Экономика: маржолизм, кривые безразличия, полезность, бюджетные линии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:45, доклад

Описание

В работе рассмотрены суть и особенности произошедшей «маржинальной революции», закон убывающей предельной полезности, свойства кривых безразличия, . Коэффициент наклона бюджетной линии.

Содержание

1. Краткая характеристика морженализма;
2. Определение общей и предельной полезности;
3. Закон убывающей предельной полезности;
4. Формула предельной полезности
5. Факторы потребительского выбора;
6. Кривые безразличия, карта кривых безразличия;
7. Предельная норма замещения благ;
8. Бюджетная линия;
9. Эффекты дохода и замещения.

Работа состоит из  1 файл

Экономика.docx

— 210.59 Кб (Скачать документ)

I. Общая характеристика  маржинализма

Чтобы рассмотреть  суть и особенности произошедшей «маржинальной революции», отметим, что маржинализм (от слова «marginale», которое в переводе с англо-французского означает «предел») базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важнейших отличий от классической политической экономии. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т. е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

«Революционное» отличие методологии маржинализма состоит в том, что, если «классики» подразделяли экономические явления  тенденциозно, считая сферу производства первичной по отношению к сфере  обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, т. е. материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами. Поэтому благодаря маржинальной теории проблема равновесия и устойчивого состояния экономики стали предметом анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий и фирм, так и народного хозяйства в целом. Далее, в сравнении с классической маржинальной теорией широко применяют математические методы, в том числе дифференциальные уравнения (исчисления). Причем математика для маржиналистов необходима не только для анализа предельных экономических показателей, но и для обоснования принятия оптимальных решений при выборе наилучшего варианта из возможного числа состояний и гипотез.

«Маржинальная революция» дала новые доказательства для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег  Рикардо-Милля. В результате «пришло время» неформального признания функций денег, как средства обращения; меры стоимости или единицы счета; средства сбережения, накопления или средства сохранения стоимости. Но главное - отпала необходимость поиска среди разнообразных функций денег ведущей или основной функции, что всегда чревато преувеличением значения одних функций в ущерб другим, и стало возможным признать: «Деньги - это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги».

Наконец, «революционным» можно признать то обстоятельство, что методологический инструментарий маржинализма позволил, в конце концов, снять вопрос о  первичности и вторичности экономических  категорий, считавшийся столь важным у «классиков». Это произошло, прежде всего, благодаря предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономическую теорию в точную науку.

В свершении  «маржинальной революции» в экономической  литературе выделяют два этапа.

Первый этап «маржинальной революции» охватывает 70 - 80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальрасса. На этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе «австрийской школы» маржинализма. Его школа, в которой активно сотрудничали также Ф. Визер, О. Бем - Баверк и другие ученые, выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, ратуя, как и «классическая школа», за «чистую экономическую науку». При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.

Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX в. с этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на данном этапе - отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем, чтобы подтвердить, говоря словами Й. Шумпетера, что «целью чистой экономики… всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий». В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве приемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической». На втором этапе «маржинальной революции» - этапе формирования неоклассической экономии - наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж. Б. Кларк и итальянец В. Парето.

2. Полезность - понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором - увеличивается.Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свойства количественной измеримости.Различают общую (совокупную) и предельную полезность. Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ .Предельная полезность- это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.

3.Закон убывающей предельной  полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

4.Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

где   — функция полезности, а   — количество потребляемого блага.

В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.

Термин «предельная полезность»  был введён в экономическую науку Фридрихом фон Визером (1851-1926).

Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного  рода определяется полезностью предельного  экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

5. Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров:

  • структура потребностей возможных покупателей данного товара и конкурирующих с ним товаров;
  • замещаемость данного товара конкурентными товарами;
  • возможное сопоставление (нормы замещения) данного товара с заменяемыми (заменяющими) товарами;
  • сопоставление рынка данного товара с рынком дополняющих его товаров.

Факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (производитель, продавец):

  • количество товара, которое будет предложено на рынке и которое может предложить фирма;
  • объем запасов данного товара у возможных его поставщиков и запасы у предприятия-поставщика;
  • издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
  • цены на средства или факторы производства, используемые в производстве соответствующего товара, и на затрачиваемый живой труд;
  • налоги, пошлины, акцизы и другие платежи, отчисляемые в государственные общественные фонды;
  • прибыль и ее распределение на инвестиции, резервные и страховые фонды, дивиденды и другие цели.

Факторы, обусловленные  альтернативными производственными  возможностями:

  • предельная замещаемость продуктов в использовании имеющихся производственных возможностей предприятия;
  • предельная замещаемость альтернативных технологий;
  • предельная замещаемость производственных факторов. Могут быть учтены и многие другие факторы, как внешние,так и внутренние,

После установления основных факторов, влияющих на ценообразование, определяются цели ценообразования, которые должны соответствовать целям фирмы  на рынке в данный период.При определении базовых цен на информационные продукты и услуги можно использовать ряд методов, используемых в ценообразовании.Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):цена = себестоимость. + фиксированная норма прибыли.Этот метод наиболее прост, потому что производитель имеет больше информации о своих затратах, чем о потребительском спросе. С другой стороны, если большинство продавцов используют этот же метод, то цены у них примерно одинаковые, ценовая конкуренция сводится к минимуму.Отрицательный момент — цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов.Затратный метод удобен при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установлении цен по разовым заказам или на опытные образцы и цены на товары, когда спрос на них заведомо опережает предложение.

6. Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.

Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.

Кривая безразличия


На графике на одной оси отложено число единиц товара X, на другой — число единиц товара Y. Соединив точки А, В, С, D получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц товара X и товара Y, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая Uназывается кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т.е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 2 единиц товараX и получив 1 единицу товара Y при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и D.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

  1. Кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя.
  2. Кривые безразличия всегда имеют отрицательный наклон, ибо рационально действующие потребители будут предпочитать большее количество любого набора меньшему.
  3. Кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения.
  4. Кривые безразличия никогда не пересекаются и обычно показывают уменьшающиеся предельные нормы замещения одного блага на другое.
  5. Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, предпочтительнее наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Набор кривых безразличия образуют карту кривых безразличия, которая используется для описания предпочтения человека по всем наборам товаров.

Карта кривых безразличия (indifference map) — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов.

Карта кривых безразличия


На графике показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.U> U> U> U1

Карта кривых безразличия дает представление  о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.

7. Предельной нормой замещения благом Х блага У (MRSxy – marginal rate of substitution) называют количество блага У, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным

Графическим изображением предельной нормы замещения двух благ, взятых в определенном количественном сочетании, служит тангенс угла наклона касательной  к кривой безразличия в точке, представляющей это сочетание (в  точке А, рис 9).Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Знак минус означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, т.е. положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Это служит дополнительным доказательством отрицательного угла наклона касательной, проведенной к любой точке кривой безразличия. 
При изменении количества потребляемых товаров и желании потребителя остаться на той же кривой безразличия прирост полезности от добавленного количества одного товара должен быть равен потере полезности от отказа от какого-то количества другого товара. Следовательно, предельная норма замещения благом Х блага У может рассматриваться как отношение предельной полезности блага Х к предельной полезности блага У.Если обратиться к графику ( рис. 9), то можно увидеть, что предельная полезность блага Х уменьшается по мере замены товаром Х товара У, а предельная полезность товара У соответственно увеличивается, т.е. значение MRSxy уменьшается.На графике это уменьшение проявляется в убывании углового коэффициента наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия.Уменьшающаяся предельная норма замены в порядковой теории полезности имеет тот же смысл, что и убывающая предельная полезность в количественной теории.

Информация о работе Экономика: маржолизм, кривые безразличия, полезность, бюджетные линии