Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:40, научная работа

Описание

Республика Беларусь и Российская Федерация живут в эпоху перемен. Меняются порядки и правительства. Меняется политика и экономика. Подвергаются переосмыслению многие традиции и институты. Меняется мир вокруг нас. В круговороте перемен легко потерять ценностные ориентиры и разобраться в политике, экономике и обществе. Белорусы и россияне хотят обыкновенного человеческого счастья: создавать крепкие семьи, заниматься любимым делом, ездить друг другу в гости, творить, любить и гордиться своим местом в свободной, демократической и независимой стране.

Работа состоит из  1 файл

Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь.doc

— 1.45 Мб (Скачать документ)

   

    Образование единого ЭМС предполагает согласование основных механизмов и инструментов монетарной и фискальной политики. К ним относится 1) запрет на финансирование национальным банком РБ и Центральным банком РФ государственного и частного секторов. Это требование относится к запрету любого типа овердрафта или любого другого типа кредитования, а также прямое принятие центральными банками государственного долга, как финансового инструмента. Данная норма устанавливает финансовую дисциплину и является одной из основ независимости центрального банка; 2) запрет привилегированного доступа госсектора к финансовым институтам и ресурсам. Эта мера направлена на установление равных рыночных условий доступа всех экономических субъектов рынка к ресурсам. Данная мера усиливает свободу передвижения капитала и предотвращает искажение принципов рыночной экономики. 3) Независимость центрального банка. Единственной целью Национального банка РБ и Центрального банка РФ должна быть стабильность цен. Национальные законодательства должны обеспечивать институциональную независимость центральных банков своих стран, нейтрализацию возможности политического воздействия на решения, принимаемые ими. Таким образом, полный список макроэкономических требований, необходимых для выполнения странами перед образованием Сообщества и ЭМС включает: 1) установление предельного показателя дефицита консолидированного бюджета (с учетом внебюджетных государственных фондов, в том числе фонда социальной защиты) в 3% ВВП, 2) установление лимита валового совокупного государственного долга в размере 40% ВВП. 3) выполнение критерия процентной ставки, что предполагает состояние, когда долгосрочные (10 лет) номинальные процентные ставки по государственному долгу должны находится в пределах 2 процентов разницы от среднего показателя страны с лучшими показателями по инфляции; 4) годовая инфляция не может превышать 3%; 5) в коридоре 15% обменный курс национальных валют должен быть стабильным без применения мер контроля за капиталом и обменным курсом в течение 2 лет до вступления в ЭМС. 6) обеспечение независимости центрального банка. Только после выполнения странами данных критериев, образования Сообщества, Совет Министров Сообщества принимает двухгодичный план по мониторингу монетарной политики. При успешном его выполнении Сообщество может ввести единую валюту, которая может быть отличной от валют, которые сегодня используются в качестве национальных в Беларуси и России.

   

Глава 12. Статистика

        Переговоры по данной главе  предполагают унификацию норм  статистической отчетности. До момента образования Сообщества необходима кооптация в национальные законодательства норм, которые соответствуют базовым нормам европейской и международной статистической отчетности. В процессе переговоров комиссия должна убедиться в том, что каждая из стран способна собирать и представлять точные статистические данные, собираемые и обрабатываемые по одной методике. Качество статистических данных во многом зависит от общего качества административной системы, работы госаппарата и кадровой политики статистических органов, т.е. способности нанимать профессионалов.

   

  Глава  13. Занятость и социальная политика

    Переговоры по данной главе предполагают согласование вопросов в области здравоохранения, безопасности на рынке труда, параметров функционирования рынка труда, равенства или не дискриминации граждан по половому признаку при приеме на работу. Переговоры также будут вестись по параметрам социального диалога, занятости, адресной социальной защиты. Нормы данной главы имеют рекомендательный характер.

   

    Законодательство по рынку труда  предполагает проведение переговоров  и выдачу рекомендаций в следующих  сферах: 1) лишняя рабочая сила, 2) защита прав занятости в случае  закрытия предприятия, в том  числе градообразующего; 3) обязательства  нанимателя по информированию рабочих о состоянии рабочих контрактов, 4) гарантии для рабочих в случае неплатежеспособности нанимателя, 5) информирование рабочих и организации по поводу распорядка дня и другим аспектам рабочего дня и условий труда.

   

    Мы считаем параметр «равенство отношения к мужчинам и женщинам» важным в социальной главе, в том числе и потому, что в амстердамском договоре равенство мужчин и женщин было добавлено в список целей европейского Союза. Комиссия по данной главе будет концентрировать свое внимание на равенстве полов при приеме на работу, адресной социальной защите, отпуске по уходу за ребенком и при рождении ребенка, защите беременных женщин, а также женщин, которые недавно родили и кормят детей грудью.

   

    Положения данной главы предполагают также принятие рекомендаций, которые направлены на борьбу с половой, расовой, этнической, религиозной дискриминацией, а также связанной с половой ориентацией и инвалидностью. Данная глава также предполагает гармонизацию минимальных стандартов в области здравоохранения, безопасности и рабочих условий. Выполнение данных требований предполагает организацию инспекционных институтов по наблюдению за выполнением данных стандартов. Социальный диалог предполагает наличие в законодательстве норм, которые обеспечивают участие неправительственных, негосударственных, неприбыльных организаций и ассоциаций в диалоге с властью, в выработке законодательства и осуществления контроля за ним. Выполнение критерия «занятость» предполагает концентрацию внимания Комиссии на следующих аспектах: динамика развития рынка труда, соответствие спроса на рабочую силу предложению на внутреннем рынке, разработка политики для поддержания динамичного развития рынка труда; анализ соответствия принимаемых мер по подготовке неквалифицированных граждан или переквалификации рабочих в плане подготовки к единому рынку труда; степень готовности структур занятости для применения европейской Стратегии Занятости. Параметр «здоровье населения» предполагает выдачу рекомендаций в области рекламы табачных и алкогольных изделий, образовательной кампании против наркотиков и за здоровый образ жизни.

   

Глава 14 Энергия

    Переговоры по данной главе концентрируются на создании конкурентной среды в энергетическом секторе. Страны должны

-    определиться с основными параметрами  энергетической политики,

-    принять план реструктуризации  энергетического сектора, подготовиться  к вступлению в единый энергетический  рынок, 

-    улучшить качество энергетических  сетей для выполнения функций  единой энергетической сети;

-    подготовиться к работе в кризисных  ситуациях, особенно к случаям  нефтяных шоков на протяжении 90 дней;

-    принять энергосберегающие меры, увеличивать объемы использования  энергии из возобновляемых источников (ветер, гидро-, солнечная, биомасса);

-    укрепить безопасность атомной  энергетики;

-    обеспечить адекватное обращение  с отходами атомных станций.

   

    Большой объем работы, который  необходимо проделать для выполнения  положений данной Главы, требует  большого объема инвестиций. Страны должны привлекать частные внутренние и внешние инвестиции для модернизации энергосектора и приведения его к стандартам, которые установлены в энергетической политике Европейского Союза.

   

Глава 15 Промышленная политика

        Положения данной главы не должны быть обязательно кооптированы на национальном уровне до момента образования Сообщества. Данная глава определяет параметры конкурентной среды в области промышленного производства. В процессе переговоров страна должна представить стратегию реструктуризации, приватизации различных секторов промышленности. Положения данной главы особенно важны для Беларуси, поскольку процесс приватизации здесь практически не начинался. Должны быть определены методика приватизации, порядок предоставления информации, объявления конкурсов на продажу, обеспечены равные условия доступа к приватизируемым объектам инвесторам всех стран. При этом приоритетным будет денежная приватизация в пользу стратегического инвестора, который получит возможность проводить реструктуризацию. Положения по промышленной политике предполагают гарантии свободному перемещению товаров, содействие политике конкуренции. Страны не должны применять меры активной промышленной политики, которая направлена на искусственное выделение из условий рынка отдельных отраслей, направление инвестиций посредством разных мер монетарной и фискальной политики в определенные сектора.

   

Глава 16. Малые и средние предприятия

        Положения по  данной главе имеют рекомендательный  характер. Они определяют параметры правовой и административной среды для входа на рынок и работы на нем, порядок ликвидации предприятий, работы индивидуальных предпринимателей, отчетности и бухгалтерского учета МСБ. Переговоры ведутся по деятельности индивидуальных предпринимателей и МСБ в области оптовой и розничной торговли, туризма, социальной экономики. Особенно важными в рамках данной Главы являются три сферы: а) формулирование общей политики к МСБ и ее применение, б) общий предпринимательский климат в стране, в) принятие и применение определения МСБ. Концепция основана на кооптации основных положений «Европейской хартии для малых предприятий».

   

Глава 17 Наука и научные исследования

     Переговоры по данной главе будут вестись по следующим основным направлениям: фундаментальные исследования, технологическое развитие, создание конкурентной среды в области научных исследований, административное регулирование науки, компаний, которые занимаются научными исследованиями при вузах, академиях наук и т.д. Для успешного проведения переговоров по данной главе необходимо наличие инфраструктуры, эффективное функционирование институтов, качество исследователей и т.д.

   

Глава 18 Образование и обучение

    Образование и обучение молодежи, организация центров по переквалификации рабочих, работе с безработными является прерогативой обеих стран. Переговоры по данной главе относятся к сфере образования детей мигрантов, обеспечения равенства возможностей, безопасности в школах, организации учебных заведений для меньшинств и т.д. Программы обучения должны кооптировать основные положения европейских образовательных программ. Они должны быть направлены на подготовку граждан к нормальному рынку труда как стран Сообщества, так и Европы.

   

Глава 19 Телекоммуникация, информационные технологии и почтовая служба

    Данная глава рассматривает телекоммуникационный  сектор в качестве конкурентного  сектора рыночной экономики. В  рамках данной главы проводится  политика либерализации, обеспечения  недискриминационного доступа экономических  субъектов стран к телекоммуникационному пространству Сообщества. До момента образования Сообщества необходимо принятие общих технических стандартов, регуляций для ускорения развития данного сектора. Страны должны принять соответствующие поправки в национальное законодательство, которые отделяют собственника в лице государства от выполнения надзорных функций. Страны должны 1) принять национальную политику развития сектора, которая основана на положениях Европейского Союза в данной области; 2) принять меры для подготовки экономических субъектов к работе в условиях более жесткого конкурентного давления после образования Сообщества, 3) подготовить телекоммуникационный рынок путем принятия соответствующего законодательства, особенно в отношении ценовой политики, 4) обеспечить выполнение принятых законодательных норм через хорошо подготовленных специалистов независимого органа; 5) иметь план удовлетворения коммуникационных нужд слаборазвитых регионов. Страны должны принять положения о конкурентном развитии информационного рынка: рынка печатной продукции, телевидения и радио, развитии Интернета и современных технологий.

   

    Согласно положениям данной главы  проводится либерализация почтовых  услуг. Такая политика основана  на том, что растет количество  пользователей и потребителей быстрых и надежных базовых почтовых услуг, растет спрос на услуги с высокой долей добавленной стоимости (экспресс), которые относятся к документам, посылкам и грузам.

   

   

Глава 20 Культура и аудиовизуальная политика

    Положения данной главы являются правовой основой для свободного передвижения услуг в сфере телевидения, в том числе рекламы на ТВ. В главе согласовываются правила распространения ТВ сигнала Беларуси и России на территории друг друга, освещения общественных мероприятий (спортивных в том числе), рекламы, защиты прав меньшинств и право на ответ. Страны Сообщества проводят свою политику в данной сфере, учитывая программы ЕС MEDIA (2001 – 2005) и Culture 2000. Первая направлена на усиление конкурентного поля, поддержку профессионалов, развитие проектов, дистрибуцию и продвижение кинематографической продукции и аудиовизуальных программ. Вторая программа поддерживает артистические и культурные проекты, которые имеют европейское измерение. Сообщество должно иметь механизмы и инструменты поддержания мероприятий, которые связаны с проведение фестивалей, туров, конференций, выставок и т.д.

   

Глава 21. Региональная политика и координация структурных инструментов

    В данной главе рассматривается  наличие административных и программных ресурсов для выполнения положений данной Концепции и договора об образовании Сообщества. Страны должны обладать потенциалом для использования средств из различных источников (совместные инвестиции в инфраструктуру, образование, экологические проекты и т.д.), а также механизмами контроля за правильностью их использования. Положения в области региональной политики носят рекомендательный характер. Данная глава также рассматривает ряд программных мер по социальной защите граждан при реструктуризации градообразующих предприятий, поддержания инфраструктуры в неблагополучных регионах, а также развитию прямых связей между регионами Беларуси и России. Глава рассматривает параметры политики местного самоуправления, защиты прав меньшинств на местном уровне, а также соответствие статуса местных органов власти Хартии о местном самоуправлении.

Информация о работе Экономическое сотрудничество Российской Федерации и Республики Беларусь