Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:16, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть производственную структуру и управление предприятием. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать общую характеристику производственной структуры предприятия
Рассмотреть факторы, определяющие производственную структуру предприятия;
Изучить типы предприятия и принципы построения его цехов и производственных участков;
Рассмотреть задачи и построение механизма управления предприятия, основные принципы;
Изучить формирование производственной структуры и управления на предприятии ОАО «Завод Промбурвод»
Сделать выводы и дать предложения по совершенствованию производственной структуры предприятия.
Введение…………………………………………………………………..……….3
1. Характеристика производственной структуры предприятия………………..5
1.1. Основные черты производственного предприятия и его структуры…..…5
Факторы, определяющие производственную структуру предприятия…...8
1.3. Выбор типа предприятия и принципа построения его цехов и производственных участков………………………………………………….…11
2. Управление предприятием как система…………………………………….15
2.1. Задачи и построение механизма управления…………………………...…15
2.2. Основные принципы управления…………………………………………..18
2.3. Структура и функции органов управления…………………………….....22
3. Формирование производственной структуры и управления на предприятии ОАО «Завод Промбурвод»………………………………………26
3.1 Производственная структура и управление на предприятия ОАО «Завод Промбурвод»…………………………………………………………………..…26
3.2. Предложения по совершенствованию производственной структуры предприятия…………………………………………………………………..….32
Заключение…………………………………………………………………….…35
Список используемой литературы…………………………………………...…37
Конкретные
задачи, стоящие перед органами управления,
различаются на каждом предприятии в зависимости
от фактической внутренней и внешней социально-экономической
ситуации, размера предприятия и его специализации.
Тем не менее весь комплекс управленческих
задач обязано решать руководство любого
предприятия (фирмы), даже если в его состав
входят 3—5 человек. В противном случае
(из-за возможного появления неуправляемых
звеньев) оборвется цикл воспроизводства.
2.2.
Основные принципы управления
Система управления опирается на выработанные и обоснованные методы и принципы.
Уже в начале XX в. известный американский промышленник-новатор Генри Форд положил начало научной организации производства и коммерции, сформулировав ее основные принципы. Некоторые из них актуальны и сегодня, в частности:
Принцип — это основное правило, требование, идея управления и его основа. Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями..
На основе выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют реальный механизм управления экономикой. Хозяйственный механизм управления не может быть разрозненным набором методик и распоряжений, абстрагированным от реальных задач производства. А эти задачи, в свою очередь, определяются не только внутрипроизводственным распорядком и государственным законодательством, но и объективными законами производства (включая закон соответствия уровня развития интеллектуального и производственного потенциала общества характеру общественно-производственных и политических отношений).
Различают следующие основные стороны организации управления производством: функциональная (профессионально направленная), количественная, пространственная и временная. На их основе строятся как общие, так и частные (характерные для отдельных предприятий и сфер деятельности) принципы управления.11 Среди общих принципов управления — принципы целевой совместимости и сосредоточения; непрерывности и надежности функционирования системы управления; планомерности, пропорциональности и динамизма управления; демократизма и целесообразности в распределении прав, обязанностей и ответственности; научной обоснованности принимаемых решений; эффективности управления; совместимости личных, коллективных и государственных интересов в управлении.
Принцип целевой совместимости и сосредоточения заключается в создании связанной целенаправленной системы управления, при которой все ее звенья образуют единый механизм, направленный на решение общей задачи.
Принцип непрерывности и надежности означает создание таких организационно-хозяйственных и технических условий, при которых достигаются устойчивость и непрерывность заданного режима производственного процесса. Решение этой задачи определяется: надежностью и слаженностью функционирования как самой управляющей системы и ее органов, так и управляемого объекта; наличием обратной связи между всеми компонентами управляющих органов и управляемыми объектами; заранее предусмотренными процедурами и конкретными мерами устранения возникающих помех.
Принцип планомерности, пропорциональности и динамизма выражается в том, что система управления должна быть нацелена на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия. Для этого работа и функции кооперирующихся и связанных звеньев и каждого работника на первом этапе строго разграничиваются. Связать все последовательные этапы производственного процесса, определяющие деятельность предприятия в будущем с его конкретной работой в данный момент, можно только с помощью планирования (долговременного, текущего и оперативного).
Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. Согласно этим правилам, за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная, допустим, с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции распределяются таким образом, чтобы, образно говоря, каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.
Как правило, подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию на практике возлагается на орган, который:
Принцип научной обоснованности методов и правил управления исходит из того, что методы, формы и средства управления должны быть строго обоснованы и выверены практикой. Производство — та среда, где на основе законов природы и законов общественного развития синтезируются законы производства..
Например, если нарушается закон пропорциональности развития производства, то одних изделий изготовляется чрезмерно много, а других — мало. Возникает дисбаланс — затоваривание одними видами продуктов и дефицит других. Происходит массовое обесценение труда. Не удовлетворяются потребности предприятий и населения. Выравнивание баланса достигается за счет невосполнимых потерь, гибели неукомплектованных изделий, бесцельно, неэффективно затраченного труда.
Если нарушается другой закон производства — закон оплаты труда в соответствии с его качеством и количеством, то резко снижаются производительность труда и качество продукции. Коллектив предприятия начинает равняться на отсталого работника, имеющего самые низкие показатели производительности и качества продукции и слабую дисциплину труда, который становится своеобразным лидером. Таким образом, в результате выравнивания оплаты происходит выравнивание затрат труда на самом нижнем, непроизводительном уровне, исчезают стимулы к проявлению инициативы. Тем самым наносится невосполнимый экономический и моральный урон предприятию и обществу в целом. Нарушение связи между мерой труда и мерой потребления не только деформирует отношение к труду, сдерживает рост его производительности, но и ведет к искажению принципа социальной справедливости.
Следовательно,
законы развития экономики нельзя нарушать.
Их надо знать и уметь использовать применительно
к конкретным условиям производства.
2.3.
Структура и функции органов управления
Организационная структура управления предприятием адекватна структуре самого предприятия и соответствует масштабам и функциональному назначению управляемых объектов.
Необходимость
создания многозвенной системы управления
часто обусловлена диверсификацией производства.
Выпуск широкого ассортимента товаров,
технологически не связанных между собой,
нередко требует образования органов
управления производством и сбытом по
каждому виду продукции. Организационная
структура управления внутри предприятия
строится по принципу подчинения нижестоящего
органа вышестоящему. Например, руководители
цеховой лаборатории или цеховой бухгалтерии
подчиняются соответственно руководству
центральной заводской лаборатории и
главному бухгалтеру предприятия. Начальники
цехов и отделов подчиняются или непосредственно
директору, или одному из заместителей
директора.
Крупные
предприятия (фирмы), специализирующиеся
на производстве сложных и трудоемких
видов продукции (например автомобилей,
самолетов, металлов, нефтепродуктов и
др.), состоят, как правило, из десятков
цехов, лабораторий и отделов. Для координации
их деятельности создается сложная иерархическая
структура управления (рис. 2).
Юрист | директор | Главный бухгалтер | ||||||||||
Заместитель директора – главный инженер | Заместитель директора по управлению производством | Заместитель директора по коммерческим и финансовым вопросам | Помощник (заместитель) директора по кадрам и социальным вопросам | |||||||||
Технические
отделы лаборатории Главный механик
Главный энергетик |
Основные
цехи
Вспомогательные цехи Обслуживающие цехи |
Отдел сбыта
Отдел маркетинга Отдел снабжения Финансовый отдел Отдел планирования |
Отдел кадров
Отдел бытового обслуживания персонала |
Рис.
2. Структура органов управления предприятием
Суть управления состоит в сборе, переработке, хранении и выдаче информации в виде программ, планов, распоряжений, нормативов, заданий. Каждый из указанных документов содержит подробную информацию о том, что, когда и кому надлежит делать, в каком объеме можно использовать те или иные ресурсы, от кого получить исходные материалы и кому передать готовый продукт.13
В
них указываются права и
Внутренняя структура органов управления носит в основном ступенчатый характер, особенно на крупных и средних предприятиях.
Известны следующие организационные структуры управления предприятиями: линейная, линейно-штабная, функциональная, матричная (по продукту) и смешанная. Каждая из пяти указанных структур в целом определяется и конкретизируется масштабом и структурой объектов управления.14
Линейное управление — наиболее упрощенная система. Она предусматривает единоначалие. Между руководителем и непосредственными исполнителями отсутствуют какие-либо промежуточные звенья. Руководитель единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей.
Линейное управление используется главным образом на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий — на уровне бригады, производственного участка.
Линейно-штабная форма управления используется на средних по масштабам предприятияхВ этом случае линейное единоначалие сохраняется. Однако для подготовки решений, приказов, заданий для исполнителей руководитель привлекает штабных специалистов. Последние осуществляют сбор информации, ее анализ и по поручению руководителя разрабатывают проекты необходимых распорядительных документов. Руководитель несет персональную ответственность за обоснованность распоряжений, поступающих исполнителям от его имени, а специалисты отвечают только лично перед руководителем.
Функциональная форма управления состоит в том, что руководитель предприятия часть своих полномочий передает (делегирует) своим заместителям или руководителям функциональных отделов и цехов. Например, главный инженер, будучи заместителем директора по инженерно-техническим вопросам, в соответствии с его полномочиями, от своего имени издает распоряжения по всей тематике, связанной с проектированием и освоением новой продукции, техническим обслуживанием и перевооружением производства, осуществляя руководство техническими службами предприятия.
Матричная форма управления по содержанию отличается от функциональной лишь объектами управления. Данная форма предусматривает управление по продукту. Она состоит в том, что на предприятии назначается менеджер или головное подразделение по какому-то направлению деятельности предприятия (или продукту).