Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:50, курсовая работа
Цель данного исследования – разобраться в сущности экономического роста, охарактеризовать основные его факторы и типы, определить возможные последствия экономического роста для страны, как положительные, так и отрицательные; охарактеризовать основные модели роста, выработанные известными экономистами, а также выявить основные тенденции и проблемы экономического роста в Республике Беларусь, выяснить пути их решения и политику дальнейшего роста нашей экономики.
Введение…………………………………………………………………………………3
1. Экономический рост: сущность, факторы и типы………………………………..5
1.1. Понятие экономического роста и его измерение. Последствия рос-та…………………………………………………………………………………5
1.2. Факторы и типы экономического роста……………………………………….7
1.3. Показатели роста национальной экономики, его темпы, качест-во………………………………………………………………………………..10
2. Модели экономического роста…………………………………………………….14
2.1. Неокейнсианские модели роста………………………………………………14
2.2. Неоклассические модели роста……………………………………………….16
3. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………………..22
3.1. Экономический рост в странах с рыночной экономикой…………………...22
3.2. Проблемы экономического роста в РБ……………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………………..37
Список литературы…………………………………………………………………….38
Приложения…………………………………………………………………………….39
На строительство жилых домов в январе-августе 2006 г. использовано 18,5% от общего объема инвестиций, или 122,7% к уровню соответствующего периода 2005 г.
За счет всех источников финансирования в январе-августе введено в эксплуатацию 2441 тыс. кв. м общей площади жилых домов, в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях – 1060 тыс. кв. м.
По сравнению с январем-августом 2005 г. ввод в действие жилья увеличился на 350 тыс. квадратных метров, или на 16,7%.
В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 835 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что составило 34,2% от их общего ввода (в январе-августе 2005 г. – 33,4%).
Результаты внешнеэкономической деятельности в целом по республике в январе-июле 2006 г. характеризовались положительной динамикой и значительным превышением прогнозных параметров. Так, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии Платежного баланса составил 131,9% к январю-июлю 2005 г. (прогноз на год 108,3-109,3%), в том числе экспорт – 124,7% (108,5-109,5%), импорт – 139,7% (108-109%).
В январе-июле 2006 г. сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 415,4 млн. долларов США, в том числе сальдо внешней торговли товарами отрицательное – 840,5 млн. долларов США, услугами положительное – 425,1 млн. долларов США.
Стабильный экономический рост в январе-августе 2006 г. способствовал сохранению тенденции опережающего роста реальных денежных доходов населения.
Реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) за январь-июль 2006 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 17,6% при прогнозе на год на 7-8,5%.
Основными источниками формирования денежных доходов населения по-прежнему являются оплата труда и социальные трансферты, которые в январе-июле 2006 г. составили 82,9% от общей суммы денежных доходов населения.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в республике в январе-июле текущего года увеличилась к уровню соответствующего периода 2005 г. на 28,4% (по прогнозу на 2006 г. – на 16,7-19,9%) и составила 565,7 тыс. руб., в том числе в июле – 612,3 тыс. руб. (285,5 долл. США в эквиваленте). При этом заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась на 26,8% (по прогнозу – на 18,8-21,1%) и составила 525,8 тыс. руб., в том числе в июле – 558,1 тыс. руб. (260,3 долл. США).
Реальная начисленная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в целом по республике в январе-июле 2006 г. составила 119,7% к уровню января-июля 2005 г., что выше прогноза на 2006 год (8 – 9%). В июле по сравнению с июнем 2006 г. она возросла на 0,9%.
Сохраняется тенденция повышения покупательной способности заработной платы. Если в январе-июле 2005 г. ее соотношение с минимальным потребительским бюджетом составляло 197,2%, то в январе-июле 2006 г. – 223,5%.
Пенсионная система республики функционирует стабильно. Обеспечивается рост и своевременная выплата пенсий.
Среднемесячный размер пенсии по возрасту в январе-августе 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом 2005 г. увеличился на 30,5% (прогноз на 2006 г. – 16,5-19,5%) и составил 250,5 тыс. руб., в том числе в августе – 260,5 тыс. руб.
Среднемесячный размер минимальной пенсии по возрасту увеличился на 24,8% (прогноз – 13,4-14,2%) и составил 148 тыс. руб., в том числе в августе – 155 тыс. руб.
Реальная пенсия по возрасту за январь-август 2006 г. к соответствующему периоду прошлого года выросла на 21,8% (по прогнозу – 107,9-108,6%).
Уровень безработицы по состоянию на 1 сентября 2006 г. составил 1,4% к численности экономически активного населения.
Рост доходов населения и снижение темпов инфляции стимулировали в январе-августе т.г. потребление. Так, на потребительском рынке республики прирост объема розничного товарооборота, включая общественное питание, через все каналы реализации обеспечен на уровне 17,2% к соответствующему периоду 2005 г. при прогнозе его роста на год - 9-10,5%.
Объем платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации в январе-июле 2006 г., составил в сопоставимых ценах 111,4% к уровню соответствующего периода 2005 г. (при прогнозе на год – 108-109%).
За январь-август 2006 г. прирост индекса потребительских цен на товары и услуги, характеризующий инфляцию, составил 2,9% или 0,4% в среднем за месяц, что ниже прогнозного показателя на 2006 г. (0,6-0,7% в среднемесячном исчислении) и ниже факта аналогичного периода 2005 г. (4,6% за январь-август 2005 г. и 0,6% в среднем за месяц).
Финансовые результаты работы организаций реального сектора экономики республики в январе-июле 2006 г. характеризуются следующими показателями.
В январе-июле 2006 г. рентабельность реализованной продукции, работ, услуг в целом по народному хозяйству составила 13,9% против 14,5% в январе-июле 2005 г., рентабельность продаж – соответственно 8,3% против 8,8%.
Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг промышленных предприятий за январь-июль 2006 г. составила 15,7% (в январе-июле 2005 г. – 16,6%), рентабельность продаж – 11,3% (соответственно – 12%).
Энергоемкость ВВП в январе-июле 2006 г. снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 1,6% (прогноз на год – минус 6-7%).
Снижение уровня материалоемкости продукции в промышленности в январе-июле 2006 г. в сопоставимых ценах составило 1,1% при прогнозе на год – 1-1,5% .
Таким образом, по итогам работы народного хозяйства Республики Беларусь в январе-августе 2006 г. следует констатировать достижение прогнозируемых уровней по 13 из 16 важнейших параметров прогноза социально-экономического развития республики на 2006 год, определенных Указом Президента Республики Беларусь от 12 декабря 2005 г. № 587.
Вместе с тем в январе-июле 2006 г. не удалось выйти на прогнозные параметры по энергоемкости валового внутреннего продукта и импорту товаров и услуг. Кроме того, в январе-августе т.г. производство продукции сельского хозяйства сложилось на уровне ниже прогнозного значения на 2006 г. [8].
Хотелось бы остановиться на тех возможностях, которыми обладает Беларусь для обеспечения экономического роста.
1. «Опыт новейшей истории Беларуси показывает, что механизмы, основанные на экспансионистской накачке денег в экономику, все менее эффективны, а применение ресурсов по заниженным ценам (рабочей силы, энергоресурсов и др.) становится все менее осуществимым.
Не отрицая в целом позитивную и активную роль государства в условиях рынка, и особенно в период движения к нему, следует отметить неэффективность тех функций, которые оно выполняет сегодня, используя административные рычаги оперативного вмешательства в текущую деятельность предприятий». [13, с. 25].
Возврат к прямым административным методам государственного регулирования в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного типа был оправдан. Однако сегодня такая система управления является значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в условиях отсутствия механизма ответственности и контроля в деятельности чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с позиции соблюдения интересов страны в целом, а в угоду индивидуальной и групповой корысти. Последнее обусловлено во многом низкой заработной платой работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее квалифицированных кадров в коммерческую сферу.
В связи с этим первостепенной является задача формирования системно полной законодательно правовой базы, регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение административной реформы, максимально исключающей оперативные исполнительно-распорядительны
2. Сегодня в целях обеспечения экономического роста важно создать условия для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:
• аккумулировать собственные и заемные средства населения для создания частных предпринимательских структур;
• продемонстрировать другим странам и международным структурам приверженность Беларуси рыночным принципам и свободам;
• создать новые рабочие места;
• сформировать предпосылки для образования среднего класса, являющегося основой социальной стабильности в обществе;
• повысить устойчивость, гибкость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны. [13, с. 26].
В части институционального обеспечения процесса развития предпринимательства необходимо упростить систему регистрации, сократить количество лицензируемых видов деятельности.
Развитие малого и среднего бизнеса не означает разбиения крупных предприятий на ряд более мелких. Размер предприятия должен определяться экономической целесообразностью. Для Беларуси представляется целесообразным формирование крупных национальных корпораций (по отраслевому, территориальному или другим признакам), включение в международные корпорации (ТНК, ФПГ) при одновременной поддержке и развитии малого и среднего бизнеса. Это позволит придать экономике Беларуси устойчивость и гибкость, повысить ее структурную конкурентоспособность.
3. Как показал опыт стран Центральной и Восточной Европы, достигали наибольших успехов в привлечении иностранных инвестиций и повышении благосостояния те страны с переходной экономикой, которые активно осуществляли приватизацию. Беларусь преобразование форм собственности проводит медленно и отстает по темпам осуществления этого процесса от большинства стран, находящихся на стадии рыночных преобразований.
Вместе с тем в настоящее время вопрос разгосударствления и приватизации стоит все острее. Это обусловлено большими финансовыми затратами государства по поддержанию хотя бы минимального уровня конкурентоспособности белорусских государственных предприятий, однако проблема старения и необходимости модернизации производств стремительно возрастает.
Несмотря на значительное отставание в процессах приватизации от других стран, Беларусь в настоящее время сохраняет хорошие шансы на выгодную приватизацию большей части государственных предприятий путем их полного или долевого выкупа стратегическими инвесторами по приемлемой цене. При этом следует иметь в виду, что фонды быстро стареют морально и физически, идет потеря рынков. Поэтому процесс приватизации и структурных реформ требует ускорения. [13, с. 27].
4. В последние годы доля инвестиций в основной капитал в Республике Беларусь составляла 16-18%. Для развитых стран такая доля инвестиций в ВВП является вполне достаточной: можно нормально обновлять производственный аппарат на новой технической основе и увеличивать объемы производства. Однако, как отмечалось, в Беларуси подобного процесса не наблюдается. Это происходит, прежде всего, по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым основным фондам, вследствие низкой производительности производственного аппарата, а также невысокой загрузки производственных мощностей в связи с недостаточной конкурентоспособностью производимых товаров по цене и качеству, которая без реструктуризации производств и привлечения инвестиций не может быть увеличена.
Определенным источником инвестиций может быть увеличение доли валового накопления и в его составе - доли инвестиций в ВВП. Этого можно достичь, во-первых, на основе снижения доли конечного потребления, а во-вторых, путем привлечения иностранных инвестиций.
Первый путь затруднителен ввиду невысокого уровня жизни и бедности населения и может осуществляться постепенно, на основе опережающего роста валовых накоплений по отношению к росту конечного потребления в условиях роста ВВП. Однако это значит, что проблему старения решить в ближайшее время не удастся, так как для этого необходимо удвоить долю инвестиций в ВВП.
Более приемлемым представляется второй путь, поскольку он не связан с уменьшением роста потребления населения страны. Кроме того, иностранные инвестиции вызывают не только рост импорта инвестиционных товаров в страну, но и увеличивают загрузки мощностей отечественных производителей инвестиционных товаров, вследствие чего происходит рост ВВП и потребления населения. Как показывает практика, иностранные инвестиции имеют более высокую отдачу, так как основаны, как правило, на более прогрессивных технике и технологиях с использованием более эффективного менеджмента и ориентированы на освоение новых рынков. [13, с. 27].
«Сегодня основная форма инвестирования за рубежом - ПИИ. Это вложения в производство, включающие покупку, создание или расширение фондов предприятия, другие операции, связанные с установлением фактического контроля над компанией с расширением ее деятельности. По уставу МВФ они должны составлять не менее 25% акционерного капитала компании». [14, с. 20].
Говоря об основных тенденциях на мировом рынке инвестиций, следует отметить, что они тесно связаны с динамикой мирового производства. Если производство растет, то растут и инвестиции. И наоборот, если растут инвестиции, то растет и производство.