Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:28, курсовая работа
Китай, эта страна притягивает к себе внимание всего мира. Причин много, Китай - страна с самым большим населением в мире. Китай - самая быстроразвивающаяся экономика мира. Китай - самая древняя цивилизация. Китай - сильнейшая политическая фигура на мировом олимпе. Развитие Китая порождает успехи и в других областях, например, в спорте. Многие пророчат Китаю мировое лидерство уже в ближайшем будущем.
Введение 2
1. Анализ макроэкономического развития страны 3
1.1. Факторы успеха экономики Китая благодаря реформам 2
1.2. Факторы феноменального экономического роста 3
2. Структура ВВП Китая 4
2.1. Характеристика промышленности Китая и ее лидирующие отрасли 5
2.2. Текстильная промышленность 6
2.3. Металлургия 5
2.4. Автомобильная промышленность 6
2.5. Сельское хозяйство Китая 5
3. Макроэкономические проблемы Китая 3
3.1. Безработица Китая 2
3.2. Уровень жизни 3
3.3. Урбанизация Китая: тенденции и проблемы развития 4
4. Страна в системе международно-экономических отношений 3
4.1. Характеристика международной торговли Китая 2
4.2. Импорт капитала в КНР 3
4.3. Перспективы международной торговли Китая 2
5. Проблемы и основные направления развития Китая на современном этапе 3
5.1. Стратегические задачи Китая 2
Несмотря
на бурный рост, текстильная промышленность
Китая имеет ряд проблем. Одна
из них - остаточные барьеры для проникновения
на рынки развитых стран. Входные
барьеры на рынки США и ЕС вызваны
такими мерами, как квотирование и
антидемпинговые расследования. Согласно
двустороннему соглашению о вступлении
Китая в ВТО, подписанному между
Китаем и США, последние имеют
право вводить квоты как
Другой важной проблемой остается недостаточно высокое качество одежды. В настоящее время успешность отрасли основывается на использовании при производстве большого количества дешевой, неквалифицированной рабочей силы. Тем не менее существует немало других стран в Азии и Латинской Америке, которые могут предоставить продукцию с низкой себестоимостью.
Для
достижения стратегической международной
конкурентоспособности в этой отрасли
Китаю необходимо повышать качество
продукции и выводить собственные
бренды на мировой рынок.
Химическая промышленность Китая переживает бурный производственный подъем. Среднегодовые темпы увеличения экспорта химической продукции за 2000-2005 гг. составили 24%, что позволило стране увеличить долю в мировом экспорте с 2,1% в 2000 г. до 3,2% в 2005 г. Согласно официальной китайской статистике среднегодовые темпы прироста выпуска химического волокна и пластмассы за 1995-2005 гг. составили 18%. Производство удобрений различных видов увеличилось на 11-17% в 2006 г. и продолжало возрастать такими же темпами в 2007 г. В результате, по данным журнала "Евразийский химический рынок", по итогам 2006 г. Китай вышел на первое место в мире по производству удобрений.
Большой объем производства призван обеспечить растущие потребности Китая в продукции химической промышленности. Это необходимо для поддержания значительных темпов роста в других сегментах, таких как машиностроение, автомобильная, электронная, электротехническая отрасли и производство упаковки. Сейчас внутренний рынок страны обладает чрезвычайно большим спросом на химическую продукцию, выводя Китай в лидеры не только по производству, но и потреблению в этой сфере. При этом национальных производственных мощностей недостаточно для того, чтобы обеспечивать растущие потребности. Например, дефицит полипропилена (экологически чистая пластмасса, использующаяся в производстве упаковки) в 2005 г. составлял 2,9 млн. т, и его планировалось устранить лишь в 2007 г. К 2007 г. производство полипропилена в Китае увеличилось на 2,6 млн. т с помощью расширения мощностей крупнейших китайских и совместных китайско-британских компаний.
В
связи с большим объемом
За десятилетие произошло снижение доли химических продуктов как в экспорте, так и в импорте. В экспорте их доля снизилась с 6,1 до 4,6%. Это произошло не только благодаря росту производства и потребления на внутреннем рынке, но и из-за барьеров со стороны других стран. Продукция химической промышленности занимает первое место из всех видов китайской продукции по числу применяемых к ней антидемпинговых мер. За 1995-2006 гг. это количество достигло 120 случаев (из общего числа 375). Помимо этого, в действие вступили сдерживающие экспорт меры китайского правительства. С 1 июля 2007 г. было отменено возвращение НДС экспортерам химических продуктов для двух тысяч наименований товаров.
В
общем объеме импорта КНР доля
продукции химической промышленности
снизилась с 13,1 до 11%. Это вызвано
двумя основными причинами. Прежде
всего, китайские цены в этой сфере
ниже мировых, что делает невыгодным
импорт продукции. Вследствие этого
снизился физический объем ввозимых
удобрений и других химических продуктов.
Другая важная причина - расширение деятельности
иностранных предприятий
Одно
из наиболее активных направлений - производство
пластмасс. Здесь создают свои производства
крупнейшие международные корпорации,
в других отраслях химической промышленности
присутствие иностранных
Развитие химической отрасли в Китае снижается нехваткой сырья, прежде всего углеводородного. Эту проблему пытаются решить в том числе с помощью строительства нефте- и газопроводов для поставки российского сырья. В любом случае налицо зависимость национальной химической промышленности от иностранного сырья.
Еще
одной проблемой, связанной с
наращиванием производства химической
промышленности, является увеличивающееся
загрязнение окружающей среды и
повышение затрат электроэнергии. Таким
образом, перед китайским правительством
стоит нелегкая задача совмещения возрастающих
производственных масштабов для
обеспечения нужд собственной экономики
с активно проводимой политикой
экономии энергии и защиты окружающей
среды.
Металлургия – отрасль, которая обеспечивает развитие таких важнейших сфер, как нефтехимия, машиностроение, строительство и др. Без высоких темпов ее роста было бы невозможно бурное развитие китайской экономики. Страна является самым большим рынком потребления продукции металлургии, особенно чугуна и стали. Согласно официальным данным, производство цветных металлов вместе взятых в натуральном выражении занимает лишь 5% количества выплавляемой стали и объемов производства чугуна. Китай занимает первое место в мире по выплавке чугуна и стали. По данным Международного института железа и стали, производство чугуна в 2006 г. составило 46% общемирового, потребление - 42%. На Китай приходится 12,6% мирового экспорта чугуна, большей долей обладают лишь Бразилия и Россия.
Доля КНР в общемировом производстве стали несколько ниже, чем в производстве чугуна, однако она намного превышает показатель идущей на втором месте Японии. В 1995 г. Китаем производилось лишь 12,4% стали, т. е. за 10 последние лет доля была увеличена почти втрое. Темпы прироста продукции сталелитейной промышленности Китая значительно выше среднемирового показателя (21% против 9%), а также динамики роста других лидеров отрасли -России, США, Японии, Республики Кореи.
Объем выплавки стали в слитках и сортовой стали достаточно большой, чтобы обеспечить внутреннюю потребность, однако существует дефицит стального проката с высокой добавленной стоимостью, который Китай импортирует. Это происходит несмотря на то, что производство стального проката растет так же динамично, как и низкосортной стали.
В 1995-2005 гг. выплавка чугуна и стали увеличивалась уверенными темпами, достигнув в 2005 г. соответственно 344 и 353 млн. т. Производство стального проката достигло 378 млн. т. Наращивание производства проходило двумя этапами: до 2000 г. темпы прироста были стабильно умеренными, но небольшими, составляя в среднем 5-7% в год. После 2000 г. произошел бурный рост, средние темпы увеличения производства возросли и продолжают оставаться на уровне 22-23% ежегодно, при этом особенно быстро возрастает производство стального проката.
С 2003 по 2005 г. доля чугуна и стали в общем объеме китайского экспорта возросла с 0,8 до 2%, увеличение объема экспорта в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом составило 3,4 раза. Политика правительства между тем нацелена на сдерживание производства и экспорта стали. Это связано в основном с большими энергетическими затратами на производство металлургической продукции (15% всех затрат энергии приходится на сталелитейную промышленность) и тяжелой экологической обстановкой в стране (14% загрязнений окружающей среды). Еще один фактор - нехватка необходимой для выплавки стали железной руды, которую Китаю приходится импортировать в больших количествах из Бразилии и Австралии.
Для ограничения экспорта в 2005 г. государство приняло меры по отмене возврата НДС экспортерам. В результате рост был более умеренным - 31,6%. Однако сдерживание производства и экспорта весьма непростая задача для правительства из-за действия рыночных механизмов. Снижение вывоза стали быстро привело к перенасыщению внутреннего рынка и снижению цен. В результате производителям стало выгоднее экспортировать продукцию, чем продавать ее на внутреннем рынке, что привело к возрастанию экспорта в 2006 г. в 1,5 раза. По данным Китайской ассоциации железа и стали, с января по май 2007 г. выплавка стали увеличилась на 19,7% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а экспорт в первом квартале возрос в 3,4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., достигнув 12,2 млн. т.
Руководство страны продолжает принимать меры по сдерживанию экспорта стали, в числе последних ограничений - установление экспортных тарифов в размере 5-10%, а на ряд товаров - их увеличение до 15% с 1 июня 2007 г.
Перед
китайской металлургией, и прежде
всего сталелитейной отраслью, стоят
серьезные задачи повышения эффективности
производства, уменьшения затрат энергии
и загрязнения окружающей среды,
повышения качества производимой продукции.
Энергозатраты на единицу ВВП планируется
сократить на 20% к 2010 г., а загрязнения окружающей
среды - на 10%. При этом потребление стали
будет увеличиваться темпами выше мировых
(3% против 4-5% для Китая, по прогнозам аналитиков)
и к 2010 г. достигнет 490 млн. т. Для решения
этих задач китайское правительство будет
способствовать национальным компаниям
в создании совместных предприятий за
рубежом и приобретении иностранных месторождений.
Состояние и развитие автомобильной промышленности служит одним из индикаторов конкурентоспособности всей экономики страны. Эта отрасль завоевывает ведущие позиции в мировом автомобилестроении, постепенно становится конкурентоспособной на международном рынке, она занимает одну из ведущих позиций в экономике Китая, судя по показателям производства и внешней торговли. В 2006 г. Китай занял третье место в мировом автомобилестроении после Японии и США, обогнав Германию. Таким образом, объем производства, инвестиций, оборота и количество занятых в отрасли выводят Китай в ряд лидеров мирового автомобилестроения.
Развитие отрасли на фоне общеэкономического развития страны также весьма динамично. По данным официальной китайской статистики, при среднегодовых темпах прироста ВВП в 9,5% в 1995-2005 гг. производство автомобилей и запчастей ежегодно увеличивалось в среднем на 14%, а легковых автомобилей - на 24%. Тенденция сохранилась и после отмены квотирования и лицензирования импорта в 2006 г. В указанном году в Китае было произведено более 7,28 млн. автомобилей, что на 27,6% больше, чем в 2005 г.
Еще большими темпами, чем производство, возрастает экспорт автомобилей. В 2004 и 2005 гг. количество экспортируемых машин увеличилось в 3 и 2,7 раза, увеличение экспорта в стоимостном выражении составило соответственно 46 и 40%. Это позволило увеличить удельный вес продукции автомобилестроения в общем объеме экспорта с 1,8% в 2003 г. до 2,2% в 2005 г. Доля в объеме производства экспортируемых автомобилей также возросла - с 3% в 2004 г. до 19% в 2005 г., что говорит об успешном начале выхода китайских производителей на мировой рынок.
Всего
в КНР производится более 90 марок
автомобилей, из них всего 20 имеют
определенную известность в мире.
При наращивании экспорта китайскому
правительству удается
Темпы
прироста производства выше темпов увеличения
продаж, которые составляют в среднем
11,7% для всех транспортных средств
и 15,8% для легковых автомобилей. Уровень
автомобилизации в Китае сейчас
составляет 2,4 автомобиля на 100 жителей,
что является невысоким показателем
по сравнению с развитыми
Одной из особенностей автомобилестроения является большая роль в нем иностранного капитала. Шесть крупнейших автомобильных корпораций, производящих более 70% продукции, являются совместными предприятиями. Их доля в общем объеме продаж в 2006 г. составила 76%. На рынке присутствуют известные корпорации Германии, США, Франции, Италии, Японии и Республики Кореи. Семь крупнейших совместных предприятий отрасли производят в основном автомобили всемирно известных марок, и лидирующие позиции в производстве и продаже на китайском рынке занимают известные мировые бренды. Совместные предприятия производят и китайские модели, а также модели других иностранных компаний, не участвующих в капитале предприятия; в этом случае имеет место передача лицензий. Некоторые крупные национальные компании (часто долю в них имеет государство) производят исключительно китайские марки. Для таких производств характерно использование иностранных запчастей, которые импортируются либо производятся в Китае по лицензии на других заводах.