Экономика Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 13:28, курсовая работа

Описание

Китай, эта страна притягивает к себе внимание всего мира. Причин много, Китай - страна с самым большим населением в мире. Китай - самая быстроразвивающаяся экономика мира. Китай - самая древняя цивилизация. Китай - сильнейшая политическая фигура на мировом олимпе. Развитие Китая порождает успехи и в других областях, например, в спорте. Многие пророчат Китаю мировое лидерство уже в ближайшем будущем.

Содержание

Введение 2
1. Анализ макроэкономического развития страны 3
1.1. Факторы успеха экономики Китая благодаря реформам 2
1.2. Факторы феноменального экономического роста 3
2. Структура ВВП Китая 4
2.1. Характеристика промышленности Китая и ее лидирующие отрасли 5
2.2. Текстильная промышленность 6
2.3. Металлургия 5
2.4. Автомобильная промышленность 6
2.5. Сельское хозяйство Китая 5
3. Макроэкономические проблемы Китая 3
3.1. Безработица Китая 2
3.2. Уровень жизни 3
3.3. Урбанизация Китая: тенденции и проблемы развития 4
4. Страна в системе международно-экономических отношений 3
4.1. Характеристика международной торговли Китая 2
4.2. Импорт капитала в КНР 3
4.3. Перспективы международной торговли Китая 2
5. Проблемы и основные направления развития Китая на современном этапе 3
5.1. Стратегические задачи Китая 2

Работа состоит из  1 файл

курсовая макро.docx

— 399.50 Кб (Скачать документ)

     С точки зрения размещения предприятий, степень рассредоточенности довольно высока. А если анализировать размещение по численности занятых, то, по данным всеобщей переписи населения 1990 года, в поселках проживает 30,3% лиц, работающих в сельской промышленности. Кроме того, в поселках имеется еще определенное количество предприятий третичного сектора, возникших в последние годы. Все это показывает, что развитие сельских предприятий действительно тесно связано с развитием малых городов и поселков и их агломераций.

     До 80-х годов процесс урбанизации  в Китае развивался очень медленно, малые города и поселки приходили  в упадок (в 1953 году их было 5 тысяч, в 1978 году 2,8 тысячи; валовая продукция  сельских предприятий в 1978 году равнялась  лишь 24% совокупного общественного  продукта деревни).

     В развитии урбанизации можно выделить несколько этапов:

     1. Конец 70-х-1983 годы - это начальный  этап.

     Сельские  предприятия получили политическую поддержку, правительства местных  сообществ, выделяя им финансовые средства, способствовали их росту.

     2. 1983-1988 годы - этап быстрого развития  урбанизации.

     Под воздействием ряда политических установок  ЦК КПК (1984), направленных на активизацию  создания и совершенствования сельских предприятий, их число увеличилось  в целом по стране. Изменения миграционной политики, а также постановление  министерства внутренних дел об упорядочении процедуры выдачи разрешений на создание декретных поселков резко ускорили миграцию населения и количественный рост подобных поселков.

     С 1984 года наблюдается активизация  урбанизации, которая продолжалась вплоть до 1988 года, когда число сельских предприятий увеличивалось быстрее, чем число декретных поселков. Увеличивались иностранные инвестиции и экономический потенциал крупных  и средних городов. В 1994 году в  стране среди сельских предприятий  было 29,3 тысячи предприятий с участием иностранного капитала, а общая сумма  иностранных инвестиций в них  составляла 14,9 млрд. юаней; в экономически развитых районах, где процесс урбанизации  протекал особенно быстро, сельские предприятия  начали привлекать рабочую силу из других мест.

     3. Процесс расширения урбанизации  снизу начался с начала 90-х  годов.

     После частичного разрешения экономических  проблем в 1989-1990 годах и выступлений  Дэн Сяопина, на юге Китая (1992) в  развитии сельских предприятий наступил новый этап, выразившийся в увеличении их масштабов, создании комплексов предприятий, а также строительстве малых  зон сельской промышленности. В 1994 году в стране насчитывалось почти 40 тысяч уже организованных или организуемых зон сельской промышленности. Этот процесс благоприятствует стягиванию сельской экономики и населения в малые города и поселки, т.е. ускорению пространственных изменений, что повышает уровень урбанизации и ее роль в урбанизации всей страны.

     На  этом этапе в развитии урбанизации  снизу районы центральной и западной частей континентального Китая начали обгонять приморские районы по темпам роста сельских предприятий, по числу  крестьян, которые начинали заниматься несельскохозяйственным трудом.

     Хотя  в течение 20 лет урбанизация снизу  шла довольно быстро, ее уровень  в целом еще очень невысок. Следует заметить, что из-за ограничений, связанных с режимом прописки, и несовершенства статистической службы действительная занятость активного  населения декретных поселков превышает  численность их несельскохозяйственного  населения, существует "скрытая часть", и степень этой скрытности (доля в населении поселков) тоже выше городской.

     Основной  фактор урбанизации снизу - развитие несельскохозяйственных отраслей в  сельской местности, а главный признак - переход населения деревни от занятий сельским трудом к несельскохозяйственному  труду и пространственная концентрация рабочей силы в малых городах  и поселках.

     Важную  роль здесь играет политика правительства, поскольку в условиях социалистической рыночной экономики рыночная экономика  подвержена государственному вмешательству, регулированию и контролю. Политические установки государства и местных  органов власти служат главными средствами регулирования и контроля, они  же представляют собой определяющий фактор развития урбанизации снизу.

     Влияние государства проявляется в принятии политических решений, в которых  указываются основные направления  и пути развития страны. Так, это  решения правительства, благоприятствующие организации и расширению экономических  зон, которые стимулировали приток средств из Сянгана, Аомэня, Тайваня и зарубежных государств, обеспечив более высокие темпы урбанизации этих районов по сравнению с прочими.

     Большое значение имеют решения соответствующих  государственных ведомств, влияющие на ход урбанизации. Например, нормы  расселения крестьян, предоставление приехавшим в город крестьянам временного статуса горожан, упорядочение процедуры  определения статуса поселка  и т.д., которые привели к тому, что с 1984 года сильно увеличились  количество городов и поселков и  численность проживающего в них  населения.

     Конкретная  политика на местах (в провинциях, городах, уездах, вплоть до волостей и поселков), включающая льготное налогообложение, установление налоговых нормативов на сделки с землей, подворных подушевых налогов и т.д., - все это реально воздействует на экономическое развитие, движение населения и урбанизацию в данной местности.

     Расширяется инвестирование в сельские предприятия  и в строительство городов  и поселков. На эти цели идут государственные  субсидии; ассигнования различных государственных  ведомств; кредиты банков и кредитных  кооперативов; привлеченные средства (в том числе иностранные инвестиции); собственные средства; прочие средства. Размер кредитов определяется экономической мощью предприятия (банк требует, чтобы в валовых инвестициях собственные средства составляли 30-50%). Часть средств, поступающих "сверху", год от года сокращается, доля "со стороны" зависит от местных условий, профиля предприятия и эффективности его работы.

     Однако  собственные средства играют ключевую роль. Если их много, развитие идет быстро и степень надежности тоже высока. В провинциях, где сельские предприятия  развиты, например в Цзянсу, Чжэцзяне, доля собственных средств превышает 50%.

     Разумеется, в зависимости от инвестиционного  климата и социально-экономических  условий, виды и размеры источников финансирования в разных местах тоже неодинаковы. Близость Гуандуна к Сянгану и Аомэню обеспечивает ему большой приток иностранных капиталовложений, поэтому объем кредитов тоже велик (обе позиции составляют более 55%), и по развитию сельских предприятий Гуандун впереди всех провинций.

     Огромным  толчком развитию сельских предприятий  и урбанизации послужили средства, аккумулированные населением. В 1994 году в инвестициях в основные активы сельских предприятий эти средства составили 24 млрд. юаней (9,5% всего объема инвестиций), увеличившись по сравнению  с 1987 годом на 12,6 млрд., а их доля в  общем объеме инвестиций в сельские предприятия повысилась в два  раза.

     Финансирование  строительства городов и поселков осуществляется государством и местными органами власти. Государство и власти крупных городов совместно определяют места строительства приоритетных хозяйственных объектов и свои доли в общем объеме инвестиций, например, промышленных поселков, городов-спутников (Цзинынань, Коло, Шанская).

     Строительство может финансироваться не только из местных бюджетов городов, поселков. В 90-е годы важным источником поступлений  в местные бюджеты стали средства, полученные от операций с землей, которые  направлялись на строительство городов  и поселков, а это ускорило процесс  урбанизации.

     Активное  участие в строительстве принимают  крестьяне, которые на свои средства арендуют или скупают земельные  участки в городах и поселках для строительства заводов и  фабрик, открывают магазины, а также  выплачивают сборы за право стать  жителями городов. Эти средства идут на городское строительство. По неполным статистическим данным, с начала 90-х  годов аккумулированные таким способом средства превышают 130 миллионов юаней.

     По-видимому, в будущем налоги, полученные от сделок с землей, и наличные средства крестьян станут важным фактором, влияющим на масштабы градостроительства.

     В политической системе Китая местные  органы власти различных уровней  играют основную и решающую роль в  социально-экономическом развитии и строительстве городов и  поселков. Сложился тип урбанизации  с китайской спецификой, которая  заключается в том, что именно сообщества двигают экономику вперед. Пример - южная часть провинции  Цзянсу (сокращенно Сунань).

     Основываясь на опыте Сунани, конкретную роль местных правительств в экономическом развитии можно свести к следующему. Эти власти, во-первых, определяют основные направления развития предприятий и их кадровую политику; во-вторых, координируют отношения с внешним окружением (выше и нижестоящими уровнями власти, другими предприятиями и хозяйственными единицами); в-третьих, согласовывают использование местных финансовых ресурсов и добиваются получения кредитов; в-четвертых, выделяют земельные участки, следят за сбором налогов, проводят политику льготного налогообложения; в-пятых, координируют свою деятельность с политикой вышестоящих уровней власти. Именно такие действия обеспечили быстрое развитие сельских предприятий, в особенности коллективных. Сунань стала районом самых крупных в Китае сельских предприятий, именно благодаря непосредственному участию местных властей в этом процессе. Однако имеются и отрицательные последствия этих процессов, когда учитываются только интересы предприятий данной местности. Это ведет к игнорированию территориального разделения труда между сообществами, дублированию в строительстве, а также к чрезмерному вмешательству в дела предприятий в период, когда функции местной администрации и права предприятий не определены юридически.

     Крестьянские  массы обширной китайской деревни  тоже становятся важной силой, стимулирующей  развитие и жизнеспособность урбанизации  снизу. В экономически маломощных, со слабым коллективным хозяйством районах  крестьяне также используют местные  средства для развития мелкого единоличного производства, расширения своего хозяйства  до определенного масштаба и его  специализации. Это способствует прогрессу  местной экономики, а также появлению  и развитию новых городов и  поселков.

     Помимо  местных властей и крестьянских масс отечественные и иностранные  предприятия, учитывая благоприятные  социально-экономические условия, делают капиталовложения в создание заводов  и фабрик, стимулируя тем самым  экономическое развитие, сосредоточение населения и развитие городов  и поселков. В этом процессе складывается тот тип урбанизации, в котором  значительна роль внешних сил. Примеры - дельта р. Чжуцзян, о. Хайнань.

     Учитывая  почти 20-летнюю практику, можно сделать  вывод, что урбанизация соответствует  китайской действительности, особенно специфике экономического развития деревни. Постоянно повышается уровень  урбанизации снизу, видоизменяются ее формы проявления. В уже возникших  и возникающих урбанизированных районах усиливается пространственная концентрация населения и предприятий. Это ведет к превращению целых  регионов в урбанизированные зоны.

     В связи с относительной отсталостью  центральных и западных регионов на какой-то период в будущем урбанизация  снизу останется важной формой урбанизации. Однако по мере расширения открытости внешнему миру, упорядочения производства в городе и выхода его за городские  пределы форма урбанизации, где  основные движущие силы находятся "внизу", в ее чистом виде будет постепенно размываться.

     В Китае обнародованы новые подробности  планов крупномасштабной урбанизации  страны. По данным Государственной  комиссии планирования и развития, в настоящее время жители городов  составляют немногим более 30% общей  численности населения Китая. Но уже к 2012 году планируется довести их долю до 40%.

     Эксперты, которых цитируют государственные  СМИ Китая, считают вероятным, что  через 20 лет в городах будет  проживать 60% населения страны.

     Согласно  обнародованным данным, быстрое превращение  Китая из преимущественно сельскохозяйственного  общества в урбанизированное происходит все стремительнее.

Информация о работе Экономика Китая