Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Китай, эта страна притягивает к себе внимание всего мира. Причин много, Китай - страна с самым большим населением в мире. Китай - самая быстроразвивающаяся экономика мира. Китай - самая древняя цивилизация. Китай - сильнейшая политическая фигура на мировом олимпе. Развитие Китая порождает успехи и в других областях, например, в спорте. Многие пророчат Китаю мировое лидерство уже в ближайшем будущем.

Содержание

Введение 2
1. Анализ макроэкономического развития страны 3
1.1. Факторы успеха экономики Китая благодаря реформам 2
1.2. Факторы феноменального экономического роста 3
2. Структура ВВП Китая 4
2.1. Характеристика промышленности Китая и ее лидирующие отрасли 5
2.2. Текстильная промышленность 6
2.3. Металлургия 5
2.4. Автомобильная промышленность 6
2.5. Сельское хозяйство Китая 5
3. Макроэкономические проблемы Китая 3
3.1. Безработица Китая 2
3.2. Уровень жизни 3
3.3. Урбанизация Китая: тенденции и проблемы развития 4
4. Страна в системе международно-экономических отношений 3
4.1. Характеристика международной торговли Китая 2
4.2. Импорт капитала в КНР 3
4.3. Перспективы международной торговли Китая 2
5. Проблемы и основные направления развития Китая на современном этапе 3
5.1. Стратегические задачи Китая 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая макро.docx

— 399.50 Кб (Скачать документ)
    1. Импорт  КНР.

     Для активизации процесса экономического развития КНР важное значение придается привлечению иностранного капитала, общий объем которого за 1979-2009 гг. составил почти 1 трлн. $. Начиная с середины 90-х гг. КНР является одним из крупнейших в мире реципиентов (получателей) иностранного капитала.

     Причины высоких поступлений иностранных  инвестиций в КНР хорошо известны:

     1. поддержание в стране высокого  уровня социально-экономической  и политической стабильности;

     2. наличие емкого внутреннего рынка  и дешевой рабочей силы;

     3. проведение активной национальной  инвестиционной политики;

     4. постоянное совершенствование и  либерализация юридической базы  в направлении создания благоприятного  режима для иностранных компаний.

     Все это обусловливает высокую и  устойчивую доходность, а также защиту инвестиций, благодаря чему 90% зарубежных инвесторов планируют дальнейшее расширение своей деятельности в КНР. Дополнительную динамику притоку иностранных инвестиций придают различные региональные и международные мероприятия, проводимые в КНР, среди которых особенно выделяются Олимпийские игры 2008 года в Пекине и предстоящая Всемирная выставка Expo-2010 в Шанхае (с 1 мая по 31 октября 2010 года).

     Привлечение и использование иностранного капитала в КНР регулируется специальным  каталогом отраслей для иностранных  инвестиций. Так, согласно каталогу, к  категории поощряемых отраслей для  зарубежных инвестиций в КНР относятся  более 260 направлений: сельского, лесного  хозяйства и животноводства, текстильной  промышленности, энергетики, металлургии, нефтяной, нефтехимической, химической промышленности, машиностроения, электронной  промышленности, производства строительных материалов, медицинского оборудования, аэрокосмической промышленности, микроэлектроники, новых видов материалов, био- и информационных технологий, защиты окружающей среды и др.

     К отраслям ограниченного размещения инвестиций относятся отдельные  направления сельского и лесного  хозяйства (выращивание, переработка  хлопка и редких пород дерева), животноводства, рыбной, горнодобывающей, пищевой, табачной, текстильной промышленности, полиграфии, нефте- и коксопереработки, химической промышленности, цветной металлургии, производства стандартной техники (в т.ч. грузовых контейнеров, подшипников, автокранов, гусеничных бульдозеров, оборудования приема сигналов спутникового телевидения), энергетики, транспорта, связи и др. , а также разрешенные (т.е. не относящиеся к категориям ограниченные и запрещенные) инвестиционные проекты с прямым экспортом своей продукции.

     Отраслями, в которых запрещено размещение зарубежных инвестиций, в настоящее  время являются: военная сфера, горнодобывающая  сфера, плавка и обработка радиоактивных  руд, строительство и эксплуатация электросетей, производство продукции  с канцерогенным, тератогенным, мутагенным действием и производящей длительное органическое загрязнение, транспортные услуги, масс – медиа и СМИ, а также финансовый сектор (банковская деятельность, операции с ценными бумагами, учреждение бухгалтерских и трастовых компаний, страховых брокерских компаний) и отдельные сферы пищевой промышленности.

     Кроме вышеперечисленных сферы деятельности, в которых ограничено использование  иностранного капитала, являются: страхование, недвижимость, юридический консалтинг, табачная и фармацевтическая промышленность и телекоммуникационные услуги.

     Свыше 70% реализованных инвестиций представляют собой кредиты и займы. При  этом кредиты иностранных правительств, кредиты международных финансовых организаций предоставляются, как  правило, на льготных условиях. Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется, в основном, вложениями в промышленный и обрабатывающий секторы экономики, при этом особенно быстро растет доля высокотехнологичных  предприятий, а также предприятий  по глубокой переработке сырья.

     Значительная  доля кредитов, полученных от международных  финансовых организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай  вступил в 1980г. одновременно с вступлением  в Международный валютный фонд. Сотрудничество с Мировым Банком включало в себя следующие основные программы: развитие топливно-энергетического комплекса (25% общего объема кредитования), развитие науки и образования (20%), развитие транспорта (20%), развитие сельского хозяйства (20%), финансирование мелких и средних промышленных предприятий (около 8%) и развитие банковско-кредитного сектора.

     Наиболее  выгодными для Китая были кредиты, предоставляемые структурным подразделением Всемирного Банка — Международной  ассоциацией развития. Все кредиты  данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия в размере 0,75% годовых). Они предоставляются на 50 лет с десятилетним льготным периодом. На кредиты по линии Международной ассоциации развития приходится около 40% общего объема кредитов, полученных Китаем от Мирового Банка.

     Показатели, характеризующие долговое положение  КНР, не вызывают опасений, так по оценкам  МВФ, государственный долг Китая  составляет 22%, что является весьма низким показателем.

     В последние годы активизировался  процесс использования новых  для Китая форм аккумуляции инвестиционных ресурсов, таких, как выпуск облигаций  государственных займов, акций предприятий, облигаций местных органов власти, банков, других кредитных учреждений. Торговля ценными бумагами осуществляется через фондовые биржи. В настоящее  время они действуют в Шанхае и Шэньчжэне. Участниками торгов могут быть либо специализированные фирмы, либо предприятия, получившие специальное разрешение Госсовета КНР. Основная часть ценных бумаг, находящихся в обращении, относится к облигациям государственного займа: государственные казначейские обязательства, облигации на строительство ключевых объектов народного хозяйства, облигации финансового займа. Часть облигаций закупается населением, часть — предприятиями и организациями, причем зачастую приобретение облигаций носит принудительный характер.

     Большая роль в становлении фондового  рынка КНР отводится Гонконгу (внутреннее название - Сянган), который, вернувшись с июня 1997г. под юрисдикцию КНР, получил статус Особого административного  района. По объемам капитализации  фондового рынка Гонконг занимает второе место в Азии, после Японии, также Гонконг является ведущим  коммерческим и финансовым центром  Юго – Восточной Азии и третьим мировым центром мира после Лондона и Нью-Йорка.

     Более 350 банков, финансовых компаний имеют  свои представительства или отделения  в Гонконге. По доходности операций с ценными бумагами, условиям привлечения  средств в банки Гонконг занимает одно из первых мест в мире. В настоящее время возрастающее число китайских банков и промышленных компаний, стремясь использовать потенциал территории, работают на местном фондовом рынке.

     Еще один из важнейших элементов открытой внешнеэкономической политики Китая  связан с прямыми иностранными инвестициями. Согласно китайской классификации, под термином «прямые иностранные инвестиции» понимаются совместные предприятия с участием китайского и иностранного капиталов в паевой (акционерной) и контрактной (договорной) формах, чисто иностранные предприятия, совместные проекты по разведке и разработке природных ресурсов на территории КНР, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации.

     В первые годы осуществления открытой экономической политики, иностранные инвестиции направлялись в основном в сферу нематериального производства. В последнее время заметна тенденция активизации иностранных фирм в приоритетных отраслях промышленности КНР. В большинстве случаев сотрудничество с компаниями промышленно развитых стран способствует освоению производства принципиально новых для Китая видов промышленной продукции. Предприятия с участием иностранного капитала отличаются более высоким уровнем производительности труда и организации производства. Совместные предприятия в промышленности позволяют, только посредством улучшения организации труда, добиться увеличения производительности труда в 5-6 раз и таким образом приблизиться к мировым показателям.

     Особую  роль в области открытой внешнеэкономической  политики играют административно-экономические  образования с льготными режимами, созданные специально для стимулирования притока иностранных инвестиций:

     • специальные экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, Хайнань, а также приравненный к ним по статусу Новый район Пудун (Шанхай);

     • зоны экономического и технологического развития в гг. Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь, Харбин, Урумчи, Ухань, Чунцин, Ханчжоу, Шэньян, Чанчунь, Инкоу и других крупных городах;

     • зоны свободной торговли в гг. Шанхай, Тяньцзинь, Далянь, Гуанчжоу, Нинбо, Чжанцзяган, Хайкоу, Сямэнь, Фучжоу, Циндао, Шаньтоу, Чжухай и Шэньчжэнь.

     • зоны приграничного экономического сотрудничества в гг. Дандун, Хэйхэ, Суйфэньхэ (пров.Хэйлунцзян), Маньчжоули, Эрлянь (АРВМ), Хуэйчунь (пров.Цзилинь), Инин, Боле, Тачэн (СУАР), Пинсян, Дунсин (ГЧАР), Жуйли, Вантин, Хэкоу (пров.Юньнань).

     Помимо  административно-экономических образований, особую роль с учетом особой приоритетности развития высоких технологий, в КНР  придают технопаркам. Для открывающихся  технопарков и совместных научно-исследовательских  центров действуют преференциальные тарифы налогообложения, они освобождаются  от уплаты импортных пошлин на ввозимое в КНР оборудование, налога с продаж при передаче технологий, в течение  первых двух-трех лет работы пользуются бесплатными арендой помещений, телекоммуникационными и коммунальными  услугами. Предусмотрено также первоочередное предоставление таким структурам кредитов от местных специальных фондов финансового  содействия, а также других мер  поддержки. Благодаря осуществляемым в КНР мерам поддержки научно-исследовательского сектора, в создании технопарков  участвуют крупнейшие мировые компании, такие как, IBM, Thomson, Alcatel, Sumitomo, Samsung, Oracle, Philips, Olympus, Epson и др.

     С учетом положительного опыта территориально-экономических  образований с санкции центрального правительства КНР к настоящему моменту на территории Китая образованы более 200 зон льготного экономического режима. Функционирующим в их пределах местным и иностранным предприятиям и компаниям предоставляется  льготный режим налогообложения, финансовые, таможенные и другие льготы. Так  для предприятий с иностранным  капиталом, доля которого в уставном фонде превышает 25%, предоставляются  налоговые льготы при реинвестировании ими средств в проекты центральных и западных районов КНР. Если предприятие импортирует продукцию, оборудование и технологии которые не могут быть произведены в Китае, то импортеры освобождаются от уплаты импортных пошлин. Также в целях оказания содействия иностранным компаниям в реализации инвестиционных намерений в КНР при местных органах власти СЭЗ, ЗЭТР и других указанных льготных территориально-экономических образований действуют специальные консультационные агентства, которые оказывают различные услуги зарубежным предпринимателям по подбору китайских партнеров, юридической регистрации и т.п.

     Отдельно  необходимо отметить приморские районы КНР, на них приходится около 80% предприятий  с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические  районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся  степенью льготности режима для иностранных инвестиций.

     Все вышеперечисленные меры, осуществляемые властями КНР, по привлечению в страну иностранных инвестиций привели  к тому, что в 2002 Китай потеснил США с места самого крупного в  мире получателя прямых иностранных  инвестиций – более 53 миллиардов долларов США, при уверенном ежегодном  увеличении роста инвестиций на 10 - 12% в год. Основными зарубежными  инвесторами в КНР являются транснациональные  корпорации, международные финансовые и банковские структуры, включая  Международный валютный фонд, Всемирный  банк, Азиатский банк развития, Японский банк международного сотрудничества, а также зарубежная китайская  диаспора. На международном уровне гарантии зарубежных инвесторов в КНР  обеспечиваются межправительственными  соглашениями по взаимной защите иностранных  инвестиций. Китай имеет более 70 таких соглашений с развитыми  и развивающимися государствами  мира.

     Из  данной главы следует вывод, что  Китай делает все, чтобы привлечь иностранный капитал в страну. Издавая законы для облегчения притока  инвестиций, облегчая налоговые, пошлинные  издержки, привлекая специалистов и  технологии, которые сам не в силах  осуществлять, но при этом жестко ограничивает их своими законами, не пуская их в госсектора и разграничивая их по секторам специализации для более удобного контроля за ними. 

     
    1. Перспективы международной торговли Китая.

     "Темпы  спада китайской внешней торговли  превысили прогнозируемый уровень,  ситуация в этой области остается  очень серьезной", -- сказал эксперт из Центра по изучению проблем развития при Госсовете КНР Лун Гоцян.

     Как показывают последние статистические данные, опубликованные Главным таможенным управлением КНР, в марте с.г. внешнеторговый оборот, объем экспорта и импорта  Китая снизились соответственно на20,9, 17,1 и 25,1 процента по сравнению  с аналогичным месяцем прошлого года.

     Хотя  в октябре минувшего года в  Китае еще сохранился сравнительно быстрый рост внешнего товарооборота, но, в связи с обострением глобального  финансового кризиса, ситуация в  этой области резко изменилась.

Информация о работе Экономика Китая