Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 14:36, курсовая работа
Целью работы является анализ факторов внешней и внутренней среды сетевой организации. Достижение поставленной цели предполагает решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы и специфику деятельности сетевых предприятий, а также уточнить характер управления сетевыми компаниями в условиях современной рыночной экономики;
выявить основные факторы внешней и внутренней среды, определяющие развитие сетевого бизнеса, а также методы управления им;
исследовать факторы внешней и внутренней среды на конкретном примере сетевой организации, объектом исследования является торговая сеть «Магнит»
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические и методические основы, состояния и развития
сети предприятий торговли…………………………………………………12
2.Внешняя и внутренняя среда деятельности сети предприятий
торговли………………………………………………………………………21
3.Экономическая оценка состояния розничной сети «Магнит»………...29
4. Направления развития торговой сети «Магнит»……………………....34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...37
Список использованной литературы………………………..38
Рис. 3
Такая
тенденция обусловлена
Есть
еще одна тенденция сетевого ритейл-бизнеса
– если раньше обязательно существовала
«цепочка» доведения продукта до
потребителя: производитель – крупный
дистрибьютор, который после занимался
перепродажей и распространением товара
в розничных сетях, то теперь эта «цепочка»
укоротилась: производители работают
непосредственно с торговыми сетями, что
непременно сказывается на цене продаваемых
продуктов, и в свою очередь увеличивает
спрос покупателей на данные продукты
в сетевых магазинах. Формы сетевой организации
даже внутри отрасли существенно разнятся.
Так, согласно анализу, проведённому исследовательской
компанией «Step by Step», доля современных
форматов сетевой торговли в 2009 году распределилась
следующим образом, (рис. 4):
Рыночная доля
форматов в общем объёме сетевой
торговли
Рис.4
Из рис. 4 видно, что самыми популярными
форматами стали два формата – «гипермаркеты»
и «дискаунтеры» - их доли рынка 39% и 33%
соответственно. Значительно уступают
им «супермаркеты», занимая 20% сетевого
рынка. А на долю остальных форматов в
рыночной доле сетевых игроков приходится
всего лишь 8%.
2.Внешняя
и внутренняя среда
деятельности сети
«Магнит» .
Несмотря на то, что сетевые предприятия имеют много схожих черт с организационной точки зрения, сферы и отрасли их деятельности настолько различны, что не позволяют выявить какие-то специфические факторы внешней среды, имеющие решающее и определяющее значение именно для данного типа организаций. В целом, все факторы внешней среды являются для сетевых организаций аналогичными тем, что влияют на деятельность обычных несетевых предприятий, хотя имеется некоторая отраслевая специфика для каждого конкретного сетевого предприятия. Так, например, международная банковская сеть наиболее подвержена влиянию такого фактора внешней среды как мировая политическая обстановка, а гостиничная сеть во многом зависит от факторов природного характера, определяющих продолжительность сезона и количество привлеченных туристов.
При этом для всех без исключения сетевых организаций являются значимыми такие факторы внешней среды как конкуренты, потребители, партнеры. Сетевая организация, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также от поведения своих клиентов.
Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на сетевую организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого и косвенного действия. Ниже данные факторы рассмотрены более подробно.
Потребители - это те лица, которые заинтересованы или могут быть заинтересованы производимыми организацией товарами или услугами.
Необходимость
удовлетворять потребности
Важной
составляющей внешней среды являются
конкуренты. Каждый руководитель должен
осознавать, что если он не будет
удовлетворять своих
Для
ведения хозяйственной
Некоторые общественные организации также оказывают непосредственное влияние на деятельность сетевых предприятий. Особенно это воздействие усилилось за последние годы. Хорошо известно влияние профсоюзных организаций, которые борются за права работников, тем самым устанавливая баланс отношений между собственниками и наемными рабочими. Расширяется влияние организаций, борющихся за права потребителей и за экологическую чистоту. Так, например, в 1992 г. в России был принят Закон о защите прав потребителей, который усилил позиции общественных организаций, защищающих права потребителей на покупку качественных товаров и на получение достоверной информации.
Государство оказывает воздействие на сетевые организации преимущественно через законодательное регулирование деятельности. Количество и сложность законов, непосредственно посвященных бизнесу, резко возросли.
Так как деятельность сетевой организации зачастую отличается высокой географической концентрацией и мощной финансовой и ресурсной базой, то они имеют возможности монополизации того или иного рынка, что влечет за собой повышенное внимание к ним со стороны антимонопольных органов.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать непосредственного и немедленного влияния на деятельность, но, тем не менее, в перспективе могут сказываться на ней. Здесь речь идет о состоянии экономики в целом, научно-техническом развитии, социокультурных и политических изменениях.
Факторы
в экономической окружающей среде
сетевой организации должны постоянно
оцениваться, т. к. состояние экономики
влияет на цели фирмы и способы
их достижения. Это темпы инфляции,
международный платежный
Для сетевого бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций и другого рода ресурсов в определенный регион. Отношение административных органов власти к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют сто, создавая неравноправные условия для различных организаций. Также используются приемы лоббирования интересов определенных промышленных групп в правительственных учреждениях, что также оказывает влияние на весь бизнес в целом.
При организации деятельности нельзя не учитывать ту культурную среду, в которой она происходит. Речь идет, прежде всего, о преобладающих в обществе жизненных ценностях и традициях. На этой основе базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в «индивидуалистическом» подходе к организации, а во втором - в «семейном» подходе. Отсюда нормой поведения в одном случае является стремление к карьерному росту с регулярной сменой мест работы, в другом - человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.
Этот фактор определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в среде деятельности. В последнее время появились совершенно новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т. д. Исследователи говорят о высокой скорости изменения технологий, и эта тенденция сохраняется.
Если ранее считалось, что международная среда является объектом внимания только тех сетевых организаций, которые работают на экспорт или являются транснациональными, то теперь изменения в мировом сообществе затрагивают практически все предприятия. В современном мире присутствует тенденция глобализации рынка. Это значит, что стираются границы между бизнесом в различных странах, развиваются транснациональные корпорации, все большее влияние имеют международные экономические и политические организации. К факторам, обусловливающим развитие международного бизнеса, относятся: более низкие издержки ведения бизнеса за границей, стремление уйти от торговых ограничений внутри страны, а также инвестиционные и производственные возможности других стран.
Таким образом, спектр факторов внешней среды, влияющих на деятельность сетевых организаций, обширен. Однако помимо внешней среды, на деятельность сетевых организаций оказывает влияние также их внутренняя среда, рассмотренная ниже.
При рассмотрении внутренней среды сетевой организации необходимо учитывать, что сами организации представляют собой системы, созданные людьми, и поэтому существующая в организации внутренняя среда в основном является результатом управленческих решений. Это, однако, не означает, что все внутренние факторы полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, – это цели, структура, технология, финансы, управление, персонал, коммуникация (рис. 5).
Факторы
внутренней среды сетевой организации
Рис.
5
Цели. Первым и основным элементом внутренней среды в сетевой организации можно назвать наличие цели. Определение цели может быть дано двояким образом – для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации, и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.
Многообразие
целей сетевой организации
Структура. Следующим немаловажным элементом является структура сетевой организации, конкретные схемы которых были рассмотрены в первой главе работы. В целом развитие структур управления нельзя рассматривать в отрыве от развития систем управления, ибо структура – одна из характеристик сетевой организации как системы.
Таким образом, структура управления сетевой организацией дает представление об ее подразделениях, службах и отдельных должностных лицах, их специализации, соподчиненности и взаимосвязи (по вертикали и горизонтали).
Технология. Третьим элементом в представленной схеме является понятие технологии. Очень часто основной характеристикой любой организации, определяющей ее специфику, является используемая технология, т.е. способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги.
Технология может быть основным определяющим фактором развития сети, позволившим обычной организации развиться до сетевого уровня. В качестве примера можно привести многочисленные сети мини-химчисток, обладающих технологией очистки одежды, позволяющей разворачивать пункты химчистки без значительных капитальных вложений.
Информация о работе Экономика анализ и планирование предприятия питания и торговли