Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:45, доклад
В работе рассмотрены суть и особенности произошедшей «маржинальной революции», закон убывающей предельной полезности, свойства кривых безразличия, . Коэффициент наклона бюджетной линии.
1. Краткая характеристика морженализма;
2. Определение общей и предельной полезности;
3. Закон убывающей предельной полезности;
4. Формула предельной полезности
5. Факторы потребительского выбора;
6. Кривые безразличия, карта кривых безразличия;
7. Предельная норма замещения благ;
8. Бюджетная линия;
9. Эффекты дохода и замещения.
I. Общая характеристика маржинализма
Чтобы рассмотреть суть и особенности произошедшей «маржинальной революции», отметим, что маржинализм (от слова «marginale», которое в переводе с англо-французского означает «предел») базируется на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важнейших отличий от классической политической экономии. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда. По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т. е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.
«Революционное»
отличие методологии
«Маржинальная революция» дала новые доказательства для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рикардо-Милля. В результате «пришло время» неформального признания функций денег, как средства обращения; меры стоимости или единицы счета; средства сбережения, накопления или средства сохранения стоимости. Но главное - отпала необходимость поиска среди разнообразных функций денег ведущей или основной функции, что всегда чревато преувеличением значения одних функций в ущерб другим, и стало возможным признать: «Деньги - это то, что деньги делают. Все, что выполняет функции денег, и есть деньги».
Наконец,
«революционным» можно признать
то обстоятельство, что методологический
инструментарий маржинализма позволил,
в конце концов, снять вопрос о
первичности и вторичности
В свершении «маржинальной революции» в экономической литературе выделяют два этапа.
Первый этап «маржинальной революции» охватывает 70 - 80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальрасса. На этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе «австрийской школы» маржинализма. Его школа, в которой активно сотрудничали также Ф. Визер, О. Бем - Баверк и другие ученые, выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, ратуя, как и «классическая школа», за «чистую экономическую науку». При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии.
Второй этап «маржинальной революции» приходится на 90-е гг. XIX в. с этого времени маржинализм становится популярным и приоритетным во многих странах. Главное достижение маржиналистов на данном этапе - отказ от субъективизма и психологизма 70-х гг., с тем, чтобы подтвердить, говоря словами Й. Шумпетера, что «целью чистой экономики… всегда оставалось объяснение регулярного хода экономической жизни на основе данных условий». В результате представители «новых» маржинальных экономических идей стали расцениваться в качестве приемников классической политической экономии и называться неоклассиками, а их теория, соответственно, получила название «неоклассической». На втором этапе «маржинальной революции» - этапе формирования неоклассической экономии - наибольший вклад внесли англичанин А. Маршалл, американец Дж. Б. Кларк и итальянец В. Парето.
2. Полезность - понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и от самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором - увеличивается.Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы, но не имеет свойства количественной измеримости.Различают общую (совокупную) и предельную полезность. Общая (совокупная) полезность - это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ .Предельная полезность- это приращение степени удовлетворения (полезности) при потреблении или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени. Предельной полезностью называют полезность, равную приращению, увеличению общей полезности вследствие покупки дополнительной единицы данного блага.Между общей и предельной полезностью существуют зависимости. Общая полезность равна сумме всех предельных полезностей, добавленных с самого начала. Общая полезность увеличивается с ростом потребления, но уменьшающимся темпом, означающим убывание предельной полезности по мере насыщения потребности в данном благе.
3.Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара. Например, если человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.
4.Предельная полезность (нем. Grenznutzen, англ. Marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):
где — функция полезности, а — количество потребляемого блага.
В условиях чистой конкуренции определяет рыночную цену товара.
Термин «предельная полезность»
Принцип предельной полезности сводится к следующему: ценность блага данного рода определяется полезностью предельного экземпляра, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.
5. Факторы потребительского выбора, определяющие конкурентоспособность конкретного товара на рынке заменяющих товаров:
Факторы предложения, определяющие цену предложения товара, на которую претендует поставщик (производитель, продавец):
Факторы, обусловленные
альтернативными
После установления основных факторов, влияющих на ценообразование, определяются цели ценообразования, которые должны соответствовать целям фирмы на рынке в данный период.При определении базовых цен на информационные продукты и услуги можно использовать ряд методов, используемых в ценообразовании.Затратный метод, основанный на оценке затрат производителя (продавца):цена = себестоимость. + фиксированная норма прибыли.Этот метод наиболее прост, потому что производитель имеет больше информации о своих затратах, чем о потребительском спросе. С другой стороны, если большинство продавцов используют этот же метод, то цены у них примерно одинаковые, ценовая конкуренция сводится к минимуму.Отрицательный момент — цена не увязана с текущим спросом и формируется без учета потребительских свойств товара (услуги) и товаров (услуг) конкурентов.Затратный метод удобен при установлении цены на принципиально новую продукцию, когда сопоставление с ценой на ранее выпускаемую продукцию невозможно, а также при установлении цен по разовым заказам или на опытные образцы и цены на товары, когда спрос на них заведомо опережает предложение.
6. Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Кривые безразличия широко используются неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора. При помощи кривых безразличия можно показать равновесие потребителя.
|
Кривая безразличия |
На графике на одной оси отложено число единиц товара X, на другой — число единиц товара Y. Соединив точки А, В, С, D получим кривую U1, каждая точка которой показывает возможные комбинации единиц товара X и товара Y, дающие одинаковое удовлетворение. Кривая U1 называется кривой безразличия, которая указывает, что потребитель безразличен к этим трем наборам продуктов, т.е. потребитель не чувствует себя ни лучше, ни хуже, отказавшись от 2 единиц товараX и получив 1 единицу товара Y при перемещении от набора А к набору В. Точно так же потребитель одинаково ранжирует А и D.
Кривые безразличия обладают следующими свойствами.
Набор кривых безразличия образуют карту кривых безразличия, которая используется для описания предпочтения человека по всем наборам товаров.
Карта кривых безразличия (indifference map) — способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя, описывающая предпочтения человека по всем наборам продуктов.
|
Карта кривых безразличия |
На графике показаны четыре кривые безразличия, образующие собой семейство — карту кривых безразличия. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, доставляют потребителю большую полезность, а поэтому предпочтительнее, чем наборы на менее удаленных кривых.U4 > U3 > U2 > U1
Карта кривых безразличия дает представление о вкусах конкретного потребителя, поскольку иллюстрирует норму замещения двух благ при любых уровнях потребления данных благ. Когда речь идет о том, что известны вкусы потребителей, то имеется в виду вся карта кривых безразличия, а не текущее соотношение единиц двух благ. На карте кривых безразличия каждая кривая объединяет точки с одинаковой полезностью.
7. Предельной нормой замещения благом Х блага У (MRSxy – marginal rate of substitution) называют количество блага У, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным
Графическим изображением предельной
нормы замещения двух благ, взятых
в определенном количественном сочетании,
служит тангенс угла наклона касательной
к кривой безразличия в точке,
представляющей это сочетание (в
точке А, рис 9).Предельная норма замещения
двух благ всегда отрицательна. Знак минус
означает, что изменения количества двух
благ происходят в противоположных направлениях,
т.е. положительному изменению одного
блага соответствует отрицательное изменение
другого. Это служит дополнительным доказательством
отрицательного угла наклона касательной,
проведенной к любой точке кривой безразличия.
При изменении количества потребляемых
товаров и желании потребителя остаться
на той же кривой безразличия прирост
полезности от добавленного количества
одного товара должен быть равен потере
полезности от отказа от какого-то количества
другого товара. Следовательно, предельная
норма замещения благом Х блага У может
рассматриваться как отношение предельной
полезности блага Х к предельной полезности
блага У.Если обратиться к графику ( рис.
9), то можно увидеть, что предельная полезность
блага Х уменьшается по мере замены товаром
Х товара У, а предельная полезность товара
У соответственно увеличивается, т.е. значение
MRSxy уменьшается.На графике это уменьшение
проявляется в убывании углового коэффициента
наклона касательной по мере движения
вниз вдоль кривой безразличия.Уменьшающаяся
предельная норма замены в порядковой
теории полезности имеет тот же смысл,
что и убывающая предельная полезность
в количественной теории.
Информация о работе Экономика: маржолизм, кривые безразличия, полезность, бюджетные линии