. Неокейнсианские модели роста………………………………………………14
2.2. Неоклассические модели роста……………………………………………….16
3. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………………..22
3.1. Экономический рост в странах с рыночной экономикой…………………...22
3.2. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………………….38
Приложения…………………………………………………………………………….39
Однако во внешнеэкономической деятельности так и не удалось преодолеть некоторые негативные явления, которые были присущи ей в середине 90-х годов. В первую очередь это касалось чрезвычайно открытого характера экономики. В Беларуси в последние годы XX в. Внешнеторговый оборот составлял 115-127 % ВВП. По степени открытости республика входила в число стран-лидеров, и в связи с этим экономика была сильно подвержена воздействию изменений, происходящих у основных внешнеторговых партнеров, в первую очередь России (ее доля во внешнеторговом обороте Беларуси тогда составляла 56-60 %).
Неблагополучным оставалось и положение дел в агропромышленном комплексе, провозглашенном Программой-2000 одним из трех важнейших приоритетов развития экономики страны. В 1991-2000 гг. в этой сфере наблюдался спад: уменьшалось производство важнейших видов продукции, сокращалось число прибыльных предприятий (с 99,7 % в 1990 г. до 50,9 % в 2000 г.), падала рентабельность реализованной сельскохозяйственной продукции. В 1990 г. она равнялась 42,4 %, в 2000 г. – 5 %. В растениеводстве она была еще достаточно высока: 1990 г. – 58,3 %, 2000 г. – 44,5 %, а в животноводстве не только снизилась, но и в течение ряда лет имела отрицательные значения.
Оценивая развитие экономики Беларуси в 1996-2000 гг., можно сделать вывод, что положение в целом значительно улучшилось и в РБ наблюдался экономический рост. Причем в 1996-1997 гг. темпы экономического роста были довольно высокие. Они достигались в основном за счет эмиссии денег, лучшего использования мощностей и ресурсов, повышения дисциплины. Однако с 1998 г. темпы роста ВВП стали снижаться, так как были исчерпаны вышеперечисленные источники, достаточно тревожной оставалась динамика инвестиций в основной капитал. Они увеличились на 25,8 пункта при приросте промышленного производства на 65 %. В условиях высокой изношенности активной части основных производственных фондов (до 70-75 %) такое отставание в темпах прироста инвестиций могло стать в дальнейшем серьезным препятствием на пути эффективного развития реального сектора, закрепления белорусских товаров на внешних рынках.
Социально-экономическая политика на новое пятилетие была определена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. С учетом преемственности важнейших векторов социально-экономической политики и необходимости дальнейшего продвижения по пути подъема в Программе-2005 намечены следующие ключевые приоритеты:
формирование эффективной системы здравоохранения;
активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
наращивание экспорта товаров и услуг;
дальнейшее развитие жилищного строительства;
развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Важнейшей составляющей макроэкономической политики был определен социальный вектор развития.
В сфере социальной защиты населения предусматривалось усиление государственной поддержки его наиболее уязвимых слоев и групп, улучшение системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.
К концу пятилетия предполагалось довести среднемесячную заработную плату работников народного хозяйства до размера, эквивалентного 250 долл. США, уровень пенсий – до 48 %, а стипендий – до 25-30 % от нее.
Выбранные приоритеты развития, реализуемая социально-экономическая политика, применение адекватных переходной экономике методов мотивации и регулирование хозяйственной жизни страны, последовательное развитие институциональных и правовых основ функционирования рыночной экономики позволили выполнить в рассматриваемом периоде основные задания Программы-2005 (таблица 4, приложение Г).
Очевидно, что основные макроэкономические параметры развития страны были не только выполнены, но и перевыполнены. Страна превзошла уровень 1990 г. по производству ВВП (на 27 %), промышленной продукции (на 53 %), производству потребительских товаров (на 66 %), реальным денежным доходам населения (на 75 %). Значительно выросло инвестирование в основной капитал – на 84 % по отношению к 2000 г., что позволило довести его значение до 95 % уровня 1990 г.
Произошли также существенные подвижки в аграрном секторе экономики. Его пятилетний прирост составил 25,7 %, что способствовало приближению к уровню производства этого сектора в 1990 г. (90 %).
Выполнение основных макроэкономических параметров Программы-2005 позволило реализовать и ее социальный компонент. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению сократился с 2,1 % в 2000 г. до 1,5 % в 2005 г. Начисленная среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте выросла с 73,6 в 2000 г. до 218 в 2005 г. В декабре 2005 г. она уже составляла 255 долл. США (таблица 5, приложение Д).
Реальная заработная плата в 2005 г. выросла по сравнению с 1995 г. в 3,5 раза. За 1996-2005 гг. реальный размер месячной пенсии в республике увеличился в 3,8 раза. Все это обеспечило существенное сокращение уровня бедности населения. В 2005 г. удельный вес населения, живущего за чертой бедности, снизился до 17,3 % по сравнению с 46,7 % в 1999 г. Значительно улучшилось и соотношение среднего размера назначенной пенсии, среднемесячной заработной платы и бюджета прожиточного минимума. Рост денежных доходов населения сопровождался и повышением их покупательной способности.
Благодаря активной социальной поддержке наиболее уязвимых групп населения, в стране не допущено значительного социально-экономического расслоения общества по уровню материального достатка. Среднедушевые располагаемые доходы 10 % наиболее обеспеченной группы населения были в 5,2 раза выше, чем 10 % наименее обеспеченной группы (при предельно-критическом значении этого показателя – 10 раз).
Среди стран СНГ и государств с развитой рыночной экономикой в Беларуси отмечен один из самых низких показателей дифференциации в уровне материального благосостояния.
Значительным результатом реализации Программы-2005 стало существенное снижение инфляционных процессов в стране. Индекс потребительских цен в 2005 г. составил 108 % против 344 в 1995 г., 207,5 % в 2000 г. и 114,1 % в 2004 г. Снижен и потенциал инфляционных ожиданий.
Важнейшим индикатором состояния экономики страны является внешняя торговля. Объем внешней торговли товарами и услугами в 2005 г. составил 36127,4 млн. долл. США, в том числе экспорт 18146 млн. долл., импорт – 17981, 4 млн. долл. Очевидно, что сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось положительное и составило 164,5 млн. долл., в том числе сальдо внешней торговли товарами – отрицательное, 721,5 млн. долл., услугами – положительное, 886,1 млн. долл.
Положительные изменения произошли и в структуре экспортно-импортных операций. Если в 2000 г. на долю экспорта в страны СНГ приходилось 60 %, то в 2005 г. – 44 %. Уменьшилась и доля импорта из стран Содружества. Она упала с 70 до 66 %. Это свидетельствует о проведении реальной политики страновой диверсификации экспортно-импортных операций. Хотя следует сказать, что, несмотря на снижение доли России во внешнеторговом обороте Беларуси, она все еще остается очень высокой: в экспорте – 36 %, а в импорте – 60 %.
Основными покупателями белорусской продукции являются, кроме Российской Федерации, Нидерланды (14,5 %), Соединенное Королевство (7 %), Украина (5,8 %), Польша (5,3 %), Германия (4,5 %), Китай (2,6 %), Литва (2,3 %), Латвия (2 %), Франция (1,8 %). Основными поставщиками импортной продукции являются, наряду с Россией, Германия (6,4 %), Украина (5,4 %), Польша (3,5 %), Италия (2,3 %), Китай (1,7 %), США (1,4 %).
Очевидно, что главную свою функцию Программа-2005 выполнила. Была закреплена тенденция экономического роста достаточно высокими темпами, созданы фундаментальные предпосылки социальной стабильности общества, существенно активизирована инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования, достигнута определенная конкурентоспособность белорусских товаров на некоторых внешних рынках, мотивирован экономический рост и обеспечено расширение спроса на внутреннем рынке, ужесточена денежно-кредитная политика.
Можно сказать, что мировое сообщество признало экономический рост в Беларуси как реальность, а не как статистический феномен. Так, в докладе Всемирного банка «Страновой экономический меморандум для Республики Беларусь. Основной доклад» отмечается, что «данные официальной статистики о темпах экономического роста Беларуси часто воспринимаются с определенной долей скептицизма. Однако сопоставление результатов, полученных в ходе конъюнктурных опросов, с данными официальных статистических органов показало сильную взаимосвязь выявленных тенденций роста. Это дает основание утверждать, что экономический рост в Беларуси – не статистический феномен, а реальный факт». [12, с. 14].
Однако было бы большой ошибкой формировать перспективную социально-экономическую политику лишь на основе полученного положительного трансформационного опыта, не учитывать изменяющиеся внешние условия и факторы, жесткие императивы глобализации, серьезные противоречия проводившейся макроэкономической политики, накопленные нерешенные проблемы.
К числу последних в первую очередь следует отнести необходимость:
дальнейших структурных и институциональных преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных товаров как на внешних, так и внутреннем рынках;
радикального улучшения инновационной восприимчивости отечественного реального сектора экономики;
усиления роли прямых иностранных инвестиций в воспроизводстве основного капитала;
радикального снижения энерго- и материалоемкости экономики;
поддержки развития малого и среднего бизнеса;
совершенствования налоговой системы, политики оплаты труда и пенсионного обеспечения населения;
формирования устойчивой банковской системы.
Многие из этих задач призвана решить Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (Программа-2010). Она продолжает в определенной мере стратегическую линию своих предшественниц. Преемственность экономической политики во времени – залог стабильности и поступательного развития общества. Но, вместе с тем, она и развивает ее, отвечая на многообразные новые вызовы мировой хозяйственной системы, глобализационных тенденций, чаяний и устремлений белорусского общества.
Ее главная задача – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе технического перевооружения, реструктурирования экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для реализации поставленной задачи предполагается основные усилия сконцентрировать на следующих приоритетных направлениях:
всестороннее развитие человеческого капитала, формирование эффективной системы здравоохранения;
инновационное развитие национальной экономики, энерго- и ресурсосбережение;
наращивание экспортного потенциала страны на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;
развитие агропромышленного комплекса, социальной сферы села;
развитие малых и средних городов;
жилищное строительство.
В соответствии с Программой-2010 будут приняты конкретные меры по активизации развития реального сектора экономики. В первую очередь это касается его структурной трансформации. Она будет проводиться по двум направлениям. Первое (структурная санация экономики) – оздоровление существующей экономической структуры, и прежде всего государственного сектора экономики, на основе снижения доли убыточных производств, что позволит аккумулировать средства на первоочередное развитие «точек роста». Второе направление (модернизация национальной экономики) – создание и развитие новых наукоемких ресурсо- и энергосберегающих производств и целых отраслей.
Все это, а также эффективное использование рыночных механизмов хозяйствования и совершенствование методов государственного регулирования налоговой, денежно-кредитной, ценовой политики даст возможность обеспечить следующую динамику основных макроэкономических показателей в предстоящем пятилетии (таблица 6, приложение Е).
[7, с. 18-27].
Остановимся подробнее на оценке выполнения прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь в текущем году.
В социально-экономическом развитии Республики Беларусь в январе-августе 2006 года сохранена положительная динамика производственной и инвестиционной деятельности ключевых отраслей экономики.
Рост валового внутреннего продукта (ВВП) в результате динамичной и устойчивой работы важнейших отраслей составил, c учетом методологии расчета индекса физического объема продукции промышленности, 109,8% к аналогичному периоду 2005 г. при прогнозе на год 107-108,5%.
Удельный вес в ВВП добавленной стоимости промышленности составил 29,2%, сельского хозяйства – 6,1%, строительства – 7,2%, транспорта и связи – 9,2%, торговли и общественного питания – 10,4%.
В промышленности республики в январе-августе т.г. произведено продукции на 12,7% больше, чем за аналогичный период 2005 г., при прогнозе прироста в 2006 г. - на 6,5-8%. Производство потребительских товаров за данный период возросло на 10,6% (прогноз на год – на 8-9%), в том числе продовольственных - на 12,6%, непродовольственных - на 9% (прогноз роста на 2006 г. соответственно на 8,5-9,5% и 7,5-8,5%).
В январе-августе 2006 г. по сравнению с январем-августом 2005 г. увеличился выпуск по 419 видам из 697 важнейших видов продукции промышленности.
Удельный вес новой продукции в объеме промышленного производства в январе-августе 2006 г. составил в целом по республике 13,5%. В тоже время по Министерству промышленности указанный показатель превысил тридцать процентов (32,7%).
Объем производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в январе-августе 2006 г. увеличился к уровню января-августа 2005 г. на 2% при прогнозе на 2006 г. – 6-8%.
В январе-августе 2006 г. на развитие экономики использовано инвестиций в основной капитал на 35,3% больше уровня соответствующего периода 2005 г. (прогноз на год – 13-14%).
Затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств в январе-августе 2006 г. составили 148,3% к уровню января-августа 2005 г. Удельный вес этих затрат в общем объеме инвестиций составил 46,7% (в январе-августе 2005 г. – 44,1%).
Инвестиции в объекты производственного назначения возросли на 39,8% по сравнению с январем-августом 2005 г. При этом удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 64,8%, что на 0,4 процентных пункта выше, чем в соответствующем периоде 2005 г.