Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Китай, эта страна притягивает к себе внимание всего мира. Причин много, Китай - страна с самым большим населением в мире. Китай - самая быстроразвивающаяся экономика мира. Китай - самая древняя цивилизация. Китай - сильнейшая политическая фигура на мировом олимпе. Развитие Китая порождает успехи и в других областях, например, в спорте. Многие пророчат Китаю мировое лидерство уже в ближайшем будущем.

Содержание

Введение 2
1. Анализ макроэкономического развития страны 3
1.1. Факторы успеха экономики Китая благодаря реформам 2
1.2. Факторы феноменального экономического роста 3
2. Структура ВВП Китая 4
2.1. Характеристика промышленности Китая и ее лидирующие отрасли 5
2.2. Текстильная промышленность 6
2.3. Металлургия 5
2.4. Автомобильная промышленность 6
2.5. Сельское хозяйство Китая 5
3. Макроэкономические проблемы Китая 3
3.1. Безработица Китая 2
3.2. Уровень жизни 3
3.3. Урбанизация Китая: тенденции и проблемы развития 4
4. Страна в системе международно-экономических отношений 3
4.1. Характеристика международной торговли Китая 2
4.2. Импорт капитала в КНР 3
4.3. Перспективы международной торговли Китая 2
5. Проблемы и основные направления развития Китая на современном этапе 3
5.1. Стратегические задачи Китая 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая макро.docx

— 399.50 Кб (Скачать документ)

     Несмотря  на бурный рост, текстильная промышленность Китая имеет ряд проблем. Одна из них - остаточные барьеры для проникновения  на рынки развитых стран. Входные  барьеры на рынки США и ЕС вызваны  такими мерами, как квотирование и  антидемпинговые расследования. Согласно двустороннему соглашению о вступлении Китая в ВТО, подписанному между  Китаем и США, последние имеют  право вводить квоты как исключительную меру для ограничения китайского импорта в случае нанесения большого вреда американской национальной промышленности. Это сдерживает динамику экспорта китайской  текстильной продукции. Согласно статистике ВТО Китай занимает первое место  по количеству антидемпинговых расследований  и санкций. За 1995-2006 гг. в отношении  его было применено 29 антидемпинговых  мер в области торговли текстильной  продукцией, что составляет 18% мер, принятых против всех стран мира. Очевидно, что  при ужесточении проводимой этими  странами политики ограничения импорта  в отношении китайских товаров  страна потеряет важнейшие рынки  сбыта и отрасли будет нанесен непоправимый урон.

     Другой  важной проблемой остается недостаточно высокое качество одежды. В настоящее  время успешность отрасли основывается на использовании при производстве большого количества дешевой, неквалифицированной  рабочей силы. Тем не менее существует немало других стран в Азии и Латинской Америке, которые могут предоставить продукцию с низкой себестоимостью.

     Для достижения стратегической международной  конкурентоспособности в этой отрасли  Китаю необходимо повышать качество продукции и выводить собственные  бренды на мировой рынок. 

    1. Химическая  промышленность.

     Химическая  промышленность Китая переживает бурный производственный подъем. Среднегодовые темпы увеличения экспорта химической продукции за 2000-2005 гг. составили 24%, что позволило стране увеличить долю в мировом экспорте с 2,1% в 2000 г. до 3,2% в 2005 г. Согласно официальной китайской статистике среднегодовые темпы прироста выпуска химического волокна и пластмассы за 1995-2005 гг. составили 18%. Производство удобрений различных видов увеличилось на 11-17% в 2006 г. и продолжало возрастать такими же темпами в 2007 г. В результате, по данным журнала "Евразийский химический рынок", по итогам 2006 г. Китай вышел на первое место в мире по производству удобрений.

     Большой объем производства призван обеспечить растущие потребности Китая в  продукции химической промышленности. Это необходимо для поддержания  значительных темпов роста в других сегментах, таких как машиностроение, автомобильная, электронная, электротехническая отрасли и производство упаковки. Сейчас внутренний рынок страны обладает чрезвычайно большим спросом на химическую продукцию, выводя Китай в лидеры не только по производству, но и потреблению в этой сфере. При этом национальных производственных мощностей недостаточно для того, чтобы обеспечивать растущие потребности. Например, дефицит полипропилена (экологически чистая пластмасса, использующаяся в производстве упаковки) в 2005 г. составлял 2,9 млн. т, и его планировалось устранить лишь в 2007 г. К 2007 г. производство полипропилена в Китае увеличилось на 2,6 млн. т с помощью расширения мощностей крупнейших китайских и совместных китайско-британских компаний.

     В связи с большим объемом внутренних потребностей также замедляется  рост внешнеторговых показателей.

     За  десятилетие произошло снижение доли химических продуктов как в экспорте, так и в импорте. В экспорте их доля снизилась с 6,1 до 4,6%. Это произошло не только благодаря росту производства и потребления на внутреннем рынке, но и из-за барьеров со стороны других стран. Продукция химической промышленности занимает первое место из всех видов китайской продукции по числу применяемых к ней антидемпинговых мер. За 1995-2006 гг. это количество достигло 120 случаев (из общего числа 375). Помимо этого, в действие вступили сдерживающие экспорт меры китайского правительства. С 1 июля 2007 г. было отменено возвращение НДС экспортерам химических продуктов для двух тысяч наименований товаров.

     В общем объеме импорта КНР доля продукции химической промышленности снизилась с 13,1 до 11%. Это вызвано  двумя основными причинами. Прежде всего, китайские цены в этой сфере  ниже мировых, что делает невыгодным импорт продукции. Вследствие этого  снизился физический объем ввозимых удобрений и других химических продуктов. Другая важная причина - расширение деятельности иностранных предприятий химической отрасли на территории Китая, которые  взамен импорта товаров строят свои или создают совместные с китайскими партнерами мощности и предприятия  по выпуску химической продукции.

     Одно  из наиболее активных направлений - производство пластмасс. Здесь создают свои производства крупнейшие международные корпорации, в других отраслях химической промышленности присутствие иностранных компаний также увеличивается быстрыми темпами. Участие иностранного капитала в  китайской химической отрасли играет большую роль. Здесь можно говорить скорее не о конкурентоспособности  национальной химической индустрии, а  о большом интересе к стране со стороны мирового рынка в силу значительных объемов потребления. Китайские компании имеют возможность  участвовать в совместном производстве, перенимая передовые технологии лидеров химической промышленности. Сами же китайские производители, по оценкам экспертов, обладают слабой научно-технической базой. На исследования в этой области национальные предприятия  отчисляют 2% доходов, в то время как  мировой показатель достигает 10%. Это  несоответствие является причиной недостатка качественных химических материалов в  стране и высокой доли химической продукции в импорте.

     Развитие  химической отрасли в Китае снижается  нехваткой сырья, прежде всего углеводородного. Эту проблему пытаются решить в том числе с помощью строительства нефте- и газопроводов для поставки российского сырья. В любом случае налицо зависимость национальной химической промышленности от иностранного сырья.

     Еще одной проблемой, связанной с  наращиванием производства химической промышленности, является увеличивающееся  загрязнение окружающей среды и  повышение затрат электроэнергии. Таким  образом, перед китайским правительством стоит нелегкая задача совмещения возрастающих производственных масштабов для  обеспечения нужд собственной экономики  с активно проводимой политикой  экономии энергии и защиты окружающей среды. 

    1. Металлургия.

       Металлургия – отрасль, которая обеспечивает развитие таких важнейших сфер, как нефтехимия, машиностроение, строительство и др. Без высоких темпов ее роста было бы невозможно бурное развитие китайской экономики. Страна является самым большим рынком потребления продукции металлургии, особенно чугуна и стали. Согласно официальным данным, производство цветных металлов вместе взятых в натуральном выражении занимает лишь 5% количества выплавляемой стали и объемов производства чугуна. Китай занимает первое место в мире по выплавке чугуна и стали. По данным Международного института железа и стали, производство чугуна в 2006 г. составило 46% общемирового, потребление - 42%. На Китай приходится 12,6% мирового экспорта чугуна, большей долей обладают лишь Бразилия и Россия.

     Доля  КНР в общемировом производстве стали несколько ниже, чем в  производстве чугуна, однако она намного  превышает показатель идущей на втором месте Японии. В 1995 г. Китаем производилось  лишь 12,4% стали, т. е. за 10 последние лет  доля была увеличена почти втрое. Темпы прироста продукции сталелитейной  промышленности Китая значительно  выше среднемирового показателя (21% против 9%), а также динамики роста других лидеров отрасли -России, США, Японии, Республики Кореи.

     Объем выплавки стали в слитках и  сортовой стали достаточно большой, чтобы обеспечить внутреннюю потребность, однако существует дефицит стального  проката с высокой добавленной  стоимостью, который Китай импортирует. Это происходит несмотря на то, что производство стального проката растет так же динамично, как и низкосортной стали.

     В 1995-2005 гг. выплавка чугуна и стали  увеличивалась уверенными темпами, достигнув в 2005 г. соответственно 344 и 353 млн. т. Производство стального  проката достигло 378 млн. т. Наращивание  производства проходило двумя этапами: до 2000 г. темпы прироста были стабильно  умеренными, но небольшими, составляя  в среднем 5-7% в год. После 2000 г. произошел  бурный рост, средние темпы увеличения производства возросли и продолжают оставаться на уровне 22-23% ежегодно, при  этом особенно быстро возрастает производство стального проката.

     С 2003 по 2005 г. доля чугуна и стали в  общем объеме китайского экспорта возросла с 0,8 до 2%, увеличение объема экспорта в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом  составило 3,4 раза. Политика правительства  между тем нацелена на сдерживание  производства и экспорта стали. Это  связано в основном с большими энергетическими затратами на производство металлургической продукции (15% всех затрат энергии приходится на сталелитейную  промышленность) и тяжелой экологической обстановкой в стране (14% загрязнений окружающей среды). Еще один фактор - нехватка необходимой для выплавки стали железной руды, которую Китаю приходится импортировать в больших количествах из Бразилии и Австралии.

     Для ограничения экспорта в 2005 г. государство  приняло меры по отмене возврата НДС  экспортерам. В результате рост был  более умеренным - 31,6%. Однако сдерживание  производства и экспорта весьма непростая  задача для правительства из-за действия рыночных механизмов. Снижение вывоза стали быстро привело к перенасыщению  внутреннего рынка и снижению цен. В результате производителям стало  выгоднее экспортировать продукцию, чем  продавать ее на внутреннем рынке, что  привело к возрастанию экспорта в 2006 г. в 1,5 раза. По данным Китайской  ассоциации железа и стали, с января по май 2007 г. выплавка стали увеличилась  на 19,7% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а экспорт в  первом квартале возрос в 3,4 раза по сравнению  с аналогичным периодом 2006 г., достигнув 12,2 млн. т.

     Руководство страны продолжает принимать меры по сдерживанию экспорта стали, в числе  последних ограничений - установление экспортных тарифов в размере 5-10%, а на ряд товаров - их увеличение до 15% с 1 июня 2007 г.

     Перед китайской металлургией, и прежде всего сталелитейной отраслью, стоят  серьезные задачи повышения эффективности  производства, уменьшения затрат энергии  и загрязнения окружающей среды, повышения качества производимой продукции. Энергозатраты на единицу ВВП планируется сократить на 20% к 2010 г., а загрязнения окружающей среды - на 10%. При этом потребление стали будет увеличиваться темпами выше мировых (3% против 4-5% для Китая, по прогнозам аналитиков) и к 2010 г. достигнет 490 млн. т. Для решения этих задач китайское правительство будет способствовать национальным компаниям в создании совместных предприятий за рубежом и приобретении иностранных месторождений. 

    1. Автомобильная промышленность.

     Состояние и развитие автомобильной промышленности служит одним из индикаторов конкурентоспособности всей экономики страны. Эта отрасль завоевывает ведущие позиции в мировом автомобилестроении, постепенно становится конкурентоспособной на международном рынке, она занимает одну из ведущих позиций в экономике Китая, судя по показателям производства и внешней торговли. В 2006 г. Китай занял третье место в мировом автомобилестроении после Японии и США, обогнав Германию. Таким образом, объем производства, инвестиций, оборота и количество занятых в отрасли выводят Китай в ряд лидеров мирового автомобилестроения.

     Развитие  отрасли на фоне общеэкономического развития страны также весьма динамично. По данным официальной китайской статистики, при среднегодовых темпах прироста ВВП в 9,5% в 1995-2005 гг. производство автомобилей и запчастей ежегодно увеличивалось в среднем на 14%, а легковых автомобилей - на 24%. Тенденция сохранилась и после отмены квотирования и лицензирования импорта в 2006 г. В указанном году в Китае было произведено более 7,28 млн. автомобилей, что на 27,6% больше, чем в 2005 г.

     Еще большими темпами, чем производство, возрастает экспорт автомобилей. В 2004 и 2005 гг. количество экспортируемых машин увеличилось в 3 и 2,7 раза, увеличение экспорта в стоимостном выражении составило соответственно 46 и 40%. Это позволило увеличить удельный вес продукции автомобилестроения в общем объеме экспорта с 1,8% в 2003 г. до 2,2% в 2005 г. Доля в объеме производства экспортируемых автомобилей также возросла - с 3% в 2004 г. до 19% в 2005 г., что говорит об успешном начале выхода китайских производителей на мировой рынок.

     Всего в КНР производится более 90 марок  автомобилей, из них всего 20 имеют  определенную известность в мире. При наращивании экспорта китайскому правительству удается сдерживать импорт готовых автомобилей, доля которого в объеме продаж на внутреннем рынке  составляет около 5%. Это достигается  за счет высоких таможенных пошлин на импортные автомобили. Основная масса эксплуатируемых в Китае  автомобилей производится внутри страны, а ввозятся главным образом дорогие  автомобили премиум-класса.

     Темпы прироста производства выше темпов увеличения продаж, которые составляют в среднем 11,7% для всех транспортных средств  и 15,8% для легковых автомобилей. Уровень  автомобилизации в Китае сейчас составляет 2,4 автомобиля на 100 жителей, что является невысоким показателем  по сравнению с развитыми странами. Это обусловливает экспортную ориентацию китайских производителей легковых автомобилей.

     Одной из особенностей автомобилестроения является большая роль в нем иностранного капитала. Шесть крупнейших автомобильных  корпораций, производящих более 70% продукции, являются совместными предприятиями. Их доля в общем объеме продаж в 2006 г. составила 76%. На рынке присутствуют известные корпорации Германии, США, Франции, Италии, Японии и Республики Кореи. Семь крупнейших совместных предприятий  отрасли производят в основном автомобили всемирно известных марок, и лидирующие позиции в производстве и продаже  на китайском рынке занимают известные  мировые бренды. Совместные предприятия  производят и китайские модели, а  также модели других иностранных  компаний, не участвующих в капитале предприятия; в этом случае имеет  место передача лицензий. Некоторые  крупные национальные компании (часто  долю в них имеет государство) производят исключительно китайские  марки. Для таких производств  характерно использование иностранных  запчастей, которые импортируются  либо производятся в Китае по лицензии на других заводах.

Информация о работе Экономика Китая